Экономический анализ авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является: исследование некоторых проблем охраны прав авторов в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
1.Исследовать основные понятия авторского права;
2.Осветить некоторые проблемы законодательного регулирования в области авторского права;
3.Предложить собственные варианты решения данных проблем;
4.Провести общую характеристику использования объектов авторского права в сети Интернет;
5. Исследовать проблему защиты авторских прав в сети Интернет и предложить некоторые пути их разрешения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
Объекты авторского права
Субъекты авторского права
2. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНАДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СФЕРЕ АВТОРСКОГО ПРАВА
2.1. Проблема лицензирования деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами
3. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
3.1. Проблема законодательной неурегулированности авторских прав в сети Интернет
3.2. Другие проблемы защиты авторских прав в сети Интернет
3.3. Авторское право в экономики России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсач Экономический анализ авторского права.rtf

— 1.36 Мб (Скачать файл)

1. либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

2. либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ.18

Авторские произведения нередко создаются не одним, а двумя или несколькими лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве.

Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства.

Ст. 1258 ГКРФ устанавливает, что авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. При "неделимом" соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части; при "раздельном" соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного).19

Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

В отличие от предварительного соглашения о совместной работе, которое не является соавторским, для использования уже созданного произведения требуется согласие всех соавторов. Если хотя бы один из них возражает, то произведение может быть использовано только по решению суда; при не достижении соглашения в отношении делимого коллективного произведения, соавторы могут использовать принадлежащие им части по своему усмотрению.

Согласно ст. 1267 ГКРФ если автор умирает, то носителями его авторских прав выступают наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Наследование по закону имеет место, если оно не изменено завещанием. Важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке, как единое целое, не подлежащее разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора -- по решению суда.

 

Стоит отметить некоторые особенности перехода авторского права по наследству.

Прежде всего, по наследству к наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.

Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо.20

В главе 70 ГК РФ подробно расписаны все возможные сроки действия авторского права:

  • авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти;
  • авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов;
  • авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска;
  • если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации;
  • если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года.

Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.

К числу субъектов авторского права относятся: организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, в том числе по радио и телевидению, воспроизведение путем записи, репродуцирование и др.).

Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, действуют в пределах, полученных от авторов полномочий на основе устава. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений. Сами они обладателями авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах.

Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить три основные:

  • предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права (отказ не допускается, всем пользователям одной категории разрешения предоставляются на равных началах);
  • сбор вознаграждения за использование произведений и объектов, смежных прав;
  • распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав (за вычетом расходов на покрытие своих затрат и образование специальных фондов, создаваемых этими организациями с согласия и в интересах обладателей авторских и смежных прав).

 

2. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНАДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СФЕРЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

 

С 1993 г. в России действует Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах".21 Принятие Закона позволило по-новому взглянуть на проблемы авторского права и смежных прав в Российской Федерации. Творческие люди, лучшие представители российской интеллигенции, наконец, получили возможность не только достойно создавать себе моральный имидж, но и улучшать материальное положение. Прошли времена ВААП, которые ассоциировались у творцов как орган, защищающий интересы государства, а не автора, который приносил прибыль государству, а не автору, и служил государству, а не автору.

У творческой интеллигенции появилась возможность создать свою организацию, которая защищала бы интересы автора, работала для него. Так было создано Российское авторское общество, получившее признание у авторов, и официальную поддержку государства. Был подписан Указ Президента Российской Федерации, в котором Президент брал покровительство над созданным авторским обществом и рекомендовал всем государственным и местным органам власти оказывать всяческое содействие в реализации его задач. Был подготовлен ряд постановлений Правительства РФ, связанных с практическим применением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Вслед за этим возникли судебные споры, стала нарабатываться правоприменительная практика. Вскоре началась активная работа программы ТАСИС в области интеллектуальной собственности - российские специалисты стали проходить стажировку в европейских странах, проводились семинары и в России.

Следует обратить внимание на то, что Россия ведет работу по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). Это обусловливает принятие обязательств по выполнению требований ТРИПС. (Соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности) и именно предлагаемые изменения российского законодательства в сфере авторских и смежных прав позволят России активно сотрудничать с зарубежными интеллектуально-правовыми аналогами.

Безусловному совершенствованию подлежат и иные нормы Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".22 К примеру, ст. 26 не может работать (или создавать правовые последствия) в той редакции, в которой она теперь существует. Напомним, что нормами данной статьи предусматривается выплата вознаграждения авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях. Терминология данного утверждения требует пояснений. Что же такое личные цели? И каков круг участников домашнего просмотра? И можно ли скопировать аудио-видеопродукцию для самого себя, для близких... И кто за это заплатит автору?

