Экономические воззрения П. Буагильбера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Пьер Буагильбер (1646—1714) — родоначальник классической политической экономии во Франции. Как и основатель подобной школы экономической мысли в Англии У.Петти, он не был профессиональным ученым-экономистом.
Сын нормандского дворянина, юриста, П.Буагильбер, следуя отцу, получил юридическое образование. В 31 год был удостоен административной должности судьи в Нормандии. Через 12 лет профессиональные успехи позвол ему занять доходную и влиятельную должность генерального начальника судебного округа Руана. На посту главного судьи города, в функции которого в то время входило общемуниципальное управление, включая полицейское управление, П.Буагильбер оставался в течение 25 лет, т.е. почти до конца жизни, и только за два месяца до смерти передал эту должность старшему сыну.

Содержание работы

Введение……………………………………………...…………………..3-4
Экономические взгляды. П. Буагильбера ………..…...……….……….5-6
Особенности теоретических положений ……….………………..……6-7
Теоретические взгляды П. Буагильбера ………………………...……7-13
Заключение ……………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Istoria_ekonomicheskikh_ucheny.docx

— 41.03 Кб (Скачать файл)

 Вместе  с тем во многом справедливо  осуждая меркантилизм, П. Буагильбер намеренно абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, недооценивая роль денег как товаров, отрицал реальное значение в приумножении имущественного богатства промышленности и торговли. Он явился единственным среди всех представителей классической политической экономии, кто считал возможным и необходимым упразднение денег, нарушающих, на его взгляд, обмен товаров по «истинной стоимости».

 П. Буагильбер считал, что важнейшим условием экономического развития являются пропорциональные, т.е. нормальные, цены. Он различал рыночную цену и истинную, или справедливую, стоимость. Величина истинной стоимости определяется, по мнению П. Буагильбера, затраченным на производство товара трудом. Истинную стоимость данного товара представлял другой товар, на который потрачено столько же рабочего времени. Таким образом, П. Буагильбер высказал догадку о пропорции общественного производства, на базе которой происходит разделение труда между различными отраслями хозяйства. Складывается эта пропорция стихийно, на рынке, как результат свободной конкуренции.

 Нарушение  свободы конкуренции он видел  в установлении максимальных  цен на зерно. Уже говорилось, что в проекте он предполагал  снять эти ограничения, считая, что если отменят максимальные  цены, то рыночные цены на зерно  повысятся. Это увеличит доход  крестьян, возрастет спрос крестьян  на промышленные изделия, что  будет стимулировать развитие  производства, и т.д. Такая взаимозависимость  обеспечит синхронное и всеобщее  установление «пропорциональных  цен» и подъем экономики. Но  требование о снятии ограничений  на хлебные цены не следует  понимать как отрицание П. Буагильбером регулирующей роли государства. Он придавал важное значение экономическим функциям государства, особенно в проведении разумной налоговой политики, благодаря чему можно добиться высокого уровня потребления и спроса. Следовательно, речь идет о двух факторах роста производства и богатства – накопления и потребительского спроса.

 Правда, Буагильбер через свою концепцию "пропорциональных цен” сводил "если не сознательно, то фактически меновую стоимость товара к рабочему времени...”. Но он был далек от понимания двойственной природы труда и потому вообще игнорировал стоимостную сторону богатства, в которой как раз и воплощается всеобщий абстрактный труд. В богатстве он видел только вещественную сторону, рассматривал его лишь как массу полезных благ, потребительных стоимостей.

 П. Буагильбер выступал против денег, которые, по его мнению, нарушали равновесие товарного обращения. Он признавал только вещественное богатство, т.е. потребительские стоимости. В этом проявилась ограниченность его мышления.

