Экономические реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:16, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение экономических реформ в Восточной Европе. Объектом исследования выступают страны Восточной Европы. Предметом исследования является анализ экономических реформ в Восточной Европе.

Файлы: 1 файл

экон.docx

— 33.76 Кб (Скачать файл)

    Девальвация валют  восточноевропейских стран  привела  к резкому увеличению себестоимости  долгов в инвалюте, что означает  рост рисков нарушения  контрактов  по кредитованию. Исходя из этого,  аналитики предупреждают  о  том, что экономические субъекты  с быстроразвивающимися рынками  в данном регионе превращаются  в источники «ипотечного кризиса» в Европе3.

    Из-за продолжительного  экономического спада и макроэкономического  бессилия среда функционирования  банковской системы Восточной  Европы ухудшается с каждым  днем, а риски соответственно обостряются.

    В связи с  тем, что банки Западной Европы  в свое время вложили огромные  средства в Восточную Европу, став большими кредиторами соответствующих   стран, в случае возникновения  кризиса  финансовой системы в Восточной Европе он несомненно распространится и на Западную Европу. Наблюдатели опасаются, что Восточная Европа, возможно, станет центром «бури» второй волны глобального финансового кризиса, за что Европе придется заплатить большую цену.

 

Экономические реформы  в странах Прибалтики

 

    С началом мирового  финансово-экономического кризиса  структурные перекосы экономик  стран Прибалтики обратили «экономическое  чудо» в экономический крах. Как  и во многих странах мира, он  начался с проблем на рынке  недвижимости. Искусственный «пузырь», раздутый на этом рынке внешним  спекулятивным капиталом, стал  резко сдуваться. Причём, на глубину  падения этого рынка повлияли  не только общемировые тенденции,  но и особенности стран Прибалтики, где не состоялось ожидаемое  присоединение к зоне евро: это  расстроило планы многих спекулянтов,  рассчитывавших выгодно конвертировать  свои вложения на местных рынках  в валюту Евросоюза. В результате  начался отток западного спекулятивного капитала из Прибалтики.

    Резкое  снижение  экономических показателей  началось  с середины 2008г., когда последствия   ипотечного кризиса в США достигли  Европы. Зависимость от зарубежных  инвестиций, доминирование иностранного  капитала в промышленности (в  Литве – в меньшей степени)  и банковском секторе привели  к быстрому ухудшению экономической  конъюнктуры в прибалтийских  государствах. На фоне оттока  западного капитала стал нарастать  дефицит платёжного баланса, покрывавшийся  ранее за счёт зарубежных займов  и притока прямых иностранных инвестиций.

    Падение экономики  стран Прибалтики по всем параметрам  носило обвальный характер. К  концу 2009г. выяснилось, что спад  в их экономиках самый сильный   во всей Европе. Сокращение реального  ВВП за 2008-2009гг. в 4-4,5 раза превысило  среднеевропейский показатель. Снизился, соответственно, и ВВП на душу  населения, хотя в целом по  ЕС он продемонстрировал небольшой рост. За 2009г. худшие результаты в промышленном производстве показала Эстония, в строительстве – Литва, сельском хозяйстве и сфере услуг – Латвия4. Экономический спад сильно ударил и по сфере услуг. То есть тот новый сектор экономики, который сформировался при подготовке и в ходе присоединения стран Балтии к Евросоюзу, пострадал больше всего, показав свою неустойчивость и чрезмерную зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.

Вследствие оттока капитала возникли серьезные проблемы в финансовом секторе, в том числе в государственных  финансах. Необходимость рассчитываться по зарубежным займам, абсолютное большинство  которых было номинировано в иностранной  валюте (в Латвии и Эстонии –  около 90%, в Литве – около 70%), создала  опасность дефолта. Прямым следствием этого (а также роста бюджетного дефицита) стало обращение за кредитами  к другим государствам, МВФ и Евросоюзу. Такая политика привела к росту  внешнего государственного долга: в  абсолютных показателях он составил в Латвии на январь 2010г. 4,649 млрд. евро, в Литве на декабрь 2009г. – 5,515 млрд. евро, в Эстонии (март 2010г.) – 835 млн. евро. Для сравнения: на декабрь 2008г. этот показатель был для Латвии 1,871 млрд. евро, для Литвы – 3,232 млрд. евро, для Эстонии (январь 2009г.) – 490 млн. евро. При этом дополнительную неустойчивость прибалтийским экономикам создаёт внешний долг частного сектора. По оценке МВФ, в 2009г. в Латвии он составил 134,5% от ВВП, в Литве – 70,6%, в Эстонии – 126,1%5.

