Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:34, контрольная работа
Корректное и научно обоснованное обнаружение закономерностей функционирования экономической системы всегда имело судьбоносное значение. Объективно существующие экономические системы находят своё отражения в теоретических экономических системах. В советской экономической литературе наиболее известными исследователями экономической системы общества были К. Маркс, Герасимов Н.В., Черняк В.К., Я. Корнаи. В современный период экономической науки делается упор на системные представление об экономике в учебниках "Экономика" ("Экономическая теория") под редакцией Плотницкого, Булатова, Грязновой, Базылева, Лемешевской, Баликоева.
Введение……………………………………………….…………...………..3
1. Определение экономической системы ..……….……………...……..4
2. Структура экономической системы общества…….………………...5
3. Хозяйственный механизм и его место в экономической системе….8
Заключение……………………………………………………………..…..10
Список использованной литературы……………………………………....11
Содержание:
Введение…………………………………
1. Определение
экономической системы ..……….……………...……..4
2. Структура экономической
системы общества…….………………...5
3. Хозяйственный
механизм и его место в экономической
системе….8
Заключение……………………………
Список
использованной литературы……………………………………....11
Введение.
Экономическая система есть совокупность
взаимосвязанных и определенным образом
упорядоченных элементов экономики, образующих
экономическую структуру общества.
Вне системного характера экономики не
могли бы воспроизводиться (постоянно
возобновляться) экономические отношения
и институты, не
могли бы существовать экономические
закономерности, не могло бы сложиться
теоретического осмысления экономических
явлений и процессов, не могло бы быть
скоординированной и эффективной экономической
политики.
Корректное и научно обоснованное обнаружение
закономерностей функционирования экономической
системы всегда имело судьбоносное значение.
Объективно существующие экономические
системы находят своё отражения в теоретических
экономических системах. В советской экономической
литературе наиболее известными исследователями
экономической системы общества были
К. Маркс, Герасимов Н.В., Черняк В.К., Я.
Корнаи. В современный период экономической
науки делается упор на системные представление
об экономике в учебниках "Экономика"
("Экономическая теория") под редакцией
Плотницкого, Булатова, Грязновой, Базылева,
Лемешевской, Баликоева.
Главной проблемой современного периода
формирование научных экономических систем
в отечественной экономической науке
можно считать проблему совмещения универсальных,
выработанных мировой экономической мыслью,
с необходимостью отражения сложной картины
современной экономической действительности.
1. Определение экономической
системы.
Существуют разные подходы к определению
экономической системы. Марксистский
подход основан на характеристике экономической
системы как способа производства – единства
и взаимодействия двух составляющих:
производительных сил, находящихся на
определенном уровне развития, и соответствующего
им типа производственных отношений. В
этом единстве производственные отношения
являются общественной формой использования
и развития производительных сил. Закон
соответствия производственных отношений
характеру и уровню развития производительных
сил лежит в основе эволюции способов
производства. Последняя выступает как
закономерный процесс развития человеческого
общества.
Одни экономисты определяют экономическую
систему как сообщность людей (социум),
объединенных общим экономическим интересом,
другие считают ее совокупностью производственных
отношений. Третьи под экономической системой
понимают общие закономерности деятельности и
развития человека как индивида и члена
общества.
Наиболее правильным нам представляется
определение экономической системы как
единства человека и общественного производства.
При таком подходе во главу угла ставится
человек как индивид и член общества.
Центральное место в экономической системе занимают отношения
собственности. Именно собственность
обусловливает цель функционирования
и развития экономической системы. Отношения
собственности определяют, в чьих интересах
ведется производство, кому принадлежат
средства производства и производимый
продукт. Собственник средств производства
суверенно распоряжается ими, используя
их для организации производства и извлечения
дохода.
Каждый крупный этап общественного развития
имеет свою особую, присущую ему систему
отношений собственности, которая и обусловливает
качественное своеобразие, историческую
специфику данного общества, его классовую
и социальную структуру.
2. Структура экономической системы
общества.
Основными элементами экономической системы
являются: социально-экономические отношения,
организационные формы хозяйственной
деятельности, хозяйственный механизм,
конкретные экономические связи между
хозяйственными субъектами. В рамках той
или иной экономической системы существуют
многообразные модели экономического
развития отдельных стран и регионов.
Поскольку экономическую систему мы рассматриваем
как единство человека и общественного
производства, её структурными элементами
выступают человек общественное производство.
Вся история общества – это прежде всего
история развития человека как первого
элемента структуры экономической системы.
На первых этапах развития общества существовали
естественные производительные силы,
которые сводились к природе самого человека
и силам окружающей природы. Второй этап
развития производительных сил – подчинение
естественных производительных сил общественным
– утвердил человека в качестве главной
производительной силы. На этапе всеобщих
производительных сил, когда господство
человека над природой осуществляется
с помощью науки, человеческий интеллект
входит в производство.
Человек – воплощение совокупности общественных
отношений: экономических, политических,
национальных, семейных, идеологических,
нравственных. Он как носитель рабочей
силы воплощает всю гамму общественных
отношений и личных качеств, существенно
влияющих на его потребности, интересы
и мотивы к труду, отношение к работе и
ответственность за результаты производства.
Общественный продукт, пройдя через распределение
и обмен, запрещает свой путь в потреблении.
Без потребления любое производство бессмысленно.
Удовлетворение человеческих потребностей
– всеобщее назначение производства.
В этом смысле человек – конечная цель
любого производства.
Потребность в труде является главной
формой самовыражения человеческой личности.
Необходимым условием ее роста выступает
превращение работника в хозяина производства.
Благоприятная обстановка для этого создается
в условия перехода к рыночной экономике,
когда гарантируются равноправие всех
форм собственности и хозяйствования,
свобода предпринимательской деятельности.
В этих условиях особенно важно формирование
современного экономического мышления
и поощрение предприимчивости и деловитости,
без которых не преодолеть социальной
инертности масс, не добиться перелома
в отношении к производству, труду и собственности.
Эффективной становится такая система
управления, которая опирается на точное
знание и умелое использование интересов
работника. Социально развитый человек
является более сложным объектом управления.
В структуре экономической системы выделяют
и такой важный элемент, как общественное
производство, состоящее из сфер и фаз.
Его сферами являются материальное, духовное
и социальное производство, а также производство
общественного человека. Разграничение
четырех основных сфер общественного
производства относительно. Оно обусловлено
спецификой объектов труда, способов его
осуществления, получаемых результатов.
Особенности материального, духовного,
социального производства, а также производства
общественного человека не исключают,
а, наоборот, предполагают их единство
и неразрывную связь. Все они н7аправлены
на конечную цель – функционирование
экономической системы общества.
Общественное производство имеет четыре
фазы: непосредственное производство,
распределение, обмен и потребление.
Исходной фазой является непосредственное
производство – процесс создание полезного
продукта. В изменении производства –
ключ ко всем изменениям в распределении,
обмене и потреблении. Эта фаза экономики
имеет решающее значение. Ведь если ничего
не создано, то нечего и распределять,
обменивать и потреблять.
Распределение выявляет долю каждого человека в созданном богатстве.
Оно играет огромную роль в формировании
отношений между людьми, в определении
материального положения различных слоев
общества. От того, как распределяются
результаты труда, во многом зависит эффективность
и самого производственного процесса.
Обмен – процесс, во время которого одни
продукты обмениваются на другие. Он подобно
распределению, во-первых, играет огромную
роль в доведении произведенной продукции
до потребителя; во-вторых, оказывает сильное
обратное воздействие на производство.
Потребление – использование изготовленных
благ для удовлетворения человеческих
потребностей. Оно является конечной целью
любого производства. Без производства
не моет быть потребления, так как производство
создает объект потребления, определяет
его уровень и структуру. В свою очередь
потребление, формируя потребность в новых
продуктах, влияет на развитие производства.
Важным свойством экономической системы
является наличие структуры.
Экономика представляет собой сложную
многоуровневую, развивающуюся систему.
Экономическая система общества состоит
из малых экономических систем - домохозяйств
и предприятий. Домохозяйство - это малая
система, которая представляет владельцев
ресурсов и потребителей в рамках семьи.
Основная функция домохозяйства - потребление
конечных продуктов и услуг, производимых
предприятиями. Предприятие - малая система,
в рамках которой создаются экономические
блага и услуги с помощью совокупности
необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных
предприятий объединены в отрасли. Отрасль
- это более крупная система, объединяющая
все предприятия, выпускающие определённые
продукты. Отрасли объединяются в более
крупные системы - межотраслевые.
Кроме того экономическая система общества
может включать и другие элементы: социально-экономические
системы (экономико-политические, экономико-демографические,
природо-экономические системы); технико-экономическая
система отраслевые, межотраслевые, регионольные
системы).
Все системы обслуживают друг друга, объединены
единой структуры общественной организации
и управления, связаны между собой посредством
продуктообмена, находятся в постоянном
взаимодействии.
Рассматривая с точки зрения формационного
подхода, структура экономической системы
выступает как внутренняя организация
общественного производства. Поэтому
она на разном уровне всегда проявляется
через людей, их производственную деятельность.
Следовательно, структуру экономической
системы образуют отношения взаимодействия
людей в процессе производства материальных
и духовных благ и услуг, т.е. совокупность
производственных отношений.
Экономическая система - сложная, упорядоченная
совокупность всех экономических отношений
и видов хозяйственной деятельности общества,
осуществляющаяся в формах определенных
производственных и социальных отношений
и социальных институтов, целью которой
является удовлетворение потребностей
общества в материальных благах и услугах.
Одним из признаков деления экономики
на типы может служить ее открытость или
закрытость. Если национальная экономика
и ее звенья активно включаются в систему
международных экономических связей,
такая экономическая система считается
открытой. Если система замкнута на внутренних
ресурсах производства и ограничивается
внутренним потреблением, если она не
доступна для новых фирм, то она является
закрытой системой.
Другим признаком деления системы на типы
являются формы регулирования экономической
жизни. Ими могут быть традиции, команда
(планирование) и рынок. Соответственно
экономическая система может быть традиционной,
рыночной и командной. В экономике могут
сочетаться различные элементы систем,
тогда можно говорить о смешенной экономике.
Еще одним признаком деления экосистемы
на типы является форма собственности.
Она может быть частной или государственной,
а в традиционном обществе - общинной.
Господствующая форма собственности определяет
формы производства и распределения.
3. Хозяйственный механизм и его место
в экономической системе.
Важное место в экономической системе
общества принадлежит хозяйственному
механизму.
Хозяйственный механизм – это совокупность
форм и методов организации общественного
производства.
Механизм хозяйствованиясогласовывает
функционирование и развитие звеньев
экономической системы, приводит в соответствие
производительные силы и экономические
производственные отношения. Он представляет
собой совокупность конкретных форм хозяйствования,
организационно-
Механизм хозяйствования воплощает действие
как субъективных, так и объективных факторов.
Влияние субъективных факторов определяется
целенаправленной деятельностью человека
и его общественных образований. Объективные
факторы означают независимый от воли
и сознания человека, определенный действием
экономических законов ход социально-экономических
процессов. Пренебрежение объективными
факторами, руководство в своих действиях
субъективными желаниями и произвольными
решениями отдельных должностных лиц
приводит к волюнтаризму, тормозит развитие
системы. Однако объективные законы проявляют
себя и реализуются через деятельность
людей, общественных институтов, государства.
Чем выше степень познания экономических
законов, соответствия социально-политической
и экономической практики их требованиям,
тем более поступательным и прогрессивным
является развитие общественной системы.
Таким образом, механизм хозяйствования
является совокупностью форм организации
и управления общественными действиями
экономических субъектов, направленных
на реализацию экономических законов.
Центральное место в экономической системе
принадлежит человеку. Как главная производительная
сила, олицетворение экономических производственных
отношений, субъект и объект хозяйственной
деятельности, носитель и реализатор экономических
потребностей и интересов он объединяет
и согласовывает функционирование всех
звеньев экономической системы. Место
человека в общественной иерархии, возможности
и формы его самореализации обусловливают
характер экономической системы. Полиструктурность
и полифункциональность человека определяют
двойственный характер производительных
сил.
С одной стороны, они выступают как натурально-вещественные,
а с другой — как общественные. С последними
связано понятие технологического способа
производства, который отражает соединение средств
труда с организацией производства. Переход
от одного технологического способа производства
к другому происходит благодаря качественным
изменениям в характере средств труда,
прогрессу науки и техники.
В соответствии со своим двойственным
характером производительные силы общества
функционируют и как техника и технология,
и как общественный организм. Специфика
процесса труда людей состоит в том, что
одновременно происходит взаимодействие
их с природой и между собой по поводу
производства.
В структуре производительных сил человеку
и его труду принадлежит центральное место
не только как наиболее активной составляющей,
но и как непосредственному источнику
материально-вещественных элементов,
входящих в их состав. Это чрезвычайно
важное теоретическое положение было
доказано еще представителями классической
школы политической экономии А. Смитом
и Д. Рикардо.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что
человеческое общество – это сложно организованная
система, которая является объектом изучения
многих наук, в том числе и экономики.
Здесь следует выделить экономическую
систему общества, которая включает в
себя три основных элемента: производительные
силы, экономические производственные
отношения и механизм хозяйствования.
Существует множество видов классификаций
экономических систем. Вот одни из них:
1) по технологическому способу производства:
- доиндустриальная;
- индустриальная;
- постиндустриальная;
2) по способу хозяйствования и доминирующему
объекту собственности:
- рыночная;
- командно-административная;
- смешанная;
- переходная.
В экономической системе различают 4 уровня:
- микроэкономический;
- метаэкономический;
- макроэкономический;
- глобальный.
Важную роль в развитии и становление
определенного вида экономической системы
играет собственность, которая также имеет
различные виды и формы. По виду доминирующей
в стране собственности можно судить и
о её развитиии.
Список литературы:
1.Герасимов В.Г. Экономическая система.-
Мн.,2008 г.
2.Гукасьян Г.М. Экономическая теория М:ИНФРА-М,
2009г.
3. Экономика: Учебник / Под. Ред. Доц. Булатова
А.Ф. 2-е издание, пререраб. и доп. - М.: Издательство
Бек.2009г.
4. Экономика: Учебник / Под. Ред. Липсиц
И.В. книга 1, 2-е издание. Издательство “Вита-Пресс”.2009
г.
Введение…………………………………………………………
§ 1. Традиционная экономическая система
…………………….… ..
стр.3
-
5
§ 2. Командная экономическая система……………………….……… ..стр.5-
§ 3. Рыночная экономическая система…………………………………
стр.8-12
§ 4. Смешанная экономическая система…………………………….. стр.12-
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
На протяжении
всей истории общества, конечной целью
функционирования любой экономической
системы являлось удовлетворение потребностей
индивидов и всего общества в целом. Именно
на это направлены процессы производства,
неразрывно связанные с потреблением
товаров и услуг, расходованием имеющихся
у общества ресурсов для их производства.
В своем
развитии человеческое общество использовало
и продолжает использовать различные
экономические системы. Однако, не смотря
на общую для них цель, методы и подходы
в решении основных проблем существенно
отличаются, так же, как и фактический
результат.
Чтобы
понять, как действуют различные экономические
системы, следует признать существование
пяти фундаментальных вопросов, на которые
каждая экономическая система должна
находить ответ. Вот эти вопросы:
· Сколько
следует производить? В каком объеме или
какую часть имеющихся ресурсов нужно
занять или использовать в производственном
процессе?
· Что
следует производить? Какой набор товаров
и услуг наиболее полно удовлетворит материальные
потребности общества?
· Как
эту продукцию следует производить? Как
должно быть организовано производство?
Кто должен осуществлять производство
и какую применять технологию производства?
· Кто
должен получить эту продукцию?
· Способна
ли система адаптироваться к изменениям?
Может ли система добиться надлежащих
коррекций в связи с изменениями в потребительском
спросе, в поставках ресурсов и технологии
производства?
По характеру
подхода к данным вопросам и методам их
решения, можно выделить четыре основных
типа экономических систем: традиционную,
командную, рыночную и смешанную.
Выбор
той или иной экономической системы для
государства на разных этапах развития
обусловлен множеством факторов, ведь
имея много общего, они в то же время кардинально
отличаются друг от друга.
В наше
время в мире бок о бок сосуществуют представители
всех четырех экономических систем. Так
что же представляет собой каждый из экономических
типов? Этот вопрос и определяет основную
тему данного исследования.
Работа,
прежде всего, представляет интерес для
тех, кто только начинает изучение экономической
теории и нуждается в представлении общей
картины по данной теме, которая в дальнейшем
послужит базой для более углубленного
изучения.
Цель
работы, описание, анализ и характеристика
основных типов экономических систем.
Для достижения цели работы необходимо
выполнить ряд задач:
- изучить факторы, влияющие на формирование
типа системы;
-дать характеристику каждого типа;
- определить плюсы и минусы каждой из
рассмотренных систем;
- подвести итог работы и сделать выводы.
§ 1. Традиционная экономическая система.
Традиционная
экономика - это такая экономическая система,
в которой традиции, обычаи, религиозные
обряды играют важную роль в регулировании
отношений производства, обмена, распределения
и потребления, экономических благ. Она,
как правило, присуща слаборазвитым странам.
Экономические роли членов общества определяются
наследственностью и кастовой принадлежностью.
Технический прогресс и внедрение инноваций
здесь резко ограничены, так как они вступают
в противоречие с устоявшимися традициями
и угрожают стабильности общественного
строя. Религиозные и культовые ценности
здесь первичны по сравнению с экономической
деятельностью. Эта система базируется
на многоукладной экономике, широком распространении
ручного труда и отсталой технологии.
Многоукладность
экономики означает существование различных
форм хозяйствования. Основу многоукладной экономики составляет
обособление хозяйствующих субъектов
в качестве собственников. Это означает,
что каждый собственник свободен и волен
решать, как и для чего использовать принадлежащие
ему ресурсы — производить ли нужные обществу
товары и услуги самостоятельно, объединяться
ли с другими собственниками для этих
целей или, за неимением других возможностей,
продавать единственное свое достояние
— способность к труду.
В ряде
стран сохраняются натурально-общинные
формы, основанные на общинном коллективном
ведении хозяйства и натуральных формах
распределения продукта. Сюда относятся
крестьянское и ремесленное хозяйства.
Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных
работ, отсутствует свободный выбор профессии
- дети должны наследовать занятие отца.
Высокая
рождаемость при данном уровне развития
экономики обрекает огромное количество
населения на нищенское существование.
В традиционной системе активную роль
играет государство. Подавляющую часть
национального дохода оно вынуждено направлять
на оказание социальной поддержки беднейшим
слоям населения и на развитие инфраструктуры.
В этих странах в условиях относительно
слабого развития национального производства
большую роль играет иностранный капитал.
Наличие
специфических ресурсов так же обуславливает
традиционность в решении экономических
задач. Например, если Бразилия в прошлом
году выращивала в основном кофе, то и
в этом году она будет выращивать кофе,
и теми же технологическими приемами,
и для тех же потребителей-импортеров.
Эта система
характеризуется устойчивостью и стабильностью,
что является не столько преимуществом
данной системы, сколько ее недостатком,
так как она не способна к быстрым изменениям,
техническому прогрессу, а следовательно,
и не ведет к повышению уровня жизни населения.
Также
для этих стран характерны: низкий уровень
жизни и неравномерное распределение
доходов; политическая и экономическая
нестабильность; слабая валюта, инфляция
и большой внешний долг; чрезмерная опора
на государственный сектор в развитии
экономики; неконкурентные цены на товары;
низкий уровень накопления и скудные инвестиции;
малоэффективное использование природного
сырья; неразвитое сельское хозяйство;
большой процент неграмотных; недостаток
квалифицированных работников и высокий
уровень безработицы.
Интересно,
что и в наше время изолированные племена
(например, индейцы бассейна Амазонки),
которые соблюдают традиции, живут успешно
и выживают, имея, впрочем, очень низкий
уровень потребления. А народы, нарушившие
вековые традиции, но не перешедшие к иным
типам экономических систем, находятся
в крайне бедственном состоянии. Так, например,
произошло со значительной частью африканских
племен, утративших под воздействием белых
колонизаторов старинные обычаи, но не
сумевших освоить современные сельскохозяйственные
технологии. Их хозяйственная деятельность,
в частности, привела к экологической
катастрофе (потере плодородного слоя
земли) на больших территориях Африки.
Традиционная
экономика характерна для до-индустриальных
обществ. Новейшая же история знает два
основных вида экономических систем —
командно-административную и рыночную.
§ 2. Командная экономическая система.
Командная
экономическая система (социализм) — способ
организации экономической жизни, при
котором капитал и земля находятся в собственности
государства, а распределение ограниченных
ресурсов осуществляется по указаниям
центральных органов управления и в соответствии с планами.
Характерными
чертами административно-командной системы
является общественная (а в реальности
– государственная) собственность практически
на все экономические ресурсы, монополизация
и бюрократизация экономики в специфических
формах, централизованное экономическое
планирование является основой хозяйственного
механизма.
Хозяйственный
механизм административно-командной системы
имеет ряд особенностей. Он предполагает:
· во-первых,
непосредственное управление всеми предприятиями
из единого центра – высших эшелонов государственной
власти, что сводит к минимуму самостоятельность
хозяйственных субъектов;
· во-вторых,
государство полностью контролирует производство
и распределение продукции, в результате
чего исключаются свободные рыночные
взаимосвязи между отдельными хозяйствами;
· в-третьих,
государственный аппарат руководит хозяйственной
деятельностью с помощью, преимущественно,
административно - распорядительных методов,
что подрывает материальную заинтересованность
в результатах труда.
Надо
сказать, что сама идея планирования в
экономике вполне разумна, но, как правило,
до тех пор, пока она реализуется в пределах
предприятия, фирмы или фермы, т. е. там,
где план:
- составляется по заданию частного владельца,
несущего полную материальную ответственность
(вплоть до разорения) за правильность
выбранных плановых показателей и за успех
выполнения плана;
- реализуется на основе свободного выбора
партнеров по сделке и установления с
ними цены купли-продажи по обоюдному
согласию;
- проверяется на разумность спросом покупателей;
- опирается на существенную экономическую
информацию, которую собирают и осмысливают
именно те, кто принимает решения и отвечает
за них.
Планирование
бывает порой полезным и в масштабах страны,
например в условиях военного времени,
когда интересы отдельных людей и фирм
отступают на задний план по сравнению
с задачей защиты страны от агрессора.
Куда хуже получается с использованием
единых планов для всей страны в мирное
время.
Дело
в том, что командная система вовсе не
случайно начинается с уничтожения частной
собственности. Государство может командовать
использованием экономических ресурсов
только в том случае, если закон не защищает
право частного собственника на самостоятельное
распоряжение принадлежащими ему ресурсами.
Если
все ресурсы объявляются общенародной
собственностью, а реально ими полновластно
распоряжаются государственные и партийные
чиновники, то это влечет очень опасные
экономические последствия. Доходы людей
и фирм перестают зависеть от того, насколько
удачно они используют ограниченные ресурсы,
насколько результат их труда действительно
нужен обществу. Важнее становятся другие
критерии:
Для предприятий — степень выполнения и перевыполнения
плановых заданий по производству товаров.
Неважно, что эти товары могли быть совсем
неинтересны покупателям. Равным образом,
никого не волновало, что на изготовление
этих товаров обычно тратилось непомерно
много ресурсов, а сам товар оказывался
слишком дорогим. Все равно покупатель,
в конце концов, был вынужден приобретать
то, что было, а не то, что он хотел бы. У
людей не имелось альтернативы — другого
товара просто не было.
Для людей — характер взаимоотношений с начальством,
которое распределяло наиболее дефицитные
товары (машины, квартиры, мебель, путевки
за границу и т. д.), или занятие должности,
открывающей доступ в закрытые распределители,
где такие дефицитные блага можно купить
свободно.
В результате в странах командной системы:
1) даже самые простые из необходимых людям
благ оказались дефицитом;
2) масса предприятий постоянно несли убытки,
при этом работники таких предприятий
все равно регулярно получали заработную
плату и премии;
3) самой большой удачей для граждан и предприятий
было «достать» какой-то импортный товар
или оборудование.
В итоге
конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования
в возможностях планово-командной системы.
Нежизнеспособность
этой системы, ее невосприимчивость к
достижениям НТР и неспособность обеспечить
переход к интенсивному типу экономического
развития сделали неизбежным коренные
социально-экономические преобразования
во всех бывших социалистических странах.
Стратегия экономических реформ в этих
странах определяется законами развития
мировой цивилизации.
§ 3. Рыночная экономическая система.
Рынок
- сложная экономическая система общественных
взаимоотношений в сфере экономического
воспроизводства. Он обусловлен несколькими
принципами, которые отличают его от других
экономических систем.
Главный принцип рыночной экономики, подразумевает право любого
Закон же призван
ограничивать и запрещать те виды экономической и
Определяющим
принципом рыночной экономики является
также равноправие рыночных субъектов
с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого
Естественно, равноправие
Вторая, не менее важная
сторона принципа заключена в предос
Плюрализм
форм собственности в рыночной экономике,
их экономическое равноправие порождают
многообразие этих форм, не присущее обычно
экономике других типов.
Также
рыночной экономике свойственны функции
саморегулирования, распространяющиеся
не только на управление предприятием,
но и на его создание и ликвидацию. В рамках рынка
предприятия независимы от разного рода
государственных директив, а в идеале
- зависят, только от финансового состояния
на самом предприятии.
Функционирование
рыночного хозяйства базируется на конкуренции
между товаропроизводителями и покупателями.
Именно они устанавливают цены на товары
и услуги. Но, зная то, что предприятия
руководствуются мотивом получения прибыли
и недопущения убытков, можно сделать
вывод: производиться будут лишь те товары,
выпуск которых может принести прибыль,
а те товары, производство которых влечет
за собой убытки, выпускать не будут.
В рыночной
экономике производство осуществляют
лишь те фирмы, которые желают и способны
применять экономически наиболее эффективные
технологии производства.
В разрешении
проблемы распределения общего объема
продукции рыночная система играет двоякую
роль. Любой данный продукт распределяется
между потребителями на основе их способности
и желания заплатить за него существующую
рыночную цену.
А что
определяет способность потребителя заплатить
равновесную цену за определенный продукт?
