Экономические агенты как участники экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение экономических агентов в микроэкономике.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность экономических агентов;
- охарактеризовать специфику рыночных и нерыночных агентов;
- рассмотреть домохозяйства, государство, фирму и некоммерческие организации как субъекты микроэкономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов…..4
Глава 2. Рыночные агенты………………………………………………………..8
Глава 3. Нерыночные агенты……………………………………………………15
Практикум………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….21
Приложения……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

микроэкономика курсовая.docx

— 197.17 Кб (Скачать файл)

а) товары кратковременного пользования (срок - менее года)

б) товары длительного пользования (срок - более года)

Домохозяйство – один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:

Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый уровень потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.

Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики.

В-третьих, домохозяйства – это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности и труда).

В-четвёртых, именно домохозяйство – основа для формирования производства и реализации человеческого капитала.

В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом.

Домашние хозяйства принимают самое непосредственное участие наряду с фирмами и государством, в движении ресурсов, доходов и товаров

На рисунке 2 в приложениях показано, что все ресурсы принадлежат домохозяйствам и поступают в виде факторных услуг фирмам. Плата за ресурсы служит материальной основой доходов домохозяйств и используется для покупки потребительских товаров и услуг, созданных фирмами. Движение потоков ресурсов, денежных средств, а так же товаров и услуг осуществляется постоянно. Причем денежные потоки движутся в направлении, противоположном движению ресурсов, товаров и услуг.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование – вложение капитала в развитие и расширение производства.

Предприятие (фирма) – это первичное, основное звено общественного производства. Это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Предприятие выступает как определенная совокупность материальных и нематериальных ресурсов, например завод, шахта, магазин, парикмахерская, банк, которая выполняет функции по производству товаров и услуг. С другой стороны, предприятие – это организационно-правовая структура, владеющая этими производственными ресурсами и управляющая ими.

Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли, укрепление своих позиций на рынке, что способствует увеличению масштабов производства.

Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные (в том числе муниципальные) предприятия, где капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, на которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и (или) те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).

Частные предприятия могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая).

Общественные организации (объединения) - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Для достижения своих целей общественные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью. Участники этих организаций не отвечают по их обязательствам и не сохраняют прав на переданное им имущество.

Смешанные предприятия – это предприятия, уставный фонд которых основан на сочетании различных форм собственности, каждая из которых представлена своей долей (паем) и сформирован двумя или более юридическими лицами одной страны.

По принятой терминологии совместные предприятия – это предприятия с участием иностранного и национального капитала. Уставный фонд таких предприятий образован на основе внесения паевых взносов двумя или более учредителями, один из которых - иностранное физическое или, чаще всего, юридическое лицо. [Таблица 2 в приложениях]

По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества; государственные и муниципальные унитарные предприятия; производственные кооперативы.

По размерам (масштабам производства) предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. В экономике стран по количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около половины общего числа предприятий).

Существует классификация предприятий по такому признаку как вид экономической деятельности, которая представлена в Таблице 3.

Функция предприятия (фирмы) в обществе заключается в производстве товаров и услуг. Именно производящей функцией обусловлена целесообразность фирмы с точки зрения экономической системы. Поэтому для экономики в целом важно, чтобы фирма в той или иной форме всегда присутствовала в системе. Это задает глобальную цель фирмы как экономического субъекта, действующего в рамках совокупной системы экономики, которая состоит в том, чтобы продолжать существовать, вне зависимости от окружающих условий. Таким образом, целью фирмы в экономической системе является сам процесс функционирования, или существования. Предприятия в хозяйственной деятельности ставят и претворяют множественные задачи и цели в следующих областях:

- получение прибыли (повышение  ставки дохода на вложенный  капитал);

- реализация продукции  или услуг (рост оборота или  увеличение доли рынка);

- производство (достижение  данного уровня мощности или  определенного уровня затрат  на производство единицы продукции);

- финансы (достижение устойчивого  потока денежной наличности);

- наличие запасов продукции (обеспечение соответствующего уровня  запасов для бесперебойного производства).

 

Глава 3. Нерыночные агенты

Некоммерческие организации – самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства. [8, с.20]

Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.

К некоммерческим предприятиям относятся также потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и  иных потребностей участников кооператива на основе объединения их его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые за счет добровольных, имущественных взносов, используемых на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Кроме того, на основе единых интересов создаются всевозможные общественные организации граждан, направленные на удовлетворение общих потребностей.

Таким образом, некоммерческие организации являются также активными экономическими агентами, как домашние хозяйства и коммерческие предприятия. [8, с.21]

Интересы участников хозяйственной деятельности весьма многообразны и противоречивы. Поэтому необходимы их согласование и координация, что достигается различными способами, в том числе при регулирующей деятельности государства. Государство – это элемент экономической системы, который устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП); доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Во всех странах с рыночной экономикой государство играет значительную роль в экономике. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика - это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

Государство как третий субъект экономической системы в экономике выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых  основ деятельности экономических  агентов и предоставление услуг  для эффективного функционирования  экономики;

2) антимонопольное регулирование;

3) воздействие на динамику  и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию  посредством дифференциации налоговых  ставок, регулирования цен, законодательного  определения минимума заработной  платы, субсидирования потребителей  и производителей, осуществления  государственных закупок и государственного  предпринимательства;

4) воздействие на размещение  ресурсов;

5) деятельность в сфере  распределения доходов с целью  сокращения уровня неравенства  в доходах.

Государственные предприятия выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

- прямое вмешательство  через расширение государственной  собственности на материальные  ресурсы, законотворчество и управление  производственными предприятиями;

- косвенное вмешательство  с помощью различных мер экономической  политики.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала.

Прямое вмешательство государства – это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности.

 

Практикум

1. Экономическими агентами  могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования  хозяйства для достижения общественного  благосостояния;

4) все перечисленное верно.

 

Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство – к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством – борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров. 

Информация о работе Экономические агенты как участники экономических процессов