Девальвация валют
восточноевропейских стран привела
к резкому увеличению себестоимости
долгов в инвалюте, что означает
рост рисков нарушения контрактов
по кредитованию. Исходя из этого,
аналитики предупреждают о
том, что экономические субъекты
с быстроразвивающимися рынками
в данном регионе превращаются
в источники «ипотечного кризиса»
в Европе3.
Из-за продолжительного
экономического спада и макроэкономического
бессилия среда функционирования
банковской системы Восточной
Европы ухудшается с каждым
днем, а риски соответственно обостряются.
В связи с
тем, что банки Западной Европы
в свое время вложили огромные
средства в Восточную Европу,
став большими кредиторами соответствующих
стран, в случае возникновения
кризиса финансовой системы в Восточной
Европе он несомненно распространится
и на Западную Европу. Наблюдатели опасаются,
что Восточная Европа, возможно, станет
центром «бури» второй волны глобального
финансового кризиса, за что Европе придется
заплатить большую цену.
Экономические реформы
в странах Прибалтики
С началом мирового
финансово-экономического кризиса
структурные перекосы экономик
стран Прибалтики обратили «экономическое
чудо» в экономический крах. Как
и во многих странах мира, он
начался с проблем на рынке
недвижимости. Искусственный «пузырь»,
раздутый на этом рынке внешним
спекулятивным капиталом, стал
резко сдуваться. Причём, на глубину
падения этого рынка повлияли
не только общемировые тенденции,
но и особенности стран Прибалтики,
где не состоялось ожидаемое
присоединение к зоне евро: это
расстроило планы многих спекулянтов,
рассчитывавших выгодно конвертировать
свои вложения на местных рынках
в валюту Евросоюза. В результате
начался отток западного спекулятивного
капитала из Прибалтики.
Резкое снижение
экономических показателей началось
с середины 2008г., когда последствия
ипотечного кризиса в США достигли
Европы. Зависимость от зарубежных
инвестиций, доминирование иностранного
капитала в промышленности (в
Литве – в меньшей степени)
и банковском секторе привели
к быстрому ухудшению экономической
конъюнктуры в прибалтийских
государствах. На фоне оттока
западного капитала стал нарастать
дефицит платёжного баланса, покрывавшийся
ранее за счёт зарубежных займов
и притока прямых иностранных инвестиций.
Падение экономики
стран Прибалтики по всем параметрам
носило обвальный характер. К
концу 2009г. выяснилось, что спад
в их экономиках самый сильный
во всей Европе. Сокращение реального
ВВП за 2008-2009гг. в 4-4,5 раза превысило
среднеевропейский показатель. Снизился,
соответственно, и ВВП на душу
населения, хотя в целом по
ЕС он продемонстрировал небольшой
рост. За 2009г. худшие результаты в промышленном
производстве показала Эстония, в строительстве
– Литва, сельском хозяйстве и сфере услуг
– Латвия4. Экономический спад сильно
ударил и по сфере услуг. То есть тот новый
сектор экономики, который сформировался
при подготовке и в ходе присоединения
стран Балтии к Евросоюзу, пострадал больше
всего, показав свою неустойчивость и
чрезмерную зависимость от внешнеэкономической
конъюнктуры.
Вследствие оттока капитала
возникли серьезные проблемы в финансовом
секторе, в том числе в государственных
финансах. Необходимость рассчитываться
по зарубежным займам, абсолютное большинство
которых было номинировано в иностранной
валюте (в Латвии и Эстонии –
около 90%, в Литве – около 70%), создала
опасность дефолта. Прямым следствием
этого (а также роста бюджетного
дефицита) стало обращение за кредитами
к другим государствам, МВФ и Евросоюзу.
Такая политика привела к росту
внешнего государственного долга: в
абсолютных показателях он составил
в Латвии на январь 2010г. 4,649 млрд. евро,
в Литве на декабрь 2009г. – 5,515 млрд.
евро, в Эстонии (март 2010г.) – 835 млн.
евро. Для сравнения: на декабрь 2008г.
этот показатель был для Латвии 1,871
млрд. евро, для Литвы – 3,232 млрд.
евро, для Эстонии (январь 2009г.) – 490
млн. евро. При этом дополнительную
неустойчивость прибалтийским экономикам
создаёт внешний долг частного сектора.
По оценке МВФ, в 2009г. в Латвии он составил
134,5% от ВВП, в Литве – 70,6%, в Эстонии
– 126,1%5.
