Экономические идеи Ермолая Еразма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:28, доклад

Описание работы

О русской экономической мысли XVI в. можно судить по трудам идеологов поместного дворянства И.С. Пересветова и Ермолая-Еразма, выдающихся представителей общественной мысли того времени.
Ермолай-Еразм (р. в 10-х гг. 16 в. - умер около середины 16 в.), русский писатель, публицист, церковный деятель. Протопоп дворцового собора в Москве, Е. входил в кружок образованных книжников, группировавшихся возле митрополита Макария. Большая часть, его произведений посвящена богословию и нравственности, но в них ставились и социальные вопросы. Он был противником боярских центробежных тенденций, направленных на ослабление единства Русского государства.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 15.64 Кб (Скачать файл)

Доклад «Экономические идеи Ермолая Еразма» 

О русской экономической мысли XVI в. можно судить по трудам идеологов  поместного дворянства И.С. Пересветова  и Ермолая-Еразма, выдающихся представителей общественной мысли того времени.

Ермолай-Еразм (р. в 10-х гг. 16 в. - умер около середины 16 в.), русский писатель, публицист, церковный деятель. Протопоп дворцового собора в Москве, Е. входил в кружок образованных книжников, группировавшихся возле митрополита Макария. Большая  часть, его произведений посвящена  богословию и нравственности, но в  них ставились и социальные вопросы. Он был противником боярских центробежных тенденций, направленных на ослабление единства Русского государства. Вместе с тем Еразм выступал за независимость  церкви от государства, доказывал превосходство  духовной власти над царской. Выступал против ересей, развивая в своих  сочинениях антибоярские мотивы, обличая  корыстолюбие и стяжательство вельмож.  Источник обогащения усматривается  в присвоении феодалами чужого труда, так как "вельможа (ничто же) имеюще от своего труда, но изъядающе и одеяниа  носящ людская труды". Еразм  резко осуждал обогащение торговцев, ростовщиков. Религиозная терминология рассуждений Еразма не, исключала  его сочувствия крестьянам, намерения  ослабить крепостнический ярем, лежащий  на них.

В своем произведении 1549 "Благохотящим царем правительница и землемерие", являющемся первым в России специальным  экономико-политическим трактатом, он давал советы царю: чем руководствоваться  в управлении государством, как учитывать  и измерять землю. Его рекомендации были направлены на уменьшение и" законодательное  установление размеров повинностей  крестьян (с тем, чтобы положить конец  произволу феодалов), утверждение  определенного порядка поступления  средств в царскую казну, упорядочение ямских повинностей, изменение системы  измерения земли. Ермолай-Еразм считал, что крестьянин, зависимый от феодала-землевладельца, должен отдавать ему только 1/5 добываемого  им натурального продукта и при этом должен быть освобожден от всяких денежных уплат, как землевладельцу, так и  в царскую казну. Для получения  средств, необходимых государю, он предлагал  выделить в разных частях страны определенное количество земли, обрабатывая которую  крестьяне, зависимые от государя, должны отдавать также часть урожая в  царскую казну. Это было значительно  меньше, чем платили крестьяне  в середине XVI в. землевладельцам  в виде оброка. Оставаясь на позициях защитника натурального хозяйства, Еразм в то же время допускал, что землевладельцы и царь будут  иметь необходимые им деньги путем  продажи полученных от крестьян продуктов  на рынке городским жителям, предлагая  освободить крестьян от ямской повинности, он хотел ее возложить на городских  торговых людей, которые богатеют на купле-продаже товаров. Зато торговые люди городов должны быть освобождены, по его мнению, от пошлин и других платежей. Конечно, значение этих мер  не следует переоценивать. Они не упраздняли феодальный гнет, но все  же могли бы уменьшить тяжесть  эксплуатации, устранить ее крайности.

Реформа единицы измерения земли, предлагаемая Еразмом, также преследовала цель снять с крестьян обременительные  расходы, связанные с работой  царских землемеров. Интересные соображения  высказывал Еразм и в отношении  наделения дворян землей и крестьянами. Он рекомендовал трактовать это наделение  только как материальное обеспечение  службы дворян государству, привязывающее  поместное дворянство к государю, причем наивысший надел земли  не должен восьмикратно превышать низший. Ермолай-Еразм понимал требования времени, поскольку мельчали вотчины  и поместья. Его предложения противоречили  интересам боярства. Еразм обходил  вопрос о монастырском землевладении. Это была его молчаливая поддержка  монастырей.

Хотя Ермолай-Еразм осуждал наличие  у крупных феодалов огромных земельных  владений и богатств, его экономические  взгляды не выходили за рамки крепостнических  отношений он считал, например, нормальным явлением феодальную эксплуатацию крепостных и несение ими повинностей  в пользу государства. В трактовке  ряда экономических проблем Еразм  был реалистом, а иногда – утопистом, особенно в проектах защиты интересов  крестьянства. Примирить экономические  и политические интересы дворян и  крестьян было невозможно, ибо они  носили классовый антагонистический  характер. Этого Еразм не понимал. Нельзя определенно утверждать, что  Иван Грозный в своей политике руководствовался идеями Еразма, но, тем  не менее, некоторые экономические  реформы царя (расширение поместной  системы) созвучны его проектам. Еразм  выступал как идеолог поместного дворянства и создал произведения, которые являются оригинальным памятником русской экономической мысли.

Таким образом, Ермолай Еразм выступал своеобразным примирителем интересов  бояр-вотчинников и дворян-помещиков. В его взглядах, изложенных в труде "Правительница", проскальзывает нравственное осуждение богатства, чрезмерного обогащения купцов, ростовщичества. Искренне сочувствуя крестьянам, в  целях смягчения крепостнического недовольства он даже предложил нормировать  крестьянские повинности, заменить их единым натуральным налогом. Не выходя за пределы крепостнических отношений, Еразм рекомендует компромисс между  реакционными боярами-вотчинниками и  прогрессивным поместным дворянством, признание главенства духовной власти над светской, возврат к натуральному хозяйству и т.п.

Список использованной литературы:

    1. Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI вв., М., 1960;
    2. Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.;
    3. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.;
    4. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. – М.: Политиздат. 1990.

 

 


Информация о работе Экономические идеи Ермолая Еразма