Размер его денежного дохода. В свою очередь,
денежный доход зависит от количества
различных материальных и людских ресурсов,
поставляемых получателем дохода на рынок,
и от цен, по которым эти ресурсы могут
быть проданы на ресурсном рынке.
Таким
образом, цены на ресурсы играют ключевую
роль в формировании размера дохода, который
каждое хозяйство готово предложить в
обмен на часть общественного продукта.
Анализ
показывает, что рыночная система приспосабливается
к фундаментальным изменениям в структуре
предложения разных ресурсов.
Основной
экономический аргумент в пользу рыночной
системы состоит в том, что она способствует
эффективному распределению ресурсов.
Согласно этому тезису, конкурентная рыночная
система направляет ресурсы в производство
тех товаров и услуг, в которых общество
больше всего нуждается. Она диктует применение
наиболее эффективных методов комбинирования
ресурсов для производства и способствует
разработке и внедрению новых, более эффективных
технологий производства.
Важным
неэкономическим аргументом в пользу
рыночной системы служит то обстоятельство,
что она делает ставку на роль личной свободы.
Одна из фундаментальных проблем организации
общества заключается в том, как координировать
экономическую деятельность множества
индивидов и предприятий. Известно, что
существует два способа осуществления
такой координации: один - это централизованное
использование мер принуждения; другой
- это добровольное сотрудничество через
посредничество рыночной системы.
Лишь
рыночная система способна координировать
экономическую деятельность без принуждения.
Рыночная система предоставляет свободу
предпринимательства и выбора. Естественно,
на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей
и рабочих не перегоняют по правительственным
директивам из одной отрасли в другую,
чтобы обеспечить выполнение производственных
заданий, установленных каким-либо всемогущим
правительственным ведомством. Напротив,
при рыночной системе они свободно могут
добиваться увеличения собственной выгоды,
с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний,
которые они получают от самой рыночной
системы.
Несколько
сложнее обстоит дело с аргументацией
против рыночной системы. Критики рыночной
утверждают, что капиталистическая идеология
допускает и даже стимулирует угасание
своего главного контрольного механизма
– конкуренции.
Они полагают,
что существует два основных источника
ослабления конкуренции как контрольного
механизма:
- во-первых, как бы не была нужна конкуренция с общественной
точки зрения, индивидуальному производителю
она зачастую создает трудности. Стремление
освободиться от ограничений, которые
создает конкуренция, погоня за прибылью,
способствует возникновению таких явлений,
как слияние фирм и тайных сговоров компаний.
Все это ослабляет конкуренцию и ее регулирующее
воздействие.
- во-вторых, некоторые экономисты утверждают,
что сам технический прогресс, который
поощряет рыночная система, способствовал
упадку конкуренции. Новые технологии
требуют больших финансовых вложений,
что делает целесообразным существование
нескольких крупных фирм, а не большого
числа относительно мелких.
Эти экономисты
считают, что по мере снижения конкуренции
ослабевает и рыночная система в качестве
механизма эффективного распределения
ресурсов. В результате, по мере ослабления
конкуренции подрывается также суверенитет
потребителя, рыночная система теряет
свою способность распределять ресурсы
в точном соответствии с желаниями потребителей.
Но существуют
и другие доводы против признания эффективности
рыночной системы. Это - неравное распределение
дохода. Критики утверждают, что рыночная
система позволяет наиболее способным,
или ловким, предпринимателям накапливать
огромное количество материальных ресурсов,
причем право наследования с течением
времени усиливает этот процесс накопления.
Такой процесс, помимо количественных
и качественных различий в людских ресурсах,
поставляемых хозяйствами, порождает
в рыночной экономике чрезвычайно неравное
распределение денежных доходов. В результате
возникает социальное неравенство. Отсюда
делается вывод: рыночная система выделяет
ресурсы на производство предметов роскоши
для богатых за счет ресурсов на производство
предметов первой необходимости дТипы экономических систем
очень актуальная тема. От типа системы
зависит поведение государства, как на
мировой, так и на внутренней арене. Вне
системного характера экономики не могли
бы постоянно возобновляться экономические
отношения и институты, не могли бы существовать
экономические закономерности, не могло
бы сложиться теоретического осмысления
экономических явлений и процессов, не
могло бы быть скоординированной и эффективной
экономической политики.
Реальная практика постоянно подтверждает
системный характер экономики. Объективно
существующие экономические системы находят
свое научное отражение в теоретических
(научных) экономических системах.
Первый развернутый анализ экономики
как системы был дан основоположником
классической школы политэкономии А. Смитом
в его главном научном труде "Исследование
о природе и причинах богатства народов"
(в принятом сокращении — "Богатство
народов"), вышедшем в свет в 1776г. Из
последующих научных экономических систем
следует, прежде всего, выделить системы,
созданные Д. Рикардо (1817г.), Ф. Листом (1841г.),
Дж. С. Миллем (1848г.), К-Марксом (1867г.), К. Менгером
(1871г.), А. Маршаллом (1890г.), Дж-Кейнсом (1936г.),
П. Самуэльсоном (1951г.).[2;67]
Из отечественных экономистов прошлого,
делавших упор на системное представление
об экономике, следует отметить И.Т. Посошкова,
А.И. Бутовского, Н.Г. Чернышевского, М.И.
Туган-Барановского, А.И. Чупрова, П.Б. Струве,
В.И. Ленина, Н.Д. Кондратьева.
