Большое внимание Смит
уделяет проблеме накопления
капитала, рассматривая его как
ключ к богатству нации. Как
уже упоминалось, Смит ставил
богатство нации в зависимость
от доли населения, занятого
производительным трудом, где под
производительным трудом он понимал
весь труд, занятый в сфере
материального производства (в этом
его отличие от меркантилистов
и физиократов). Любопытно, что
к производительному населению
Смит относил и предпринимателей,
считая, что они выполняют важнейшую
социальную функцию - функцию
накопления. А, по мнению Смита,
кто сберегает - тот благодетель
нации, а расточитель - ее враг.
Почему? Да потому, что бережливость,
увеличивая фонд, предназначенный
на привлечение дополнительных
производительных работников, ведет
в конечном счете к увеличению
стоимости годового продукта
страны, т.е. к возрастанию богатства
нации. Не удивительно, что
у Смита бережливость, а не
трудолюбие, является непосредственной
причиной возрастания капитала,
поскольку "...хотя тру-
долюбие и создает то, что
накопляет сбережение, но капитал никогда
не мог бы возрастать, если бы бережливость
не сберегала и не накопляла".
В последних главах
книги Смит вновь возвращается
к своему принципу "невидимой
руки", доказывая гармонию интересов
личности и общества, считая, что
своекорыстный интерес каждого
приведет к общественному благу.
Отсюда вытекает и соответствующая
экономическая программа, которая
требует отмены всех мер, ограничивающих
мобильность рабочей силы, отмены
правительственной регламентации
промышленности и торговли, разрешение
свободной торговли землей. Будучи
последовательным, Смит выступает
за уменьшение роли государства,
сводя его функции к обеспечению
военной безопасности, отправлению правосудия
и обязанности содержать общественные
сооружения и общественные учреждения.
Значительное внимание
уделил А.Смит и вопросу государственных
финансов, сформулировав, в частности,
свои знаменитые четыре принципа
налогообложения. Говоря об источниках
налогообложения, Смит, в соответствии
со своими взглядами на непроизводительный
характер государственных расходов,
выступал против привлечения
капиталов в качестве налогового
источника, разграничивая понятия
капитал и доход. Этот взгляд
будет характерен для всех
представителей классической школы,
которые считали, что облагать
налогом капитал, значит его
уничтожать, в соответствии с
принципом "что облагается
налогом - то убывает". Интересно
отметить, что теория о непроизводительном
характере государственных расходов
не мешает, тем не менее, Смиту
признать налог справедливой
ценой за оплату услуг государства.
Это дало основание более поздним
исследователям считать, что в
трактовке налога Смит стоял
на позициях теории эквивалентного
обмена. А Смит заложил основы
теории международной торговли,
рассматривая развитие внешнеэкономических
связей между странами, исходя
из различий в абсолютных уровнях
издержек производства в отдельных
странах. В каждой стране есть
такие товары, цена которых ниже,
чем в других странах, потому
что затраты на их производство
меньше. Поэтому и покупать товары
надо там, где они дешевле,
соответственно предлагая в обмен
свои товары, затраты на производство
которых ниже, чем в других
странах. Он писал: "Если какая-либо
чужая страна может снабжать
нас каким-нибудь товаром по
более дешевой цене, чем мы
сами в состоянии изготовлять
его, гораздо лучше покупать
его у нее на некоторую часть
продукта нашего собственного
промышленного труда, прилагаемого
в той области, в которой
мы обладаем некоторым преимуществом".
А.Смит обосновал также принцип
"свободной торговли" между
странами, согласно которому внешняя
торговля не должна подвергаться
каким-либо ограничениям со стороны
отдельных национальных государств.
Заканчивая рассмотрение
взглядов А.Смита, хочется еще
раз обратить внимание, что он
заложил определенное представление
о человеческой природе в основу
целой теоретической системы,
где несущими конструкциями являются:
изначальная заложенная в человеке
склонность к обмену и эгоизм.
Первая ведет к разделению
труда, вторая - к выбору занятия,
которое принесет человеку больший
доход, а это означает, что человек
будет специализироваться на
производстве той продукции, которая
получается у него лучшего
качества и с меньшими издержками,
чем у конкурентов. Здесь прорисовывается
фигура "экономического человека",
рационального и своекорыстного,
которая станет центральной фигурой
экономических исследований в
последующие два столетия. Но
у классиков модель экономического
человека относиться пока только
к предпринимателям.
Рациональность и нравственность
человека у Смита еще идут
рука об руку, и эта вера
в гармонию пронизывает оптимизмом
всю его экономическую теорию.
Это проявляется и во взглядах
на перспективы экономического
роста и накопления капитала
и на взаимоотношения между
классами. Считая единственным источником
богатства нации труд, самым бесспорным
свидетельством процветания любой
страны Смит считает возраста-
ние спроса на него. Естественно,
возрастает и заработная плата. Смит пишет
по этому поводу, - "Щедрая оплата труда
является как неизбежным следствием, так
и естественным симптомом роста национального
богатства... Жаловаться по поводу нее
значит оплакивать необходимые следствия
и причины величайшего общественного
благосостояния".
Но не является ли
рост заработной платы препятствием
росту накопления капитала? Смит
дает на этот вопрос отрицательный
ответ, считая, что рост заработной
платы сопровождается увеличением
производительной силы труда
в силу различных усовершенствований.
Это приводит к снижению затрат
труда на единицу продукции,
что более чем компенсирует
увеличение цены труда, тем
самым увеличивая прибыль. Рост
прибыли, в свою очередь, увеличит
фонд для содержания производительных
рабочих и увеличит их заработную
плату. Таким образом, динамика
социального благосостояния рабочих
зависит от роста капитала: чем
выше спрос на рабочую силу,
тем выше цена труда. Но не
только в этом заключаются
благотворные последствия накопления
капитала. Увеличение последнего, увеличивая
объем производственной деятельности
и количество производительных
рабочих, ведет к увеличению
стоимости годового продукта, что
в свою очередь, обеспечивает
увеличения реального богатства
и дохода жителей страны. Нужны
ли еще доказательства гармонии
интересов всех классов общества?
Заслуга Смита в
становлении классической политической
экономии бесспорна, но не только
ему она обязана своим влиянием
на экономическую мысль следующего
столетия. Завершение системы классической
политической экономии связано
с именем другого крупнейшего
английского экономиста - Д.Рикардо,
именно в его трудах политическая экономия
приобрела черты науки как системы знаний
об экономическом базисе общества.