Экономические циклы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Все явления и процессы в нашей повседневной жизни всегда повторяются. Каждый день солнце всходит и заходит. Осень обязательно сменяется зимой, затем весной и летом. И так по бесконечному кругу. Такое развитие можно назвать циклом. Цикл – это повторяемость определенных процессов развития. Конечно, некоторые цикличности проследить легко, в течение одного дня мы прослеживаем их немеренно. Но некоторые циклы длятся годами, веками. Поэтому тема цикла весьма актуально в современном обществе, для экономики мирового уровня и для экономики весьма небольшого предприятия.

Содержание работы

1. Введение. 3
2. Экономический цикл. 3
1.2. Тренд в экономике. Линия тренда. 4
3. Виды экономических циклов. 5
2.1. Длинные волны Кондратьева. Инновационная теория Шумпетера. 5
4. Фазы цикла. 8
4. Жизненные стадии организации 9
4.1. Цикличность развития организации 10
4.2. Этапы развития организации 11
5. Выводы 13
Список литературы: 14

Файлы: 1 файл

Соколова. Экономические циклы.docx

— 112.63 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

Профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Краснодарский филиал

(Краснодарский филиал  ГОУ ВПО «РГТЭУ»)

 

Кафедра экономики и управления на предприятии (торговли)

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

На тему «Экономические циклы  предприятия»

Выполнила: Соколова Юлия Андреевна

Группа №  10-ФЭо-1Эб

 

Проверил: к. э. н., доц. Гапоненко  А. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар

2012

 

Оглавление

1. Введение. 3

2. Экономический цикл. 3

1.2. Тренд в экономике.  Линия тренда. 4

3. Виды экономических циклов. 5

2.1. Длинные волны  Кондратьева. Инновационная теория  Шумпетера. 5

4. Фазы цикла. 8

4.  Жизненные стадии  организации 9

4.1. Цикличность развития организации 10

4.2.  Этапы развития организации 11

5. Выводы 13

Список литературы: 14

 

  1. Введение.

 

     Все явления  и процессы в нашей повседневной  жизни всегда повторяются. Каждый  день солнце всходит и заходит.  Осень обязательно сменяется  зимой, затем весной и летом.  И так по бесконечному кругу.  Такое развитие можно назвать  циклом. Цикл – это повторяемость  определенных процессов развития. Конечно, некоторые цикличности  проследить легко, в течение  одного дня мы прослеживаем  их немеренно. Но некоторые  циклы длятся годами, веками. Поэтому  тема цикла весьма актуально  в современном обществе, для экономики  мирового уровня и для экономики  весьма небольшого предприятия. Для предприятия характерен его жизненный цикл – «период времени от возникновения потребности в системе и ее становления до снижения эффективности функционирования и «смерти» или ликвидации системы»1. Рассмотрим основные экономические циклы далее.

  1. Экономический цикл.

 

     Экономический (деловой) цикл — регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет. Причинами являются: колебания объемов денежной массы; обновление основного капитала и т. д. Экономическое развитие всегда связано с нарушением равновесия, с отклонением от средних показателей экономической динамики. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция и безработица.

     Цикл можно разделить на два периода: нисходящий (падение производства) и восходящий (рост производства). Поскольку экономические подъемы и спады, составляющие суть экономического цикла, играют ключевую роль в колебаниях экономической активности, экономисты именуют такие циклы деловыми.

1.2. Тренд в экономике.  Линия тренда.

 

     Тренд в экономике — направление преимущественного движения показателей. Обычно рассматривается в рамках технического анализа, где подразумевают направленность движения цен или значений индексов.

     Линия тренда (или усредненное значение ВВП за ряд лет) показывает общее направление развития экономики во времени.

     Экономические циклы характеризуются следующими важными показателями (см. рис. 1):

  • амплитуда колебаний — максимальная разница между наибольшим и наименьшим значением показателя в течение цикла;
  • продолжительность цикла — период времени, в течение которого совершается одно полное колебание деловой активности.