    Латвия  ещё в конце 2008г. договорилась с  ЕС, международными организациями (МВФ, ЕБРР, Всемирный банк) и странами-донорами (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Чехия, Польша, Эстония) о предоставлении кредита  в 7,5 млрд. евро со ставкой процента в среднем 3,5% в год. Из них 600 млн. евро были получены 29 декабря 2008г. от МВФ под 2,136% в год (должен быть погашен до 27 декабря 2013г.), два транша в 1 и 1,2 млрд. евро – от Еврокомиссии под 2,125% (получены 25 февраля и 27 июля 2009г., даты погашения – 3 апреля 2014г. и 27 января 2015г. соответственно). В целом, на данный момент Латвии предоставлено уже более половины предполагаемого займа (последний транш в размере 500 млн. евро был получен 11 марта 2010г.). Это, однако, потребовало принятия на себя ряда обязательств по структурному реформированию экономики за счёт увеличения налогов и сокращения бюджетных расходов, в особенности, на социальную сферу, а дефицит бюджета не должен превысить в 2010 и 2011гг. 8,5% и 6% соответственно.

    Что касается  Литвы и Эстонии, то они старались  обходиться без получения политически  обязывающих кредитов, пытаясь решить  проблему растущего бюджетного  дефицита путём оптимизации его  расходной части, увеличения налогов  и заимствований на рынке. Впрочем,  в планах эстонского правительства  взять в течение 3 лет кредитов  на сумму 830 млн.евро. В Литве же за 2009г. государственный долг международным организациям развития вырос с 87,6 млн. до 842,2 млн. евро. Пока же предполагается прибегать к заимствованиям на международных рынках (за 2009г. заимствования составили около 4 млрд. евро, в 2010г. прогнозируется такая же сумма).

    Государственные  заимствования были направлены  исключительно  на поддержание  макроэкономической стабильности, а не на смягчение  последствий  кризиса для населения прибалтийских  государств, которое достаточно  быстро ощутило на себе ухудшение  экономической ситуации. Это привело  к росту недовольства в обществе  политикой, проводимой правительствами.  Так, ещё 13 января 2009г., когда последствия  кризиса только начали проявляться  (в виде резкого роста безработицы  и сокращения заработной платы), состоялась акция протеста в  Риге с требованиями переизбрания  парламента и отставки правительства,  переросшая в массовые беспорядки и столкновения с полицией.

    В условиях  кризиса этот курс еще более  усугубил и так непростую ситуацию. Необходимость ограничения дефицита  госбюджета тремя процентами ВВП вела к искусственному сокращению государственных расходов и не позволяла выделять средства на программы восстановления экономики. Более того, правительствам стран Прибалтики пришлось и дальше идти путем сокращения расходов на социальные нужды, заработной платы (в том числе для госслужащих, работников правоохранительных органов, здравоохранения и образования) и увеличения налогового бремени. Все это подрывало внутренний спрос и препятствовало восстановлению национальной промышленности и сельского хозяйства.

Так, в Латвии ещё в  конце 2008г. НДС  был поднят с 18% до 21% (пониженный НДС  – с 5 до 10%), в Литве в сентябре 2009г. – с 19% до 21%, в Эстонии с июля налог с оборота (аналог НДС) – с 18% до 20%. Кроме того, выросли в Эстонии и косвенные налоги (например, государственные акцизы на алкоголь, табачные изделия, электороэнергию и др.), а также стала применяться практика введения новых налогов6: например, в Талине с 1 января 2010 год был введён столичный налог на плавательные средства (лодки, яхты, катера) в размере 10 %, а с 1 июля 2010 года планируется введение дополнительного налога с оборота (+ 1 % к сумме покупки). Заработная плата государственных служащих в Литве и Латвии за 2009г. сократилась примерно на 10%, в Эстонии – на 15%. Работники бюджетной сферы в целом более всего пострадали в Латвии – их доходы уменьшились за прошедший год почти на 40%.

    Однако  даже  при мерах жесткой экономии  добиться соответствия Маастрихтскому критерию по бюджету удалось лишь Эстонии. По итогам 2009г. бюджетный дефицит составил в Латвии – 6,7%, в Литве – 9,2%, в Эстонии – 1,7%. Но, как показывают нынешние реалии, даже выполнение этого условия вряд ли позволит Талину получить одобрение Евросоюза на присоединение к зоне евро в ближайшее время. Дело в том, что в условиях кризиса сама зона евро затрещала по швам. Проблемы бюджета и государственного долга Греции, Испании, Португалии и Италии поставили единую европейскую валюту перед серьезными вызовами. Преодолеть их будет непросто, а присоединение к зоне евро новых государств с неустойчивой экономикой может только углубить существующие проблемы еврозоны.

