Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Основные функции:
а) правовое обеспечение функционирования экономической сферы:
- защита прав субъектов экономики законодательно
- правовое обеспечение прав собственности
- противодействие неограниченной власти монополий (антимонопольное законодательство)
- защита прав потребителя
- защита интеллектуальной собственности

Файлы: 1 файл

Экономические функции государства.docx

— 24.61 Кб (Скачать файл)

Экономические функции государства

Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование  механизма государственного регулирования  для решения различных проблем.

 

Основные функции:

а)  правовое обеспечение  функционирования экономической сферы:

- защита прав субъектов  экономики законодательно

- правовое обеспечение  прав собственности

- противодействие неограниченной  власти монополий (антимонопольное  законодательство)

- защита прав потребителя

- защита интеллектуальной  собственности

- разработка и применение  принудительных мер к нарушителям  (уголовное право)

 

б)  определение приоритетов  и целей экономического развития страны - разработка и осуществление

экономической политики государства (задачи, ресурсы, цели, результаты)

 

в)  производство общественных товаров (оборонного назначения, дороги, услуги пожарных, борьба с

паводками и др.) - товары и услуги, которыми пользуется все  общество:

- бюджетная и налоговая  политика

- организация финансирования  данного производства

 

г)  минимизация трансакционных (организационно-договорные) издержек (издержки не связанные с

материальным производством) -  это затраты времени, усилий и денег на поиск поставщика ресурсов,

или услуг, заключение с ним  соглашения, контроль за выполнением  сделки:

- оказание помощи субъектам  экономики на международной арене

- взятие производства  с высокими трансакционными издержками  в свои руки

- выполнение посреднических  функций в договорных процессах

 

д)  компенсация внешних  издержек (экстерналий) - это издержки и выгоды, связанные с производством

или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющимися  участниками сделки (напр.,

загрязнение окружающей среды, прокладка дороги к заводу через  деревню):

- установление норм и  запретов на отрицательные экстерналии

- организация контроля  за отрицательными внешними эффектами

- принятие администр.  мер по отношению к тем, кто  вызывает отрицательные экстерналии

(административное законодательство, спец. контролирующие гос. органы)

- образование рынка прав  на причинение отрицательных  экстерналий (продажа лицензий  на

нанесение ущерба, напр., на загрязнение вод, на сброс отходов  и др.)

- использование налоговой  системы для борьбы с отрицательными  экстерналиями

 

е)  стабилизация макроэкономических колебания (циклов)

 

ж) регулирование социальных отношений, вызванных экономическими эффектами

 

Государственное регулирование  экономики становится эффективным, если оно придерживается трех важнейших  принципов:

- в процессе регулирования  исключаются действия, нарушающие  нормальные рыночные связи

- государство воздействует  на хозяйственный механизм экономическими  методами и средствами

- государство осуществляет  постоянный контроль за эффективностью  своих действий

 

Экономическая политика - это  совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические  процессы для реализации поставленных целей. Она осуществляется:

- административно-правовыми  методами - прямое регулирование  (воздействие) экономики

- экономическими методами - косвенное регулирование (воздействие)  экономики.

Основными элементами экономической  политики государства являются:

- научный анализ социально-экономического  развития страны (региона)

- выявление узловых проблем  экономического развития

- разработка и структуризация  системы целей экономической  политики в текущем и длительном  сроке

- создание адекватной  целям политики институциональной  структуры

- процедура разработки  и реализации экономической политики

- организация государственного  регулирования экономики

- анализ состояния и  последствий проводимой экономической  государственной политики

 

Инструменты экономической  политики:

- монетарный (рефинансирование, операции на рынке ценных бумаг,  минимальные размеры)

- фискальный (налоговая система,  инвестиции)

- финансово-бюджетный (политика  доходов и расходов - опр. приоритетов)

- внешнеэкономический (обменный  курс валюты, экспортно-импортные  цены).

