Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:17, реферат
Целью данной работы является исследование вопроса экономических институтов. Предмет исследования: экономические институты.
Курсовая работа состоит из 2-х глав:
- Глава 1 Развитие экономических институтов в России;
-Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике.
Введение 4
Глава 1 Развитие экономических институтов в России
1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции 6
1.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие субъекты 11
1.3. Понятие и сущность экономических институтов 14
1.4. Предприятие, учреждение и организация как экономические институты 21
Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике
2.1 Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты 27
Заключение 36
Литература 39
Проведен анализ теоретических основ для формирования системы экономических институтов. Рассмотрены экономические институты: «семья», « предприятие», «регион», а также различные межуровневые взаимодействия в рамках государственного устройства.
Развитие экономических
Эти контексты присутствуют в развитии любой страны, территории и имеют тот или иной акцент и особенности в силу специфики исторического развития, системы государственного регулирования, развития социальных институтов и гражданского общества, степени влияния процессов интеграции, интернационализации, глобализации и т.н. Каждое государство, межгосударственные экономические сообщества стремятся иметь законодательство и регулирующие органы.
Следовательно, вопрос исследования экономических институтов и их роли в современной рыночной экономике по-прежнему актуален.
Целью данной работы является исследование вопроса экономических институтов. Предмет исследования: экономические институты.
Курсовая работа состоит из 2-х глав:
- Глава 1 Развитие экономических институтов в России;
-Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике.
Основные задачи данной работы:
- Проанализировать сущность экономических институтов
-Исследовать предприятия, учреждения и организации как экономические институты;
- Рассмотреть развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты.
В работе были использованы материалы специальной периодической литературы.
В воспроизводственном процессе хозяйствующие субъекты распадаются на две группы обособленных, организационно оформленных, самостоятельных, частных единиц: “репрезентативные” отраслевые фирмы, аккумулирующие (локализующие) ресурсы и производящие потребительные блага, и домохозяйства, снабжающие ресурсами фирмы и потребляющие их продукт. Соответствующий замкнутый поток экономических благ обозначен внутренним кругом схемы хозяйственного кругооборота, представленной на рисунок 1. Замкнутый поток доходов домохозяйств и фирм в противоположном направлении на схеме обозначен внешним пунктирным кругом.
Рисунок 1- Схема хозяйственного кругооборота
Оба потока постоянно встречаются и взаимообмениваются на рынках ресурсов и продукта. Рынок как институт обмена контрагентов в условиях разделения труда является сферой экономики, в которой хозяйствующие субъекты осуществляют куплю – продажу благ (учитывая то, что современные торговые сделки иногда заключаются по телекоммуникационной сети, рынком нельзя назвать только место взаимодействия продавцов и покупателей, как это делается в экономической литературе). Рынок, помимо реализации обмена благ, обеспечивает свободу экономического выбора (количества, качества и цен благ), их эффективное распределение, координацию экономической деятельности в целом, т.е. рынок является регулятором экономики.
Известна институциональная
Рисунок 2 - Схема институциональная двойственность экономики.
Фирмы – это экономические единицы, построенные на властных вертикальных отношениях субординации руководителя (принципала) и подчиненных, исполнителей (агентов), а рынки – единицы, построенные на равноправных горизонтальных отношениях координации продавцов и покупателей (контрагентов). Все эти отношения в институционализме рассматриваются как внутренние и внешние контракты. Рынки и фирмы представляют собой альтернативные способы организации деловой активности. Но поскольку власть как способность и возможность одних лиц (одного лица) осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведение других лиц является административной властью, то фирмы, располагая и экономическими, и административными ресурсами, имеют общую потенциальную тенденцию к расширению своей деятельности.
Чем ниже транзакционные издержки, тем более устойчива и консервативна институциональная структура экономики, слаба экспансия фирм и медленнее осуществляется распределение рынка между фирмами. Укрупнение же производственной иерархии агентов и контрагентов принципала увеличивает издержки контроля и также влияет на равновесие структур.
Необходимо отметить, что решение вопроса “Производить или покупать?” касается не только фирм, но и домохозяйств, а также государства, производящего общественные блага. Существующие в настоящее время развернутые социально-бытовая и государственная инфраструктуры экономики являются следствием вытеснения соответствующей деятельности в рынок из-за высоких издержек собственного контроля.
Одной из главных задач микроэкономики является объяснение рыночного поведения фирм и большого разнообразия и изменчивости их конкретных институциональных форм. Это предполагает исследование целей фирм, методов и средств получения ими конкурентных преимуществ, эффективных организационно-правовых форм существования предпринимательства.
