Экономическая теория. Предмет, методы и функции. Становление и развитие экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:23, доклад

Описание работы

Слово экономика впервые стали употреблять в др Греции в 4 в до нашей эры.
Оно обозначало учение о домашнем хозяйстве. Сейчас экономикой прежде всего называют хозяйственную деятельность семьи, предприятий, населения страны и всего мира. Предмет экономики-это экономические отношения возникающие между людьми по поводу ограниченных благ при производстве, распределении, обмене и потреблении этих благ.Метод – это способ познания, раскрытия сущности изучаемого объекта.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Символические – это деньги стоимость товарного тела ниже номинала (деньги)

Средство обращения – это когда деньги выступают в качестве посредника при обмене товара и услуг.

*Функции меры  стоимости: деньги измеряют ценность или стоимость товара.

*Функции средств  накопления – состоит в способности денег как к сохранению стоимости или в том, что они дают возможность использовать имеющуюся в данный момент стоимость для будущей покупки.

*Функции средства  платежа. – они являются существованием разрыва во времени между движением денег и движением товаров и услуг.

Бартер - это натуральный  обмен товарами.

Мировые деньги имеют троякое назначение и служат: всеобщим платежным средством; всеобщим покупательным средством; материализацией общественного богатства. В качестве международного платежного средства деньги выступают при расчетах по международным балансам, главным образом по платежному балансу. Как международное покупательное средство деньги используются при прямой покупке товаров за границей и оплате их наличными (например, при неурожае — покупка зерна, сахара и других продовольственных товаров). В качестве материализации общественного богатства деньги являются средством перенесения национального богатства из одной страны в другую.  (Например: при предоставлении займов)

 

  1. Теория спроса и предложения. Факторы спроса и предложения. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения.

Спрос покупателя на те или иные товары формируется под влиянием потребности.

Закон спроса- это то кол-во товаров и услуг которые будут приобретены за определённую цену и время.

Факторы спроса: цена, качество, вкус, доход, ожидание, кол-во покупателей, цена на однотипную продукцию.

Чем  больше спрос, тем  больше предложение.

Закон предложения – это то кол-во товаров или услуг которые будут предложены клиенту за определённое кол-во времени и определённую цену.

Факторы предложения:  качество, цена, конкуренция, ресурсы, налоги.

Чем ниже цена, тем больше спрос.

Точка равновесия это когда спрос=предложению.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды  рынка, вследствие чего цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают  как результат равновесия спроса и предложения. Цена соответствует  тому количеству, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать.

Рыночное равновесие - такое  состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно  количеству товара предлагаемого к  реализации по востребованной цене.

Эластичность  спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.

Под эластичностью  спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей.

Эластичность  предложения - чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.

      Факторы эластичности предложения:

1.Фактор времени —  основной фактор. Чем больше времени  у производителей для переналадки  производства, тем выше предложение.

2.Чем выше уровень загрузки  производственных мощностей, тем  выше предложение товаров.

3.Уровень издержек сложившихся  в отрасли. Если издержки предприятия  ниже чем среднеотраслевые, то  оно может расширять предложение.

4.Наличие внутренних ресурсов. Если они есть, то предприятие  имеет возможность увеличить  объём производства.

 

  1. Издержки и прибыль. Износ и амортизация.

Издержки - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием (фирмой) своей производственной и реализационной деятельности.

1.Постоянные издержки  - это стоимость ресурсов, которые  не могут быть изменены в  процессе их применения в краткосрочном  периоде. 

2.Переменные издержки  - это стоимость изменяемых ресурсов  для производства определенного  объема продукции.

Под издержками принято понимать все затраты предпринимателей по организации производства, изготовлению товара и его продаже. Состав издержек у различных предпринимателей различен и обусловлен спецификой их деятельности. Прибыль предприятия является важнейшим показателем эффективности его деятельности. Она тем больше, чем меньше издержки производства, и наоборот.

