Экономические взгляды Ж. Б. Сэя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:27, реферат

Описание работы

Становление политической экономии как науки связано с именем А.Смита, который впервые исследовал законы, управляющие производством и распределением материальных благ. Но с именем А.Смита связаны и большинство экономических школ, которые считают его своим основоположником, несмотря на принципиальные различия между ними. Объясняется это тем, что у Смита мирно сосуществуют различные подходы в определении стоимости, заработной платы, прибыли и ряда других вопросов, и каждое направление берет те идеи Смита, которые соответствуют их мировоззрению1.

Файлы: 1 файл

Экономические взгляды Сэя.docx

— 29.01 Кб (Скачать файл)

 

  1. Экономические взгляды Ж. Б. Сэя 

Становление политической экономии как науки связано с именем А.Смита, который впервые исследовал законы, управляющие производством и распределением материальных благ. Но с именем А.Смита связаны и большинство экономических школ, которые считают его своим основоположником, несмотря на принципиальные различия между ними. Объясняется это тем, что у Смита мирно сосуществуют различные подходы в определении стоимости, заработной платы, прибыли и ряда других вопросов, и каждое направление берет те идеи Смита, которые соответствуют их мировоззрению1
 
Последователем А.Смита считал себя и Ж. Б. Сэй, который вошел в историю экономической мысли как автор теории трех факторов производства и закона, который с легкой руки Дж. Кейнса получил название “закон Сэя”. 
 
Ж. Б. Сэй (1767—1832) является представителем французской экономической мысли и сторонником экономических идей А.Смита. Как и Смит, он был последовательным защитником принципов экономического либерализма, требовал “дешевого государства” и сведения экономических функций последнего к минимуму. Свои взгляды Сэй опубликовал в работе “Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатство”, который вышел в свет в 1803 году. 
 
Интересна в работе Сэя трактовка прибыли. Уже во времена Сэя было известно, что прибыль распадается на ссудный процент, который присваивается капиталистом как собственником капитала и предпринимательский доход, который присваивается капиталистом как руководителем предприятия. Для Сэя предпринимательский доход выступает .не просто как род заработной платы, которую мог бы получить и наемный управляющий, а вознаграждение за особо важную общественную функцию — рациональное соединение всех факторов производства. 
 
Сэй заложил в своей работе основы “теории компенсации”, утверждая, что машины лишь на первых порах вытесняют рабочих, а впоследствии вызывают рост занятости и даже приносят им наибольшую пользу, удешевляя производство предметов потребления2
^

Предметами и методами теории Ж. Б.Сэя являются следующие положения:

 
1. Сэй заложил основы неоклассики; 
 
(Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. ) 
 
2. Предмет политэкономии: анализ 3 сфер общественной жизни (производство, обмен, потребление), которые можно рассматривать отдельно друг от друга; 
 
3. Методологические принципы неоклассики, заложенные Сэем: экономическая система – сбалансированная; её истинное состояние – равновесие; 
 
4. Рынок - автоматический механизм саморегулирования, то есть, приведения системы обратно в равновесие; 
 
5. Отклонения от равновесия связаны с внешними воздействиями на экономику (стихии, война, государственное вмешательство); 
 
6. Все субъекты, действующие на рынке, абсолютно рациональные существа, чья цель - максимизация прибыли; 
 
7. Экономика - бартерная система, денежная система – вторична; 
 
8. Принцип неоклассики времени - настоящее экономической системы определяется её прошлым. 
 
 
2. Ценность и полезность в теории Ж. Б. Сэя 
 
Люди пользуются известными благами, которые природа доставляет им даром, как, например, воздухом, водой, светом солнца; но это не те блага, которые обыкновенно принято называть богатством. Это название дается только тем предметам, которые имеют собственную, им присущую ценность и которые сделались исключительной собственностью своих владельцев, как, например, земли, металлы, монеты, хлеб, ткани и вообще товары всякого рода. Если же это название дается также процентным бумагам, векселям и т.п., то это, очевидно, лишь потому, что они представляют собой обязательства, по которым владельцы их могут получить вещи, имеющие ценность сами по себе. Богатство всегда пропорционально этой ценности: оно велико, если велика сумма составляющих его ценностей; оно мало, если мала сумма входящих в его состав ценностей.  
 
По общепринятому пониманию богатыми людьми называют тех, кто обладает большим количеством этих благ, имеющих определенную ценность. Но когда речь идет о том, чтобы изучить, как образуются, распределяются и потребляются богатства, то этим же именем называют все предметы, заслуживающие его, независимо от того, много ли их или мало, точно так же как зерном называется как отдельное зерно, так и целый мешок этого товара.  
 
Ценность каждого предмета, пока она не установлена, совершенно произвольна и неопределенна. Владелец его может ценить ее очень высоко, но от этого он не будет богаче. Но с того момента, как другие лица, желающие приобрести данный предмет, соглашаются дать за него в обмен другие предметы, в свою очередь имеющие ценность, количество этих последних предметов, предлагаемых в обмен, является мерилом ценности данного предмета, так как за него могут дать тем более, чем более он стоит сам по себе. 
 
К числу предметов, которые могут быть отдаваемы в обмен на предмет, который желают приобрести, относится монета. Количество монет, которое владелец их соглашается дать в обмен за приобретаемый предмет, называется его ценой; это его рыночная цена в данном месте и в данное время, если владелец предмета уверен, что получит ее в случае, если захочет отделаться от этого предмета.  
 
Знание истинной природы богатства, как оно сейчас объяснено, знание всех трудностей, которые приходится преодолевать для его приобретения, знание того, как оно распределяется в обществе, как можно пользоваться им, а также всех последствий этих разнообразных фактов составляет науку, которую принято теперь называть политической экономией.  
 
Ценность, которую человек придает какому-нибудь предмету, имеет свое первое основание в том употреблении, какое он может из него иметь. Одни предметы служат нам пищей, другие — одеждой, третьи защищают нас от суровых влияний климата, как, например, наши дома. Другие предметы, как, например, украшения, обстановка этих домов, удовлетворяют вкусу, составляющему также своего рода потребность. Очевидно то, что если люди признают за предметом определенную ценность, то лишь в отношении его употребления: что ни на что не годится, тому и не дают никакой цены.  
 
Эту способность известных предметов удовлетворять разным потребностям человека Сэй позволил себе назвать полезностью (потребительной ценностью).  
 
Но создавать предметы нельзя: масса материалов, из которых состоит мир, не может быть ни уменьшена, ни увеличена. Все, что мы можем делать, — это воспроизводить эти материалы в той форме, в которой они становятся пригодны для нашего употребления и которой они раньше не имели, или в той форме, в которой может увеличиться их полезность. Следовательно, тут есть создание, но не материи, а полезности, и так как эта полезность сообщает предметам ценность, то является производством богатства.  
 
Вот в каком смысле надо понимать слово «производство» в политической экономии и в каком смысле оно будет употребляться в этом сочинении. Производство не создает материи, но создает полезность. Оно не может быть измерено ни в длину, ни в объеме, ни в весе продукта, а только соответственно полезности, сообщенной предмету.  
 
Но из того, что цена предмета есть мерило его ценности, а ценность есть мерило его полезности, не следует выводить того нелепого заключения, будто искусственным возвышением цены предметов можно увеличить их полезность. Меновая ценность, или цена предмета, служит только верным указателем полезности, которую люди признают в предмете, если только происходящий между ними обмен предметов не нарушается никаким для их полезности сторонним влиянием, подобно тому, как барометр показывает давление атмосферы лишь постольку, поскольку никакое стороннее влияние не нарушает производимого на него влияния атмосферы.  
 
На рынке существует не ценность, а цена, устанавливающаяся в процессе торга. Полезность является результатом действия 3 факторов производства (труд/земля/капитал). Каждый из этих факторов создает свою долю ценности3
 
Теория ценности является многофакторной. 
 
Отрицательным моментом теории является то, что ценность определяется производителем, у Сэя нет законов спроса. 
 
 
^ 3. Три фактора производства и закон Ж. Б. Сэя 
 
В своих работах «Трактат политической экономии» (1803) и «Полный курс политической экономии» в шести томах, развивая идеи А. Смита, Сэй считает, что в процессе производства создаются не материальные блага, а услуги, и наоборот. Даже отношения между рабочим и капиталистом рассматриваются как обмен услугами. В отличие от классиков, Сей выделял три фактора производства: труд, капитал и землю («Теория трёх факторов»). Особое внимание учёный уделял предприятиям, которые комбинируют производственные услуги с целью удовлетворения потребительского спроса, при участии предприятия осуществляется распределение благ в обществе. Одно из ключевых мест во взглядах Сея занимает теория рынка. Он считает, что излишнее производство невозможно и является лишь следствием нехватки товаров-комплиметов. Сей формирует четыре основных закона рынка: чем больше рынок, тем более экстенсивным является производство и тем более прибыльным он есть для производителя, поскольку цена возрастает с ростом предложения; каждый производитель заинтересован в успехе другого, так как успех одной отрасли способствует успеху остальных, стимулируя всеобщее развитие; импорт способствует развитию обмена, так как иностранные товары можно приобрести лишь после реализации своих; те слои общества, которые ничего не производят, не приумножают богатство экономики, а разоряют его4
 
