Экономические информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 09:29, контрольная работа

Описание работы

Информационная система экономического объекта является основой системы управления. Она постоянно видоизменяется, появляются новые информационные потоки, обусловленные широким внедрением средств вычислительной техники и расширением производственных и финансовых связей предприятия. Функциональное назначение и тип информационной системы зависят от того, чьи интересы и на каком уровне она обслуживает.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по инф.сист в экономике.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Экономические  информационные системы

 

1.1 Понятие и свойства экономических информационных систем

 

Информационная система экономического объекта является основой системы управления. Она постоянно видоизменяется, появляются новые информационные потоки, обусловленные широким внедрением средств вычислительной техники и расширением производственных и финансовых связей предприятия. Функциональное назначение и тип информационной системы зависят от того, чьи интересы и на каком уровне она обслуживает.

Известны различные определения экономических информационных систем:

  1. это среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, персонал, технические и программные средства связи;
  2. это система, реализующая автоматизированный сбор, обработку и манипулирование данными и включающая технические средства обработки данных, программное обеспечение и обслуживающий персонал;
  3. это система, направленная на достижение множества целей, одной из которых является производство информации, необходимой для поддержки принятия управленческих решений.

Свойства экономических информационных систем:

  1. они динамичны, постоянно развиваются, могут быть подвергнуты анализу;
  2. при их проектировании используется принцип системного подхода, предполагающий наличие и учет большого числа связанных между собой системных элементов;
  3. функционирование систем всех уровней осуществляется в условиях их взаимодействия с внешней средой, при наличии общей для них цели управления;
  4. в процессе реализации функций управления имеет место постоянное взаимодействие пользователей и технических средств;
  5. необходимые для управления решения принимаются на основе получаемой в процессе функционирования системы выходной информации.

Другими свойствами экономических информационных систем являются:

  1. интегрируемость (взаимодействие системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами);
  2. масштабируемость (расширение системных ресурсов и производительной мощности);
  3. управляемость (гибкое управления системой);
  4. адаптивность (приспосабливаемое системы к условиям конкретной предметной области);
  5. используемость (реализация заложенных в систему функций);
  6. обоснованность (получение обоснованных результате в ходе выполнения прикладных программ);
  7. реактивность (реагирование системы на внутренние внешние воздействия);
  8. безопасность (возможность предотвращения разрушения системы в результате несанкционированного доступа, и другие).
  9. Качество экономических информационных систем.

Экономические информационные системы могут оцениваться по разным признакам: по своей структурной сложности, надежности функционирования, работоспособности (эффективности). Их функционирование обычно направлено на реализацию нескольких целей, поэтому качество системы определяется совокупностью свойств, характеризующих ее способность удовлетворять потребности пользователя:

  1. структурная сложность определяет количество составляющих элементов системы и связей между ними;
  2. надежность характеризует способность системы сохранять заданные свойства поведения. Надежная система является устойчивой с точки зрения функционирования и помехозащищенной с точки зрения наличия необходимых элементов и связей. Основными показателями надежности принято считать: среднее время безотказной работы за время наблюдений; вероятность безотказной работы в заданном интервале; время нормальной работы системы, начиная от момента ее запуска и до того момента, когда по определенным причинам система перестает хорошо работать; средний поток отказов на заданном интервале;
  3. эффективность определяет способность системы хорошо выполнять заданную работу. Качество системы складывается из совокупности единичных показателей, в числе которых: надежность, универсальность, информативность, пропускная способность, иерархичность. К примеру, иерархическая система организуется таким образом, что каждый ее уровень определяется своей целевой функцией и своим управлением. Информация в такой системе передается от нижестоящего уровня к вышестоящему, а управление - от верхнего уровня к нижнему.

 

1.2 Классификация экономических информационных систем

 

Существуют различные классификации экономических информационных систем, каждая из которых преследует определенные цели. Важными классификационными признаками являются: масштаб системы и интеграция ее компонентов, степень структурированности решаемых задач, сложность алгоритмов обработки и другие.

  1. по сфере применения различают информационные системы бухгалтерские, банковские, страховые, налоговые и другие;
  2. по степени автоматизации информационных процессов - ручные, автоматические, автоматизированные;
  3. по характеру решаемых задач - системы, разрабатываемые для решения структурированных (формализуемых) задач, неструктурированных (не формализуемых) задач и частично структурированных задач (у большинства решаемых задач известны не все элементы и взаимосвязи между ними);
  4. по режиму обработки - информационные системы, работающие в пакетном и в интерактивном режимах. Пакетная технология используется в основном в экономических информационных системах централизованного типа.

Технологический процесс обработки представляет собой маршрут, состоящий из последовательности этапов: ввод, контроль, сортировка, слияние, группировка, копирование, архивирование, непосредственно обработка, выдача информации. Недостатками технологии являются: нерациональное использование ресурсов, отсутствие взаимодействия с пользователем.

При диалоговом режиме обработки обеспечивает интерактивный способ общения пользователя с ЭВМ. Достоинства технологии: задачи могут решаться параллельно, повышается пропускная способность системы, возможно изменение последовательности этапов обработки информации. Информационные системы диалогового режима используются в сетях, системах телеобработки данных, в системах, работающих в реальном масштабе времени.

По виду применяемых программных разные авторы классифицируют информационные системы по-разному, и единая точка зрения отсутствует. В одних работах предлагается классифицировать программные средства в соответствии с видами используемой техники, в других - по выполняемым функциям.