Любая прибыль предприятия, подлежит налогообложению. Обычно рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль  и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и  отчислений.

Износ основных средств (фондов) – снижение первоначальной стоимости основных средств в результате их изнашивания в процессе производства (физический износ) или вследствие морального старения машин, а также снижения стоимости производства в условиях роста производительности труда.

Физический износ основных средств зависит от качества основных фондов, их технического совершенствования (конструкции, вида и качества материалов); особенностей технологического процесса (величины скорости и силы резания, подачи и т.д.); времени их действия (количества дней работы в году, часов  работы в смену); от квалификации рабочих. Амортизация (от сред. – век. лат. amortisatio – погашение) – это:1)     постепенное снашивание фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию;2)     уменьшение ценности имущества, облагаемого налогом (на сумму капитализированного налога). Амортизационный фонд – источник капитального ремонта основных средств, капитальных вложений. Образуется за счет амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления – это когда производство знает на какой срок годности расчитан какой либо аппарат, например 5 лет, и каждый год действия этого аппарата производство откладывает про запас денежные средства, в результате чего к окончанию срока годности и износа аппарата у производства имеется та сумма на которую можно приобрести новый такой же аппарат.

 

 

 

 

 

  1. Совершенная конкуренция. Достоинства и недостатки.

Конкуренция- это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия, производства и сбыта товара за получение наивысшей прибыли.

Совершенная конкуренция  существует в таких сферах деятельности , где действуют достаточное кол-во мелких продавцов и покупателей одного товара и поэтому не один из них не в состоянии повлиять на цену.    ( ателье), продажа огурцов после сбора в огороде на социальном рынке.

Основные характеристики:

- большое количество мелких  продавцов и покупателей,

- продаваемый продукт  однороден и у всех производителей, покупатель может выбрать любого  продавца товара для осуществления  покупки,

- не возможность контроля  над ценой,

- полная свобода входа  и выхода на рынок.

 

  1. Не совершенная конкуренция: монополия, олигополия,  дуополия, картели, монополистическая конкуренция.

- это конкуренция, когда  фирмы имеют возможность контролировать  цену.

Несовершенную конкуренцию  подразделяют на: Монополия ( всего один продавец на рынке.)(газпром) Регулируемая монополия – государственная монополия – государство разрешает компании устанавливать расценки обеспечивающие справедливую норму прибыли, которая даст организации возможность поддержки производства и расширить его. Не регулируемая монополия – фирма может устанавливать цену на любой продукт. Ценовая конкуренция – продавцы влияют на спрос по средствам изменения цены товара. Не ценовая конкуренция – продавцы влияют на изменение отличительных особенностей своей продукции..), Олигополия - это типы отраслевого рынка на котором несколько фирм продают стандартизированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах на столько велика, что изменения предполагаемой продукции в одной из фирм ведёт к изменению цены. ( производство и продажа автомоблей) . Доступ для других фирм затруднён. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью цен. Обычно действует не ценовая конкуренция. Картель-это тип олигополии – союз предпринимателей на основе картельного соглашения) в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия. Соглашение по цене, доле на рынке, по объёму производства.  Картели могут быть как национального характера, так и международного. Картеле подобная структура рынка – правила которые устанавливают предприниматели нигде не прописываются - «игра по правилам». Устанавливается цена той фирмы, которая является лидером.  Дуополия – частный случай ограниченной конкуренции, на рынке действуют 2 продавца продающие идентичную продукцию.  Монополистическая конкуренция – состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Это объясняется способностью продавцов предложить покупателю разные варианты товаров, которые дифференцированы, что позволяет продавцам осуществить определённый контроль над продажной ценой товара (производство и реализация водки)

 

  1. Антимонопольное регулирование: принципы,  законодательство.