В советский период отечественной экономической
науки наиболее заметными были теоретические
системы, нашедшие отражение в учебниках
политической экономии под редакцией
К.В. Островитянова, А.М. Румянцева, Н.А.
Цаголова, Н.П. Федоренко, В.А. Медведева,
Л.И. Абалкина.
Как показывает история экономической
науки, классификация экономических систем
может производиться на основе различных
критериев. В основе этой множественности
лежит объективное многообразие свойств
экономических систем. В современных курсах
по экономической теории обычно выделяют
рыночную, традиционную, административно-командную
и смешанную экономику. Лучше всего изучена
рыночная экономика, которая характеризуется
как система, основанная на частной собственности,
свободе выбора и конкуренции, опирается
на личные интересы, ограничивает роль
правительства. Именно поэтому я подробнее
остановлюсь на рыночной системе.
Историческая классификация должна включать
помимо современных систем системы прошлого
и будущего. В этой связи заслуживает внимания
классификация, предложенная представителями
теории постиндустриального общества,
которые выделяют доиндустриальные, индустриальные
и постиндустриальные экономические системы.
Границами, отделяющими экономические
системы друг от друга, являются промышленная
и научно-техническая революции. Внутри
каждой из этих систем возможна более
подробная типология, что позволяет наметить
пути для синтеза формационного и цивилизационного
подходов.
Таким образом, поняв суть системы, можно
понять многие закономерности хозяйственной
жизни общества.
Целью этой работы является классификация
и анализ экономических систем и моделей.
Работа состоит из введения, двух вопросов,
подразделяющихся в свою очередь на ряд
подвопросов, заключения и списка использованной
литературы.
1 Типы экономических систем
1.1 Традиционная система
История развития мировой
цивилизации свидетельствует о
том, что в любую эпоху экономика
по своей структуре многоукладна.
В ходе этого развития многоукладность
претерпевала существенные изменения,
связанные с взаимодействием различных
укладов, соответствующих им типов и форм.
Результатом такого взаимодействия являлась
закономерная смена качественно отличных
друг от друга экономических систем.
В экономически слаборазвитых странах
существует традиционная экономическая
система. Этот тип экономической системы
базируется на отсталой технологии, широком
распространении ручного труда, многоукладности
экономики.
Многоукладность экономики означает существование
при данной экономической системе различных
форм хозяйствования.
Основу многоукладной экономики составляет
обособление хозяйствующих субъектов
в качестве собственников. Это означает,
что каждый собственник свободен и волен
решать, как и для чего использовать принадлежащие
ему ресурсы — производить ли нужные обществу
товары и услуги самостоятельно, объединяться
ли с другими собственниками для этих
целей или, за неимением других возможностей,
продавать единственное свое достояние
— способность к труду. Наиболее значимыми
признаками, отличающими одну организационно-правовую
форму хозяйствования от другой, являются
следующие:
· количество участников данного хозяйственного
объединения;
· собственник применяемого капитала;
· способ распределения прибыли и убытков;
· форма управления предприятием;
· источники имущества, составляющего
материальную основу хозяйственной деятельности
данного субъекта;
· пределы имущественной ответственности.
Сохраняются в ряде стран натурально-общинные
формы, основанные на общинном ведении
хозяйства и натуральных формах распределения
созданного продукта. Огромное значение
имеет мелкотоварное производство. Оно
основано на частной собственности на
производственные ресурсы и личном труде
их владельца.
В странах с традиционной системой мелкотоварное
производство представлено многочисленными
крестьянскими и ремесленными хозяйствами,
которые доминируют в экономике.
В условиях относительно слабо развитого
национального предпринимательства огромную
роль в экономике рассматриваемых стран
часто играет иностранный капитал. В жизни
общества преобладают освещенные веками
традиции и обычаи, религиозные культурные
ценности, кастовые и сословные деления,
сдерживая социально-экономический прогресс.
Решение ключевых экономических задач
имеет специфические особенности в рамках
различных укладов. Для традиционной системы
характерна такая особенность, как активная
роль государства. Перераспределяя через
бюджет значительную часть национального
дохода, государство направляет средства
на развитие инфраструктуры и оказания
социальной поддержки беднейшим слоям
населения.
1.2 Административно-командная система
Эта система господствовала
ранее в СССР и странах восточной
Европы, и ряде азиатских государств.
Характерными чертами административно-командной
системы является общественная (а в реальности
– государственная) собственность практически
на все экономические ресурсы, монополизация
и бюрократизация экономики в специфических
формах, централизованное экономическое
планирование как основа хозяйственного
механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной
системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:
· во-первых, непосредственное управление
всеми предприятиями из единого центра
– высших эшелонов государственной власти,
что сводит к минимуму самостоятельность
хозяйственных субъектов;
· во-вторых, государство полностью контролирует
производство и распределение продукции,
в результате чего исключаются свободные
рыночные взаимосвязи между отдельными
хозяйствами;
· в-третьих, государственный аппарат
руководит хозяйственной деятельностью
с помощью, преимущественно, административно
- распорядительных методов, что подрывает
материальную заинтересованность в результатах
труда.[6;81]
При чрезмерной централизации исполнительной
власти развивается бюрократизация хозяйственного
механизма и экономических связей. По
своей природе бюрократический централизм
не способен обеспечить рост эффективности
хозяйственной деятельности. Дело, прежде
всего в том, что полное огосударствление
хозяйства вызывает невиданную по своим
масштабам монополизацию производства
и сбыта продукции.
