Экономические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
Дать определение экономической системы, выделить ее основные элементы.
Рассмотреть историческую классификацию исторических систем.
Изучить современные модели экономических систем.
Провести сравнительную характеристику экономических систем.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая система: содержание, элементы и историческая классификация
1.1 Понятие экономической системы
1.2 Отношения собственности в экономической системе
1.3 Историческая классификация экономических систем
Глава 2. Современные модели экономических систем
2.1 Традиционная и административно-командная экономические системы
2.2 Рыночная система
2.3 Смешанная система
Глава 3. Сравнительная характеристика экономических систем
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономические системы.docx

— 51.45 Кб (Скачать файл)

Новые технологии стали результатом труда уже  не «талантливых жестянщиков», а «высоколобых интеллектуалов». Итог их деятельности – революция в сфере телекоммуникаций. Если в Х1Х – первой половине XX в. главной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились телефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит, прежде всего, к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную – вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США).

В развитых странах происходит сужение собственно материального производства при  одновременном стремительном росте  «индустрии знаний». Таким образом, предпосылки будущего общества создаются  не только и даже не столько в  материальном, сколько, по словам К. Маркса, по ту сторону материального производства [4, с.280].

Научно-техническая  революция создает предпосылки  для развития отношений свободной  индивидуальности. Они знаменуют  этап, отрицающий и отношения личной зависимости, и отношения вещной зависимости, выступающий как отрицание  отрицания. Отношения личной зависимости  существовали в условиях господства естественных производительных сил. Они  характеризовали такой этап развития человечества, когда индивид мог  развиваться лишь в рамках ограниченного, локального коллектива, от которого он зависел. Отношения личной независимости, основанной на вещной зависимости, знаменовали  такой уровень развития, когда  под влиянием общественного разделения труда происходит обособление производителей, и они уже не нуждаются в той или иной форме естественно сложившейся или исторически развившейся коллективности, перерастают ее рамки. Однако вместе со становлением всемирных отношений и универсальных потребностей развивается всесторонний процесс овеществления производственных отношений, происходит отчуждение сущностных сил от работника, превращение их в чуждую, господствующую над ним силу. Отношения свободной индивидуальности знаменуют этап гармоничного единения человека и природы, самоконтроль человечества и его общественных сил, интеллектуальный прогресс мировой цивилизации.

Личность  выступает как самоцель общечеловеческого  развития. Одновременно личность является главным орудием прогресса.

Выбор цели, пути ее достижения, а также организация  непосредственного трудового процесса в постиндустриальном обществе становятся не технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую  степень самостоятельности каждого  человека, придает труду подлинно свободное творческое содержание. Сейчас очевидно главное: как рыночное хозяйство  выработало соответствующий ему  тип человека — «homo economicus», так и постиндустриальному обществу будет соответствовать своя форма социальности – свободная индивидуальность.

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

2.1 Традиционная и административно-командная экономические системы

 

Традиционная система.

Существует  в слаборазвитых странах. Эта  система базируется на многоукладной  экономике, широком распространении  ручного труда и отсталой технологии.

Многоукладность экономики означает существование  различных форм хозяйствования. В  ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных  формах распределения продукта. В  странах с традиционной системой большую роль играет мелкотоварное  производство, основанное на частной  собственности на производственные ресурсы и личном труде их хозяина. Сюда относится крестьянское и ремесленное  хозяйства.

В основе жизнедеятельности традиционной системы  лежат передающиеся от поколения  к поколению традиции и обычаи, религиозные и культовые ценности, кастовое и сословное деление, что  выступает тормозом социально-экономического прогресса [3, с.217].

Существующие  уставы в традиционном обществе тормозят технический прогресс, что негативно  отражается на производительности труда. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское  существование. В традиционной системе  активную роль играет государство. Подавляющую  часть национального дохода оно  вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры.

В этих странах в условиях относительно слабого развития национального предпринимательства большую роль играет иностранный капитал.

Административно-командная система.

Эта система  господствовала ранее в СССР, странах  Восточной Европы и ряде азиатских  государств.

Характерными  чертами административно-командной  системы являются общественная (а  в реальности государственная) собственность  практически на все экономические  ресурсы, сильная монополизация  и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных  субъектов. Во-вторых, государства полностью  контролирует производство и распределение  продукции, в результате чего исключаются  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит  хозяйственной деятельностью с  помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает  материальную заинтересованность в  результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический  централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что  полное огосударствление хозяйства  вызывает невиданную по своим масштабам  монополизацию производства и сбыта  продукции.

Гигантские  монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при  отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах  с административно-командной системой решение ключевых экономических  задач имело свои специфические  особенности. В соответствии с господствовавшими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьезной и ответственной, чтобы  передать ее решение непосредственным производителям – промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура  общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально  невозможно, эти органы руководствовались  преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило  в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством  повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно  утверждаемых средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость  к достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

 

2.2 Рыночная система

 

Рыночная экономика свободной  конкуренции (чистый капитализм).

Хотя  эта система сложилась в XVIII веке и прекратила свое существование в конце XIX – первых десятилетиях XX века (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.

Отличительными  чертами этой экономической системы  являлись частная собственность  на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной  конкуренции; наличие множества  самостоятельно действующих покупателей  и продавцов каждого товара.

Одной из главных предпосылок чистого  капитализма выступает личная свобода  каждого из участников экономической  деятельности, то есть не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала  свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода  наемного работника продавать свою рабочую силу.

Каков механизм решения ключевых экономических  задач в рассматриваемой экономической  системе? Они решаются опосредованно, прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру  рынка, определяемую, прежде всего уровнем  и динамикой цен, товаропроизводители  сами решают проблему распределения  всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей [1, с.180].

Предприниматели стремятся получить все больший  доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать такой ресурс, как  свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика (современный  капитализм).

По сравнению  со всеми предшествовавшими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться  к изменяющимся внешним и внутренним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в XX века, рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

- многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

- развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

- более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике существенные изменения  претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных  фирм в виде маркетинговой системы  управления. В то же время на макроуровне  развитие плановых методов связано  с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления  общенациональных программ и планов.

Планомерность выступает как средство активного  приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых  исследований в рамках фирм, а также  прогноза развития потребностей. Прогноз  рынка позволяет заблаговременно  снижать выпуск устаревающих товаров  и переходить к качественно новым  моделям и видам продукции. Маркетинговая  система управления производством  дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты  компаний, выпускающих основную массу  товаром данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

Задача  использования ресурсов решается в  рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В  то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся  форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»; финансирования систем образования, в том числе переподготовка работников различной квалификации, совершенствования медицинского обслуживания населения, на социальные нужды.

Информация о работе Экономические системы