Экономические отношения, обусловленные инфляционной политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы:
1. Изучение инфляции в условиях переходной экономики, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт.
2. Выявление направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.
Задачи:
1. Изучить особенности инфляции в условиях переходной экономики, типы инфляции;
2. Рассмотреть понятие инфляционных ожиданий и механизмы инфляции;
3. Проанализировать особенности социально-экономических последствий инфляционных процессов в Республике Беларусь и изучить основные направления и методы антиинфляционного регулирования

Файлы: 1 файл

курсач 2.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Инфляция  сказывается на состоянии  государственных  финансов. С одной  стороны, финансируя дефицит бюджета  путем увеличения денежной массы государство облагает население специфическим инфляционным налогом. Используя возросшую денежную массу для оплаты приобретаемых товаров и услуг, правительство снижает реальную покупательную способность денег, находящихся на руках у людей. Это означает фактическое изъятие части их реального дохода в пользу государства. Помимо того, инфляция помогает государству решать проблему внутреннего долга, позволяя ему погашать свои обязательства обесцененными деньгами.

С другой стороны, инфляция обесценивает налоговые поступления в бюджет, которые оказываются не в состоянии реально обеспечить растущие государственные расходы. Правительство вынуждено  изыскивать для этого дополнительные средства, в том числе прибегать к эмиссии денег. Это еще в большей степени раскручивает инфляционную спираль и дестабилизирует финансовую систему страны. В таких условиях экономические рычаги государственного регулирования экономики утрачивают эффективность, снижается доверие населения к правительственным мероприятиям, ослабляются позиции властных структур в целом.

Очередное последствие инфляции – нестабильность и недостаточность экономической  информации, мешающие составлению бизнес-планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация – главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

Следующее последствие инфляции – реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. И в завершение особо отметим, что рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы

Негативные  последствия инфляции проявляются и в области внешнеэкономических  отношений. Инфляция отрицательно сказывается  на состоянии платежного баланса страны, ведет к обесцениванию национальной валюты, создает проблемы погашения внешней задолженности. С ростом цен на национальном рынке происходит сокращение экспорта и рост импорта. Платежный баланс страны становится отрицательным. Для покрытия дефицита платежного баланса государству приходится использовать золотовалютные резервы, а затем, когда эти резервы исчерпаны, девальвировать национальную валюту. Последняя мера хотя и усиливает экспортные возможности экономики, но создает трудности в развитии отраслей, потребляющих импортные товары или сырье. Кроме того, девальвация крайне затрудняет выплату внешних долгов: для возврата единицы иностранной валюты требуется все большее количество единиц национальной валюты.

Важным последствием инфляции является перераспределение  дохода. С ростом цен снижается  жизненный уровень основной массы  населения в результате сокращения ее реальных доходов. Однако различные  социальные группы в разной степени  несут потери от инфляции. В первую очередь от роста цен страдают лица, получающие фиксированные доходы, пенсионеры, студенты, безработные. Меры правительства по индексации пенсий, стипендий, пособий, как правило, отстают от роста цен. Значительные потери несут почти все лица, занятые в бюджетной сфере. Заработная плата, особенно работников образования, науки, культуры и др., всегда растет медленнее, чем цены. В результате сокращается их мотивация к труду. Происходит перемещение рабочей силы из этих социально важных сфер в более доходные сектора экономики. Ухудшение условий жизни преимущественно  у представителей социальных групп  с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

Лица  с нефиксированными доходами могут  выиграть от инфляции, так  как у этой категории увеличение номинального дохода может опережать рост цен. Помимо того, более обеспеченные слои общества обладают большими возможностями в деле сохранения своих сбережений и доходов путем приобретения недвижимости, иностранной валюты, предметов искусства, ценных бумаг.

В целом высокая инфляция снижает  реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей  части населения страны, углубляет  имущественное неравенство между  людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.

К причинам усиления инфляционных процессов  следует отнести также постоянное падение валютного курса белорусского рубля.

Однако девальвация имеет не только отрицательные, но и  положительные  стороны: она является достаточно сильным  стимулятором экспорта. Но для этого нужно производить действительно конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. Гарантом стабильности и последующей конвертируемости национальной денежной единицы (при отсутствии золотовалютного запаса) может стать стабилизационный фонд в СКВ, который может быть создан при помощи международных финансовых организаций на безвозмездной или кредитной основе, что, конечно, является проблематичным.

