Экономические реформы в Китае: особенности, механизмы, факторы успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:27, реферат

Описание работы

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи. Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает большой территорией является крупнейшей страной по численности населения; занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Файлы: 1 файл

ekonomika_kitaya.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Однако инвестиционной политике Китая  свойственны и существенные недостатки: значительная степень государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность; увлечение всякого рода приоритетами; отсутствие конвертируемости национальной валюты; отсутствие права продажи земли. Еще од ной проблемой, связанной с неравномерным развитием экономики Китая, является сосредоточение иностранного капитала в первую очередь в прибрежных районах. В целях смягчения этой проблемы правительство рассчитывает направить инвестиции в более бедные внутренние районы.

В любом случае достигнутое КНР  в ходе реформ усиление позиций в мирохозяйственных связях (по мнению многих специалистов, возрождение Китая в качестве влиятельной мировой силы является главным событием десятилетия для мировой экономики) сделает КНР серьезным конкурентом на международных рынках, и его шансы потеснить многие страны достаточно велики. По мнению специалистов ООН, в XXI веке (к 2015-2020 гг.) Китай будет иметь самый большой в мире ВНП по стоимости. В это время объем экспорта будет также самым большим в мире. Резко возросшая роль внешнеэкономического фактора будет основываться на ярко выраженной экспортной ориентации многих отраслей хозяйства, привлечении иностранного капитала, где ведущую роль играют и будут играть капиталы хуацяо (китайской диаспоры). Существенной прибавкой является воссоединение Гонконга с Китаем, что еще более усилит внешнеэкономический потенциал Китая.

В 1997 г. доля государственного сектора в валовой промышленной продукции Китая составила 26,5%, коллективного сектора - 40,5%, индивидуального сектора -15,9%, прочих укладов -17,1%. В системе производственных отношений Китая, как следует из приведенных данных, произошли серьезные изменения: негосударственный сектор в экономике в количественном отношении стал преобладающим. Однако, несмотря на это, экономической основой китайского общества по-прежнему остается государственная собственность на средства производства, ей принадлежит ведущая роль в экономике.

В собственности государства находятся  предприятия ключевых отраслей (машиностроения, металлургии, химической промышленности, энергетики), обеспечивающих технический  прогресс и повышение производительности труда во всем народном хозяйстве  их реконструкция требует значительных инвестиций, обеспечить которые частный капитал пока не в состоянии. По этой же причине государство сохраняет сильные позиции в отраслях добывающей промышленности. Добывать топливо и сырье становится все труднее и дороже, так как их источники находятся в наименее развитых районах Китая. В руках государства сохраняется также часть капитала предприятий самых разных форм собственности.

Доминирующая роль государства  в экономике неоднократно подчеркивается партийными и государственными руководителями КНР. Например, Генеральный секретарь ЦК КПК, выступая на XV съезде Компартии Китая, заявил, что «государственный сектор был, есть и будет экономической основой китайского социализма».     

В процессе производства люди вступают в определенные отношения друг с другом, необходимые, не зависящие от их воли, - производственные отношения. Нужно иметь в виду, что в производстве складываются и существуют двоякого рода отношения. С одной стороны, имеют место отношения, связанные с организацией процесса производства, отражающие взаимодействие различных элементов производительных сил. Например, соотношение между массой средств производства и количеством рабочей силы на том или ином предприятии, распределение работающих на различные профессии, соотношение между ними, установление хозяйственных связей внутри и между предприятиями, последовательность технологических процессов. Эти отношения составляют необходимый момент любого производства и их называют технико-производственными. С другой стороны, в общественном производстве между людьми возникают и другие производственные отношения, связанные с присвоением средств и результатов производства. Эти отношения выражают деление людей на различные классы и группы, определяют их положение в производстве и обществе, выражают характер взаимных отношений между ними. Именно об этих производственных отношениях и идет речь в экономической теории. В основе любой системы производственных отношений лежит способ присвоения, или форма собственности на средства производства. И в зависимости от того, кто ими владеет, пользуется и распоряжается, складывается тот или иной тип отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления.         

Развитие многоукладной экономики (в стране насчитывается 9 хозяйственных укладов) при сохранении решающей роли государства в воспроизводственном процессе позволило добиться положительных результатов. В период с 1993 по 1997 гг. экономический рост в Китае в среднегодовом расчете в текущих ценах составил 11 %. Несколько выше этот показатель был только в Омане - государстве по масштабам с Китаем несопоставимом. Валовой внутренний продукт существенно вырос. В 1995 г. доля Китая в мировом ВВП составляла 8% (доля в мировом населении - 21%) В относительно короткие сроки была решена проблема обеспечения многомиллионного населения страны продовольствием и одеждой. За годы реформ реальный уровень потребления в КНР вырос в 3 раза.

