Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы объясняется тем, что экономический рост является одной из центральных задач экономики, а именно, достижение непрерывного и устойчивого экономического роста. Чтобы понять, как осуществляется эта цель, важно выявить внутренний механизм увеличения производства экономических благ в масштабе страны. Такой механизм можно обнаружить в самой структуре национального хозяйства, которая способна обеспечить сбалансированное расширенное воспроизводство. Темпы экономического роста, его качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.15 Кб (Скачать файл)

Для макроэкономических показателей  характерна неустойчивая динамика, которая  выражается в значительных колебаниях экономических и социальных показателей  в долгосрочном периоде, вызванных  преимущественно внешними рестриктивными и конъюнктурными факторами. В то же время в долгосрочном периоде  удалось обеспечить положительную  динамику суммарного валового внутреннего  продукта (ВВП), его величины на одного жителя, национальной производительности труда (табл.1), суммарных доходов  населения, заработной платы и пенсий.

Положительная динамика макроэкономических и социальных показателей постоянно  прерывалась под воздействием тех  или иных внешних факторов. Наиболее явно это проявилось в 1998 г. (под влиянием дефолта в России – основном экономическом  партнере ПМР), в 2001 г. (вступление Республики Молдова в ВТО и лишения  Приднестровья необходимых реквизитов для выхода на внешние рынки), в 2004 г. (с 1 августа, после изменения правил экспорта грузов, раздела Молдавской железной дороги через украинскую таможенную границу), в 2008-2011 гг. (под влиянием мирового финансово-экономического кризиса).

Положительная динамика ВВП ПМР  в долгосрочном периоде в значительной степени обусловлена особенностями  механизма газоснабжения и дополнительными ресурсами, полученными по каналам внешних заимствований. Суммарный ВВП включает ряд доходов, не являющихся непосредственным результатом экономической деятельности в учетном году (например, доходы от приватизации, прирост заработной платы за счет гуманитарной помощи, привлечения кредитных и иных ресурсов). Вышеизложенное свидетельствует о том, что реальная величина ВВП существенно ниже расчетной.

ВВП на одного жителя в ПМР намного  ниже, чем в странах ОЭСР, большинстве  постсоциалистических европейских  стран и европейских постсоветских  республиках. Величина ВВП на одного жителя ПМР в 5 раз ниже среднемирового уровня, который в 2008 г. составил 10,5 тыс. долл.

Для оценки взаимозависимости основных макроэкономических показателей и  платежеспособности субъектов рынка (юридических и физических лиц) особое значение имеет определение величины совокупного внутреннего спроса ( = ВВ – Э + И, где - совокупный внутренний спрос;ВВ – стоимость валютного выпуска товаров и услуг; Э – стоимость экспорта; И – стоимость импорта). Величина совокупного спроса существенно выше ВВП (табл. 2), что подтверждает высокую степень открытости хозяйства республики в его значительную зависимость от внешнеэкономических связей.

С 2001 по 2010 г. произошли позитивные изменения в ресурсоемкости ВВП. Так, в 2001 г. отношение промежуточного потребления к ВВП составило 2,23 руб. ПМР, в 2002г. – 1,79 руб., в 2003 – 1,59 руб., в 2004 – 1,56 руб., в 2005 – 1,44 руб., в 2006 – 1,06 руб., в 2007 – 1,04 руб., в 2008 – 1,05 руб., в 2009 – 0,87 руб., в 2010 – 0,87 руб. Существенное удорожание энергоносителей и других импортируемых материально-технических  ресурсов на внешних рынках обусловило поиск и внедрение ресурсо- и  энергосберегающих технологий.

В долгосрочном периоде значительно  сократился уровень инфляции. От гиперинфляции (40 - 100% в 1995 г.) удалось перейти к умеренным управляемым показателям сводного индекса потребительских цен.тем не менее величина инфляции по прежнему остается достаточно высокой (113,2% в 2010г. и 116,0% в 2011 г.), что отрицательно сказывается на эффективности функционирования экономической системы и уровне жизни населения.

Среди факторов, благоприятно влияющих на динамику инфляции, можноотметить высокую степень управляемости курса приднестровского рубля, темпы девальвации которого в 2008 г. составили 100,2%, в 2009 г. – 106,2%, в 2010 г. – 111,5%, в 2011 г. – 104,7%. Следует подчеркнуть, что курс рубля ПМР формируется лишь частично при помощи рыночных механизмов. Скудность валютных резервов обуславливает необходимость административного вмешательства в формирование курса.

