Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 23:32, курсовая работа
Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: Какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются?
Введение 3
1 Теоретические аспекты экономической теории
Понятие, сущность и функции экономической теории 5
Основные этапы развития экономической теории (экономические школы) 9
Предмет и методы экономической теории
Предмет экономической теории 19
Методы экономической теории 27
Проблемы формирования современной российской экономической
науки 30
Заключение 35
Список литературы 37
Основные направления и школы экономической мысли |
Предмет |
Меркантилизм Физиократы Классическая политическая экономия |
Национальное богатство |
Марксизм |
Производственные отношения |
Историческая школа |
Национальное хозяйство в целом |
Маржинализм или неоклассическая школа (микроэкономика) |
Поведение субъектов экономики, путей и средств достижения ими своих целей |
Кейнсианство (макроэкономика) |
Механизмы функционирования национальной экономики как единого целого |
Институционально- |
Институты и институциональные изменения |
Теория неоклассического синтеза (экономике) |
Национальное богатство, формы и стимулы человеческого поведения в мире ограниченных ресурсов |
Экономическая теория |
Хозяйственная деятельность людей в экономических системах при ограниченных ресурсах на различных уровнях |
Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.
Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.
Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:
При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.
Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же зарплаты в целом по стране приведет к росту цен, инфляции, и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.
- Логически ошибочное построение «после этого, следовательно, по причине этого».
Например, когда растет величина , сокращается величина . Это не означает, что всегда является причиной изменений в . Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора .
Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к сокращению, а к увеличению объема продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж!? Но этот ложный вывод, противоречащий закону спроса, поскольку в данном примере не учтен фактор ожидания инфляции и рост доходов населения.
3 Проблемы формирования современной российской экономической науки
В настоящее время одним из дискуссионных вопросов в экономической науке оказался вопрос о том, существует ли российская экономическая школа как особое направление в мировой экономической мысли, неразрывно связанное с историческими, этнокультурными и другими особенностями развития нашей страны.
Современной российской экономической науке присуще поиск новых подходов к исследованию и становление новых направлений и школ. Развитие современной российской экономической науки условно можно разделить на два периода.
Первый — период растерянности и преклонения перед западной экономической наукой (конец 1980-х — первая половина 1990-х гг.). Необычайно популярным становится неоклассическое направление, представленное, прежде всего «экономиксом» и неомонетаризмом («чикагская школа» М. Фридмена).
Второй — период зарождения и становления новой российской экономической науки (со 2-й половины 1990-х гг. по настоящее время).
Характерные черты современной российской экономической науки
Постепенное преодоление повального преклонения перед западной экономической наукой.
1. Формирование новых направлений; одно из них представлено взглядами и концепциями по неформальной экономике. Среди новых концепций в постсоветской экономической науке выделяются три, причем все они относятся к теории экономических систем:
– теория постэкономического общества В. Иноземцева, в которой рассматриваются острые противоречия генезиса постиндустриального общества, в результате чего оно развивается не столько глобально, сколько анклавно (территориально ограничено);
– теория философии хозяйства Ю. Осипова, в которой сделана попытка продолжить начатую С. Булгаковым традицию философского осмысления экономической деятельности;
– теория типов развития А. Фонотова, в которой проанализированы принципиальные особенности характерного для России мобилизационного развития, противопоставленные инновационному развитию стран Запада.
Две тенденции здесь состоят в решительном отказе от классового подхода к оценке происходящих социально-экономических процессов. Современной российской экономической науке (как и западной) все больше присущ, например, плюрализм как принцип построения теорий.
Среди направлений в российской экономической науке в последние годы активно возрождается и развивается неоинституционализм. Реанимация и развитие неоинституционализма в России связаны, Во-первых, с сильным влиянием марксизма, который рассматривал традиционный институционализм в качестве своего потенциального союзника. Поэтому не случайно работы Дж. Гэлбрейта, Г. Мюрдаля и Т. Веблена были переведены и опубликованы у нас еще в советское время. Во-вторых,— с желанием преодолеть ограниченность экономикса, основанного на деятельности рационального индивида.
Современная экономическая действительность стала чрезвычайно сложной. Экономические процессы тесно переплетаются с политическими, социальными, психологическими, правовыми. Свою задачу отечественная наука видит в том, чтобы развить принципы, постулаты институциональной теоретической школы применительно к условиям трансформационной экономики.
Исследования в данной области переживают этап поиска и экспериментирования. Это скорее совокупность «старых» и «новых» институциональных концепций, научных гипотез и моделей, нежели некая устоявшаяся система знаний.
Так, значительная часть российских ученых вполне солидарна с выводами американской экономической науки, что задача государства, всего общества заключается прежде всего в том, чтобы в системе национальной экономики создать четко работающее правовое поле. Задача правительства — создать и контролировать различные институты, на которых базируется дееспособность этого правового поля, обеспечить соблюдение «правил игры» субъектами экономики.
В настоящее время предприниматели, официальные лица и население относятся к правовым нормам достаточно пренебрежительно. По данным социологических опросов, многие предприниматели соблюдают законы «по мере возможности», т. е. если они не препятствуют хозяйственной деятельности. Иногда и представители органов государственной власти нарушают конституционные основы и федеральное законодательство. Многие бюрократические услуги осуществляются на неформальном уровне. Осуществление правовых норм затрудняется и тем, что лоббирование собственных интересов стало чуть ли не основным конкурентным преимуществом. К невыполнению принятых обязательств индивидуумами (несвоевременная уплата коммунальных платежей и т. п.) и предпринимателями (неплатежи поставщикам, невыплата заработной платы и т. п.) общественное мнение довольно снисходительно. Так, уклонение от налогов оправдывается рассуждениями о налоговом бремени.