Факторы производства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие: 

  •  
    трудовые ресурсы, или труд;
  •  
    инвестиционные ресурсы, или капитал;
  •  
    природные ресурсы, или земля;
  •  
    сырьевые ресурсы;
  •  
    предпринимательский талант или предпринимательские способности;
  •  
    информация; специфической формой информации является технология;
  •  
    знания или управленческие способности.

 
Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека. 
 
Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал — здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и прочее — то есть, все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг. Финансовый же капитал (акции, облигации, банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством, а выступает в качестве инструмента получения реального капитала. 
 
Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг. 
 
Закон Сэя - закономерность, согласно которой предложение и спрос количественно совпадают друг с другом. Сэй считал, что в процессе производства создается доход, равный произведенной продукции. Поэтому проблемы реализации не существует, тем более не может быть перепроизводства либо недопроизводства. Только в случае вмешательства в экономику извне (война, засуха, политическая нестабильность, вмешательство государства) рыночное равновесие может быть нарушено. 
 
Если часть доходов превращается в сбережения и не может быть потрачена на произведенные товары, то в этом случае сбережения превращаются в инвестиции и таким образом входят в производственный процесс. 
 
Утечка сбережений восполняется через денежный рынок посредством регулирования денег процентной ставкой (ее уменьшением или увеличением). По мнению Сэя и его сторонников, экономика напоминает ванну, в которой утечка воды (в экономике - сбережений) обязательно восполняется через кран (в экономике - через механизм инвестиций). 
 
Наличие постоянно повторяющихся кризисов и депрессий на протяжении столетий показало, что функционирование экономики - процесс значительно более сложный и противоречивый, чем это представлялось Сэю и его сторонникам. Закон Сэя подвергался критике со стороны выдающихся экономистов К. Маркса (XIX в.) и Д. М. Кейнса (XX в.)5
 
Содержательная часть закона Сэя состоит в допущении, что цены товаров в рыночной экономике обладают абсолютной гибкостью и мгновенной реакцией на изменения конъюнктуре хозяйства. Они сами по себе способны выправить диспропорции, которые могут возникнуть в производстве товаров. К слову сказать, и в двадцатом веке представители неоклассического направления фактически стоят на позициях, в общем и целом восходящих к Сэю, считая, что через гибкость цен, заработной платы и других элементов экономика может автоматически избегать серьезных кризисов. 
 
Особенностью закона Сэя является и то, что подразумевается, будто товары производятся непосредственно ради удовлетворения потребностей людей и обмениваются при совершенно пассивной роли денег в этом обмене. Это взгляд восходит к А. Смиту и характерен для всех представителей классического и неоклассического направлений, где деньги рассматриваются как "вуаль", наброшенная на систему реальных рыночных отношений.  
 
 
Заключение 
 
Экономические взгляды Ж. Б. Сэя нашли особое отражение в понимании ценности и полезности, а также уточнили представления о факторах производства. Труды выдающихся французских ученых Жана-Батиста Сэя и Фредерика Бастиа называют "политической экономией здравого смысла". В этом подходе содержится ключ к пониманию экономической классики. Ж. Б. Сэй впервые систематизировал курс экономической науки. Оба автора сочетали изложение теории с яркими публицистическими описаниями реальностей жизни. 
 
Ж. Б. Сэй увидел, что для развития предпринимательства от общества требуется, прежде всего, формирование особого типа личности, характеризующегося особыми экономическими и нравственными качествами. Примером для Ж. Б. Сэя является Англия. Он подчеркивал, что "современная Англия обязана своими несметными богатствами замечательному таланту своих предпринимателей". Таким образом, экономический успех нации, ее богатство зависит от предпринимателей, обладающих особыми качествами личности, и от способности общества и культуры формировать такой тип личности. Успешными народами, по Сэю, являются те народы, культуры которых стали продуцировать эти качества, и этот путь открыт для всех народов. Более того, это есть цель, к которой "должны стремиться все народы, поскольку нет ни одного народа, который должен бы отчаиваться, что не может приобрести способностей, необходимых для того, чтобы сделаться вполне промышленным народом".


Информация о работе Экономические взгляды Ж. Б. Сэя