Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:09, доклад
Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия.
Так, например, благом может являться предмет, который человек съедает (яблоко, бутерброд, конфета), или носит (шапка, галстук, очки), или использует для каких-либо целей (вилка, телевизор, стол).
Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух).
Экономические блага и их классификация.
Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия.
Так, например, благом может являться предмет, который человек съедает (яблоко, бутерброд, конфета), или носит (шапка, галстук, очки), или использует для каких-либо целей (вилка, телевизор, стол).
Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух).
Благом может быть информация (
Таким образом, содержание понятия блага следует рассматривать как безусловную цель человека, к которой он стремится ради нее самой; как высшую ценность (идеал). При этом, как всякая цель человека, она имеет четко выраженную историческую специфику, определяющуюся стадией экономического развития.
Экономические блага – блага, возможный масштаб использования которого зависит от степени ограниченности и получение, которого требует определенных экономических затрат/действий.
Неэкономическое благо – существует либо в неограниченно количестве или потребление которого не требуется никаких экономических затрат со стороны человека.
Следует отметить, что с экономическим развитием общества все больше благ становятся экономическими.
Материальное благо –
Нематериальное – потребляется лично человеком.
Субституты – взаимозаменяемые.
Комплементарные блага – взаимодополняющие.
Нормальные – спрос на которые растет с ростом доходов.
Низшие блага – чем выше доход тем ниже спрос. (Например дешевые сигареты)
Краткосрочные и долгосрочные.
Частное благо - полностью применим принцип исключения и конкурентности. (Еда, одежда)
Общественное благо – не применим принцип исключения и конкурентности. Создается государством в виду его чрезвычайной важности. (Навигационные знаки (маяки), национальные парки).
Квазиобщественное благо – их создают как частные организации так и государство в виду его необходимости. (Высшее образование, медицина).
Товары – принимают вещную форму, потребительские свойства зависят от естественных свойств материала.
Услуги – это экономические блага, не имеющие овеществленной формы.
Достойные – удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать (Театр, музеи)
Недостойные блага – их потребление общество считает нужным ограничить (Алногольные напитки, табачные изделия, наркотики и т.д.)
Частное – нацелено на индивидуальное потребление. (Еда, одежда)
Общественное – удовлетворяет потребности всего общества. (Система здравоохранения, образования)
Локальные (местные) общественные блага - включают блага, доступ к которым имеет лишь некоторая часть населения страны (область, район, город). Они воспроизводятся в локальных рамках. Диапазон конкретных примеров данных благ достаточно широк: освещение улиц, транспорт, дороги, свет маяка и т.п.
Общенациональные (общегосударственные) общественные блага распространены на территории страны, представлены системой национальной обороны, правопорядка, дипломатии и т.п.
Мировые – либо доступны всем жителям планеты, либо предоставляются жителям определенного региона страны, нескольким странам. ( Борьба с загрязнением воздуха, защита Мирового океана)
Форбонне в работе «Принципы экономической науки» определяет блага (biens) как имущества, не приносящие годового дохода ( ценные движимости, плоды, предназначенные для потребления), противопоставляя им в то же время «richesses» - блага, которые дают доход.
Прямые и косвенные (настоящие
и будущие) блага. Блага бывают прямые
и косвенные. Что же это значит?
Прямые блага (или настоящие) - это
уже созданные товары, которые
готовы к продаже и потреблению.
Косвенными (или будущими) благами
называют ресурсы. Потому что благодаря
ресурсам только могут быть произведены
прямые (настоящие), готовые блага. Например,
хлеб - это готовый продукт. А мука,
вода и дрожжи - это компоненты для
производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты
- только будущий хлеб, а не готовый
продукт, а значит, они являются косвенными
благами. Если назначение прямых благ
изменить практически невозможно, то
косвенные блага могут
Блага явного качества – перед тем, как выбрать благо (товар), можно проверить его качество.
Блага скрытой полезности – качества блага определяются уже после его покупки.
Блага на доверии – покупатель оказывается в неведении по поводу качества товара даже после его покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага.
Насущные блага – это блага, осуществляющие достойное существования. Это такие блага, которые, по мнению общества, люди должны потреблять или получать вне зависимости от их доходов.
Предметы роскоши - Основная функция, которую выполняют подобные товары - это престижность.
Товары массового потребления - необходимы нам ежедневно и удовлетворяют наши повседневные потребности. Производятся фирмами в большом количестве.
Заключение.
Теория общественного блага разработала множество вариантов классификации благ в зависимости от различных комбинаций свойств благ, углубляясь в изучение этих свойств. Понимание сущности того или иного блага, его свойства, его места в общей системе, необходимо для эффективной организации производства, распределения и потребления, как на локальных уровнях, так и в масштабах всего общества.
Список литературы: