Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:47, курсовая работа
Предметом изучения в данной курсовой работе являются экономические труды ученых и практиков, лауреатов Нобелевской премии.
Задача данной работы заключается в том, чтобы кратко ознакомиться с биографией и работами ученых в разное время получавших нобелевскую премию по экономике в области изучения проблем макроэкономики.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы. В первой главе дается описание биографии Альфреда Нобеля, учредителя нобелевской премии и краткая история создания нобелевской премии в области экономики. Во второй главе описаны экономические исследования Нобелевских лауреатов проводиться исследование основных макроэкономических проблем, а также исследования макроэкономических проблем Нобелевскими лауреатами.
Введение 3
Глава 1 . История и причины возникновения Нобелевской премии 5
1.1 Альфред Нобель, биография и создание фонда награждения премией 5
1.2 История создания Нобелевской премии в области экономики 8
Глава 2. Экономические исследования Нобелевских лауреатов 12
2.1 Основные макроэкономические проблемы 12
2.2 Исследования макроэкономических проблем Нобелевскими лауреатами 18
Заключение 40
Список использованных источников 42
Публикация в 1963 году фундаментального труда «Становление денежной системы в США», написанного Фридменом в содружестве со специалистом в области экономической истории А.Д. Шварц, позволила высветить важность этой теории не только в прикладном смысле, но и в области истории денежного обращения.
В глава, посвященной эпохе Великой депрессии, они высказали следующую мысль: «Радикальное сокращение денежной массы — это хоть и трагическое, но подлинное свидетельство могущества монетарной политики в противоположность мнению Кейнса и его сторонников относительно сокращения количества имеющихся в обращении денег как о слабости банковской системы».
По словам Фридмена,
«все дело в деньгах», ибо изменения
интенсивности роста
Монетарная экономическая теория Фридмена дает ясное представление об используемых им экономических методах. Экономические модели, как он полагает, следует оценивать по их способности прогнозировать реальные экономические результаты, а не по их умозрительным построениям. Кроме того, простые, основанные на использовании единственных уравнений модели явлений, происходящих в денежной сфере, намного предпочтительнее моделей, предлагаемых сторонниками Кейнса, которые основаны на множестве систем уравнений. Монетарная доктрина Фридмена стала жизнеспособной основой существующих доктрин, несмотря на чрезмерное выделение одного причинного фактора — денежной массы, что не могло не вызвать определенного скептицизма у ряда исследователей.
Фридменовская монетаристская концепция привела, по образному выражению одного из его биографов, «к повторному открытию денег» из-за почти повсеместно растущей инфляции.
Теория Фридмена связывает такие понятия, как инфляция и безработица. Так, он вводит понятие «естественной нормы безработицы», достигаемой посредством постоянного и стабильного темпа роста количества денег в размере 3–4 процентов в год независимо от состояния конъюнктуры. Эта монетарная концепция была апробирована республиканским правительством США при президенте Р. Никсоне, когда сам Фридмен являлся советником президента. Но наибольший успех монетарные экономические воззрения имели при следующем республиканском правительстве США во времена так называемой рейганомики, позволившей ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.
Многие предложения ученого, такие как сокращение объема вмешательства государства в экономику, введение наемной военной службы, использование так называемого негативного подоходного налога (выплата из бюджета лицами с недостаточными доходами), получили практическое воплощение.
В 1976 году Фридмен получил Нобелевскую премию «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации».
В отечественных курсах по истории экономических учений так называемая «австрийская школа» в экономической теории рассматривается как один из давно прошедших эпизодов интеллектуального развития. Однако это не так.
Экономисты австрийской школы не только не отошли в прошлое, но и активно завоевывают себе авторитет в научной среде. Они не только признают вероятность самоликвидации рынка, но настаивают на том, что такая возможность вполне реальна. К современной австрийской школе относит себя, Людвиг фон Мизес, который в своей классической работе «Человеческая деятельность» подчеркивал, что «неопределенность присутствует в любой деятельности».
Рой Раднер, профессор Нью-Йоркского университета, экономист-математик, занимающийся всю жизнь проблемой «информация и неопределенность в экономике». В отличие от лауреатов, он работал в рамках некоторых теоретических схем, условных экономик, в исследовании которых допустимы строгие доказательства и выводы, но которые, к сожалению, оторваны от жизни, не учитывают текущие структурные изменения в реальной хозяйственной жизни.
Израиль Кирцнер тоже длительное время работал в Нью-Йоркском университете. Он занимался качественным объяснением ключевых категорий рыночной экономики. Активно пропагандировал идеи австрийской школы в экономической теории, издал трехтомник трудов классиков этой школы — от Менгера и Бем-Баверка до Мизеса и Хайека.
Его работы «Экономическая точка зрения» (1968), «Конкуренция и предпринимательство» (1973) и «Смысл рыночного процесса» (1992).
Многие исследователи задавали различные вопросы студентам. Например. Студентам была предложена несложная задача: «Бита и мяч стоят в совокупности 1,10 долл. Бита дороже мяча на 1 долл.
Сколько стоит в этом случае мяч?≫ изначально практически все склонялись к ответу «10 центов», поскольку сумма 1,10 долл.