Латвия ещё в конце
2008г. договорилась с ЕС, международными
организациями (МВФ, ЕБРР, Всемирный банк)
и странами-донорами (Швеция, Дания, Норвегия,
Финляндия, Чехия, Польша, Эстония) о предоставлении
кредита в 7,5 млрд. евро со ставкой процента
в среднем 3,5% в год. Из них 600 млн. евро были
получены 29 декабря 2008г. от МВФ под 2,136%
в год (должен быть погашен до 27 декабря
2013г.), два транша в 1 и 1,2 млрд. евро – от
Еврокомиссии под 2,125% (получены 25 февраля
и 27 июля 2009г., даты погашения – 3 апреля
2014г. и 27 января 2015г. соответственно). В
целом, на данный момент Латвии предоставлено
уже более половины предполагаемого займа
(последний транш в размере 500 млн. евро
был получен 11 марта 2010г.). Это, однако,
потребовало принятия на себя ряда обязательств
по структурному реформированию экономики
за счёт увеличения налогов и сокращения
бюджетных расходов, в особенности, на
социальную сферу, а дефицит бюджета не
должен превысить в 2010 и 2011гг. 8,5% и 6% соответственно.
Что касается
Литвы и Эстонии, то они старались
обходиться без получения политически
обязывающих кредитов, пытаясь решить
проблему растущего бюджетного
дефицита путём оптимизации его
расходной части, увеличения налогов
и заимствований на рынке. Впрочем,
в планах эстонского правительства
взять в течение 3 лет кредитов
на сумму 830 млн.евро. В Литве же за
2009г. государственный долг международным
организациям развития вырос с 87,6 млн.
до 842,2 млн. евро. Пока же предполагается
прибегать к заимствованиям на международных
рынках (за 2009г. заимствования составили
около 4 млрд. евро, в 2010г. прогнозируется
такая же сумма).
Государственные
заимствования были направлены
исключительно на поддержание
макроэкономической стабильности,
а не на смягчение последствий
кризиса для населения прибалтийских
государств, которое достаточно
быстро ощутило на себе ухудшение
экономической ситуации. Это привело
к росту недовольства в обществе
политикой, проводимой правительствами.
Так, ещё 13 января 2009г., когда последствия
кризиса только начали проявляться
(в виде резкого роста безработицы
и сокращения заработной платы),
состоялась акция протеста в
Риге с требованиями переизбрания
парламента и отставки правительства,
переросшая в массовые беспорядки
и столкновения с полицией.
В условиях
кризиса этот курс еще более
усугубил и так непростую ситуацию.
Необходимость ограничения дефицита
госбюджета тремя процентами ВВП
вела к искусственному сокращению государственных
расходов и не позволяла выделять средства
на программы восстановления экономики.
Более того, правительствам стран Прибалтики
пришлось и дальше идти путем сокращения
расходов на социальные нужды, заработной
платы (в том числе для госслужащих, работников
правоохранительных органов, здравоохранения
и образования) и увеличения налогового
бремени. Все это подрывало внутренний
спрос и препятствовало восстановлению
национальной промышленности и сельского
хозяйства.
Так, в Латвии ещё в
конце 2008г. НДС был поднят с 18% до 21%
(пониженный НДС – с 5 до 10%), в Литве
в сентябре 2009г. – с 19% до 21%, в Эстонии с
июля налог с оборота (аналог НДС) – с 18%
до 20%. Кроме того, выросли в Эстонии и косвенные
налоги (например, государственные акцизы
на алкоголь, табачные изделия, электороэнергию
и др.), а также стала применяться практика
введения новых налогов6: например, в Талине
с 1 января 2010 год был введён столичный
налог на плавательные средства (лодки,
яхты, катера) в размере 10 %, а с 1 июля 2010
года планируется введение дополнительного
налога с оборота (+ 1 % к сумме покупки).
Заработная плата государственных служащих
в Литве и Латвии за 2009г. сократилась примерно
на 10%, в Эстонии – на 15%. Работники бюджетной
сферы в целом более всего пострадали
в Латвии – их доходы уменьшились за прошедший
год почти на 40%.
Однако даже
при мерах жесткой экономии
добиться соответствия Маастрихтскому
критерию по бюджету удалось лишь Эстонии.
По итогам 2009г. бюджетный дефицит составил
в Латвии – 6,7%, в Литве – 9,2%, в Эстонии
– 1,7%. Но, как показывают нынешние реалии,
даже выполнение этого условия вряд ли
позволит Талину получить одобрение Евросоюза
на присоединение к зоне евро в ближайшее
время. Дело в том, что в условиях кризиса
сама зона евро затрещала по швам. Проблемы
бюджета и государственного долга Греции,
Испании, Португалии и Италии поставили
единую европейскую валюту перед серьезными
вызовами. Преодолеть их будет непросто,
а присоединение к зоне евро новых государств
с неустойчивой экономикой может только
углубить существующие проблемы еврозоны.
Поиск путей
выхода из кризиса, в сущности,
разделил общества прибалтийских
государств на две неравные
группы. С одной стороны –
правящая коалиция, премьер-министр
и президент. С другой – оппозиция
и скептически (если не сказать больше)
настроенное по отношению к предпринимаемым
мерам общество. Например, в Литве в мае
2009 года президент Грибаускайте позитивно
оценила сокращение расходной части бюджета
на более чем 870 млн.евро. «Новый президент
подчеркнула, что доверие к Литве после
этого повысилось, а правительство может
выпустить эмиссию облигаций на 500-600 млн.
евро, что, в свою очередь, позволит взять
кредит, продав эти еврооблигации, на международном
рынке. Это, по мнению Дали Грибаускайте,
поможет стабилизировать финансовую систему
в Литве без обращения за помощью в МВФ».
Показательно, что в подписанном ей бюджете
на 2010г. также предполагается дальнейшее
сокращение бюджетных расходов: на социальные
нужды будет выделено на 22% меньше средств,
зарплаты госслужащих сократятся на 10%,
бюджетников – на 5%7.
Латвийское руководство
также расценивало динамику
макроэкономической стабилизации
как позитивную, несмотря на катастрофическое
ухудшение благосостояния населения
и постоянно грозящую опасность дефолта.
Подчеркивая макроэкономические
успехи Эстонии в 2009г. (показатели
инфляции, госдолга, дефицита бюджета)
и характеризуя дальнейшее развитие
Эстонии, премьер-министр и
лидер Партии Реформ Андрус Ансип
на состоявшейся 9 декабря 2009г. встрече
с Херманом ван Ромпеем, Председателем
Европейского Совета, заявил: «Эстония
рассматривает присоединение к зоне евро,
жёсткую бюджетную политику и устойчивые
государственные финансы в качестве необходимых
условий создания среды, способствующей
развитию экономики».
Следует, однако,
отметить, что одним из следствий
монетаристской экономической политики
правительств по сокращению бюджетных
расходов и увеличению доходов
за счет роста налогов стала
крайне негативная ситуация в
области занятости во всех
трёх странах. Согласно последним
оценкам Eurostat, в Латвии, ставшей лидером
в ЕС по этому показателю, безработица
за год выросла с 12,3% до 22,9%, в Литве – с
6,4% до 14,6% (третий квартал 2008г. по сравнению
с соответствующим периодом 2009г.), в Эстонии
– с 7,6% до 15,5% (четвёртый квартал 2008г. относительно
такого же периода 2009г.). Особую опасность
для социальной стабильности, впрочем,
представляет молодёжная (до 25 лет) безработица,
которая в Латвии в четвёртом квартале
2009г. составила 43,6%, в Эстонии – 32,1%, в Литве
в третьем квартале – 33,7%. Серьёзное беспокойство
вызывает и рост эмиграции из прибалтийских
государств под влиянием ухудшающихся
экономических условий. По официальным
данным, за 2009г. из Латвии выехало около
6,3 тыс.чел. (однако в Великобритании за
год зарегистрировалось более 15 тыс. латышей,
что в 2 раза превышает прошлогодний показатель),
из Литвы – 22 тыс. чел., что превышает прошлогодние
показатели. Как правило, в поисках работы
уезжают квалифицированные работники
и молодёжь, а это, в свою очередь, качественно
ухудшает состояние человеческого капитала
в прибалтийских государствах.
«Эмиграция –
это защитный клапан, который
может помочь преодолеть серьёзные
проблемы с безработицей в
Латвии8. Но если предприниматели
и наиболее квалифицированные
работники будут уезжать в
большом количестве, Латвия лишится
тех самых людей, которые будут
создавать новые компании и
рабочие места. А уменьшая количество
рабочей силы, эмиграция может
привести к сокращению производства
в Латвии. Пока ущерб от эмиграции
будет возмещаться значительными
переводами средств, в самой Латвии будут
сокращаться доходы от налогов и будет
сложнее финансировать государственные
расходы, например, пенсии».
В этих условиях
проводимая экономическая политика,
естественно, активно критикуется
оппозиционными партиями. Так, в
ноябре 2009г. на пресс-конференции
председатель Социал-демократической
партии Литвы и староста фракции
в Сейме Альгирдас Буткявичус
заявил: «Увеличив налоги, правительство
достигло невиданных высот – некоторые
сферы бизнеса уничтожены, а некоторые
ушли в тень. Снизились доходы населения,
а потребительская способность упала.
Государство не смогло собрать налоги.
С легкой руки начали занимать у коммерческих
банков, во многом из-за которых Литва
и оказалась в своем сегодняшнем положении».