Антимонопольное законодательство – комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Eе основными моментами является:

1.  стимулирование предпринимательства

2.  развитие конкурентных  начал

3.  организационно-правовое  обеспечение антимонопольной политики  охрана и поощрение конкуренции;

4. контроль над фирмами,  занимающими господствующее положение  на рынке;

5. контроль над ценами;

6. защита интересов и  содействие развитию мелкого  и среднего бизнеса.

Существует Федеральная  антимонопольная служба (ФАС России)

— федеральный орган, который  отслеживает объём выпущенной продукции  и доход предприятия. Отслеживание происходит по отчетности предприятий  о их итогах работы. Необходимо чтобы по территории не было захвачено более 35%( по предложению продукции среди остальных предприятий), если же более 35%- предприятие считается монополией и ФАС с этим борется.

Основными принципами антимонопольной  политики государства являются следующие:

• свобода экономической деятельности;

• свободное движение товаров, услуг и финансовых средств;

• дифференциация и защита личных и общественных интересов;

• поощрение отношений конкуренции;

• предупреждение экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию;

• специализация регулирования природных и государственных монополий.

 

 

 

  1. Кредитно-денежная политика: основные цели и инструменты.  Коммерческие банки.

ЦБ вплотную взаимодействует  с коммерческим банком, так как  работа коммерческих банков зависит  от решения ЦБ. Для свободной работы коммерческого банка ЦБ должен выдать ему лицензию на осуществление коммерческой деятельности.

Коммерческие  банки – это такое коммерческое предприятие, которое строит свои взаимоотношения с партнёрами на основе прибыльности и риска. Банки не могут отдавать все свои имеющиеся средства, в том числе средства вкладчиков, так как вкладчик имеет право отозвать свои денежные средства в любой момент. Для этого банк осуществляет определённую фиксированную часть депозитов, которая называется не задействованная. Эти фонды называются банковскими резервами.

Формы кредитов:  меняются довольно часто поэтому есть 3 основных типа):

-государственный ( в основном этот кредит используется для покрытия государственного дефицита бюджета),

- потребительский ( предоставляется не посредственно домашним хозяйствам, и на объекты длительного пользования, например: квартиры, машины, мебель),

-международный(может предоставляться в товарной или денежной форме, в этом случае участниками кредитной сделки являются фирмы, банки, международные и региональные организации).

 

  1. Финансовая система государства.  Государственный бюджет.  Дефицит и профицит государственного бюджета.

Финансовая система – это совокупность  всех взаимосвязанных структурных финансовых элементов:

-совокупность бюджетов  всех уровней

-вне бюджетные фонды

-валютные резервы государства

-денежные фонды предприятий  и организаций.

Финансовую систему определяют и как взаимосвязь других элементов: государственные финансы, финансы  хоз-ных субъектов, финансы населения.

Государственный бюджет – это основной финансовый план гос-ва, который по своему материальному содержанию представляет собой централизованный фонд денежных средств. Обычно государственный бюджет составляют на 1 год. Сам проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительными органами власти и утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Основные функции государственного бюджета:

1.перераспределение национального  дохода, 2. Государственное регулирование  и стимулирование экономики страны, 3. Стимулирование научно-технического  прогресса, 4. Финансовое обеспечение  социальной политики, 5. Контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

Расходы государственного бюджета: военные и внешнеполитические расходы, социально-экономические расходы, расходы на государственное управление и охрану правопорядка страны, проценты по государственному долгу.

Доходы государственного бюджета – налоги, в результате которых создаётся финансовая база для выполнения государством своих задач и функций. Под налогами подразумевают платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами. Основные налоги, обеспечивающие наибольшее поступление в бюджет закреплены за государственным бюджетом. К ним относят: подоходный налог населения, налог на прибыль, налог на добавочную стоимость(НДС), таможенные пошлины.

Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Дефицит госбюджета- показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

 

  1. Центральный банк и его роль  в рыночной экономике. Кредитно- денежная политика: основные цели и инструменты. Коммерческие банки.

Информация о работе Экономическая теория. Предмет, методы и функции. Становление и развитие экономической теории