Экономические агенты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:32, реферат

Описание работы

Что такое экономический агент? В русском языке слово «агент» ассоциируется с лицом, уполномоченным учреждением, предприятием для выполнения служебных, деловых поручений.
Агент в экономике (экономический агент) – это производитель (фирма) и потребитель (домашнее хозяйство).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 23.29 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночной экономики  приоритетное место занимают личные интересы. Именно они являются главным  стимулом для ведения экономической  деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов –  получение большего дохода, повышение  качества жизни, - способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение  рынков товарами и услугами, повышение  их качества, обновления ассортимента.

Политика стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать все виды интересов, что, однако, не исключает  противоречий между ними. Разрешение подобных противоречий предполагает прямое и косвенное вмешательство государства  в экономическую и социальную жизнь общества.

Экономические стимулы –  факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду – становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного  дохода, заработная плата,  положение  в обществе и т.п. Интересы и стимулы  способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел  субъектами экономики.

Однако средства, которыми располагает человек, коллектив  или государство для удовлетворения своих потребностей, ограниченны. Мы живем в мире, которому свойственна  редкость благ. Ограниченность средств  удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование. Конкуренция – это соперничество  экономических субъектов за право  использования тех или иных благ, в которых заинтересованы различные  группы людей. Отсюда – проблема выбора направлений и способов использования  благ, удовлетворение потребностей людей. Экономическое поведение людей  при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие  рационального поведения человека, образ человека экономического (Homo economicus), в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Экономические субъекты могут  осуществлять свой выбор тремя способами: самостоятельно; согласовывая свои предпочтения с другими; в составе группы.

Первый вид выбора называется индивидуальным, второй – двусторонним, третий – коллективным. Коллективный выбор, в свою очередь, подразделяется на общественный и групповой (олигополистический). Общественный выбор делается в составе невидимой группы, где действия одних участников не отражаются на других. Например, в хлебопекарной отрасли закрылась одна пекарня из-за высоких затрат и низких доходов, однако данный факт не отразился на функционировании отрасли в целом и на потребителях.

Коллективный выбор осуществляется в группах, в которых участники  взаимосвязаны и поведение одного оказывает значительное влияние  на поведение остальных. Классический пример – действие предприятий в олигополистических отраслях. Так, если в автомобильной промышленности одна фирма пошла на снижение цены, на свой автомобиль, то другие, скорее всего, последуют за ней, чтобы не потерять часть свое рынка.

Человек экономически обладает двумя фундаментальными характеристиками: рациональностью и эгоизмом. Действия такого экономического агента либо базируется на принципе максимизации выгоды, либо его поведение рационализуется  формальными и неформальными  нормами, которые устанавливаются  различными общественными институтами. Поэтому различают полную и ограниченную рациональность экономического поведения. В первом случае предполагается, что  человек наилучшим образом использует имеющуюся информацию и достигает  наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимум выгоды при фиксированном  объеме затрат). Ограниченная рациональность отражает невозможность пользования  всей информацией из-за трудностей в ее сборе или анализе. В этом случае решения принимаются на основе опыта, интуиции, что может в ряде случаев привести к меньшему результату.

Все экономические субъекты стремятся к рациональности, однако возможности ее реализации весьма ограничены. Признание ограниченности рационального  поведения экономических агентов  означает, что субъекты экономики  не имеют полной информации о предпочтениях  других и подчас нечетко осознают свои интересы.

Помимо предпосылки рационального  поведения экономических агентов  существует концепция эгоизма экономических  субъектов, т.е. следование своим интересам. При этом различаются три формы  эгоизма: сильная, полусильная и слабая. Сильная форма эгоизма означает, что отдельные экономические субъекты могут вести себя предательски, оппортунистически, т.е. использовать ложь, коварство, воровство, мошенничество и т.п., преследуя свои корыстные интересы. Эгоизм в полусильной форме представляет следование своим интересам без использования обмана и всякого рода махинаций. Слабая форма эгоистического поведения проявляется тогда, когда субъект действует на базе чужих представлений о своем интересе. Такое поведение называется послушанием, оно близко к альтруизму, т.е. фактически противоположно эгоизму.

Экономический рост в развитых странах привел к значительному  повышению благосостояния, как отдельных  семей, так и общества в целом. Поэтому во многих случаях действует  иная модель поведения Homo economicus: в процессе реализации интересов на первое место выдвигаются потребности в самовыражении, в реализации престижа, в использовании свободного времени для всестороннего развития личности.


Информация о работе Экономические агенты