Экономический рост, его элементы и стадии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности, целей и основных характеристик экономического роста, его этапов и стадий развития.
Основными задачами данной работы выступают последовательные этапы решения проблемы экономического роста:
- определение характеристик экономического роста;
- описание основных стадий экономического роста;
- сравнительный анализ экономического роста России и США.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 6
1.1. Экономический рост. Термины, понятия, определения 6
1.2. Стадии экономического роста 10
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ 17
2.1. Соотношение экономического роста СССР и США 17
2.2. Оценка качества экономического роста РФ и США 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

ekonomicheskii_rost_ego_elementy_i_stadii_razvitiya.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Тема курсовой работы: "Экономический рост: его элементы и стадии развития". Тема экономического роста была, есть и будет актуальна во все времена, так как она касается каждой, отдельно взятой личности, и планеты в целом. В сущности, людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности. Человечество стремится приобрести пищу, одежду, кров, множество товаров и услуг, которые ассоциируются с приличным либо высоким уровнем жизни, однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Почти всегда совокупность всех материальных потребностей превышает совокупность всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие с трудом представляется осуществимым, но это не мешает миру стремиться к высотам благосостояния.

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс экономического роста. Предмет работы – элементы и стадии экономического роста.

На данный момент тема экономического роста и развития  недостаточно раскрыта и требует дальнейшей разработки в новых социально - экономических, политических и иных исследований в условиях современного общества.

Целью работы является исследование сущности, целей и основных характеристик  экономического роста, его этапов и  стадий развития. Экономическое развитие выступает как результат взаимодействия многих факторов - экономических, а также политических и социальных. В зависимости от окружающих условий, в которых находится экономика, один из факторов может выступать основным источником роста. Рывок в росте первоначально может основываться на сырьевых факторах и направляться торговлей. Позднее технологии и нововведения могут стать основным средством экономического развития. В большинстве случаев процесс развивается нелинейно, страны часто показывают смешанные средства экономического роста. Элементы роста экономики взаимосвязаны, и успех в одном из них может способствовать успешному использованию другого.

Основными задачами данной работы выступают  последовательные этапы решения  проблемы экономического роста:

- определение характеристик экономического роста;

- описание основных стадий экономического роста;

- сравнительный анализ экономического роста России и США.

В курсовой работе раскрывается термин "экономический рост", описываются его элементы, стадии развития, основные модели, а также состояние на современном этапе развития человеческого общества, рассматриваются основные "за" и "против" экономического роста, изучается экономическая ситуация в России.

Экономический рост  рассматривается как важная экономическая цель, потому что увеличение общественного продукта в расчете на душу населения означает повышение уровня жизни. Экономический рост влечет за собой возрастание материального изобилия и отвечает принципам минимизации издержек, к которым стремится все человечество. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне. По определению, растущая экономика характеризуется приростом годового реального продукта, который может использоваться для более эффективного удовлетворения существующих потребностей или разработки новых программ. Увеличение реальных заработков расширяет круг возможностей, доступных для любой семьи, - поездка в Европу, высшее образование для каждого ребенка, - без ущерба для других возможностей и благ. Вместе с тем экономический рост позволяет осуществить новые программы по борьбе с бедностью и загрязнением окружающей среды без падения существующего уровня потребления, сокращения объемов инвестиций и производства общественных благ. Экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов. Смягчая вышеуказанную проблему - снимая экономические препятствия, порождаемые ограниченностью объемов производства, - экономический рост позволяет обществу более полно реализовать поставленные экономические цели и осуществить новые широкомасштабные планы.

Экономический рост занимает центральное место  в экономике любой страны. Это связано с тем, что: во-первых, экономический рост определяет уровень экономического развития страны, степень удовлетворения потребностей и уровень жизни; во-вторых, экономический рост определяет место страны среди других стран мира, ее конкурентоспособность, возможности влияния на мировое экономическое и политическое развитие; в-третьих, экономический рост определяет перспективы развития страны во всем их многообразии.

