Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:14, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы "Предмет, метод и функции экономической теории" обусловлена тем, что для правильного понимания курса "Экономическая теория" необходимо определить предмет, метод и функции экономической теории - то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы простой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.
Введение……………………………………………………………………
1. Экономическая теория в жизни общества………………………………
а) Экономическая теория и материальное благосостояние……………
б) Экономическая теория и рыночная система………………………
в) Экономическая теория и система конкурирующих целей…………..
г) Экономическая теория и экономический подход к социальным процесса…
(широкое расстояние)
2. Предмет экономической теории…………………………………….
3. Методы экономической теории…………………………………….
4. Функции экономической теории……………………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
Существует множество определен
В наше время предметом экономической теории является теоретическое обоснование эффективного использования редких экономических благ с целью наибольшего удовлетворения потребностей людей.
Для более полного представления о предмете экономической теории следует рассмотреть такие основополагающие понятия, как: потребности людей, редкость ресурсов, проблемы выбора.
Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Они имеют сложную структуру и включают потребности в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении. Такие потребности имеют тенденцию к постоянному росту и приданию импульса развитию производства.
Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к растущим потребностям. К экономическим ресурсам относятся труд, земля, капитал, а также предпринимательские способности, интеллектуальный потенциал и информация. Научно-технический прогресс благодаря новым технологиям существенно увеличивает возможности удовлетворения потребностей людей. Несмотря на это проблема редкости ресурсов остается, поскольку она связана не с абсолютным уровнем потребления, а с относительными возможностями при помощи данных экономических ресурсов удовлетворить все имеющиеся потребности. В результате редкости, ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора.
При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследуют государство, фирма, домохозяйство.
Проблема выбора ставит перед любым обществом, будь то первобытное племя или развитое постиндустриальное государство, три фундаментальных вопроса: 1. Что производить? 2. Как производить? 3. Для кого производить?
Вопрос что производить никогда не снимается с повестки дня, поскольку на него нельзя ответить — все производить, что душе угодно. Каждый раз общество наталкивается на ограниченные ресурсы и вынуждено делать выбор и от чего-то отказываться.
Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара должна сокращать производство другого. Экономика страны чаще всего находится не на границах своего экономического потенциала, а внутри него. Это связано с безработицей, остановкой предприятий, структурными изменениями, неэффективным регулированием экономики.
Полное использование
Разрешение проблемы как производить товары, связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Один и тот же результат, может быть, достигнут разными средствами. Производители стоят перед выбором использования различных комбинаций ресурсов, которые зависит от цен на ресурсы и технологий.
Решение вопроса о том,
как производить продукты, связано
не только с технологическим
выбором, но и с особенностью
организационно-правовых форм
Решение третьего фундаментального вопроса — для кого производить — зависит от того, как распределяется созданный национальный продукт между домохозяйствами: на основе принципа по труду, уравнительно или в зависимости от факторов производства?
Проблема распределения
В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономической жизни экономическая теория подразделяется на следующие разделы: общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика.
Основным объектом, используемым в микроэкономике, является поведение индивидуального экономического субъекта рыночной экономики, функционирующего в условиях ограниченности ресурсов. При этом под индивидуальным экономическим субъектом понимается первичный элемент хозяйственной системы, осуществляющий самостоятельно определенные экономические функции. Такими субъектами являются фирма, домашнее хозяйство, потребитель, инвестор, собственники земли, капитала или рабочей силы и др.
Цель: определение условий
Основные объекты, исследуемые в микроэкономике:
10) Общественные блага, их производство в условиях рынка.
Поведение экономического субъекта – это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему использовать имеющиеся ограниченные ресурсы с наибольше для него пользой и выгодой. В микроэкономике принято считать, что основным мотивом их деятельности является максимизация материальной выгодой, измеренной в конкретном показателе. Для фирмы это показатель прибыли, для покупателя – полезность потребительского набора, для инвестора – отдача от капиталовложений. Рациональными считаются все действия, которые приводят к уменьшению затрат ресурсов и к увеличению выгоды.
Цели: экономический рост, экономическая эффективность, полная занятость, безинфляционное развитие, эффективность внешнеэкономического взаимодействия. (что то слова далеко друг от друга. Надо исправить)
Основные объекты, исследуемые в макроэкономике:
7)теории международной
8)валютный рынок;
9)равновесие в открытой
Предметом макроэкономики является экономическая система в целом. Основные проблемы макроэкономики - экономический рост, занятость, инфляция, состояние внешнеэкономического взаимодействия.
( Есть из 4)
Метод – это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения.