Внешнеторговый оборот Китая составил в 1997 г. 325 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 1985 г. более чем в 5 раз. Активное торговое сальдо достигло в 1997 г. 40 млрд. долл. Китай уверенно наращивает экспорт, основой которого (более 80%) является промышленная продукция. В импортной политике Китая упор сделан на преимущественный ввоз в страну высокотехнологичного оборудования и машин, «ноу-хау», комплектующих изделий для экспортоориентированного производства. Затраты в этом случае окупаются быстро и дают внушительный результат. Закупкой этих товаров в годы реформ было обеспечено, по китайским оценкам, около 2/3 прироста промышленного производства в таких приоритетных отраслях, как радиоэлектроника, металлургия, химия, транспорт. К середине 90-х родов Китай вошел в десятку крупнейших торговых стран мира (4% оборота мировой торговли). Внешний долг страны находится на нормальной отметке в 16% ВВП. Постепенно ослабляя государственный контроль над внешней торговлей, Китай стремится к ее дальнейшей диверсификации.

По объему производства электроэнергии Китай поднялся с седьмого места  в мире на четвертое. По производству цемента и хлопчато-бумажных тканей вышел на первое место, приемников и телевизоров - соответственно на первое и второе места. При этом была реально решена проблема самофинансирования. Доля собственных накоплений государственных предприятий в капитальные вложения значительно увеличилась. Все это послужило основой ускоренного технического перевооружения промышленности, начала комплексной модернизации всего народного хозяйства, развития производственной и социальной инфраструктуры. На ближайшие 10 лет предусмотрено удвоение ВВП, а среднегодовой темп прироста - 7,2%.

Немаловажную роль в решении  назревших экономических и социальных проблем в Китае играет интенсивное привлечение иностранного капитала посредством создания предприятий с участием зарубежных фирм, формирования и развития свободных экономических зон (СЭЗ). За годы реформ (1979 -1997 гг.) общая сумма привлеченного зарубежного капитала в Китай составила около 638 млрд. долл., из которых основная часть - предпринимательские инвестиции. Значительные объемы привлеченного иностранного капитала обусловлены следующими обстоятельствами:

Во-первых, не имея сколько-нибудь значительного внешнего долга к началу реформ, Китай сумел быстро и на хороших условиях интегрироваться в международные рынки капиталов. Во-вторых, наличие в Китае социально-политической стабильности, целостной системы стимулирования иностранных инвестиций, в том числе льготного налогового режима, способствовали этому процессу. В-третьих, положительную роль в привлечении иностранного капитала сыграла богатая китайская диаспора.

Государство стимулирует высокотехнологичные  инвестиции. Льготой пользуются те зарубежные предприниматели, которые  действуют в соответствии с промышленной политикой КНР, ввозят новые технологии. Большая доля иностранных инвестиций идет из стран Юго-Восточной Азии.

В настоящее время внешняя платежеспособность страны позволяет активно привлекать иностранных инвесторов, что является немаловажным фактором обеспечения высоких темпов экономического роста. Политика привлечения зарубежных капиталов свидетельствует о явном отрицании автаркистского курса, существовавшего в Китае в прошлом. В то же время признается, что развитие страны с более чем миллиардным населением может и должно идти прежде всего на основе собственных усилий.

На современном этапе процесс  движения китайской экономики к  рынку продолжается в соответствии с уже определившимися тремя основными принципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за макроэкономическими процессами; продолжение политики «открытых дверей», способствующей притоку иностранного капитала.

Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, связанные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от методов экономических преобразований, применяемых в России.

Во-первых, обращает на себя внимание то, что преобразования в Китае осуществляются на основе слияния социалистических (плановых) и рыночных принципов функционирования экономики. Сочетание административных и рыночных форм и методов управления экономикой осуществляется при значительной регулирующей роли государства. Во-вторых, экономические преобразования в Китае реализуются эволюционным путем, то есть без «шоковой терапии» и рыночного «блицкрига», с учетом национальной специфики. Плавный переход к рынку позволил избежать падения производства и не был сопряжен с серьезными социальными издержками. В-третьих, все внедряемые нововведения проходят опытную проверку на ограниченной территории. В случае положительных результатов происходит их повсеместное распространение. В-четвертых, сдвиг в пользу негосударственных укладов экономики был достигнут постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путем форсированного разгосударствления и приватизации, как это произошло в России. В-пятых, государственный, коллективный и частный сектора функционируют на основе паритетного взаимодействия. В-шестых, государство делает все для того, чтобы не допустить сращивания властных и коммерческих структур. В-седьмых, проблема сбалансированного спроса и предложения как потребительского, так и производственного, достижения равновесия в экономической системе - одна из ключевых проблем в движении Китая к социалистической рыночной экономике. В-восьмых, реформы в Китае направлены на развитие производительных сил, повышение эффективности производства и рост жизни населения. Для китайских реформ также характерно: управляемость, превращение государственных предприятий в самостоятельных товаропроизводителей, создание государственных финансовых структур холдингового типа и т.д.