Деловое поведение фирм, прежде всего, определяется их целями, точнее целями владельцев (владельца), высших управляющих и других агентов фирм. Анализ показывает, что в качестве цели владельцы фирм почти всегда ставят максимизацию прибыли (разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками), так как она является результатом социальной выгоды от деятельности фирм (они получают прибыль только в случае производства пользующихся спросом благ) и конкуренции, источником предпринимательского дохода, дивидендов и развития фирм.
Однако мотив прибыли не действует
в некоммерческих организациях, например,
в области здравоохранения и
образования. Считается, что такие
“фирмы” работают в условиях иных
ограничений и реализуют
Если учесть, что задачи фирм могут быть не только краткосрочными, но и долгосрочными, стратегическими, то общий список возможных целей значительно расширяется.
Фирмы, которые не преследуют цель максимизации прибыли, оказываются потенциальными кандидатами на вытеснение с рынка, не могут выжить в условиях “естественного отбора” конкуренции.
Важно заметить, что не абсолютная
величина прибыли, а ее соотношение
с капиталом или издержками, т.е.
прибыльность, должны выражать цель фирмы.
Прибыльность является действительно
унифицированным целевым сравни
Установка на достижение максимальной прибыльности фирмы в условиях внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции предопределяет институциональные методы и средства создания конкурентного преимущества (см. рис. 3).
Весь комплекс целей, методов и
средств конкуренции имеет
Идеальным случаем отраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов является так называемая совершенная (“атомистическая” или “действенная”) конкуренция, которая предполагает:
1) однородность производимых
2) большое число продавцов и покупателей товаров;
3) свободу входа в отрасль
и выхода из нее предпринимател
4) обладание участниками рынка
полной информацией о
5) продажу и покупку одним
участником рынка количества
товаров, которые
6) отсутствие как среди продавцов, так и покупателей сговора;
7) максимизацию потребителями
8) свободную переместимость
Отсутствие хотя бы одного из условий означает существование несовершенной конкуренции, которая более соответствует реальной экономике и огромному количеству конкретных рыночных структур. Несовершенная конкуренция усиливает контрактную основу отрасли и экономики (когда договариваются между собой не только контрагенты, но и конкуренты), а рыночная структура приобретает властный характер, появляются субъекты, объекты (пространство) и средства власти. Реальная отрасль несовершенной конкуренции производителей может сводиться к отдельному предприятию, сильно специализировавшему свой товар, или к нескольким крупным фирмам, составляющим олигополию, либо просто совпадает с монополией.
Явление конкуренции в условиях современного рынка становится, как правило, комплексным и включает в себя:
1) классическую конкуренцию
2) конкуренцию между
3) конкуренцию между крупными
фирмами, входящими в
4) конкуренцию предприятий,
Объекты микроэкономики являются не только институциональными единицами производства и конкуренции, но и элементами структуры народного хозяйства. Понятие “структура” здесь означает устойчивую, существенную связь составных частей системы, базовое ее строение. Структурные компоненты экономики имеют фундаментальное значение в хозяйственной жизни общества, поскольку характеризуют главные функциональные экономические связи.
Для выделения структурных единиц микроэкономики воспользуемся вышеприведенной схемой кругооборота благ и доходов (см. рис.1), сделав в ней некоторые уточнения и добавления.
Во-первых, “капитализируем” часть потока доходов домохозяйств в виде процентов на капитал и ренты в активы (имущество) фирм и тогда их цель – максимизация прибыльности в виде рентабельности капитала – становится очевидной.
Во-вторых, учитывая, что потребление всегда является и производством, будем считать главной экономической функцией домохозяйств производство рабочей силы, т.е. возобновление работоспособного состояния человека. 1
В-третьих, целью домохозяйств является получение выгоды (прибыли) как разницы между доходами от реализации рабочей силы в производственном секторе экономики и расходами на ее производство. При этом прибыльность становится “сквозным”, универсальным, всеобщим критерием деятельности всех хозяйствующих субъектов экономики.
В-четвертых, критерий прибыльности обусловливает функцию сбережений (инвестиций) хозяйствующих субъектов, которая дополняет функцию текущего потребления.
Домохозяйства, как и фирмы, обладают капитальными благами (предметами потребления длительного пользования), которые за счет капитализации сберегаемой заработной платы наращиваются количественно и качественно.
В-пятых, поскольку
В-шестых, к структурным компонентам экономики причисляются не только фирмы и домохозяйства, но и государство, производящее общественные блага.
Схема кругооборота экономических благ между этими тремя структурными единицами представлена на рис.4.