    Поиск путей  выхода из кризиса, в сущности, разделил общества прибалтийских  государств на две неравные  группы. С одной  стороны –  правящая коалиция, премьер-министр   и президент. С другой – оппозиция и скептически (если не сказать больше) настроенное по отношению к предпринимаемым мерам общество. Например, в Литве в мае 2009 года президент Грибаускайте позитивно оценила сокращение расходной части бюджета на более чем 870 млн.евро. «Новый президент подчеркнула, что доверие к Литве после этого повысилось, а правительство может выпустить эмиссию облигаций на 500-600 млн. евро, что, в свою очередь, позволит взять кредит, продав эти еврооблигации, на международном рынке. Это, по мнению Дали Грибаускайте, поможет стабилизировать финансовую систему в Литве без обращения за помощью в МВФ». Показательно, что в подписанном ей бюджете на 2010г. также предполагается дальнейшее сокращение бюджетных расходов: на социальные нужды будет выделено на 22% меньше средств, зарплаты госслужащих сократятся на 10%, бюджетников – на 5%7.

    Латвийское  руководство  также расценивало  динамику  макроэкономической стабилизации  как позитивную, несмотря на катастрофическое  ухудшение благосостояния населения   и постоянно грозящую опасность дефолта.

    Подчеркивая макроэкономические  успехи Эстонии  в 2009г. (показатели  инфляции, госдолга, дефицита бюджета)  и характеризуя дальнейшее развитие  Эстонии, премьер-министр  и  лидер Партии Реформ Андрус Ансип  на состоявшейся 9 декабря 2009г. встрече с Херманом ван Ромпеем, Председателем Европейского Совета, заявил: «Эстония рассматривает присоединение к зоне евро, жёсткую бюджетную политику и устойчивые государственные финансы в качестве необходимых условий создания среды, способствующей развитию экономики».

    Следует, однако, отметить, что одним из следствий   монетаристской экономической политики  правительств по сокращению бюджетных   расходов и увеличению доходов  за счет роста налогов стала  крайне негативная ситуация в  области занятости  во всех  трёх странах. Согласно последним  оценкам Eurostat, в Латвии, ставшей лидером в ЕС по этому показателю, безработица за год выросла с 12,3% до 22,9%, в Литве – с 6,4% до 14,6% (третий квартал 2008г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г.), в Эстонии – с 7,6% до 15,5% (четвёртый квартал 2008г. относительно такого же периода 2009г.). Особую опасность для социальной стабильности, впрочем, представляет молодёжная (до 25 лет) безработица, которая в Латвии в четвёртом квартале 2009г. составила 43,6%, в Эстонии – 32,1%, в Литве в третьем квартале – 33,7%. Серьёзное беспокойство вызывает и рост эмиграции из прибалтийских государств под влиянием ухудшающихся экономических условий. По официальным данным, за 2009г. из Латвии выехало около 6,3 тыс.чел. (однако в Великобритании за год зарегистрировалось более 15 тыс. латышей, что в 2 раза превышает прошлогодний показатель), из Литвы – 22 тыс. чел., что превышает прошлогодние показатели. Как правило, в поисках работы уезжают квалифицированные работники и молодёжь, а это, в свою очередь, качественно ухудшает состояние человеческого капитала в прибалтийских государствах.

    «Эмиграция  –  это защитный клапан, который   может помочь преодолеть серьёзные   проблемы с безработицей в  Латвии8. Но если предприниматели  и наиболее квалифицированные  работники будут уезжать в  большом количестве, Латвия лишится  тех самых людей, которые будут  создавать новые компании и  рабочие места. А уменьшая количество  рабочей силы, эмиграция может  привести к сокращению производства  в Латвии. Пока ущерб от эмиграции  будет возмещаться значительными  переводами средств, в самой Латвии будут сокращаться доходы от налогов и будет сложнее финансировать государственные расходы, например, пенсии».

    В этих условиях  проводимая экономическая  политика, естественно, активно критикуется  оппозиционными партиями. Так, в  ноябре 2009г. на пресс-конференции  председатель Социал-демократической  партии Литвы и староста фракции  в Сейме Альгирдас Буткявичус заявил: «Увеличив налоги, правительство достигло невиданных высот – некоторые сферы бизнеса уничтожены, а некоторые ушли в тень. Снизились доходы населения, а потребительская способность упала. Государство не смогло собрать налоги. С легкой руки начали занимать у коммерческих банков, во многом из-за которых Литва и оказалась в своем сегодняшнем положении».


Информация о работе Экономические реформы