Разгосударствление - это преобразование государственной собственности в любую другую форму собственности. Приватизация (в переводе с лат. - частный, - передача за плату или безвозмездно принадлежащих государству промышленных и других предприятий, банков, средств транспорта и связи, жилых зданий и т. п. в частную собственность.

Экономические и социальные процессы, происходящие ныне в китайском обществе, дают основание говорить о диалектическом взаимодействии планомерности и рынка при ведущей роли планомерного регулирования, о способности планового воздействия на поворот рыночной конъюнктуры в нужном для общества направлении. Опыт китайских реформ показывает, что некоторые, ныне существующие, концепции находятся в противоречии с реальностью, что одни теории теряют свою популярность, другие - сходят на нет. Серьезные сомнения вызывают, например, постулаты, на которых построен монетаризм: саморегулирующаяся система; способность частной собственности и конкуренции обеспечить макроэкономическую стабильность; решающая роль денег в общественном воспроизводстве и т.д. Не выдерживает критики я теория «рыночного социализма», которая признает единственным регулятором производства рынок. Полностью несостоятельными оказались взгляды защитников альтернативы «план или рынок», которые трактуют плановое развитие народного хозяйства и товарно-денежные отношения как взаимоисключающие начала.

 

Некоторые черты модели управления

Реформа хозяйственного управления в Китае привлекает внимание многих людей в нашей стране и во всем мире. Особенно завидуют результатам реформы китайской экономики в России. Этот интерес не случаен, так как речь идет о положительном примере осуществления рыночной реформы в стране с такой же большой территорией, как и Россия, с огромным и пестрым по национальному составу населением. Безусловно, результаты  таких преобразований заставляют задуматься о путях более безболезненного перехода к рынку. Вместе с тем в китайской реформе не все так хорошо, как иногда у нас пишут. Необходимо видеть здесь немалые трудности.

 

Китай: отказ от «сталинской» модели, или ее «облагораживание».

                                                                                                                                                                             

 Победа армии Мао Цзедуна  над войсками Чан Кайши, одержанная  в 1949 г., ознаменовала, на первый взгляд, решение проблемы становления социализма в Китае. Как и в других новых социалистических странах, Коммунистическая партия Китая взяла в свои руки все рычаги власти и начала реализовывать сталинские принципы строительства новой жизни. Но постепенно стали возникать сначала политические, а затем и экономические противоречия в советско-китайских отношениях. Сейчас, по прошествии достаточного времени, об этом можно сказать следующее: возможно, речь идет скорее о радикализации советской модели, чем об отказе от нее.

Коллективизация китайской деревни  проходила в несколько этапов. Вначале были конфискованы крупные землевладения, а также собственность «реакционеров» и брошенные земли европейцев, американцев и японцев. В ходе этой кампании 3 млн человек были казнены и 17 млн человек приговорены к различным мерам наказания. Конфискованные участки земли были перераспределены между бедными крестьянами, чтобы укрепить социальную базу режима.

Однако дробление земельных  наделов не привело, в отличие  от Японии и Тайваня, к увеличению производства товарной продукции. Это стало одной из причин коллективизации сельского хозяйства. С 1951 г. началось создание «бригад взаимопомощи», сопровождавшееся обобществлением хозяйственного инвентаря. Но земля оставалась в частной собственности, что вело к усилению имущественного неравенства в деревне, так же, как это было в период зарождения кулачества в СССР.                      

Стремление ускорить ход истории  привело к принятию решения (октябрь 1955 г.) об объединении 90% крестьянских семей в рамках коллективных структур, очень похожих на советские колхозы. В распоряжении крестьян оставались только небольшие индивидуальные участки земли. Таким образом, восторжествовала логика сталинской модели организации сельского хозяйства.

Информация о работе Экономические реформы в Китае: особенности, механизмы, факторы успеха