Практическая  значимость работы заключается в  возможности ее использования для  дальнейшего исследования проблемы экономического роста, его сущности, целей и основных характеристик.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теория экономического роста

1.1. Экономический рост. Термины, понятия, определения

 

Экономический рост – это обобщающий показатель развития человеческого  общества. Он свидетельствует о затратах труда и его производительности, росте благосостояния отдельных людей и общества в целом. Экономический рост – это составляющая экономического развития, выражающаяся в количественном увеличении валового национального продукта (ВНП). [21, с.833]

Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными способами: как увеличение реального ВНП за некоторый период времени или как увеличение реального ВНП за некоторый период времени на душу населения. Использоваться могут оба определения. Например, если в центре внимания находятся проблемы военно-политического потенциала, более подходящим представляется первое определение. Но при сравнении жизненного уровня населения в отдельных странах и регионах явно более предпочтительным является второе определение. Так, ВНП Индии почти на 70% превосходит ВНП Швейцарии, однако по уровню жизни населения Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз. [11, с.241]

Ведущими  показателями экономического роста  являются:

годовой прирост  объёма ВНП;

годовые темпы  роста ВНП на душу населения;

годовые темпы  роста производства основных отраслей экономики. [2, с.402]

Экономический рост происходит в результате интенсивного и экстенсивного использования  производственных факторов.

При экстенсивном типе прирост продукции достигается за счет роста численности работников и за счет увеличения мощности предприятия. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.

Интенсивный тип экономического роста характеризуется  увеличением выпуска продукции  за счёт более эффективных факторов производства (совершенной техники, передовых технологий, достижений науки и. т.д.).

По мнению многих современных учёных, экономический  рост в наши дни достигается в  основном за счёт интенсивных факторов (научно-технический прогресс (НТП), повышение квалификации рабочей силы и. т.д.). [1, с.254]

Неоклассическая и кейнсианская модели.

В центре неоклассического направления стоит идея оптимальности  рыночной системы, рассматриваемой  как совершенный механизм, позволяющий  наилучшим образом использовать производственные факторы. Все процессы, протекающие на рынке – это результат взаимодействия спроса и предложения. Представители неоклассического направления строят свою концепцию экономического роста применительно к абстрактным условиям полной занятости ресурсов. Предложение, по их мнению, само создает спрос: то, что произведено, будет куплено. Это положение выдвинул еще французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832). Цена, утверждал он, будет стремиться к такому уровню, при котором спрос уравновесит предложение при полной занятости ресурсов. Отсюда следует вывод, что государственное вмешательство в экономику должно быть лишь косвенным (через денежно-кредитную сферу) и минимальным. Идеи неоклассиков были популярны в конце 19-начале 20 вв., однако они не смогли обеспечить выход экономики из глубокого кризиса 30 гг.

Именно  в это время была опубликована "Общая теория занятости, процента и денег" Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), с чьим именем связана одна из наиболее известных экономических школ.

Джон Мейнард  Кейнс выступил с критикой идей Ж.Б. Сея, которые, по его мнению, имеют мало общего с реальной жизнью. Если предложение превышает спрос, то возникает несоответствие, на преодоление которого может потребоваться значительный промежуток времени. Поэтому кейнсианцы рекомендуют ориентироваться именно на спрос и стимулировать рост всех его составляющих - и потребительских расходов домашних хозяйств, и инвестиций предприятий, и государственных расходов. Кейнсианцам и их последователям (неокейнсианцам) также принадлежит концепция мультипликатора-акселератора. Её суть заключается в том, что рост инвестиций приводит к росту доходов, а рост доходов, в свою очередь, к росту инвестиций. Таким образом происходит непрерывный, поступательный экономический рост. [2, с.410]

Кроме того, кейнсианцы, в отличие от неоклассиков, выступают за прямое государственное  вмешательство в экономику, так  как рыночный механизм, по их мнению, самовосстанавливается слишком  долго.

Рекомендациям кейнсианцев следовали правительства многих стран мира в послевоенный период вплоть до 80-х годов, однако постепенно обнаруживались и отрицательные последствия стимулирования совокупного спроса. Предложение было не в состоянии угнаться за искусственно завышенным спросом, цены росли, и инфляция начала приобретать угрожающие размеры. Поэтому в 80-е годы правительства большинства стран стали внимательнее прислушиваться к рекомендациям неоклассиков. [6, с.177]

Качество  жизни и экономический рост.

