Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 15:44, контрольная работа
Предметом работы является классификация и ограниченность благ, а объектом - ресурсы и блага. Цель курсовой работы состоит в исследовании понятия экономического блага, а также в рассмотрении основных классификаций благ.
Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Материальные и нематериальные экономические блага……………………………2
Глава 2. Экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно...5
Глава 3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага………………….6
Практикум…………………………………………………………………………….………….9
1. Примером экономических благ может быть:
1) солнечная энергия;
2) энергия ветра;
3) продукция;
4) ресурсы.
2. В зависимости от внешних обстоятельств одни и те же блага
могут выступать в качестве:
1) экономических и неэкономических;
2) продуктов и услуг;
3) предметов длительного и разового пользования;
4) нормальных и низших.
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Список использованной литературы………………………………………...………………..11
Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского substitute - замена, заменитель, заместитель).
По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, я могу позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.
При совершенной взаимозаменяемости одно благо целиком заменяется другим, а при относительной - может и частично. Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.
Перекрёстная эластичность
На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров-субститутов (т. е. взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предме-том первой необходимости, ожидания потребителя и т. д. Таким образом, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрест¬ной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар n к вызвавшему его изменению цены на товар m.
Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар. Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на уральский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба (баварский) и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше . Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным. Для наглядности на рис.6 представлена схема помогающая определить, взаимосвязь цены и спроса на сопряжённые товары.
При планировании объема и структуры производства важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). С повышением цен на продукцию фирмы можно ожидать, что при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта. Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
Практикум
1. Примером экономических благ может быть:
1) солнечная энергия;
2) энергия ветра;
3) продукция;
4) ресурсы.
Ответ:1,2,3,4 все вышеперечисленное является примером блага т. к. Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются все имущественные блага.
2. В зависимости от внешних обстоятельств одни и те же блага
могут выступать в качестве:
1) экономических и
2) продуктов и услуг;
3) предметов длительного и разового пользования;
4) нормальных и низших.
Ответ : 1 т.к Экономические блага — это ограниченные количественно материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности человека. Важнейшими свойствами экономического блага являются ценность и стоимость.
Заключение
В курсовой работе рассмотрено понятие экономического блага, как категории экономической теории. Благо – это вещи и услуги, способные удовлетворять потребности людей. Определенные блага существуют в естественном виде, человек ими пользуется, но они не являются объектом экономической деятельности. Другие можно получить в результате экономической деятельности, но в количестве, ограниченном уровнем развития производства, наличием сырьевых ресурсов, технологий. Следовательно, существует проблема ограниченности экономических благ относительно потребностей (проблема относительной редкостности). Экономическое благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей, одновременно экономическая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ. В экономической деятельности люди для достижения своих целей используют средства, которых иногда бывает недостаточно и которые можно применить по-разному. Ценность блага определяется интенсивностью потребности (величина психологическая, изменяемые в зависимости от индивида) и имеющейся количеством блага, способного удовлетворить эту потребность. В зависимости от критериев оценки существуют различные классификации экономических благ.
В курсовой работе приведены примеры каждого виды благ, а также представлена следующая классификация. В работе рассматриваются материальные и нематериальные, экономические и неэкономические, , прямые и косвенные (настоящие и будущие), взаимозаменяемые, взаимодополняемые (комплементарные).
Ограниченность благ в большей степени происходит из-за недолговечности их.
Список литературы:
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: учебник для вузов. - М.: Дело, 1995. - 64-67 с.
2. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. - СПб.: Питер Ком, 1999. -- 239-245 с.
3. Борисов Е. Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Справочник. Экономика. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 38-40 с.
4. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: Инфра-М, 2000.
5. Курс экономической теории / Под общ. Ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселевой - Киров, 1995. - 47-48, 79 с.
6. Экономика: учебник для вузов. / Под ред. А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - 52-53 с.
7. Курс экономической теории. / Под ред. Сидоровича А.В. - М.: Дело и Сервис, 2001. -- 21-22 с.
8. Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И, Добрынина А.И, и др. - М.: ИНФРА-М, 2003. -- 141-144 с.
9. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2002. - 45 с.
10. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 80-82 с.
11. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.. Учебник по микроэкономике (2 том). - СПб.: Экономическая школа, 1999. - 424с.
12. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. - М.: Дашков и К, 2003.
13. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 61-63 с.
14. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. Курс экономической теории. - Мн.: Мисанта, 2003. -- 60 с.
15. Микроэкономика - третий уровень. Бусыгин В.П, Желободько Е.В, Цыплаков А.А. - Новосибирск: СО РАН, 2003. -- 12 с.
16. Герасименко В. Современная
рыночная экономика и
17. Фатеев А.Е. Экономические проблемы малого бизнеса, специализирующегося в научно-техническом секторе: экономика и организация производства. // Технология машиностороения. 2005, №12. 68-72 с.
18. Самсонов Р. Институциональный монополизм: сущность и особенности регулирования// Вопросы экономики. - 2007, №11. 140-143 с.
19. Интернет: ru.wikipedia.org. Статья. Благо (экономика).
20. Интернет: econominfo.ru. Статья. Экономические блага, их свойства и классификация.
21. Интернет: www.milogiya2007.ru. Статья. Благо