Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 12:37, реферат
Целью моей работы является описание закономерностей осуществления внешней торговли.
Существование международной торговли настолько привычно для повседневного сознания человека, что мало кто задумывается, почему возник и процветает мировой рынок. Ответ на этот вопрос зависит от развития экономики человечества в целом, и среди устоявшихся теорий центральное место занимают идеи, высказанные почти 200 лет назад выдающимся английским экономистом Давидом Рикардо.
Введение
Экономическая сущность торговли
Место внешней торговли в экономике России
Роль внешней торговли России в мировой экономике
Тенденции и факторы развития внешней торговли России
Основные методологические аспекты внешнеторгового оборота России
Стандартная модель международной торговли
Структура внешней торговли России
Заключение
Список используемой литературы
Дополнительные доходы получают производители экспортных товаров в связи с ростом их цен и увеличением объема производства.
С развитием внешней торговли проигрывают производители товаров, конкурирующих с импортными. Рост импорта относительно более дешевых товаров вынуждает их отказаться от производства части продукции, создаваемой с высокими предельными издержками. В то же время сократившуюся по объему продукцию они вынуждены реализовать по относительно более низким ценам.
Неодинаковое воздействие внешней торговли на благосостояние различных слоев населения находит отражение в проводимой государством торговой политике. Его стремление к проведению политики либерализации внешней торговли, как правило, сочетается с элементами протекционизма.
Структура внешней торговли России
Структура внешней торговли России за последние 50-70 лет претерпела существенные изменения. Если в первой половине XX столетия (1937 г.) около 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то в 2003 г. – всего 22% товарооборота, а доля обрабатывающей промышленности соответственно выросла до 78%, при этом доля машин и оборудования – с 11 до 42%
Таблица 1. Структура внешней торговли России по товарным группам в 2003 г.
Следует отметить тенденцию к увеличению потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста внешней торговли России, что обусловлено выработкой заменителей сырья, более экономичным его использованием, углублением его переработки.
Важная тенденция – рост торговли услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитными. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг – инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, – что в свою очередь стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами, особенно информационно-вычислительными, консалтинговыми, лизинговыми, инжиниринговыми, стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.
В результате к концу XX в. внешней торговля стала одним из основных факторов экономического развития.
Наибольшую долю во внешней торговле России, по-прежнему, занимают развитые страны. На страны Западной Европы в 2003 г. пришлось 39,3% мирового торгового оборота, Северной Америки – 19,6, Японию – 6,6, на бурно развивающиеся страны ЮВА (включая Китай) – 17,7%. При этом доля Северной Америки в экспорте в период с 1948 по 1973 г. снизилась с 27,3 до 16,9%, стабилизировавшись далее на этом уровне. Доля Западной Европы, выросшая в 1948-1973 гг. с 31,5 до 45,4%, затем колебалась в интервале 39-44%.
Заключение
Я считаю, что у России есть все необходимые предпосылки для дос-тижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).
Определить основные последствия международной торговли можно только после того, как к информации о свойствах предложения мы добавим информацию о предпочтениях потребителей и характеристиках спроса. Необходимость учета предпочтений населения можно показать, во-первых, через общественные кривые безразличия, во-вторых, через кривые спроса, которые можно (но не обязательно) строить на основе общественных кривых безразличия.
Установление торговых отношений в целом выгодно для обеих сторон. Используя кривые спроса и предложения, можно не только получить такой же результат, но и дать ему количественную оценку, измерив последствия внешней торговли отдельно для потребителей импортируемого товара и для его местных производителей. Эти изменения в благосостоянии оцениваются при помощи понятий дополнительной выгоды потребителей и производителей, с той оговоркой, что эти выгоды нельзя целиком отнести к какой-то определенной группе людей.
Оказывается, что выгоды потребителей импортируемого товара намного превосходят потери производителей, конкурирующих с импортом продукции. Если расценивать каждый доллар выигрыша и убытков одинаково, вне зависимости от того, на чью долю они пришлись, то совокупный чистый выигрыш нации от внешней торговли представляет собой простую функцию объема торговли и обусловленного ею изменения цен. Хотя международная торговля и является выгодной для обеих сторон, выгоды от нее распределяются между странами не равномерно, а в зависимости от того, где цены изменились в большей степени. Больше получает та страна, у которой больше изменились условия торговли (отношение экспортных цен к импортным). Различия во вкусах населения сами по себе могут служить основой взаимовыгодной торговли. Если какая-то страна отличается от остальных только структурой предпочтений потребителей, а производственные возможности у нее те же самые, внешняя торговля повлечет за собой некоторую международную специализацию в потреблении, а не в производстве.
Литература
1. Оболенский В.П. Перспективы расширения
конкурентных преимуществ и
2. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6.
3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Маркетинг, 2000
4. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2003
5. Быков П. Кризис на экспорт // Эксперт, 2003. № 1-2