Экономические агенты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и значение экономических агентов в рыночной экономике.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность экономических агентов;
- охарактеризовать специфику рыночных и нерыночных агентов;
- рассмотреть домохозяйства, государство, фирму и некоммерческие организации как субъекты микроэкономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов…..4
Глава 2. Рыночные агенты………………………………………………………..8
Глава 3. Нерыночные агенты……………………………………………………17
Практикум………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Приложения……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 202.98 Кб (Скачать файл)

Государство как третий субъект  экономической системы в экономике  выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых  основ деятельности экономических  агентов и предоставление услуг  для эффективного функционирования  экономики;

2) антимонопольное регулирование;

3) воздействие на динамику  и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию  посредством дифференциации налоговых  ставок, регулирования цен, законодательного  определения минимума заработной  платы, субсидирования потребителей  и производителей, осуществления  государственных закупок и государственного  предпринимательства;

4) воздействие на размещение  ресурсов;

5) деятельность в сфере  распределения доходов с целью  сокращения уровня неравенства  в доходах.

Рассмотрим государственный  сектор экономики, выполняющий перечисленные  выше функции. Он включает в себя государственные  предприятия и учреждения, находящиеся  в экономических отношениях с  частными предприятиями (фирмами) и  домашними хозяйствами.

Государственные предприятия  выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию  их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия  так же выступают продавцами на рынке  товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным  потребностям относятся потребности  в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в  поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и  потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы  найти оптимальное соотношение  между рыночным механизмом и государственным  регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства  в экономику:

- прямое вмешательство  через расширение государственной  собственности на материальные  ресурсы, законотворчество и управление  производственными предприятиями;

- косвенное вмешательство  с помощью различных мер экономической  политики.

Прямое вмешательство  государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его  размеры служат критерием экономической  роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных  формах, предоставляет кредиты, принимает  участие в долевом строительстве, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала.

Прямое вмешательство  государства – это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать  отношения между экономическими агентами. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками  и работодателями, определяющие правила  и нормы поведения продавцов  и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической  деятельности.

Для проведения этих разнообразных  мер государство прибегает главным  образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это  бюджетная политика, проводимая путем  манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и  сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путем регулирования денежной массы  в обращении и совершенствовании  кредитной сферы, политика учетной  ставки (дисконтная политика).

 

Практикум

1. Экономическими агентами  могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования  хозяйства для достижения общественного  благосостояния;

4) все перечисленное верно.

 

Экономические агенты –  субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических  благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые  предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к  максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство  – к наивысшему росту общественного  благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов  выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение  зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством  – борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров. 

Ответ: 4.

2. К рыночным агентам  относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

 

Домашние хозяйства и  бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации – к нерыночным.

Ответ:  1, 3.

 

Заключение

На основе все проделанной  мной работы можно выделить четыре основных типа экономических агентов:

Домохозяйства — домашние хозяйства (индивиды и их семьи), занимающие в экономике двойственное положение. Как агенты предложения они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая  за это денежные доходы, необходимые  для потребления товаров и  услуг.

Предприятия — это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов  и т. п., которые выполняют несколько  специфических функций по производству и распределению товаров и  услуг. Что касается фирмы, то это  организация, которая владеет и  ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Многие фирмы  владеют и управляют несколькими  предприятиями. Как агенты спроса они  покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения  — предлагают на рынке произведенные  товары и услуги.

Некоммерческие организации, образуемые за счет добровольных фзносов, используемых на благотворительные, куоттурные и иные общественно-полезные цели.

Государство как экономический  агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо  или косвенно вмешиваясь в ход этого кругооборота.

 

Приложения.

Таблица 1

Распределение предприятий  и организаций по формам собственности (на 1 января) [13]

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

81770

92058

100641

109702

115137

120412

122540

в том числе:

российская

80816

90809

99031

107720

112984

118130

120150

из нее:

государственная

2240

2354

2287

2269

2169

2008

1866

муниципальная

6588

7015

7281

7458

7499

7529

7488

общественных и религиозных  организаций (объединений)

5224

5316

5066

5033

4942

4879

4480

частная

64914

74292

82701

91351

96827

102198

104761

смешанная российская

1506

1495

1383

1314

1264

1237

881

потребительской кооперации

344

337

313

295

283

275

274

иностранная

428

569

825

1004

1120

1205

1265

совместная российская  
и иностранная

526

680

785

978

1033

1077

1125


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Распределение числа организаций  по видам экономической деятельности. [12]

