Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:55, контрольная работа
Изучение международных финансовых кризисов сравнительно неразвито, в основном из-за того, что кризисы трудно формально моделировать. Под международным финансовым кризисом понимают глубокое расстройство кредитно-финансовых систем в целом ряде стран, приводящее к резким диспропорциям в международных валютно-кредитных системах и прерывности их функционирования. Финансовый кризис обычно в той или иной степени одновременно охватывает различные сферы мировой финансовой системы. Центром финансовых кризисов является денежный капитал, a непосредственной сферой проявления - кредитные учреждения и государственные финансы.
Классификация финансовых кризисов……………………………………3
Признаки и формы проявления финансовых кризисов………………….5
Причины и последствия финансовых кризисов.…………………………8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..12
СОДЕРЖАНИЕ
Изучение международных финансовых кризисов сравнительно неразвито, в основном из-за того, что кризисы трудно формально моделировать.
Под международным финансовым кризисом понимают глубокое расстройство кредитно-финансовых систем в целом ряде стран, приводящее к резким диспропорциям в международных валютно-кредитных системах и прерывности их функционирования. Финансовый кризис обычно в той или иной степени одновременно охватывает различные сферы мировой финансовой системы. Центром финансовых кризисов является денежный капитал, a непосредственной сферой проявления - кредитные учреждения и государственные финансы [3, C. 173].
Довольно сложно выбрать
одну градацию финансовых
Другая классификация кризисов по видам содержит:
В 90-е годы острые финансовые кризисы произошли сразу в нескольких странах среднего уровня развития. В 1994-1995 гг. кризис поразил Мексику и Аргентину, 1997-1998 гг. – Таиланд, Малайзию, Южную Корею, Индонезию, Филиппины, 1998-1999 гг. – Россию и Бразилию. Сформировались своеобразные двухлетние периоды, охватывающие год «взрыва» (финансовой паники) и год проявления последствий этого взрыва. В наибольшей степени азиатский кризис отозвался в Японии, Китае и таких особых зонах, как Гонконг и Сингапур, мексиканский и бразильский – в Латинской Америке, российский – в государствах СНГ [6, c. 95].
По всеобщему мнению, эти кризисы имеют много общих черт, определяемых той стадией развития, в которую вступило мировое хозяйство в конце ХХ в., - стадией глобализации.
До середины 90-х МВФ провел существенную работу в области решения финансовых кризисов в различных экономических условиях. В частности, это были скандинавские страны и государства Азии после финансового кризиса. Эти кризисы возникали в условиях, существенно отличавшихся от сегодняшних кризисов в Латинской Америке. Основной причиной кризисов в большинстве случаев была слабость финансового сектора, и они были вызваны макроэкономическими трудностями [10]. Ответом МВФ были шаги, направленные на то, чтобы устранить эти основные причины путем проведения реформирования законодательства и усиления банковского надзора. Эти усилия подкреплялись изменениями в области улучшения платежеспособности банков и действиями правительств по управлению проблемными активами банковского сектора. Результатом банковских кризисов в скандинавских и азиатских странах стало повышение устойчивости финансовых систем этих государств. Уроки, вынесенные в процессе решения проблем банковского сектора этих стран, сегодня модифицируются в свете новых вызовов, с которыми сталкиваются страны Латинской Америки. [8, C. 100].
Множество факторов определяют возникновение и развитие финансовых кризисов. Нередко причины кризиса остаются загадкой. Обычно условием финансовых кризисов являются нарушения, неблагополучие в соотношении различных видов активов в определенных звеньях финансовой системы. Так, при признаках неблагополучного положения в компании или умышленно созданной ситуации акционеры начинают сбрасывать акции, что может вызвать понижательную тенденцию в биржевых курсах. Когда возникают сомнения в надежности банков, вкладчики стремятся скорее изъять свои вклады, так как банки обладают ограниченными ликвидными средствами, то они не могут сразу вернуть значительную часть вкладов. В силу взаимообязанности элементов хозяйственной системы может начаться цепная реакция, приводящая к финансовому кризису. Иностранный капитал уходит из страны, одновременно, а может быть и раньше, бежит национальный капитал. Бегство капитала из страны приводит к увеличению спроса на иностранную валюту. Даже высокий уровень валютных резервов может оказаться неспособным удовлетворить нарастающий спрос. Широкое использование информационной техники привело к тому, что кризисы, возникающие на национальных финансовых рынках, быстро приобретают международный характер [3, C. 174].
Финансовый кризис включает следующие явления:
В последнее десятилетие на внутренние предпосылки финансовых кризисов накладываются внешние, связанные с огромными потоками капитала, пересекающих границы, которые способны подорвать финансовое положение страны в связи с ослаблением государственного регулирования. Распространение движения капитала, развитие оффшорных операций, снижение регулирующей роли государства увеличили возможности проведения чисто спекулятивных действий в мировой финансовой системе. К ним относятся операции, преследующие цели извлечения сверхприбыли за счет преднамеренного использования финансовых показателей (валютный курс. Курсы акций, учетные ставки). Для этого мобилизируются огромные средства в десятки и сотни миллиардов долларов. Возможности для этого есть. Также можно классифицировать следующие предпосылки финансового кризиса:
- падение основных национальных фондовых индексов больше, чем на 10% за несколько дней;
-падение стоимости
- банкротство основных
- рост потребительских цен, сокращение реального ВВП больше, чем на 10% в год [7, c. 85].