В долгосрочном периоде удалось  обеспечить положительную динамику основных социальных показателей –  доходов одного жителя, заработной платы, пенсий, пособий по уходу за детьми. Суммарные доходы одного жителя увеличились с 275 долл. в 2000 г. до 2081 долл. в 2011 г., заработная плата повысилась с 32 долл. в 2000г. до 125 долл. в 2005 г. и 288 долл. в 2011г. В 2000 г. среднемесячный размер заработной платы составил 118,5% величины прожиточного минимума одного работающего, в 2005 – 255,1%, в 2010 – 284,7%. Величина среднемесячного размера пенсии в 2000 г. достигла 13 долл. (61,9% прожиточного минимума пенсионера), в 2011 г. – 102,9долл. (115,3%). В то же время минимальная пенсия в 2011 г. составила 44,6 долл., или 50% прожиточного минимума пенсионера.

Рост ВВП и уровня доходов  населения не коррелирует в достаточной  степени с динамикой экономических  показателей в материальном секторе  экономики. Существенная доля доходов  формируется за счет гуманитарной помощи внешних и внутренних заимствований, средств от приватизации имущества, переводов лиц, работающих за пределами ПМР.

Доходы от приватизации в 2004 г. составили 34,7 млн долл., в 2005 г. – 38,2 млн долл., в 2006 г. – 39,8 млн долл., в 2007 г. – 12,5 млн  долл., в 2008 – 1,2 млн долл., в 2010 г. – 5,1 млн долл. (в 2009 г. доходы от приватизации отсутствовали). Все они направлялись в основном на финансирование заработной платы, пенсий, выплату социальных пособий.

В 2001 г. получено переводов из-за рубежа на сумму 4,9 млн долл., в 2005 г. – 59,1 млн  долл., в 2008 г. – 193,1 млн долл., в 2009 г.- 134,7 млн долл.,  2010 г. – 165,6 млн долл., в 2011 г. – 194,9 млн долл.

Ежегодная гуманитарная помощь Российской Федерации (около 30 млн долл. в год), которая поступает в ПМР с 2008 г., распределяется преимущественно  в форме ежемесячных надбавок пенсионерам (85 руб. в 2008 г., 135 руб. в  январе и феврале 2009 г., 150 руб. с марта 2009 по 2011 г.), а также по учреждениям  образования и здравоохранения  для улучшения питания. Реализация данного гуманитарного проекта  продолжается и в 2012г.

Повышение заработной платы, пенсий и  социальных пособий в условиях отсутствия достаточных внутренних источников приводит к необходимости внешних заимствований, что увеличивает долговые обязательства республики. Заимствование финансовых ресурсов со специального газового счета ООО «Тираспольтрансгаз», на котором аккумулируются средства, уплачиваемые физическими и юридическими лицами за потребленный природный газ, позволяет сокращать дефицит консолидированного бюджета и внебюджетных фондов и выполнять соответствующие государственные обязательства. В то же время это способствует наращиванию внешних обязательств Приднестровья.

Наличие перечисленных источников, не связанных с функционированием  экономической системы республики, в значительной степени нарушает макроэкономическое равновесие и обуславливает  рост спроса в условиях отсутствия достаточного предложения товаров  отечественного производства. Как следствие, растут объемы импорта, который, с одной  стороны, удовлетворяет возрастающий спрос, а другой – сокращает валютные ресурсы и увеличивает отрицательное  сальдо внешней торговли республики.

Для экономики ПМР характерны и  разнообразные негативные явления:

  • сокращение численности занятых и рост уровня безработицы, эмиграционная склонность трудовых ресурсов, в том числе «утечка умов»;
  • дефицит бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
  • отрицательное сальдо внешней торговли и рост внешнего долга, недостаточный уровень продовольственной безопасности;
  • неустойчивая динамика основных макроэкономических параметров;
  • деформированность структуры экономики, обусловленная гипертрофированной долей отраслей, для развития которых в регионе отсутствуют конкурентные преимущества, и незначительной долей видов деятельности, для развития которых регион обладает существенными конкурентными преимуществами;
  • отсутствие достаточных ресурсов для решения социальных проблем, усиление имущественной дифференциации населения и различий по уровню доходов, высокая доля лиц, находящихся ниже черты бедности;
  • широкое распространение неформальных отношений, особенно в сфере малого бизнеса, включая индивидуальное предпринимательство;
  • пространственная неравномерность распределения экономического потенциала и уровня социально-экономического развития административно-территориальных единиц, наличие депрессивных поселений;
  • низкая степень эффективности экономического управления, отсутствие синергии между динамикой численности управленческого персонала и конечными результатами функционирования экономической системы. При относительно низкой фискальной нагрузки (формальной и неформальной) на бизнес.

К другим неблагоприятным последствиям, обусловленным отсутствием международно-признаного политко-правового статуса и собственного внешнего инструментария, можно отнести:

  • невозможность непосредственного заключения межгосударственных внешнеэкономических соглашений с правительствами других стран и использования международных систем преференций;
  • срыв сроков использования внешнеторговых контрактов, сокращение экспортных поставок, рост отрицательного сальдо внешней торговли, ухудшение международной инвестиционной позиции республики;
  • невозможность защиты интересов резидентов через соответствующие международные институты и хозяйственно-правовые меха<span class="List_0020Paragraph__Char

Информация о работе Экономический рост