 

 

 

 

 

 

 

Рис.1

  1. Виды экономических циклов.

 

     Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

1) краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года)

(их связывают с восстановлением экономического равновесия на потребительском рынке, с колебанием оптовых цен и изменением запасов у фирм)

2) среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет) (к ним добавляют колебания в объемах инвестиций в основной капитал.)

3) ритмы(волны) Кузнеца (характерный период — 15-20 лет)( Кузнец связывал эти волны с демографическими процессами, в частности, притоком иммигрантов и строительными изменениями, поэтому он назвал их "демографическими" или "строительными" циклами.)

4) длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).

2.1. Длинные волны Кондратьева.  Инновационная теория Шумпетера.

 

     Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100—150 лет. Эти показатели: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота.

Рис.2

     Всего Кондратьев выделили 6 циклов(см. рис. 2):

1 цикл — с 1803 до 1841-43 гг. (отмечены моменты минимумов экономических показателей мировой экономики)

2 цикл — с 1844-51 до 1890-96 гг.

3 цикл — с 1891-96 до 1945-47 гг.

4 цикл — с 1945-47 до 1981-83 гг.

5 цикл — с 1981-83 до ~2018 г. (прогноз)

6 цикл — с ~2018 до ~ 2060 (прогноз)

     Пик каждого цикла был связан с определенными событиями в мире:

1-й цикл — текстильные фабрики, промышленное использование каменного угля. 
2-й цикл — угледобыча и черная металлургия, железнодорожное строительство, паровой двигатель. 
3-й цикл — тяжелое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей. 
4-й цикл — производство автомобилей и других машин, химической промышленности, нефтепереработки и двигателей внутреннего сгорания, массовое производство. 
5-й цикл — развитие электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники.

     Необходимо отметить, что в реальной жизни происходит наложение одних циклов на другие, и в рамках более длительных колебаний совершаются несколько коротких циклов.

     Одна из теорий длинных волн - инновационная теория. Эта теория была разработана австрийским экономистом Й. Шумпетером, который одним из первых воспринял и применил идею кондратьевских циклов. Свои взгляды он изложил в книге "Теория экономического развития".

     По мнению Шумпетера, при капитализме не существует какой-либо прибыли кроме чистого дохода от предпринимательства, а большинство владельцев капитала получают не прибыль, а лишь вознаграждение за собственный труд. Но некоторые предприниматели не желают мириться с таким положением. Они более инициативны, предприимчивы и смелы, чем другие, поэтому на них приходится роль первооткрывателей, внедряющих в производство новые товары и виды техники, открывающих новые рынки и источники сырья, по новому организующих производство. При успехе их начинаний вознаграждением служит высокая предпринимательская прибыль, как плата за дополнительный риск и высокую компетентность.

     Вслед за такими предпринимателями в новые сферы устремляется постоянно растущая группа последователей. Инновации охватывают все большее количество взаимозависимых отраслей. В экономике начинается период ускоренного роста. Он продолжается до тех пор, пока инновации не охватывают большую часть производства, тогда предпринимательская прибыль начинает рассеиваться и, наконец, исчезает. При этом экономика возвращается к тому же состоянию, что было до подъема. Из этого не следует, что прекращение подъема перерастает в кризис. Кризисы Шумпетер объясняет влиянием внешних факторов.

  1. Фазы цикла.

 

При более внимательном рассмотрении экономический цикл представляет собой  единый процесс, последовательно проходящий через четыре фазы: подъем (экспансию), спад (кризис), депрессию, оживление.

Фаза экспансии начинается активным вводом в действие новых предприятий и модернизацией старых, ростом объемов производства, занятости, инвестиций, личных доходов, повышением спроса и цен и заканчивается бумом — периодом сверхвысокой занятости и перегрузки производственных мощностей. Во время бума уровень цен, ставка заработной платы и процентная ставка очень высоки. В высшей точке цикла, называемой пиком, все названные показатели достигают максимального значения.