Государство и его экономические  функции

Экономические функции современного государства многооб­разны и  сложны. Во-первых, это функции, связанные  с обеспече­нием нормального  функционирования рыночной экономики:

 

1. Создание правовой основы  и общественной атмосферы, кото­рая  спосо6ствует эффективному функционированию  рынка. На государстве лежит  бремя формулировки основных  законов, в соответствии с которыми  должны действовать все субъекты  рыночных отношений. Прежде всего,  необходимо законодательство, обеспечивающее  защиту прав частной собственности.  Собственник, не уверенный в  неприкосновенности своей собственности,  не сможет использовать в полную  силу свой предприниматель­ский  и материальный Потенциал. Большое  значение имеет зако­нодательство  о защите прав потребителей, антимонопольное  зако­нодательство и уголовное  законодательство, также способствую­щее  более эффективной работе рыночного  механизма.

 

2. Защита конкуренции.  Одним из главных условий функционирования  рыночного механизма является  господство конкуренции, поэтому  важнейшей функцией государства  является защита конкуренции  и формирование конкурентной  среды, поддержание оптимальных  условий для частного предпринимательства  и добросовестной конкуренции,  защита мелких и средних компаний  от недобросовестной конкуренции  со стороны крупных монополий,  регулирование деятельности естественных  монополий. Для обеспечения этих  целей государство использует  следующие методы:

 

• для основной массы  рынков применяется антимонополь­ное законодательство, препятствующее слиянию  фирм и обеспечивающее более или  менее приемлемые условия для  свободной конкуренции;

 

• для рынков, где в  силу естественных или технических  при­чин существует только одна компания (естественная моно­полия), государство  устанавливает предельный уровень  цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры пре­дотвращают возможность злоупотребления  монопольной властью.

 

3. Регулирование денежного  предложения. Частный сектор экономики  (бизнес и домохозяйства) не  может «производить» деньги, опосредующие  сделки купли-продажи в экономике.  Эту функцию берет на себя  государство, являющееся монополистом  в данной сфере. Государство  через Центральный банк осуществляет  регулирование денежной массы  в обращении, используя инструменты  денежно-кредитной политики.

 

Во-вторых, функции, обусловленные  тем, что в некоторых ситуациях  рынок оказывается недееспособным:

 

4. Перераспределение национального  дохода. Объективным следствием  функционирования рынка и развития  рыночных отношений является  неравенство в доходах. Распределение  доходов, порождаемое свободным  рынком, не отвечает требованиям  справедливости и гуманности. Государство  берет на себя задачу   сглаживания  неравенства в доходах, используя  для этого: прогрессивное налогообложение  (по мере роста доходов увеличивается  процентная ставка подоходного  налога, т. е. доходы богатых  облагаются более значительным  налогом, чем доходы бедных  слоев населения); трансфертные платежи  из государственного бюджета  (выплаты, в ответ на которые  не предполагается предоставление  какой-либо экономической услуги  — пенсии, соци­альные пособия,  стипендии); государственные социальные  про­граммы (программы обязательного  медицинского страхования, программы  социальной помощи, социальное страхование); уста­новление предельного уровня  цен на товары первой необходи­мости (потолков цен).

 

5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной сис­темы  является способность эффективно  распределять ресурсы. Однако  в некоторых ситуациях возникает  проблема нерацио­нального распределения  факторов производства. В этом  случае государство вынуждено  корректировать действие рыночного  ме­ханизма в сфере распределении  ресурсов. С точки зрения эконо­мической  теории, необходимость перераспределения  ресурсов обусловлена двумя сбоями  в работе рыночного механизма,  когда производится не то количество  товаров, которое необходимо об­ществу  (здесь речь идет о так называемых  внешних эффектах — экстерналиях, или эффектах перелива), и некоторые  товары не производятся вовсе  даже при наличии спроса на  них.

