Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 00:31, реферат

Описание работы

1. Экономические функции государства
2. Взаимоотношения государства и правительства
3. Методы государственного регулирования
4. Ограничения государственного регулирования
5. Направления государственного регулирования

Файлы: 1 файл

Экономические функции государства.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Механизмы государственного регулирования не являются раз и навсегда данными и неизменными. Эволюция их предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным и поддерживать в первую очередь те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами — здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д.

По такому пути развиваются экономические и социальные процессы в Российской Федерации, где в ходе реформ 80-90-х годов были заложены основы финансово-экономического регулирования экономики. Перспективы российской экономики зависят от гарантий прав собственности и создания справедливой конкурентоспособной сферы. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, а также обеспечением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции.

Активизацию инвестиционного процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономической конъюнктуры.

Военная реформа позволит в перспективе сократить нагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру, пенсии.

Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе, уменьшением количества налогов и налогооблагаемой базы, выравнивания налоговой нагрузки.

Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функционирование следующих регулирующих тенденций:

Во-первых, государственное регулирование направлено на достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, капитала, предпринимательства. Общепризнанной задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование внедрение усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству продукции, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные перспективные территории.

Во-вторых, новым является использование различных инструментов, прежде всего контрактной системы — совокупности разных форм организации системы государственных заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, в реализацию государственных программ. Так, во Франции накоплен опыт “плановых контрактов”, “контрактов о ценах”, регулирования деятельности государственных акционерных предприятий, госзаказов для частного сектора. Контракты заключаются на конкурсной основе, чаще всего через торги. В США используется федеральная контрактная система, которая перераспределяет государственные финансовые ресурсы на научно-технические, социальные, военные цели.

В-третьих, активизируется деятельность государства с целью повышения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках по созданию благоприятных условий хозяйствования для национальных предпринимателей, стимулированию использования негосударственной поддержки частного бизнеса, росту конкурентоспособности фирм в тех сферах, где частные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.

В-четвертых, существенно значимой функцией государства становится общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами. Осуществляется разработка долгосрочной экономической стратегии промышленной политики через систему планово-прогнозных институционных структур (Франция, Япония, КНР).

В-пятых, для достижения конъюнктурных преимуществ государство проектирует динамику личного и производственного спроса в стране. Правительство манипулирует государственными расходами, налогами, стоимостью кредита, регламентирует конкуренцию, развивает государственный сектор.

В-шестых, в области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Этим преследуется смягчение социального неравенства, поддержание баланса интересов, достижение общего консенсуса, стимулирование экономической активности различных групп населения.

В-седьмых, адаптация экономического регулирования к изменяющимся условиям хозяйствования выражается в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики. Современные рыночные структуры обусловливают необходимость диверсификации экономической и социальной политики. В экономике развитых индустриальных стран одновременно идут процессы дерегулирования и децентрализации. Дерегулирование означает сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы общественного воспроизводства. Государственное регулирование дополняется корпоративным, что дает кумулятивный и компенсационный эффект. Процесс децентрализации состоит в переносе решения многих проблем с макроуровня на уровень отдельных регионов и микроуровень отдельных фирм. Характерно, что субъектами государственного регулирования становятся региональные, муниципальные и местные органы управления. Уменьшается роль прямых форм административного регулирования и повышается значение различных рычагов косвенного воздействия государства.

Экономическое регулирование на уровне территории сглаживает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует более эффективное использование экономического потенциала территории.

Понятия и термины

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики

Модели Рейгана-Тэтчер, скандинавская, восточно-азиатская

Государственное регулирование экономики

Функциональная экономическая система

Правовые, административные, экономические, прямые и косвенные методы регулирования экономики

Бюджетная, фискальная и денежно-кредитная политика

Вопросы для самопроверки

1. Какими функциями  обладает государство в плановой  и рыночной экономике?

2. Назовите основные  подходы к государственному регулированию  экономики; в чем их различия?

3. Какие модели  государственного регулирования  используются на практике в  различных странах? Назовите их  и опишите основные различия.

4. В каком направлении  должно действовать государство  в условиях экономического кризиса (увеличивать или уменьшать воздействия на экономику)? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Какие методы  использует государство в регулировании  экономики? Каковы их последствия?

 


Информация о работе Экономические функции государства