Неизбежное следствие  бума — поворот в развитии цикла, когда рост производства сменяется  его спадом. Это свидетельствует о наступлении фазы кризиса. Возрастание нереализуемых товарных запасов приводит к снижению объемов производства.

В фазе депрессии падение ВВП и увеличение безработицы существенно замедляются, объем инвестиций близок к нулю. Поэтому в этот период экономика характеризуется застоем в производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. Через определенное время экономическая система преодолевает низшую точку цикла, называемую впадиной, и начинается оживление. При нем движение всех экономических показателей меняет направление, доход и занятость вновь начинают расти. Когда предприятия доводят объем производства до высшей точки, достигнутой в предыдущем цикле, то начинается экономический подъем.

4.  Жизненные стадии организации

 

     Функционирование организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития, так и его стадийность. Как правило, специалисты несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или ''размножение'', стабилизацию и кризис (спад). Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться ''смертью'' или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее ''возрождения'' или ''преображения''.

     Ни одна фирма не может слишком долго оставаться в одном и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей, противоречий. Можно выделить несколько уровней рассмотрения подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, мы будем называть — стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, — циклами развития. (см. рис. 3)

Рис. 3

 4.1. Цикличность развития организации

  

     Первая стадия развития организации - ее формирование. На этой стадии для организации важно найти тот товар, который может быть предложен потребителю. Если организации удается найти свое место на рынке, раскрутить свой товар, то она может перейти в следующую стадию - интенсивный рост.  
     На второй стадии развития организация растет, увеличивается объем продаваемого товара, увеличивается число персонала, количество филиалов, подразделений, направлений деятельности.  
Если организации удается удержаться на волне, стабилизировать источники дохода, закрепиться на рынке уже в качестве полноправного агента, то она может перейти к третьей стадии — стабилизации. На этой стадии для организации важно максимально стабилизировать свою деятельность. Для этого она старается снизить себестоимость продукции за счет сокращения издержек и максимального нормирования собственной деятельности. Обычно в связи с изменчивостью рынка, потребителя цикл жизни товара, предлагаемого организацией, ограничен, что сказывается и на стадийности развития организации.  
     На четвертой стадии, после стадии стабилизации организация закономерно может перейти в следующую стадию — кризис, который характеризуется, как правило, снижением эффективности деятельности ниже границ рентабельности, потерей места на рынке и, возможно, гибелью организации. Организация может сохраниться и перейти вновь к следующему циклу развития только в том случае, если она сможет найти новый, привлекательный для потребителя товар, занять новое место на рынке. Если это удалось, то она уже в превращенном виде может вновь пережить стадии формирования, интенсивного роста и стабилизации, которые неизбежно будут сменены новым кризисом. В развитии организации кризисы неизбежны.

     На каждой стадии организация реализует специфическую стратегию развития

    1. Этапы развития организации

      Проанализировав ряд длительно существующих фирм, обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длительный по сравнению с цикличностью стадий, в котором можно выделить четыре различных этапа, с определенными ценностными установками.  
 
     На этапе развития организации тусовка, ставятся во главу ценности межличностного общения, создания целостности фирмы на принципах коммуникации, на базе личных контактов. На этом этапе все умеют и должны делать всё.  
 
     На этапе механизация становится понятным и принимаются принципы упорядочивания деятельности, выстраивания процедур, внутренней организационной структуры компании. Именно на данном цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписывались в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.  
 
     На этапе внутреннее предпринимательство, провозглашается необходимость максимального участия каждого из сотрудников в предпринимательском процессе. Любой сотрудник организации должен подходить к реализации своей деятельности как предприниматель, который представляет товар на рынке. А поэтому любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (и внутрифирменного также), его потребности и работать так, чтобы его продукт находил сбыт.  
 
     На этапе управление качеством признается необходимой ориентация всех на качество: каждый сотрудник организации должен озаботиться проблемой соответствия представлениям итогового продукта желаниям заказчика, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным.  
 
     Взгляд на организацию сквозь призму стадий развития позволяет более точно идентифицировать ее основные целевые и стратегические ориентации.

Информация о работе Экономические циклы предприятия