 

Эффекты перелива — ситуации, когда прибыли или убытки от рыночной сделки достаются не самим участникам сделки, а третьим лицам. Выделяют отрицательные и положительные  внешние эффекты (издержки перелива и выгоды перелива, или отрицательные  и положительные экстерналии  соответственно). Проиллюстрируем ситуацию, когда возникает отрицательный  эффект перелива. Допустим, существует некий химический ком­бинат, Не имеющий  очистных сооружений и загрязняющий ок­ружающую среду. В этой местности  расходы по охране природы и поддержанию  экобаланса вынуждены нести местные  власти и население, а не сам виновник экологического неблагополучия. И фактические  издержки производства превышают издержки производителя (частные издержки). Это и есть отрицательный эффект перелива. Бели бы химический комбинат нес сам все издержки, связанные с производством (в том числе и затраты на строительство , эксплуатацию, содержание и обслуживание очи­стных сооружений), рыночная ситуация выглядела бы стандарт­но — равновесие в точке А при объемах выпуска QA. Однако рассматриваемое предприятие не осуществляет затрат на охрану окружающей среды, а значит, график его предложения расположен правее, чем должен. Подобная ситуация означает, что производимый химкомбинатом объем производства (QB) превышает оптимальный объем производства QA, возможный при правильном «распределении ролей» в решении проблем эко­логии.

 

 

 

Напомним, что величина и  динамика издержек производст­ва —  один из важнейших неценовых факторов предложения. Снижение затрат, как в  нашем случае, будет увеличивать  пред­ложение, сдвигая график  S до положения S1.

 

Задача государства состоит  в том, чтобы превратить издерж­ки  перелива во внутренние издержки производства и вернуть си­туацию в нормальное русло. Сделать это можно, приняв ряд мер. Во-первых, законодательно установить предельные нормы кон­центрации  вредных веществ и при превышении этих норм нала­гать штрафы на виновников. Во-вторых, установить высокие на­логи  для предприятий, производственная деятельность которых представляет экологическую угрозу. К какой  бы из этих мер ни прибегло государство, их следствием будет сокращение предло­жения рассматриваемого предприятия. Здесь  следует помнить, что налоги и  штрафы — неценовые факторы предложения, сдви­гающие график предложения  влево. Причем штрафы и налоги в большинстве  случаев сдвигают линию S1 не до первоначального  положения S, а несколько левее  — до  S2. Эти меры заставляют фирму  в срочном порядке приступить к строительству очистных сооружений и реализации прочих мероприятий  по защите окру­жающей среды.

 

Традиционный пример возникновения  положительного эф­фекта перелива —  ситуация с уровнем образования  в обществе. Как известно, более  высокое образование доставляет определен­ную пользу тем людям, которые его получают. Но высокий  уро­вень образования и квалификации граждан приносит определен­ную  выгоду и обществу в целом, поскольку  предопределяет вы­сокое качество и  отдачу человеческого капитала, который  в современной экономике является ведущим фактором социаль­но-экономического развития. Сталкиваясь с вопросами  возник­новения выгод перелива, государство, регулируя ситуацию, может прибегнуть к следующим мерам, направленным на стимулирова­ние производства образовательных  услуг. Во-первых, стимулиро­вать рост спроса на образовательные услуги за счет предоставле­ния населению  целевых кредитов и дотации на образование. Во-вторых, стимулировать  увеличение предложения на рынке  об­разовательных услуг за счет предоставления дотаций и субсидий, но не населению, а вузам. В-третьих, если выгоды перелива вели­ки, то государство может само выступить в роли производителя; для нашего примера с услугами образования это проявилось бы в  увеличении числа бюджетных мест в государственных вузах, а также  в увеличении количества последних.

 

Возникновение второго сбоя в работе рыночного механизма, когда  некоторые товары вообще не производятся, обусловлено ря­дом объективных  причин:

Информация о работе Экономические функции государства