 

Архангельская область

В том числе  
Ненецкий автономный округ

Число предприятий и организаций  – всего

26070

1109

в том числе по видам  экономической деятельности:

   

сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

1472

46

рыболовство, рыбоводство

83

12

добыча полезных ископаемых

98

37

обрабатывающие производства

2129

43

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

340

13

строительство

2464

123

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования

6416

133

гостиницы и рестораны

573

20

транспорт и связь

2145

91

финансовая деятельность

566

24

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

5000

136

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

876

110

образование

1109

97

здравоохранение и предоставление социальных услуг

613

45

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2186

179


 

 

Таблица 3. 

Субъекты экономики. [8 стр.18]

Микросубъекты

Макросубъекты

  • Домохозяйства
  • Фирмы:

- коммерческие предприятия

- некоммерческие организации

  • Правительство (государство)
  • Сектор домашних хозяйств
  • Предпринимательский сектор
  • Государственный и общественный сектор
  • Зарубежный сектор

 

Рис. 1. Взаимодействие домохозяйств с другими субъектами рынка [4 cтр.54]




 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Рсновные функции экономических  субъектов. [8 стр.22]

 

 Список использованной литературы

  1. Балбеко, А.М. Домашние хозяйства в рыночной экономике / А.М. Балбеко, П.А. Кохно // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - №4.
  2. Вестник Кемеровского государственного университета, 2011, № 3, стр. 238-246. Оценка взаимосвязи между продуктивными и непродуктивными видами взаимодействия экономических агентов и их инновационной активностью на различных уровнях экономики.  С. В. Панюшкин, В. А. Шабашев
  3. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: Микро- и макроуровень: учебное пособие. — 3-е изд., испр. — М.: Дело, 2007.
  4. Киселева Е.А. Микроэкономика: Курс лекций. – М.: Изд-во Эксмо, 2007.
  5. Елисеев А.С.  Экономика: Бизнес-курс МБА. — 2-е изд. — М.: Дашков и К°, 2010. Макконел К.Р., Брю  С.Л. Экономикс. — М.: ИНФРА-М, 2005.
  6. Микроэкономика: практический подход: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. — М.: КноРус, 2009.
  7. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. — М.: КноРус, 2005.
  8. Микроэкономика: учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова, Е.И. Иванова и др.; под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. — М.: Юрайт, 2012.
  9. Министерство финансов РФ: [Официальный сайт]. — URL: http://www.minfin.ru. Доступ свободный.
  10. Министерство экономического развития РФ: [Официальный сайт]. — URL: http://www.economy.gov.ru.
  11. Тарасевич Л.С., Гребенникова П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2009.
  12. Распределение предприятий и организаций по субъектам Россисйской федерации и фидам экономической деятельности на 1 января 2013 года http://arhangelskstat.ru/digital/DocLib17/%D0%9E%D0%9A%D0%92%D0%AD%D0%94_01_2013.htm
  13. Распределение предприятий и организаций по формам собственности. http://www.krsdstat.ru/digital/region22/DocLib/2.htm
  14. Российский союз промышленников и предпринимателей: [Официальный сайт]. — URL: http://www.rspp.ru.
  15. Управление большими системами, сборник трудов, 2011, № 32, стр. 83-108. Моделирование поведения экономических агентов в системе «Производитель – посредник – конкурентный рынок», Алгазин Г. И. , Алгазина Ю. Г.
  16. Федеральная служба государственной статистики: [Официальный сайт]. — URL: http://www.gks.ru.
  17. Финансовая аналитика Проблемы и решения, 2011, № 18, стр. 2-9. К вопросу о методике оценки налоговой нагрузки на первичные доходы экономических агентов. Д.В. Маслова, Л.И. Ушвицкий.
  18. Ходжсон, Дж. К вопросу об экономических агентах в экономической теории / Ходжсон, Дж. // Вопросы экономики. - 2008. - №11.-с.112-124.
  19. Центральный банк РФ: [Официальный сайт]. — URL: http://www.cbr.ru. Доступ свободный.
  20. Экономическая теория: учебник/ под ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  21. Экономическая теория: учебник / под ред. Г.П. Журавлевой. — М.: ИНФРА-М, 2010.
  22. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Ф. Борисова. Учебник. – М. Юрайт, 2005.
  23. Экономическая теория: учебник / под ред. И.П. Николаевой. — М.: Проспект, 2009.

Информация о работе Экономические агенты