Естественно распадается на 1 доллар и 10 центов, и последние, по всей видимости, и являются искомой величиной. Обнаружилось, что подобному немедленному импульсу поддаются многие образованные люди: неправильный ответ дали 50 % (47 из 93) студентов Принстонского университета и 56 % (164 из 293) студентов университета штата Мичиган. Этот эксперимент, по мнению Д. Канемана, демонстрирует, насколько ослаблен самоконтроль за результатами умственной деятельности. «Люди не приучены и не привыкли к утомительным и требующим серьезных усилий рассуждениям и зачастую довольствуются внешне правдоподобными суждениями, приходящими на ум быстро».
Еще один пример, приведенный в лекции Д. Канемана, касается способности людей правильно оценить ценность того или иного товара. Респондентам предлагалось оценить наборы столовой посуды, выставленные на распродажу. Один из наборов (комплект А) состоял из 24 предметов, каждый из которых был в хорошем состоянии.
Другой также включал те же 24 предмета, к которым добавлялись 16 предметов, 7 из которых были в хорошем состоянии, а 9 имели те или иные дефекты. В тех случаях, когда каждый респондент оценивал лишь один комплект посуды, средняя готовность платить фиксировалась на уровне 33 долл. за меньший и 23 долл. за больший набор. И только в том случае, когда отдельно отобранные респонденты получали возможность оценивать оба комплекта, проявилась их общая готовность платить больше за больший набор.
Согласно Д. Канеману, эти и другие эксперименты «в контексте принятия решений бросают серьезный вызов модели рационально действующего участника рынка».
Новые лауреаты Нобелевской премии по экономике как бы накладывают друг на друга разнородные экономические проблемы.
Данный подход контрастирует с большинством исследований прошлых лет. Например, огромный труд Милтона Фридмана и Анны Шварц «Монетарная история Соединенных Штатов» посвящен одному тезису: «Федеральная резервная система всегда поступала неправильно». Подразумевалось, что если этот тезис будет доказан, то не нужно тратить дополнительные усилия на обобщение, на доказательство того, что и в принципе государство не должно вмешиваться в денежно-кредитную политику.
Таким образом, макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции. Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение.
Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.
Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:
1) определение
объема и структуры
2) выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;
3) анализ природы инфляции;
4) изучение механизма
и факторов экономического
5) рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
6) исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
7) теоретическое
обоснование целей, содержания
и форм осуществления
Нобелевская премия по экономике, которая считается самой престижной наградой экономического мира, - единственная из всех нобелевских премий, которая не была основана самим Альфредом Нобелем. В своем завещании знаменитый шведский изобретатель упоминает пять премий: по физике, химии, медицине, литературе, а также премию мира. Все они впервые были вручены более ста лет назад в 1901 году. Что касается премии по экономике, то она сравнительно молода: в 1968 году ее учредил в память Нобеля национальный Банк Швеции. Значительное число Нобелевских премий по экономике было присуждено за достижения в таких мало понятных для неэкономической публики областях, как теория экономического эквилибриума или гипотеза рациональных ожиданий.
Итак, работы ученых-экономистов
в области макроэкономики, заслуживших
признание и удостоенных
1. Белянин, А.
Дэниел Канеман и Вернон Смит:
экономический анализ
2. Белянин, А.
Томас Шеллинг, Роберт Ауман
и теория интерактивных
3. Воронов, Ю. П. Игры разума. Второй раунд: нобелевские лауреаты по экономике 2005 года: Ауман, Роберт, Шеллинг, Томас / Ю. П. Воронов // ЭКО. - 2009. - № 1. - С. 126-150.
4. Воронов, Ю.
П. Нет в мире совершенства
(Нобелевская премия по
5. Воронов, Ю. П. Нобелевские лауреаты: практика – критерий статистики, или советы, как обогатиться / Ю. П. Воронов // ЭКО. - 2008. - № 1. - С. 77-89.
6. Воронов, Ю. П. От формул – к содержанию: Фелпс Эдмунд / Ю. П. Воронов. – Нобелевская премия по экономике 2006 г. // ЭКО. - 2009. - № 1. - С. 2-22.
7. Воронов, Ю. П. Первая Нобелевская премия по экономике в XXI веке / Ю. П. Воронов // ЭКО. - 2010. - № 1. - С. 40-61.
8. Воронов, Ю. П. Правила важнее прав: нобелевские лауреаты по экономике 2004 г.: Прескотт Эдвард, Кидланд Финн / Ю. П. Воронов // ЭКО. - 2009. - № 1. - С. 102.
9. Все нобелевские лауреаты по экономике / А. Г. Злотников // Социология и экономическая мысль / науч. ред. проф. И. В. Котляров. - Минск : Соврем. слово, 2008. - С. 118-123.
10. Замулин,
О. Концепция реальных
11. Замулин, О. Уроки Фелпса – для мира и для России (Нобелевская премия по экономике 2006 года / О. Замулин // Вопросы экономики. - 2007. - № 1. - С. 55-65.
12. Лауреаты Нобелевской премии / О. В. Ларина [и др.]. - Москва : ООО «Дом Славян. кн.». - 2006. - С. 809-813.
13. Лауреаты
Нобелевской премии в области
экономики: теория и
14. Лауреаты
Нобелевской премии по
15. Нобелевские лауреаты XX века. Экономика: энцикл. слов. - Москва : РОССПЭН, 2010. - 336 с.
Информация о работе Экономические исследования Нобелевских лауреатов