 Особенно  ярко эта ограниченность мышления  Буагильбера сказалась в его взглядах на деньги. Он не понимает, что в обществе, где действует закон стоимости, товары и деньги представляют собой неразрывное единство. Именно в деньгах, этих абсолютных носителях меновой стоимости, находит свое самое завершенное выражение абстрактный труд. Буагильбер фанатически борется против денег, противопоставляя им товары,— в его понимании, просто полезные блага. Поскольку деньги сами по себе не являются предметом потребления, они кажутся ему чем-то внешним и искусственным. Деньги приобретают противоестественную тираническую власть, и это причина экономических бедствий. Свое "Рассуждение о природе богатств” он начинает яростными нападками на деньги: "Испорченность сердец превратила... золото и серебро... в идолов... Их превратили в божества, которым приносили и приносят в жертву больше благ, ценностей и даже людей, чем слепая древность когда-либо жертвовала этим божествам, с давних пор превратившимся в единственный культ и религию большей части народов”.

 Сопоставление  взглядов П. Буагильбера с меркантилистическими показывает существенные их различия. Если меркантилисты исследовали сферу обращения, то П. Буагильбер – экономические закономерности в сфере производства, отдавая приоритет сельскому хозяйству. Если для меркантилистов богатство – это деньги, то П. Буагильбер противопоставлял им реальное богатство, воплощенное в массе товаров. Отличие П. Буагильбера от меркантилистов и в провозглашении экономической свободы.

 Взгляды  П. Буагильбера значительно отличаются и от позиций У. Петти. Если в Англии политическая экономия развивалась как буржуазная система взглядов, поскольку капиталистические отношения там уже охватили все сферы экономики, наблюдалась мобильность капитала и рабочей силы, то во Франции промышленная и торговая буржуазия были значительно слабее, поэтому политэкономия отражала мелкобуржуазный характер экономики. Он недооценивал роль промышленности и торговли, идеализировал крестьянство.

 В центре  анализа английской классической  политэкономии находился закон  стоимости. Поскольку во Франции  еще не сложилось общество  с крупным промышленным производством  и свободной конкуренцией, то  ее теоретики, в том числе  П. Буагильбер, не имели возможности наблюдать и понять действие закона стоимости.

 П. Буагильбер не дошел до понимания двойственной природы труда, поэтому он не признавал стоимостную (денежную) форму богатства, в которой воплощался абстрактный труд. Отсюда ограниченность в его взглядах на деньги. Фактически он выступает против них, тогда как товары и деньги представляют неразрывное единство. Кроме того, не изменив капиталистическое производство, нельзя освободиться от денег. Резко критикуя социальное неравенство, П. Буагильбер не мог вскрыть классовую природу буржуазного общества.

 Как и  все ранние экономисты, Буагильбер подчинял свои теоретические построения практике, обоснованию предлагавшейся им политики. Его роль как одного из основателей экономической науки определяется тем, что в основу своих реформ он положил цельную и глубокую для того времени систему теоретических взглядов. Ход мыслей Буагильбера был, вероятно, схож с логикой У. Петти. Он задался вопросом о том, чем определяется экономический рост страны. Он писал, что важнейшим условием экономического равновесия и прогресса являются пропорциональные или нормальные цены. Это цены, обеспечивающие в среднем в каждой отрасли покрытие издержек производства и известную прибыль, чистый доход. При указанной трактовке цен, естественно, вставал вопрос: каким образом могут быть обеспечены 'оптимальные цены' в экономике? По мнению Буагильбера, такая структура цен будет складываться стихийно в условиях свободы конкуренции. Как в теории, так и в политике позиция Буагильбера отличается от взглядов меркантилистов и во многом направлена против них. Он пытался искать экономические закономерности не в сфере обращения, а в сфере производства, считая первоосновой экономики сельское хозяйство, во многом его идеализируя. Он отказывался видеть богатство страны в деньгах и стремился развенчать их, противопоставляя деньгам реальное богатство в виде массы товаров.

 

 

Заключение

 

 Вклад  П.Буагильбера в историю экономической мысли и формирование рыночных отношений во Франции трудно переоценить. Именно его произведения стали теоретико-методологической базой для окончательного развенчания меркантилистских идей и формирования специфических традиций «французской школы» классической политической экономии. Он, безотносительно от У.Петти, также пришел к концепции о том, что богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей.

 Буагильбер был одним из самых неистовых, честных и бескорыстных экономических прожектеров. Уже современники, давая характеристику смелому руанцу, обращались за примерами подобных гражданских добродетелей к классической древности.

 


Информация о работе Экономические воззрения П. Буагильбера