Экономические реформы в России. Итоги и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что преобразования, происходящие в России на протяжении последних лет, дают уникальный материал для исследования и обобщения процессов экономических реформ. В каждой стране складывается определенная система взаимоотношений государства и индивидуума, законодательно закрепленная в разделении роли и функций государственных и общественных институтов.
Предметом исследования данной работы являются рыночные реформы в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РОССИИ………………5
1.1. Реформы Петра I……………………………………………………….5
1.2. Экономические реформы 80-х и 90-х годов…………………………6
2. РЕФОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……………………………...15
3.ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РОССИИ………21
3.1. Социальные последствия реформ……………………………………21
3.2. Экономические последствия реформ………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Файлы: 1 файл

Курсовая ГОТОВО! Экон.реформы.docx

— 73.07 Кб (Скачать файл)

Кроме того, наблюдалась тенденция увеличения так называемого коэффициента фондов (коэффициент дифференциации доходов - соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами). По расчетам ФБК, коэффициент фондов вырос с 13,9 раза в 2000 году до 16,8 раза в 2007 году. [3, с. 112]

Реформа естественных монополий оставляет  двоякое впечатление: с одной  стороны, практически завершено  реформирование РАО "ЕЭС России", идет третий этап реформы ОАО "РЖД", который предполагает создание к 2010 году конкурентного рынка в области  железнодорожных перевозок.

На этом этапе более 60% парка грузовых вагонов  должны перейти в частную собственность, а инфраструктура будет отделена от перевозочной деятельности. С другой стороны, разговоры о возможном  реформировании ОАО "Газпром" сошли на нет, а основные лоббисты этого подхода (бывшие глава Минэкономразвития Герман Греф и его заместитель Андрей Шаронов) ушли из правительства в бизнес.

Антиинфляционная  политика, которая давала эффект в 2000-2006 годах, когда наблюдалась тенденция  ежегодного замедления роста цен, показала несостоятельность в 2007 году, не сумев  противостоять "импорту инфляции" с мировых рынков и отбросив страну по показателю роста цен к 2003 году (тогда инфляция составила 12% против 11,9% в 2007 году).

Первые  четыре месяца 2008 года также показали неутешительную динамику роста цен, при этом ссылаться только на "импорт инфляции" уже не приходится, так  как начали быстро расти и тарифы, и цены на непродовольственные товары.

Неуспешными экономическими преобразованиями, на взгляд экономистов, стали административная реформа, пенсионное обеспечение, ЖКХ, приватизация, монетизация льгот, защита прав собственности, развитие конкуренции.

Административная  реформа, начатая в 2004 году, с одной  стороны, поделила исполнительную власть на 3 уровня - министерства, службы и  агентства, закрепив за ними функции  нормотворчества, надзора и оказания услуг соответственно. С другой стороны, число чиновников последние годы продолжает неуклонно увеличиваться, и эффективность административной реформы ставится под большой  вопрос.

Пенсионный  вопрос в последнее время признан  правительством и экспертами самым  проблемным в долгосрочной перспективе. При сохранении текущего положения дел средний размер пенсии к 2020 году снизится до менее 20% от средней заработной платы с нынешних 24-25%, а дефицит Пенсионного фонда будет возрастать.

Судя  по тому, что этот вопрос обсуждается  уже не один год, а реальные меры пока не приняты, у правительства  нет единого мнения о том, как  решать проблему с пенсиями. Приватизация в последние годы, по мнение многих аналитиков, носит, скорее, обратный характер, когда госкомпании скупают частные  предприятия. [18, с. 148]

Новому  президенту РФ предстоит определиться в вопросе о сокращении доли госсектора, который неоднократно поднимался экономическими ведомствами, но, наталкиваясь на упорное  сопротивление заинтересованных лиц, погибал в бюрократической рутине.

Реформы здравоохранения и образования, без которых невозможно построить  инновационную экономику, уже давно  входят в список первоочередных преобразований, но до сих пор не были реализованы.