И кейнсианцы, и неоклассики давали рекомендации, направленные, в основном, на количественное увеличение экономического роста. Однако, для того, чтобы объективно исследовать такой сложнейший процесс, как экономический рост, количественных показателей явно недостаточно. Следует их дополнить системой качественных параметров. К последним относится "качество жизни" - совокупность социальных, культурных и моральных ценностей, дающих человеку возможность жить в гармонии с окружающим миром и с самим собой. Основными составляющими качества жизни являются:

• улучшение материального благосостояния населения;

• увеличение свободного времени  как основы гармоничного развития личности;

• повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;

• рост инвестиций в человеческий капитал;

• обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;

• социальная защищенность безработных  и нетрудоспособных;

• поддержание полной занятости  в условиях растущего объема предложения  на рынке труда. [12, с.322]

Следует отметить, что между качеством  жизни и количественными показателями экономического роста существуют противоречия. Например, повышение продолжительности рабочего дня и связанное с ним снижение свободного времени хоть и ведут к экономическому росту, но, в то же время, снижают качество жизни. Кроме того, нельзя забывать, что человечество не имеет морального права приобретать материальные блага за счёт хищнического потребления природных ресурсов, производства наркотиков, порнографической продукции и. т.д. . Нельзя забывать о цене, которую мы платим за экономический рост. С ростом промышленности растёт и количество отходов, выбрасываемых в окружающую среду. НТП превратил людей из творцов в придатки машин, кроме того, его темпы порождают неуверенность в собственных знаниях, которые могут очень быстро оказаться устаревшими.

Мы видим, что существуют как  "за", так и "против" экономического роста. Образно нашу планету можно уподобить кораблю, попавшему в туман в открытом океане. Для тех, кто имеет в своем распоряжении каюты "люкс" и большие запасы продуктов (развитие страны), разумно приостановить плавание и дождаться, пока туман рассеется. Те же, кто не имеет ничего и ютится на палубе (слаборазвитые страны), рискуют из-за такой остановки просто не доплыть до берега. Поэтому, если развитые страны не стремятся к максимальному экономическому росту, (оптимальными считаются невысокие 2-3% в год, но устойчивые темпы) то для слаборазвитых стран значительный экономический рост жизненно необходим. [11, с.253]

Таким образом, мы видим, что экономический  рост является одной из важнейших характеристик экономического развития, обеспечивает материальное благосостояние как страны в целом, так и отдельных граждан. Экономический рост может осуществляться интенсивным и экстенсивным путём. Первый является более предпочтительным для высоко развитых стран, так как позволяет увеличивать производство, не используя дополнительных ресурсов и не ухудшая экологию. Экстенсивный способ более приемлем для развивающихся стран с низким уровнем технологий, большим количеством ресурсов и дешёвой рабочей силой.

Как основные модели экономического роста рассматриваются неоклассическая  и кейнсианская, во многом противоречащие друг другу. Очевидно, что использование той или иной модели должно зависеть от конкретных условий, в которых находится государство. [15, с. 204]

Несмотря на внимание, уделяемое  проблемам экономического роста, многие задаются вопросом о самой его  необходимости. Против экономического роста выдвигаются различные аргументы: загрязнение окружающей среды, исчезновение творческого труда и. т.д., однако необходимо признать, что человечество не может двигаться по пути регресса и, соответственно, не может отказаться от экономического роста. [20, с.338]

1.2. Стадии экономического роста

 

В экономической теории существуют различные концепции деления общества на стадии роста.

Суть формационной теории, разработанной  К. Марксом и его последователями, кратко может быть сведена к следующему: производительные силы, существующие на определенном этапе развития, и производственные отношения общества находятся в единстве и взаимодействии. Это единство выражается понятием "способ производства". В свою очередь производственные отношения выступают как базис (основа) для действующих институтов политической власти, господствующей в обществе морали и теологии, принципов организации национальных, семейных и прочих общественных отношений. Все эти отношения и институты в целом образуют понятие "надстройка". [11, с. 198]

Способ производства в единстве с надстройкой составляет общественно-экономическую  формацию. В качестве таковых К. Марксом было выделено пять:

• первобытная;

• рабовладельческая;

• феодальная;

• капиталистическая;

• коммунистическая формация.

Исторический ход развития общества представляет собой последовательную смену формаций. Движущей силой перехода от одной формации к другой является обострение в рамках единства производительных сил и производственных отношений противоречия между ними. Суть противоречия состоит в том, что производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Когда отставание становится значительным, количественные изменения переходят в качественные и происходит скачок в производственных отношениях: они резко изменяются для того, чтобы открыть простор для развития прогрессивных производительных сил. В свою очередь качественное изменение производственных отношений обусловливает необходимость перестройки всей надстройки общества. Смена формации происходит революционным путем: старая система разрушается и создается новая. Тем самым восстанавливается соответствие производительных сил и производственных отношений.

Информация о работе Экономический рост, его элементы и стадии развития