Мини-бухгалтерии ориентированы на малый бизнес и рассчитаны на использование на одном компьютере. Предназначены для бухгалтерий с небольшим объемом учетной работы, без ярко выраженной специализации сотрудников по конкретным разделам учета. Позволяют вести; синтетический и несложный аналитический учет, включающий ввод и корректировку бухгалтерских проводок, выполнение расчетов и вывод на печать оборотной ведомости, некоторых журналов-ордеров и первичных документов. Программы данного класса обеспечивают формирование единого журнала хозяйственных операций, получение Главной книги, баланса, необходимых отчетных форм.

Комплексные системы бухгалтерского учета требуют авторской установки, разбиваются на подклассы АРМ, соответствующих разделам или группам разделов учета. Модули для ведения отдельных участков учета в таких системах не являются программными продуктами, предназначенными для широкого тиражирования, их создают применительно к требованиям конкретного заказчика.

Интегрированные системы бухгалтерского учета обеспечивают ведение всех основных учетных функций и разделов, реализуемых обычно в рамках единого АРМ. Автоматизированный учет строится на основании записей, в той или иной степени интегрирующих учетную информацию различных разделов учета. Программные средства данного вида обеспечивают ведение единого журнала операций, получение Главной книги, баланса, необходимых отчетных форм.

Инструментальные системы (бухгалтерские конструкторы) - это программные продукты, способные гибко настраиваться на специфику выполняемых расчетов. Пользователь может самостоятельно конструировать систему обработки данных, описывая необходимые расчетные алгоритмы, макеты ввода первичной информации, правила построения отчетов на специализированном формальном языке. Бухгалтерские конструкторы основываются на некой общей модели бухгалтерского учета, в которой специфика отдельных участков явно не выделена.

Комплексы функциональных бухгалтерских автоматизированных рабочих мест состоят из отдельных, функционально законченных и взаимосвязанных АРМ, соответствующих основным разделам бухгалтерского учета. Они полно и глубоко отражают специфику соответствующих разделов учета и рассчитаны на бухгалтерии средних и крупных предприятий, где функции между бухгалтерами разделены и персонал имеет различную бухгалтерскую и компьютерную квалификацию. Локальные подсистемы (модули) обеспечивают ведение развернутого аналитического учета на основе ввода данных с первичных документов и формирования проводок. Необходимые итоговые показатели получают в головном модуле системы.

По структурному признаку различают системы централизованные, децентрализованные и системы коллективного пользования. Степень централизации или децентрализации зависит от количества и важности решений, принимаемых на нижнем уровне, от организации количественного контроля за работой нижнего уровня. Недостатками централизованной системы являются: слабая мобильность и модифицируемость, большие затраты времени на обработку. Децентрализация обеспечивает приоритетность и упрощение принимаемых решений, стимулирование инициативы работников.

По сфере действия системы бывают государственными, коммерческими, производственными, управленческими и другими.

По уровню автоматизации управления различают автоматизированные системы управления, информационно-справочные и информационно-поисковые системы.

По режиму работы, комплекса технических средств системы бывают дискретными и непрерывными.

По характеру интеграции функциональных задач различают системы, подсистемы, отдельные задачи.

Появление новых информационных технологий, разработка интеллектуальных технических средств позволяют создавать информационные системы с высокой степенью интеллектуализации, которая проявляется:

  1. в расширении функций общесистемного программного обеспечения;
  2. в разработке новых прикладных систем с элементами экспертных систем;
  3. в организации технологических процессов планирования, управления и контроля деятельности предприятия в режиме реального времени;
  4. в интеллектуализации технической платформы (многофункциональные устройства, многопротокольные адаптеры, виртуализация памяти, каналов связи и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Жизненный цикл информационной системы

 

Жизненный цикл - совокупность стадий (этапов), которые проходят ЭИС, начиная с момента времени принятия решения и ее создания до вывода эксплуатации.

Технологии проектирования ЭИС, применяемые в настоящее время, предполагают поэтапную разработку системы. Этапы по общности целей могут объединяться в стадии. Совокупность стадий и этапов, которые проходит ЭИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ЭИС.

Суть содержания жизненного цикла разработки ЭИС сводится к выполнению следующих стадий:

1. планирование и анализ требований (предпроектная стадия) - системный анализ. Исследование и анализ существующей информационной системы, определение требований к создаваемой ЭИС, оформление технико-экономического обоснования и технического задания на разработку ЭИС.

2. проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). Разработка в соответствии со сформулированными требованиями состава автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта ЭИС.

3. реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Разработка и настройка программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта.

4. внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем ЭИС, обучение персонала, поэтапное внедрение ЭИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ЭИС.

5. эксплуатация ЭИС (сопровождение, модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ЭИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации ЭИС и ее выполнение.

Часто второй и третий этапы объединяют в одну стадию, называемую техно-рабочим проектированием или системным синтезом.

 

2.1 Основное содержание стадий и этапов

 

К основным целям системного анализа относится:

- формулировка потребности в  новой ЭИС (идентифицировать все  недостатки существующей ЭИС);

- выбор направления и определение  экономической целесообразности  проектирования ЭИС.

Системный анализ ЭИС начинается с описания и анализа функционирования рассматриваемого экономического объекта (системы) в соответствии с требованиями (целями), которые предъявляются к нему. В результате этого этапа выявляются основные недостатки существующей ЭИС, на основе которых формулируется потребность в совершенствовании системы управления этим объектом, и ставится задача определения экономически обоснованной необходимости автоматизации определенных функций управления, то есть создается технико-экономическое обоснование проекта. После определения этой потребности возникает проблема выбора направлений совершенствования объекта на основе выбора программно-технических средств. Результаты оформляются в виде технического задания на проект, в котором отражаются технические условия и требования к ЭИС, а также ограничения на ресурсы проектирования. Требования к ЭИС определяются в терминах функций, реализуемых системой, и предоставляемой ею информацией.

Информация о работе Экономические информационные системы