Одним из факторов, который проявился в последнее время, стали проблемы в сфере решения банковских кризисов в связке с реструктуризацией госдолга. Как показывает практика, влияние процесса реструктуризации госдолга на ситуацию в банковском секторе будет зависеть от многих факторов, включая степень зависимости банков от правительства, доля валюты, в которой деноминирован долг, а также условий и методов реструктуризации долга.
Крупномасштабная реструктуризация может привести к недостаточной капитализации финансовых учреждений или даже к неплатежеспособности всей банковской системы, когда банки имеют существенные активы в виде государственных долговых бумаг. В тоже время политики должны осознавать, что использование финансовых ресурсов для решения проблем банковского сектора, по сути, ограничено, когда долг уже не может быть обслужен, и необходима его реструктуризация – следовательно, роль правительства как кредитора, гаранта или собственника существенно ограничена. В этих целях, любая стратегия реструктуризации госдолга должна разрабатываться с тщательным учетом влияния на банковскую систему в целом [4, C. 93].
С точки зрения перспектив банковской системы, то, если реструктуризация необходима и если власти имеют выбор, предпочтительным подходом в данном случае является избегание номинального сокращения банковских активов. Сокращения активов приведут к снижению банковского капитала и, скорее всего, к перекладыванию оставшихся финансовых потерь на плечи вкладчиков. В место этого, правительства должны пытаться достичь реструктуризации посредством сокращения процентных ставок или увеличения срока платежа по депозитам, которые не вызовут немедленных убытков.
3. Причины и последствия финансовых кризисов
Причины финансовых кризисов многообразны. Прежде всего, это несостоятельная макроэкономическая политика, слабая национальная финансовая система, неблагоприятные внешние условия (падение цен на основные товары национального экспорта), неправильный обменный курс (обычно завышенный), политическая нестабильность [2, C. 222].
Последняя четверть прошлого века характеризовалась учащением финансовых кризисов. При этом, в развивающихся странах они случались чаще, чем в развитых. Так валютные кризисы в 90-е годы произошли более чем в 60 странах, включая 41 страну с развивающимися рынками. Наиболее крупные потрясения пережили страны Бразилии, Мексики Аргентины, Южной Кореи, стран юго-восточной Азии, Япония.
Причины таких кризисов могут скрываться не только во внутренних особенностях экономики, но кризисы могут быть также спровоцированы внешними факторами.
Финансовые кризисы являлись отражением нестабильности мирового экономического развития, его иерархичности, а также структурных диспропорций в сфере мобилизации и размещения капиталов, управления валютными резервами в кризисных странах. Они показали, что важнейшей причиной возникновения финансовых кризисов было массированное привлечение иностранного ссудного капитала, особенно в краткосрочной форме. Отношение краткосрочной задолженности к общей внешней задолженности перед кризисом у кризисных развивающихся стран было в два раза выше, чем у стран, не попавших в кризисную ситуацию.
Накопление краткосрочной задолженности и значительной части пассивов, обеспеченных или индексированных в иностранной валюте, ослабляло устойчивость национальных денежно-кредитных систем. Большие внешние дисбалансы (отрицательное сальдо платежей, большие платежи по процентам, высокая доля краткосрочной задолженности, преобладание внешних пассивов над активами и т.д.) делают хозяйство очень чувствительным к внешним изменениям, включая изменения в циклическом развитии развитых стран, постоянные изменения на международных финансовых рынках и в структурах обменных курсов ведущих валют [3, C. 176].
Финансовый кризис оказывает отрицательное воздействие на сектор материального производства и на накопление капитала. Острейшей проблемой становится занятость рабочей силы. В ходе развития кризисов в 90-е годы пораженные им страны теряли до 14% своего ВВП на годовом уровне, и для восстановления докризисного уровня экономического роста требовалось до шести лет. Кризисы вызывали увеличение дефицитов платежных балансов в кризисных странах более чем на 2% ВВП по сравнению с не кризисными странами. Кризисы 90-х годов отрицательно сказались на развитии производственного и денежно-кредитного секторов мирового хозяйства. Резкое сокращение производства в кризисных хозяйствах приводило к уменьшению темпов роста внешней торговли и обострению конкуренции из-за изменения валютных курсов.
Финансовые кризисы показали необходимость перестройки мировой финансовой системы, введения большей открытости, улучшения отчетности, укрепления национальной экономической политики [1, C. 17].
Роль системы стабильного функционирования финансовых систем в контроле банковских кризисов невозможно переоценить. Правильность построения и функционирования данной системы влияет на продолжительность банковских кризисов и качество их решения. Причины банковских кризисов имеют свою динамику, всегда можно выделить основные общие составляющие данного кризиса. Основываясь на наиболее распространенных причинах, банковские кризисы можно классифицировать по двум категориям: микроэкономические («плохой» банковский бизнес) и макроэкономические («плохая» бизнес-среда).
Банковские кризисы довольно часто возникают в результате неправильного ведения банковского бизнеса: непродуманной и неосторожной кредитной политики, принятие чрезмерных рисков, плохое организационное управление, недостаточный или отсутствие внутреннего контроля, акцент на увеличение рыночной доли организации, а не на прибыльность, а также просчеты в валютной политике и несовпадение требований и обязательств по срокам в самих банках или у их заемщиков. Перечисленные факторы усугубляются, если акционеры банка не имеют чего-то существенного на кону в банках – т.е. не имеют достаточных инвестиционных средств в банках, а также, если банковские менеджеры несут незначительную личную ответственность за риски, которые они принимают. «Плохая» банковская деятельность может только получать дополнительные стимулы в случае отсутствия разумной законодательной и контрольной базы, а также соответствующей рыночной дисциплины.