 

 

 

3.ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ  В РОССИИ

3.1. Социальные последствия реформ

 

Последствия затянувшихся рыночных реформ в России непосредственно затрагивают не только экономическую, но в не меньшей степени и социальную сферу общества

Стремление  российских «реформаторов» любой ценой  загнать народ в капитализм обернулось резким падением материального благополучия населения, снижением рождаемости  и неуклонным ростом смертности. Во всем мире это характерное пересечение  двух линий на графике демографических  процессов получило название «русский крест». Вымирание происходит со скоростью  один миллион человек в год. Если в настоящее время смертность в России превышает рождаемость  в 1,7 раза, то, по прогнозам демографов, к 2000 году она превысит рождаемость  уже вдвое. [16, с. 62]

Существует  президентская программа «Дети  России», утвержденная указом за № 1696 в августе 1994 года, на которую де-юре расходуются бюджетные средства. Однако де-факто, по данным Счетной палаты Российской Федерации, в 1996 г. 48,5 процента средств не были отданы на выполнение программы, а 25,1 процента израсходованы не по целевому назначению, незаконно, неэффективно. [29]

Практически ни одна из целевых программ не была профинансирована полностью. Так, программа «Дети-инвалиды» получила лишь 26,7 процента положенных ей средств! Не введено в строй ни одного из 15 объектов строительства для детей-инвалидов.

Всех  детей и их родителей касается предполагаемое реформирование школьного  образования. Вызывает тревогу то, что  в новом законе об образовании  будет введено как обязательное лишь 9-летнее. Платное обучение в 10-х  и 11-х классах окажется многим не по карману. Поэтому значительной части юношей и девушек реально будет заказан путь в вузы, которые тоже все больше переходят на платную систему обучения.

Право работать с 14 лет отнюдь не расширяет свободы  молодых людей. Эта юная армия  труда, отвергнутая школой по причине  неплатежеспособности родителей, вряд ли получит соответствующую профессиональную подготовку и будет обеспечена рабочими местами.

Новое явление  в нашем обществе: детский сад - для состоятельных, школа - для состоятельных, вуз - для состоятельных. Остальные изгои. Но ведь их большинство! Как следствие мы имеем рост детского алкоголизма, детской проституции, детской наркомании.

Нищенские пенсии, которые к тому же и выплачиваются  нерегулярно, свидетельствуют о  неуважительном, несправедливом отношении  и президента, и государства к  пожилым людям, о хищническом  использовании результатов их многолетнего, добросовестного труда.

Сегодня средний размер пенсии составляет лишь половину прожиточного минимума, а  минимальная с компенсацией - чуть более трети. Поэтому многие пенсионеры вынуждены попрошайничать, собирать пустые бутылки и т.д. По данным Пенсионного фонда, из 38 млн. пенсионеров минимальную пенсию получают 3 млн. человек, среднюю - около 18 млн., максимальную - 17 млн. 1 февраля решено все пенсии пересчитать по индивидуальному трудовому коэффициенту, но при этом уменьшается стаж. Реально же пенсии будут повышены лишь тем, кто получает по минимуму. Страдают пожилые люди и от многих других пороков рыночного, капитализируемого общества. Резко ухудшилось их медицинское обслуживание. Непозволительной «роскошью» для многих стали самые необходимые лекарства, общение с родственниками при помощи писем, телеграмм, междугородних телефонных переговоров. Для одних уже стала реальностью, а другим грозит бездомность из-за непосильной квартирной платы и оплаты коммунальных услуг. Публично попираются святыни, которым поклоняются люди старшего поколения. Это и жестоко, и аморально, тем более что никто не доказал себе и другим, что новые идолы лучше прежних. [18, с. 148]

 

3.2. Экономические последствия реформ

 

Итоги приватизации в России не оправдали надежд, которые  на неё возлагались. И это не случайно. Неудачи в процессе преобразования отношений собственности закономерно проистекали из особенностей российской приватизации.

Во-первых, преобразование отношений собственности  в России идёт только в одном направлении - государственная форма превращается в частную. Коллективные формы собственности игнорируются. В результате громадная дол общенародной собственности стала служить частным корыстным интересам.

Во-вторых, итоги приватизации не оправдали  надежд, которые возлагались на неё  в трудовых коллективах предприятий. Решения о приватизации принимались  не демократично, а директивно, т.е. не трудовыми коллективами, которые  хорошо знали специфику своего предприятия, а Госкомимуществом. Экономическое  отчуждение на приватизируемых предприятиях усилилось: коллективы этих предприятий  не осознают себя собственниками.

В-третьих, российская модель приватизации совершенно не учитывала экономическую и  социальную эффективность деятельности приватизируемых предприятий. Приоритетность социально - политических целей над  экономическими была очевидной. Инициаторов приватизации не смущали резкий спад производства, банкротство и разорение предприятий.

