Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 22:00, курсовая работа
Динамика производства общественных благ в современных условиях развития мирового сообщества и России приобретает особое не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях: мировом, региональном и индивидуальном проявляет новые общественные потребности и, как следствие, проблемы, противоречия, в разрешении которых определяющая роль отводится сфере производства общественных благ. В современной России проблема развития исследуемых экономических отношений обостряется, прежде всего, по двум причинам.
Введение 3
Глава I. Общественные блага с позиции экономических отношений 5
1.1 Экономические отношения в институциональной и эволюционной теориях 5
1.2 Свойства и классификация общественных благ 9
1.3 Специфика производства общественных благ 18
Глава II. Экономические интересы и противоречия в экономических отношениях по производству общественных благ 22
2.1 Национальные и частные интересы в экономических отношениях по производству общественных благ 22
2.2 Бюджетные противоречия в экономических отношениях по производству общественных благ 25
2.3 Пути повышения эффективности производства общественных благ 26
Заключение 41
Список литературы 44
3.2. Внутриотраслевые структурные преобразования. Экономика отраслей, обеспечивающих производство общественных благ -это, прежде всего, экономика, но с отраслевыми особенностями. Следует заметить, что замыкание в узковедомственном кругу имеет для данных отраслей весьма существенные негативные последствия. Пришло время понять, что реформировать эти отрасли и эффективно управлять ими можно только с привлечением внешних сил - специалистов из других отраслей; экономистов-стратегов, успешных менеджеров. Они вместе с отраслевыми специалистами должны определить приоритеты внутри отрасли, оптимальный баланс между рынком и государством.
3.3. Эффективность отраслей,
обеспечивающих производство
Данные таблицы 8 демонстрируют высокие относительные натуральные показатели в России, характеризующие охрану здоровья населения. В целом отрасли по предоставлению общественных услуг характеризуются высокой Х-неэффективностью. В частности, это связано с привычными установками советского периода доминирования натуральных количественных показателей в таких отраслях. В современный период необходим качественный рост, ресурсом трудосберегающие технологии. Оптимальность натуральных показателей должна сопоставляться с динамикой показателей, характеризующих реальное индивидуальное благополучие, "качество жизни" отдельного гражданина. Так, например, в России наблюдается высокая смертность от инфекционных и паразитарных заболеваний, болезней системы органов кровообращения, что отражает явное неблагополучие сферы здравоохранения, отсутствие современных технологий профилактики и лечения болезней.9
Изменения институциональной среды и экономических отношений во многом являются экзогенным, а не эндогенным элементом неоклассической системы. Это связано со сложностью формализации экономических интересов физических лиц и агрегированных субъектов. Однако именно данная методология позволяет раскрыть сущность явлений, отвечая на вопрос «почему так происходит», а не «каким образом». С эволюционной точки зрения « нет оснований считать неизменными границы между тем, что общество хочет оставить частным, и тем, что оно хочет сделать публичным. Ущерб от непроизводства общественных благ более "высокого" социального уровня возрастает в обратной зависимости от роста индивидуального интереса в решении данных проблем. Разнообразие критериев производства и распределения, общественных благ подчинено фундаментальному критерию экономической и биологической выживаемости общества, сохранения социума. Адекватное экономическое решение возникающих общих проблем - производство общественных благ соответствующего уровня возможно, если общие интересы отражены в социальном контракте, закрепленном институтами разных уровней. Производство общественных благ осуществляется в особой институциональной среде, которая определяется взаимоотношениями институтов власти с институтами гражданского общества. Данные отношения современная экономическая теория интерпретирует как обменные операции. "... с позиций индивидуалистической концепции государства политические, или коллективные действия аналогичны отношениям обмена". Политический процесс, хотя он и значительно более сложен, подобен процессу рыночному. Экономические отношения в демократическом обществе характеризуются свободой выбора: индивидуального - в рыночной экономике и общественного - в общественной сфере. Строго говоря, государство обладает силой принуждения, используемой, прежде всего, для производства общественных благ. Однако все члены общества, в конечном счете, причастны к определению путей использования принуждающей силы государства. Свобода общественного выбора в связи с этим ограничена механизмом производства и распределения, общественных благ, определяемым институциональной средой.