Домашнее копирование получило широкое распространение в России в связи с большим поступлением в гражданский оборот звуко -видеозаписывающей аппаратуры и ростом спроса на нее со стороны граждан. Однако "обещанное" ст. 26 Закона Российской Федерации вознаграждение ни авторы, ни исполнители, ни производители фонограмм по настоящее время ни разу не получали. В чем причина? Дело все в том, что закрепленный в статье порядок реализации указанного выше положения сложен и не практичен. Так, согласно п. 2 ст. 26 Закона Российской Федерации вознаграждение за воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи выплачивается изготовителями или импортерами оборудования и материальных носителей. Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляется одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов и иных правообладателей, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом Российской Федерации.

Таким образом, для того, чтобы правообладатель мог получить вознаграждение, необходимо, как минимум, заключение двух соглашений: соглашения между организациями, управляющими имущественными правами авторов и других правообладателей, соглашения между изготовителями, импортерами и организациями, управляющими имущественными правами. Все это тяжеловесно и затруднительно, а, порой, - невыполнимо. Затруднительность заключения данных соглашений вызвана их условиями.

Поэтому необходимо было ввести новый порядок реализации положения, для чего следует изменить его, внеся соответствующие поправки в Закон. Именно такой логики и придерживалось Правительство Российской Федерации, приняв решение о необходимости совершенствования ст. 26 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах". Совершенствованием Закона стало заниматься Российское агентство по патентам и товарным знакам в рамках специально созданной Межведомственной рабочей группы, в которую вошли представители заинтересованных министерств и ведомств. Видные ученые и практики фактически завершили работу, и вновь подготовленный законопроект, в ближайшее время поступит на утверждение в Правительство.

Государственной Думой 24 ноября 2006 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 231-ФЗ и Одобрен Советом Федерации 8 декабря 2006 года о введении в четвертую часть Гражданского кодекса РФ раздела об авторских правах, который позволяет по-новому рассмотреть права авторов. В новом законопроекте учтено все, в том числе и постулат о "домашнем копировании". Относительно него предлагается внести следующие изменения и дополнения: установление размера вознаграждения и порядок его выплаты, должны находиться исключительно в компетенции Правительства Российской Федерации.

Более того, перечень оборудования и материальных носителей, относительно которых устанавливается сбор вознаграждения, также должен утверждаться Правительством РФ. А вот сбор и распределение этого вознаграждения будут осуществлять уполномоченные Правительством РФ организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Исходя из опыта прошлых лет, полагаем, что введение данного механизма приведет не только к реализации права на вознаграждение, но и к появлению дополнительных возможностей для контроля со стороны государства за осуществлением деятельности авторско-правовых обществ. Ведь именно на них будет возложена реализация авторского вознаграждения.

Надо отметить, что работа по совершенствованию законодательства ведется постоянно, и при этом она крайне неблагодарна, поскольку далеко не право, порой, диктует России путь, а политические амбиции, часто меняющихся политиков.

 

2.1. ПРОБЛЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОЛЛЕКТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ АВТОРСКИМИ СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ

 

Понимание авторского права как законодательно установленной необходимости заключать договоры с авторами, было закреплено уже в самых первых законодательных актах, содержащих авторско-правовые нормы, в частности, в принятом в 1710 году в Англии Статуте королевы Анны. Такой подход получил признание во всех цивилизованных странах, что весьма способствовало унификации национальных авторско-правовых институтов и расширению международного сотрудничества в данной области. Однако с развитием техники, с появлением новых способов использования охраняемых авторским правом объектов стали все отчетливее проявляться не только возможности массового и сравнительно недорогого приобщения членов общества к культурным ценностям, но и все трудности обеспечения надлежащей "юридической чистоты" при использовании произведений, исполнений, фонограмм на радио и телевидении, в интерактивных цифровых компьютерных сетях, продуктах мультимедиа и т.д.

Простейший пример: при вещании радиостанции в "музыкальном формате" используется в среднем двадцать песен, у каждой из которых есть, как минимум, один композитор и один автор текста. Следовательно, для обеспечения правомерности одного часа вещания необходимо заключение не менее чем сорока договоров с авторами. Если же вспомнить о правах исполнителей (певцов, музыкантов, дирижеров), производителей фонограмм, переводчиков, аранжировщиков, а также о том, что права этих лиц могут переходить к их наследникам или иным правопреемникам, то становится понятно, что соответствующая "юридическая нагрузка" окажется непосильной даже для самой преуспевающей вещательной организации.

Информация о работе Экономический анализ авторского права