Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:30, реферат
Актуальность данной курсовой работы заключается в том что современное общество переживает сложные времена. В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу, государству. Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. По данным статистики дети - это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных. Они же являются самыми незащищенными. В общеобразовательных школах введен предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". Очень ответственная задача стоит перед школой - воспитание общественной культуры безопасности. Одним из необходимых условий формирования у школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной деятельности является воспитание у них общепризнанных норм поведения.[4, c. 63]
С течением времени потребности множатся, усложняются и дифференцируются. Это происходит в результате развития производства, появления новых его методов, совершенствования технологий. Все это позволило выявить закон возвышения потребностей, говорящий о том, что экономические потребности бесконечны и не имеют предела.
В системе экономических потребностей выделяют личные и производственные потребности. Личные потребности обеспечивают существование людей, а производственные - поддерживают производственный процесс. Человек вступает в производственные процесс, чтобы получить возможность для удовлетворения своих личных потребностей в предметах первой необходимости (пища, одежда, жилье) и в предметах роскоши (продукты, без которых можно обойтись, ковры, картины, украшения и др.).
Естественно, с ростом производства, доходов и потребностей происходит некоторая «переоценка ценностей», и продукты второй группы постоянно переходят в первую. В большинстве развитых стран автомобиль, бытовая техника уже не представляют предметы роскоши, а перешли в категорию предметов первой необходимости, поскольку их использование значительно облегчает быт.
Экономические потребности включают потребности не только в материальных, но и в духовных благах. Последние связаны с приобретением книг, картин, получением образования, посещением театров, концертов, с туристическими поездками. Население все больше стремится к удовлетворению духовных потребностей по мере экономического развития страны. Потребности как чувство неудовлетворенности толкают людей к действиям. Поэтому формой проявления экономических потребностей являются экономические интересы, т.е. мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики.
Экономические интересы принято делить на следующие виды: личные (связаны с индивидуальными потребностями домашних хозяйств); коллективные (выражают необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, некоммерческих организаций – всех тех, кто объединен этим общим интересом); общественные (потребности общества, государства в целом).
В условиях рыночной экономики приоритетное место занимают личные интересы. Именно они являются главным стимулом для ведения экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов – получение большего дохода, повышение качества жизни, - способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение рынков товарами и услугами, повышение их качества, обновления ассортимента.
Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов, что, однако, не исключает противоречий между ними. Разрешение подобных противоречий предполагает прямое и косвенное вмешательство государства в экономическую и социальную жизнь общества.
Экономические стимулы – факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду – становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и т.п. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел субъектами экономики.
Однако средства, которыми располагает человек, коллектив или государство для удовлетворения своих потребностей, ограниченны. Мы живем в мире, которому свойственна редкость благ. Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование. Конкуренция – это соперничество экономических субъектов за право использования тех или иных благ, в которых заинтересованы различные группы людей. Отсюда – проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворение потребностей людей. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического (Homo economicus), в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
Экономические субъекты могут осуществлять свой выбор тремя способами: самостоятельно; согласовывая свои предпочтения с другими; в составе группы.
Первый вид выбора называется индивидуальным, второй – двусторонним, третий – коллективным. Коллективный выбор, в свою очередь, подразделяется на общественный и групповой (олигополистический). Общественный выбор делается в составе невидимой группы, где действия одних участников не отражаются на других. Например, в хлебопекарной отрасли закрылась одна пекарня из-за высоких затрат и низких доходов, однако данный факт не отразился на функционировании отрасли в целом и на потребителях.
Коллективный выбор осуществляется в группах, в которых участники взаимосвязаны и поведение одного оказывает значительное влияние на поведение остальных. Классический пример – действие предприятий в олигополистических отраслях. Так, если в автомобильной промышленности одна фирма пошла на снижение цены, на свой автомобиль, то другие, скорее всего, последуют за ней, чтобы не потерять часть свое рынка.
Человек экономически обладает двумя фундаментальными характеристиками: рациональностью и эгоизмом. Действия такого экономического агента либо базируется на принципе максимизации выгоды, либо его поведение рационализуется формальными и неформальными нормами, которые устанавливаются различными общественными институтами. Поэтому различают полную и ограниченную рациональность экономического поведения. В первом случае предполагается, что человек наилучшим образом использует имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при фиксированном объеме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность пользования всей информацией из-за трудностей в ее сборе или анализе. В этом случае решения принимаются на основе опыта, интуиции, что может в ряде случаев привести к меньшему результату.
Все экономические субъекты стремятся к рациональности, однако возможности ее реализации весьма ограничены. Признание ограниченности рационального поведения экономических агентов означает, что субъекты экономики не имеют полной информации о предпочтениях других и подчас нечетко осознают свои интересы.
Помимо предпосылки рационального поведения экономических агентов существует концепция эгоизма экономических субъектов, т.е. следование своим интересам. При этом различаются три формы эгоизма: сильная, полусильная и слабая. Сильная форма эгоизма означает, что отдельные экономические субъекты могут вести себя предательски, оппортунистически, т.е. использовать ложь, коварство, воровство, мошенничество и т.п., преследуя свои корыстные интересы. Эгоизм в полусильной форме представляет следование своим интересам без использования обмана и всякого рода махинаций. Слабая форма эгоистического поведения проявляется тогда, когда субъект действует на базе чужих представлений о своем интересе. Такое поведение называется послушанием, оно близко к альтруизму, т.е. фактически противоположно эгоизму.
Экономический рост в развитых странах привел к значительному повышению благосостояния, как отдельных семей, так и общества в целом. Поэтому во многих случаях действует иная модель поведения Homo economicus: в процессе реализации интересов на первое место выдвигаются потребности в самовыражении, в реализации престижа, в использовании свободного времени для всестороннего развития личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономика является сложной, подвижной системой, которая находится в постоянном изменении. Особенно крупные перемены произошли за последнюю четверть века. Нового уровня достигла интернационализация мирового хозяйства, в основе, которой находится переплетение предпринимательского капитала.
В теоретической части работы мы рассмотрели субъектов экономических отношений. И их поведение в мировых экономических отношениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 543с.
2. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 288с.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2001. – 560с.
4. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. — М., 2000.
5. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 543с.5. Добрынин, Журавлева. Основы экономической теории: Санкт-Петербург, «Питер», 2000
Информация о работе Экономические агенты (рыночные и нерыночные)