Рассмотри такие методы как:
– метод экономической теории; (книга)
– метод познания; (книга)
– моделирование;
– метод научных абстракций;
– метод исследования и изложения; (книга)
– метод анализа и синтеза;
– системный подход;
– индукция и дедукция;
– количественный анализ и качественная определённость; (книга)
– графический метод. (книга)
Метод экономической теории представляет собой совокупность способов, приёмов познания экономических отношений людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей. При этом экономические явления и процессы рассматриваются как в статистике, так и в динамике. Взятые в непрерывном движении и развитии, в переходе из одного качественного состояние в другое, они анализируются с целью выявления и разрешения (снятия) противоречий. Конкретизируя научные выводы в виде тех или иных рекомендаций, экономическая теория выполняет практические функции по разработке основ экономической политики государства. (книга стр. 52)
Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Это достигается путём движения мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. (книга стр. 52)
Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу – модели (от латинского modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнерами.
Метод научных абстракций, или абстрагирование, - это особый мыслительный прием, позволяющий формулировать те или иные отвлеченные понятия – так называемые абстракции, или категории. Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь об этом.
Метод научных абстракции, предполагающий
отказ от анализа поверхностных,
несущественных сторон явления с
целью раскрытия его внутренних
На стадии абстрактного мышления вырабатывается идеальная действительность, т.е. образная её модель, сформулированная в научных абстракциях: экономических категориях, принципах, моделях, законах. Таким образом, на стадии абстрактного мышления мы получаем мысленно представляемую, а не реальную действительность, ибо последняя настолько богата и многообразна, что её просто невозможно описать с помощью какой-либо идеальной модели. При этом главное заключается в том, что в этом нет никакой необходимости, ибо наша «обедненная» идеальная модель призвана отразить в себе лишь то существенное, что свойственно изучаемой нами экономической действительности. (книга стр. 53)
Метод исследования направлен на раскрытие сущности экономических явлений и процессов. Он включает весь путь познания: движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизводить в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов. (книга стр. 54-55)
Однако в ходе изложения возможно проявление определённых сомнений, противоречий, нестыковок между отдельными научными результатами исследования, которые могут породить новые гипотезы либо желание удостовериться в истинности имеющихся утверждений, либо стремление уточнить данное научное положение. В этом своём проявлении метод изложения выступает в качестве составляющей метода исследования. Причём такого рода исследование часто ограничивается уровнем абстрактного мышления и получает как бы самостоятельно значение. (книга стр. 55)
Метод анализа и синтеза. Анализ – сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. С помощью анализа выделяют отдельные стороны явления с целью установления их специфики. (это предл. из книги стр. 64) Синтез – результаты изучения отдельных частей обобщаются, и устанавливается взаимосвязи элементов системы в целом. Путем синтеза экономика как наука воссоздает целостную единую картину явления или процесса. Синтез объединяет расчленённые анализом части для выявления того общего, что их связывает в единое целое. (это предл. из книги стр. 64) Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез.
Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).
(или это или это)
Системный подход. Системный подход - это метод подготовки научно-обоснованных решений крупных комплексных проблем в сфере управления, планирования, финансов, кредитов и т.д. Осуществляется это на таких принципах, как динамичность системы, взаимодействие и связь элементов системы, целостность системы, выделение главного звена (главного элемента системы).
Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Посредствам индукции (нововведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция же (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частичным. Индукция характеризуется движением процесса познания от единичных, частных суждений к общим умозаключениям, тогда как дедукция предполагает процесс мышления в движении от общих положений к единичным суждениям. (это предл. из книги стр. 64)Например, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция). ( Рассмотрим ещё по одному методу. Предположим, человек начинает анализировать окружающий его мир благ. Он видит, что хлеб обменивается на другой продукт или деньги, следовательно, это позволяет ему сделать единичное заключение: хлеб обладает меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться на другие блага в определённых пропорциях. Затем он рассматривает другое благо – вино, применительно к которому можно сделать такое же единичное заключение, как и в отношении хлеба: вино способно обмениваться на другие блага, и, следовательно, оно тоже обладает меновой стоимостью. Расширив круг благ с целью выявления у них данного свойства (меновой стоимости), человек приходит к обобщающему выводу: все блага, выступающие на обмен другие, обладают меновой стоимостью. Отсюда даётся определение меновой стоимости как способности одного блага обмениваться в определённых пропорциях на другие блага. Таким образом, от единичных, частных случаев мы пришли к обобщающему заключению (индукция). (книга стр. 57. там есть скобка её убрать) Для демонстрации дедуктивного метода достаточно взять общее положение и применить его к тем же или совершенно новым благам. Взяв поочерёдно вышеупомянутые блага, мы видим, что все они обладают свойством обмениваться на другие блага, откуда можно сделать заключение, что они обладают меновой стоимостью. Теперь предположим, что мы только что сделали «научное открытие»: любой товар обладает меновой стоимостью. Данная идея может быть обменена на другие блага, и, следовательно, она не обладает меновой стоимостью, хотя, несомненно, имеет важное значение для экономических исследований. (книга стр.57)
Информация о работе Экономическая теория: предмет, метод, функции