Это обусловливает возникновение транзакционных издержек, так как каждый индивид, занимающий определенное социальное и функциональное положение в данном механизме, пытается законно (или незаконно) реализовать права собственности и получить выгоду от аллокации значительных финансовых и материальных ресурсов, предназначенных для производства общественных благ. Именно граждане, являясь налогоплательщиками и избирателями, должны быть и получателями выгод. В целом трансакционные издержки можно подразделить на внутренние - это издержки, которые несет группа, чтобы выработать коллективное решение по установленным законно нормам. Издержки, которые индивид ожидает понести в результате своего участия в организованной деятельности. И внешние издержки - издержки, которые индивид ожидает понести в результате действий других лиц, над чьей деятельностью у него нет контроля. Это издержки, заключающиеся в отклонении уровней полезности от значений, которые были бы достигнуты при единогласном принятии решения обществом. Экономические издержки увеличиваются также из-за того, что узко ограниченные группы людей реализуют частные интересы, не совпадающие с интересами общества, нарушая права собственности граждан. Переход к рыночной экономике определил существенные изменения в экономических отношениях по производству общественных благ. Модель преобразования и развития данных отношений была выбрана с учетом исторических традиций России - зависимости от предшествующей траектории развития, с ориентацией на мировой опыт - импорт эффективных институтов. Данная модель сохранила общедоступность базовых социальных общественных благ: здравоохранения и образования, что выражало общественную волю, и это во многом ускорило адаптацию в России новых экономических механизмов в производстве общественных благ.
В экономических отношениях по производству общественных благ проявляется противоречивый характер взаимодействия национальных и частных интересов. Наряду с частными интересами обособленных субъектов (индивидов) объективно действуют интересы тех социальных общностей, групп, слоев и территорий, членами которых являются эти субъекты. В национальных интересах интегрируются интересы всех членов общества. Для производства общественных благ - это наиболее адекватные интересам всех граждан-налогоплательщиков ассортимент, качество, объем общественных благ при минимальных издержках. Это достижимо на основе сложного взаимовыгодного обмена между рядовыми гражданами и структурами, которые они создают для организации общества.
Развитие экономических отношений
по производству общественных благ определяется
общемировой тенденцией спецификации
прав собственности, которые закрепляют
права и обязанности, структурируют интересы
всех сторон: граждан, государства, предпринимателей-
1 Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. -М.: Юристъ, 2001.-285 с.
2 Артемьева С. Совершенствование системы межоюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики. -2002.-№5. -С. 137-143.
3 Гибало Н.П. Экономические интересы как институциональная константа формально-неформального равенства и неравенства // Проблемы институционализации экономики России / Монография. - Кострома: КГУ им. КА. Некрасова. - 2002. - С. 202-229.
4 Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны //' Вопросы экономики. - 2002. - № 4. - С. 67-77
5Антоненко Л.А., Нескородев СМ. Общее и особенное в национальных моделях экономической трансформации // Кн. Экономическая теория на пороге XXI века- В 2-х книгах. Кн. 1. Философия хозяйства. Кн. 2. Теоретическая экономия / Под ред. Ю.М. Осипова, В.В. Чекмарева, Е.С. Зотовой. - М.: Юрист, 2002. - 655с
6 Гайдар Е.Т. Современный экономический рост и стратегические проблемы развития России / Сб. Конкурентоспособность и модернизация экономики. - Кн. 1. - М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.-С. 59-84.
7 Гутман Г.В., Дигшина О.Б., Звягинцева О.П. Общественные блага в транзитивной экономике. - М. ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. - 120 с.
8 Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист. - 2002. -№2. - С. 68-74
9 Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны //' Вопросы экономики. - 2002. - № 4. - С. 67-77.