В-четвёртых, в основу оценки имущества приватизируемых  предприятий была положена остаточная стоимость основных фондов, рассчитанная путём уменьшения величины их первоначальной (балансовой) стоимости на величину износа. При этом остаточная стоимость  основных фондов оценивалась на базе оптовых цен 80 - х годов. Всё это привело к тому, что в условиях инфляции предприятия продавались за бесценок. В результате поступление средств от приватизации в федеральный и местные бюджеты оказалось ничтожно малым, но распродажа за бесценок (3 - 5% от реальной стоимости) состоялась. Не случайно сами приватизаторы за рубежом свою акцию назвали "распродажей советской империи". Цинизм этой оценки не может не вызывать огорчение и боль. Всего в 1992 - 2002 годы от приватизации было получено 146,0 млрд. руб. в масштабе цен, действующем с 1 января 1998 года: так были оценены 140,3 тыс. проданных предприятий. [24] С учётом инфляции это действительно распродажа национального богатства за бесценок. [12, с. 77-79]

В-пятых, в России оказались нарушенными  принципы оптимального сочетания в  использовании всех форм собственности - частной и государственной, индивидуальной и коллективной, национально - общенародной и смешанной. Сама по себе приватизация в современных условиях - это такое  же объективно необходимое экономическое  явление, как и национализация. Суть вопроса в конкретных формах, в  масштабах и условиях проведения этих процессов. В результате приватизации коренным образом изменилась структура предприятий и организаций России по формам собственности. [12, с. 80]

По данным Росгосстата по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Россия в 1992г. занимала 30 место (0,849) и входила в группу стран с высоким человеческим потенциалом. В 2000г. - 57 место (0,762) и перешла в группу стран со средним уровнем развития. В 2005г. - уже только 62 место, несмотря на завидный экономический рост (6% в год). [30]

После 15 лет реформ состояние социального  капитала в стране резко ухудшилось, хотя при нашем потенциале мы могли  бы быть среди лидеров. Мы не тратим 15% производимого ВВП, 7% составляет стабфонд, остальное - утечка капитала за границу и выплата внешних  долгов.

Рост  социального неравенства: в 2000 году разрыв между доходами самых богатых  и самых бедных россиян составлял 14 раз, а в 2007 году достиг уже 16 раз

По насыщенности экономики деньгами и финансовыми  инструментами Россия находится  примерно на 50-60-м месте в мире. В Китае денежная масса к ВВП  составляет около 160%, в то время как  в России всего лишь 40%. Более того, порядка 40-50 % роста финансового сектора  имеет спекулятивный характер[30]

Неправильное  распределение нефтедолларов приводит к тому, что в условиях нехватки товара в стране, нефтяные деньги быстрее  попадают к потребителю, разгоняя, таким  образом, инфляцию еще больше.

Задача  создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики  не была решена. Мелкий и средний  бизнес не получил ни правовой, ни экономической  основы для цивилизованной конкуренции. А крупные производства и целые  сегменты экономики в результате приватизации получили монопольное  положение на рынках и снизили свою эффективность.

Прогрессивный путь России в XXI столетии должен опираться  не только на современную, нового качества экономику, но и на традиционные и  качественно новые черты всего российского общественного и цивилизованного организма. ХХ в. показал, что эффективное экономическое развитие на базе передовых технологий обязательно должно сочетаться с таким же, если не большим, ростом науки, культуры, образования, нравственности. Иначе человечество само обрекает себя на гибель в результате экологических, демографических, политических и прочих катастроф, приобретающих глобальный характер. Общество и народ нуждаются в идее, ясной и благородной цели, объединяющих большинство населения в совместном творчестве, труде и жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении всей истории России экономические  реформы её правителей имели как  положительные ,так и отрицательные последствия. Наше время так же не является исключением. Нынешним руководителям государства выпала нелегкая задача не просто «поднять страну на ноги», а восстановит Россию в статусе ведущей мировой державы. Чтобы в дальнейшем избежать экономического кризиса следует создать систему мониторинга рисков финансового кризиса и планы чрезвычайных действий Банка России, Минфина, ФСФР. Нужно создать систему публичной отчетности об уровне финансовой стабильности в стране. Последовательное укрепление роли внутреннего спроса на финансовые активы, увеличение его объемов опережающими темпами, создание более сбалансированной структуры финансовых ресурсов.

Главной гарантией отсутствия серьезных  негативных последствий экономических  реформ в России является проведение сбалансированной и рациональной политики в отношении мер регулирования  внутреннего рынка, продолжение  курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в  деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий  для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики.

Информация о работе Экономические реформы в России. Итоги и перспективы