Экономические блага и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:09, доклад

Описание работы

Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия.
Так, например, благом может являться предмет, который человек съедает (яблоко, бутерброд, конфета), или носит (шапка, галстук, очки), или использует для каких-либо целей (вилка, телевизор, стол).
Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух).

Файлы: 1 файл

Экономические блага и их классификация.docx

— 20.99 Кб (Скачать файл)

Экономические блага  и их классификация.

 

  1. Понятие

Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия.

Так, например, благом может являться предмет, который человек съедает (яблоко, бутерброд, конфета), или носит (шапка, галстук, очки), или использует для каких-либо целей (вилка, телевизор, стол).

Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух).

Благом может быть информация (например, смешная история, музыка или свежие новости).

Таким образом, содержание понятия  блага следует рассматривать  как безусловную цель человека, к  которой он стремится ради нее  самой; как высшую ценность (идеал). При этом, как всякая цель человека, она имеет четко выраженную историческую специфику, определяющуюся стадией  экономического развития.

 

  1. Классификация благ.
  • По степени ограниченности и затратам на получение

Экономические блага – блага, возможный  масштаб использования которого зависит от степени ограниченности и получение, которого требует определенных экономических затрат/действий.

Неэкономическое благо – существует либо в неограниченно количестве или потребление которого не требуется никаких экономических затрат со стороны человека.

Следует отметить, что с экономическим  развитием общества все больше благ становятся экономическими.

  • По характеру использования

Материальное благо – используется в процессе производства

Нематериальное – потребляется лично человеком.

  • По степени сопряженности

Субституты – взаимозаменяемые.

Комплементарные блага – взаимодополняющие.

  • По степени влияния дохода потребителей на изменение спроса на благо

Нормальные – спрос на которые  растет с ростом доходов.

Низшие блага – чем выше доход  тем ниже спрос. (Например дешевые  сигареты)

  • По периоду потребления

Краткосрочные и долгосрочные.

  • По применимости принципа исключения и конкурентности

Частное благо - полностью  применим принцип исключения и конкурентности. (Еда, одежда)

Общественное благо –  не применим принцип исключения и  конкурентности. Создается государством в виду его чрезвычайной важности. (Навигационные знаки (маяки), национальные парки).

Квазиобщественное благо – их создают как частные организации так и государство в виду его необходимости. (Высшее образование, медицина).

  • По форме

Товары – принимают  вещную форму, потребительские свойства зависят от естественных свойств  материала.

Услуги – это экономические  блага, не имеющие овеществленной формы.

  • По степени полезности

Достойные – удовлетворяют  потребности, которые общество считает нужным поддерживать (Театр, музеи)

Недостойные блага – их потребление общество считает нужным ограничить (Алногольные напитки, табачные изделия, наркотики и т.д.)

  • По форме пользования

Частное – нацелено на индивидуальное потребление. (Еда, одежда)

Общественное – удовлетворяет  потребности всего общества. (Система  здравоохранения, образования)

  • По территории охвата

Локальные (местные) общественные блага - включают блага, доступ к которым имеет лишь некоторая часть населения страны (область, район, город). Они воспроизводятся в локальных рамках. Диапазон конкретных примеров данных благ достаточно широк: освещение улиц, транспорт, дороги, свет маяка и т.п.

Общенациональные (общегосударственные) общественные блага распространены на территории страны, представлены системой национальной обороны, правопорядка, дипломатии и т.п.

Мировые – либо доступны всем жителям планеты, либо предоставляются  жителям определенного региона  страны, нескольким странам. ( Борьба с загрязнением воздуха, защита Мирового океана)

  • По возможности приносить доход.

Форбонне в работе «Принципы экономической науки» определяет блага (biens) как имущества, не приносящие годового дохода ( ценные движимости, плоды, предназначенные для потребления), противопоставляя им в то же время «richesses» - блага, которые дают доход.

  • Прямые и косвенные блага

Прямые и косвенные (настоящие  и будущие) блага. Блага бывают прямые и косвенные. Что же это значит? Прямые блага (или настоящие) - это  уже созданные товары, которые  готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами  называют ресурсы. Потому что благодаря  ресурсам только могут быть произведены  прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для  производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый  продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться  для производства нескольких товаров.

  • Блага, различающиеся по возможности контроля ценности потребителями.

Блага явного качества –  перед тем, как выбрать благо (товар), можно проверить его качество.

Блага скрытой полезности – качества блага определяются уже  после его покупки.

Блага на доверии – покупатель оказывается в неведении по поводу качества товара даже после его покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага.

  • По значимости (необходимости)

Насущные блага – это  блага, осуществляющие достойное существования. Это такие блага, которые, по мнению общества, люди должны потреблять или  получать вне зависимости от их доходов.

Предметы роскоши - Основная функция, которую выполняют подобные товары - это престижность.

Товары массового потребления - необходимы нам ежедневно и удовлетворяют наши повседневные потребности. Производятся фирмами в большом количестве.

       Заключение.

Теория общественного  блага разработала множество вариантов классификации благ в зависимости от различных комбинаций свойств благ, углубляясь в изучение этих свойств. Понимание сущности того или иного блага, его свойства, его места в общей системе, необходимо для эффективной организации производства, распределения и потребления, как на локальных уровнях, так и в масштабах всего общества.

 

Список литературы:

  1. «Общественные блага в системе экономических объектов современной рыночной экономики» М.В. Убогонова
  2. «Благо как экономическая категория в современной экономике» Т.А. Сорокин
  3. «Концепция глобальных общественных благ» С.А. Медведев, И.А. Томашов

Информация о работе Экономические блага и их классификация