Экономические Агенты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:22, реферат

Описание работы

Агент в экономике (экономический агент) – это производитель (фирма) и потребитель (домашнее хозяйство).
В реальной экономике существует два противоположных механизма распределения ресурсов: командная экономика, когда единый центральный орган принимает все решения по использованию ресурсов и распределению продуктов, и рыночная экономика, когда распределение ресурсов осуществляется в соответствии с независимыми решениями самостоятельных экономических агентов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
«Экономические агенты» ………………………………………………………4-14
Список литературы……………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Реферат по Экономике.docx

— 29.74 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночной экономики приоритетное место  занимают личные интересы. Именно они  являются главным стимулом для ведения  экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов  – получение большего дохода, повышение  качества жизни, - способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение  рынков товарами и услугами, повышение  их качества, обновления ассортимента.

Политика  стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать  все виды интересов, что, однако, не исключает противоречий между ними. Разрешение подобных противоречий предполагает прямое и косвенное вмешательство  государства в экономическую  и социальную жизнь общества.

Экономические стимулы – факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду – становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата,  положение в обществе и т.п. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел субъектами экономики.

Однако средства, которыми располагает человек, коллектив  или государство для удовлетворения своих потребностей, ограниченны. Мы живем в мире, которому свойственна  редкость благ. Ограниченность средств  удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование. Конкуренция – это соперничество экономических субъектов за право использования тех или иных благ, в которых заинтересованы различные группы людей. Отсюда – проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворение потребностей людей. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического (Homo economicus), в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Экономические субъекты могут осуществлять свой выбор  тремя способами: самостоятельно; согласовывая свои предпочтения с другими; в составе  группы.

Первый вид  выбора называется индивидуальным, второй – двусторонним, третий – коллективным. Коллективный выбор, в свою очередь, подразделяется на общественный и групповой (олигополистический). Общественный выбор  делается в составе невидимой  группы, где действия одних участников не отражаются на других. Например, в  хлебопекарной отрасли закрылась  одна пекарня из-за высоких затрат и низких доходов, однако данный факт не отразился на функционировании отрасли  в целом и на потребителях.

Коллективный  выбор осуществляется в группах, в которых участники взаимосвязаны  и поведение одного оказывает  значительное влияние на поведение  остальных. Классический пример – действие предприятий в олигополистических отраслях. Так, если в автомобильной  промышленности одна фирма пошла  на снижение цены, на свой автомобиль, то другие, скорее всего, последуют  за ней, чтобы не потерять часть свое рынка.

Человек экономически обладает двумя фундаментальными характеристиками: рациональностью и эгоизмом. Действия такого экономического агента либо базируется на принципе максимизации выгоды, либо его поведение рационализуется  формальными и неформальными  нормами, которые устанавливаются  различными общественными институтами. Поэтому различают полную и ограниченную рациональность экономического поведения. В первом случае предполагается, что человек наилучшим образом использует имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при фиксированном объеме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность пользования всей информацией из-за трудностей в ее сборе или анализе. В этом случае решения принимаются на основе опыта, интуиции, что может в ряде случаев привести к меньшему результату.

Все экономические  субъекты стремятся к рациональности, однако возможности ее реализации весьма ограничены. Признание ограниченности рационального поведения экономических  агентов означает, что субъекты экономики  не имеют полной информации о предпочтениях  других и подчас нечетко осознают свои интересы.

Помимо предпосылки  рационального поведения экономических  агентов существует концепция эгоизма  экономических субъектов, т.е. следование своим интересам. При этом различаются  три формы эгоизма: сильная, полусильная  и слабая. Сильная форма эгоизма  означает, что отдельные экономические  субъекты могут вести себя предательски, оппортунистически, т.е. использовать ложь, коварство, воровство, мошенничество  и т.п., преследуя свои корыстные  интересы. Эгоизм в полусильной форме  представляет следование своим интересам  без использования обмана и всякого  рода махинаций. Слабая форма эгоистического поведения проявляется тогда, когда  субъект действует на базе чужих  представлений о своем интересе. Такое поведение называется послушанием, оно близко к альтруизму, т.е. фактически противоположно эгоизму.

Экономический рост в развитых странах привел к  значительному повышению благосостояния, как отдельных семей, так и  общества в целом. Поэтому во многих случаях действует иная модель поведения  Homo economicus: в процессе реализации интересов на первое место выдвигаются потребности в самовыражении, в реализации престижа, в использовании свободного времени для всестороннего развития личности.

 

 

Список литературы.

 

    1. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 543с.
    2. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 288с.
    3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2001. – 560с.
    4. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. — М., 2000.
    5. Лебедев О. Т., Филиппова Т. Ю., Каньковская А. Р. Основы экономики: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, издательский дом «МиМ», 1997
    6. Добрынин, Журавлева. Основы экономической теории: Санкт-Петербург, «Питер», 2000
    7. Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга - М.: ИНФРА-М. 1999
    8. Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999
    9. Экономика. А. Булатов 1997 г. БЕК г. Москва
    10. Архипов А.И. Большаков А.К Нестеренко А.Н. Экономика. Учебник // 000 “Издательская группа Проспект”- М.: 1998.
    11. Видяпин В.И. Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия). Учебник // Инфра-М.-М.: 1997.
    12. Камаева В.Д. Экономическая теория (учебник для вузов) - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
    13. Сажина М. А., Чибриков Г. Г.  Экономическая теория // Учебное пособие. М.: Экономика, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономические Агенты