Гигантские монополии, утвердившиеся
во всех областях народного хозяйства
и поддерживаемые министерствами и ведомствами,
при отсутствии конкуренции не заботятся
о внедрении новинок техники и технологии.
Для порождаемой монополизмом дефицитной
экономики характерно отсутствие нормальных
материальных и людских резервов на случай
нарушения сбалансированности народного
хозяйства.
В странах с административно-командной
системой решение общеэкономических задач
имеет свои специфические особенности.
В соответствии с господствующими идеологическими
установками задача определения объема
и структуры продукции считается слишком
серьезной и ответственной, чтобы передать
ее решение самим непосредственным производителям
– промышленным предприятиям, совхозам
и колхозам.
Поэтому структура общественных потребностей
определяется непосредственно центральными
плановыми органами. Однако поскольку
детализировать и предвидеть изменение
общественных потребностей в таких масштабах
принципиально невозможно, эти органы
руководствуются преимущественно задачей
удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное распределение материальных
благ, трудовых и финансовых ресурсов
осуществляется без участия непосредственных
производителей и потребителей, в соответствии
с заранее выбранными критериями, на основе
централизованного планирования.
Отличительной особенностью распределения
продукции в административно-командной
системе являлось привилегированное положение
партийно-государственной элиты.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость
к достижениям НТР и неспособность обеспечить
переход к интенсивному типу экономического
развития сделали неизбежным коренные
социально-экономические преобразования
во всех бывших социалистических странах.
Стратегия экономических реформ в этих
странах определяется законами развития
мировой цивилизации.
1.3 Рыночная система
1.3.1 Свобода экономической
инициативы как гарантия правового государства
Рынок - сложная экономическая система
общественных взаимоотношений в сфере
экономического воспроизводства. Он обусловлен
несколькими принципами, которые отличают
его от других экономических систем. Эти
принципы основываются на свободе человека,
его предпринимательских талантах, на
справедливом отношении к ним государства.
Действительно, данных принципов немного,
однако их важность для самого понятия
рыночной экономики трудно переоценить.
Причем эти основы, а именно: свобода индивида
и честное соревнование - очень тесно связаны
с понятием правового государства.
Гарантии же свободы и честного соревнования
могут быть даны лишь в условиях гражданского
общества и правового государства. Но
и сама суть прав, обретенных человеком
в условиях правового государства, есть
право свободы потребления: каждый гражданин
вправе устраивать свою жизнь так, как
ему представляется, в рамках его финансовых
возможностей.
Человеку необходимо, чтобы права на собственность
были нерушимыми, и в этой защите своих
прав основную роль играет он сам, а роль
по защите от незаконных посягательств
на собственность гражданина других граждан
берет на себя государство. Такой расклад
сил удерживает человека в рамках закона,
так как в идеале государство стоит на
его стороне. Закон, который начинают уважать,
какой бы он ни был, становится справедливым
хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая
права граждан, государство не должно
переходить границу, как тоталитаризма,
так и хаоса. В первом случае инициатива
граждан будет сдерживаться или проявляться
в извращенном виде, а во втором - государство
и его законы могут быть сметены насилием.
Однако дистанция между тоталитаризмом
и хаосом достаточно велика, и государство
в любом случае должно играть свою роль.
Роль эта заключается в эффективном регулировании
хозяйства. Под регулированием следует
понимать весьма широкий спектр мер, и
чем эффективнее его использование, тем
выше доверие к государству.
Сама рыночная экономика как механизм
регулирования экономических отношений
является лишь научной абстракцией, упрощенной
моделью для демонстрации принципа ее
функционирования и сравнения с существующими
формами так называемой смешанной экономики.
В рыночной экономике в полной мере реализуются
все принципы, обусловленные ею. ля бедных.
1.3.2 Свобода выбора видов
и форм деятельности
Хотя рыночная экономика и многозначное
понятие, главный ее признак все же можно
выделить. Это принцип свободы хозяйственной
деятельности.
Естественно, экономическая свобода, как
и политическая, социальная, духовная,
нравственная, ограничена общественно
устанавливаемыми пределами, не позволяющими
ей вылиться в анархию, превратиться в
средство необузданного экономического
произвола. Без системы общественных ограничений
свобода одних станет засильем для других.
Но в, то, же время наличие ограничений
не свидетельствует, что в условиях их
действия свобода заключена в заранее
заданные рамки. Весь вопрос в том, каков
уровень ограничений. Сужая ограничения,
можно свести зону экономической свободы
к нулю, а, расширяя свободное экономическое
пространство, можно сделать его и при
наличии ограничений не сковывающим хозяйственную
деятельность, инициативу, предприимчивость.
Главный принцип рыночной экономики декларирует
право любого хозяйствующего субъекта,
будь то человек, семья, группа, коллектив
предприятия, выбирать желаемый, целесообразный,
выгодный, предпочтительный вид экономической
деятельности и осуществлять эту деятельность
в любой допускаемой законом форме. Закон
же призван ограничивать и запрещать те
виды экономической и хозяйственной деятельности,
которые представляют реальную опасность
жизни и свободе людей, общественной стабильности,
противоречат нормам морали. Все остальное
должно быть разрешено как в форме индивидуальной
трудовой, так и в ее коллективных и государственных
формах деятельности.