Экономические и социальные последствия инфляции сложны и многообразны. Рассмотрим последствия инфляции отдельно для потребителей и производителей:

1. Последствия инфляции  для потребителей:

Когда экономика поражена инфляцией,  потребители становятся ее жертвами, которым приходиться страдать  от падения уровня жизни. Это происходит в разных формах:

а) падение реальной стоимости  личных сбережений, хранящихся в  виде наличных денег или на банковских счетах. Каждый новый  виток цен сокращает покупательную  способность денег. В лучшем  положении находятся владельцы акций, надеявшиеся на повышение (инфляционное) дохода. Значит, период инфляции благоприятен для проведения ускоренной приватизации;

б) снижение текущих реальных доходов. Благосостояние населения  снижается  даже при получении  денежных компенсаций, т.к. эти выплаты не могут поспеть  за динамикой цен и не полностью покрывают потери доходов от роста цен. Вследствие эффекта инфляционного налогообложения налогоплательщик отдает государству возрастающую часть дохода. При этом сумма, оставшаяся после вычета налога, по своей покупательной способности может оказаться меньше той, что была у него до начала инфляционного роста зарплаты;

в) социальное расслоение, углубление  имущественного неравенства населения. Постоянное подорожание товаров  неэластичного спроса оборачивается прямым снижением жизненного уровня малообеспеченных. Для состоятельных людей текущее потребление может не измениться, т.е. во время инфляции происходит несправедливое перераспределение доходов.

     2. Последствия  инфляции для производителей:

а) при подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду;

б) неконтролируемая инфляция порождает  отраслевые и региональные  диспропорции;

в) замедление освоения новых технологий;

г) инфляционное налогообложение отнимает часть прибыли;

д) общее замедление экономического развития;

е) ограничение продажи сельскохозяйственных  продуктов в городе деревенскими  производителями из-за падения  заинтересованности в ожидании  повышения цен на продовольствие;

Инфляция отрицательным образом  воздействует и на фискальную систему  из-за эффекта Танкзи-Оливера, согласно которому инфляция обесценивает реальное значение налоговых поступлений в бюджет [13, с. 345].

В результате инфляции повышается риск инвестирования, появляются  требования более высоких прибылей  и процентов  в качестве платы за риск; возникают  трудности с долгосрочным планированием, решения принимают спекулятивную направленность; происходит ослабление позиций властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям [10, с. 3].

Таким образом, небольшие темпы  инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь фактором временного оживления конъюнктуры.  Высокие же темпы инфляции дезорганизуют хозяйство, наносят серьезный экономический ущерб и крупным корпорациям и малому бизнесу. Влияние на все сферы человеческой деятельности, ухудшает жизненный уровень преимущественно у людей с фиксированными доходами – пенсионеров, служащих, студентов.

Необходимо учитывать, что финансирование  дефицита госбюджета путем размещения ГКО и ГДО в банках, а не среди  домашних хозяйств, по сути, означает скрытую кредитную эмиссию и является таким же инфляционным способом финансирования дефицита, как и прямые кредитования правительства [10, с.1].

Таким образом, для Беларуси характерно неуправляемое развитие инфляционных процессов, сопровождающихся невиданными после второй мировой войны темпами обесценивания денег.

Основными факторами, обусловившими  темпы роста цен и оказавшими  влияние на инфляционные процессы, стали девальвация белорусского рубля, значительный рост рублевой денежной массы, множественность курсов национальной валюты, инфляция издержек, в большей степени обусловленная энерго- и ресурсозависимостью отечественной промышленности, а также необоснованное в ряде случаев завышение цен и тарифов.

При проведении мер по стабилизации важно с самого начала обеспечить  последовательное проведение антиинфляционной  политики. Управлять инфляционными процессами можно только путем  взаимоувязанных мер в области  денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики, политики доходов и ценовой политики.

 

2.2. Антиинфляционная  политика Республики  Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

    Первопричина  инфляции - это инфляция издержек, которая   проявляется в росте издержек  производства. В основе ее лежит увеличение средних издержек при установившемся объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь, ведет к завышению себестоимости единицы продукции. Таким образом, первопричина инфляции лежит не в сфере обращения, а в сфере производства.

 

    По своему характеру,  интенсивности, проявлениям инфляция  бывает весьма различной, хотя  и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут  рассматриваться как прямой результат  только определенной политики, политики  расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результате глубинных процессов, происходящих в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных ее проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

 

    Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему  денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

 

    Инфляция  имеет серьёзные  негативные экономические  и  социальные последствия, поэтому   изучение причин, видов инфляции  способствует выработке действенной антиинфляционной политики.

 

    На  основе проделанной  работы можно  сказать, что  в настоящее время  природа  инфляции в Республике Беларусь  подвергается очевидным изменениям: увеличивается роль денег (падение  курса рубля к доллару США)  при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.

 

    По  сделанным выводам  можно заметить, что дальнейшее  развитие ситуации с  инфляцией  в Республике Беларусь видится  таким: отсутствие достаточных  позитивных изменений в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В данном варианте весьма вероятно ускорение инфляции в 2011-2012 году, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечение снижения инфляции за счет уменьшения собственных воспроизводственных возможностей реального сектора.

 

    Всю совокупность мер  антиинфляционной политики, применяемых  в Беларуси, можно условно разделить  на три  группы: комплекс мер  по ограничению  издержек и  ресурсосбережению; комплекс мер  по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

 

    Государственная политика  не справляется с ростом инфляции, а значит, проводимая политика  не является эффективной. В связи с этим необходима разработка новых, более действенных направлений антиинфляционной политики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Андрианов, В.Д. Инфляция и методы ее регулирования // Общество и экономика, 2006. - №4. - С. 135-162.

Информация о работе Экономические отношения, обусловленные инфляционной политикой