Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Происходящий в течение последних лет рост российской экономики носит нестабильный характер и опирается в основном на конъюнктурные факторы. Значительный объем прибыли, повышение уровня доходности экономики в целом, в том числе, профицит бюджета, достигаемый за счет сбора налогов из экспортных отраслей, создает денежную массу, которая не вкладывается ни в социальные проекты, ни в развитие высоких технологий, ни в инновационное развитие России. Количество же финансовых потоков происходящих в этом секторе растет, что и влияет на положительную динамику основных макроэкономических показателей.

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретико-методологичекие аспекты экономического роста
6
1.1.
Понятие экономического роста
6
1.2.
Экономический рост и его измерение
7
2.
Факторы экономического роста
8
2.1.
Основные факторы экономического роста
9
2.2.
Прямые и косвенные факторы экономического роста
9
3.
Государственное регулирование экономического роста
17
3.1.
Экономические факторы регулирования экономического роста
17
3.2.
Стратегические приоритеты государственного стимулирования устойчивого роста экономики России
24

Заключение
32

Список литературы
33

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основные приоритеты государственного стимулирования экономического роста в рамках «постиндустриального прорыва» России должны находится в  плоскости решения задач по активизации роли государства в экономике, росту инвестиций в основной и человеческий капитал, модернизации и диверсификации структуры экономики, научно-технического развития, формирования эффективной инновационной системы, обеспечения реализации интересов всех участников инновационного процесса (как государства, так и инвесторов, потребителей и производителей научной «продукции»); создание условий, повышающих эффективность институциональных факторов (административные барьеры, защита прав собственности); разработки и реализации широкомасштабных национальных проектов (с привлечением бюджетных и частных средств) в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства (развитие ипотеки), сельскохозяйственного производства. При этом российской экономике требуется, прежде всего, «эффективное государство», а не «сильное» или «слабое». Приоритет направления государственных расходов – вложения в развитие человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение), а также отрасли, обеспечивающие устойчивое функционирование институциональной среды. 14

Решение задач догоняющего  развития в контексте закономерностей  постиндустриального общества требует  использования в российской практике эффективных механизмов инвестиционного  и инновационного развития. Указанные механизмы должны системно реализоваться в рамках единого «инвестиционно-инновационного» подхода стимулирования экономического роста с учетом реализации интересов всех субъектов хозяйствования. 15

Разработка стратегии  стимулирования роста на инвестиционно-инновационной основе предполагает выбор национальной специализации России, определение потенциала развития различных отраслей. Выбор ключевых направлений специализации России, в свою очередь, предполагает постоянное реформирование имеющихся внутренних и внешних преимуществ, аккумуляцию и интеграцию накопленных знаний как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, области специализации страны должны отвечать быстро меняющимся потребностям глобальной экономики, а научно-техническая и инновационная политики быть взаимоувязанны с другими видами экономической политики (промышленной, внешнеэкономической, социальной, структурной, инвестиционной).

Современная логика развития инвестиционных и инновационных  процессов приводит к их тесной взаимосвязи. Так, инвестиции становятся неотъемлемой частью инноваций. Инновационная деятельность предприятия заключается в получении максимального экономического эффекта на основе использования новых знаний. Для получения такого эффекта необходимы финансовые ресурсы начиная со стадии подготовки проекта, фундаментальных исследований и заканчивая коммерческой реализацией результатов научных исследований. С другой стороны, инвестиционный характер экономического роста предусматривает расширение хозяйственной деятельности предприятий на новой технической основе, вложение капитала в инновационное обеспечение производства и развитие объектов научно-производственной инфраструктуры, в функционирование предпринимательской, образовательной и иной деятельности с возможностью получения на макроэкономическом уровне оптимального социально-экономического эффекта, а на микроэкономическом уровне – прибыли и конкурентных преимуществ.

На основе изучения опыта  государственного стимулирования инновационно-инвестиционных процессов в развитых и новых индустриальных странах в работе предложен ряд практических рекомендаций и выводов, применимых при разработке мер государственного регулирования и стимулирования роста отечественной экономики, в том числе по совершенствованию системы венчурного финансирования, выработке научно обоснованных приоритетов промышленной политики, программам поддержки инновационных кластеров, законодательной базы и др.

Одно из ключевых условий  обеспечения экономического роста  в ряде стран на основе инвестиционных и инновационных факторов выступает государственное вмешательство. При этом, по мере развития экономической системы происходит переход от прямого государственного управления к индикативному. Государственная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных и инвестиционных процессов (в том числе и на уровне регионов) и является связующим звеном между наукой и производством. Как в развитых, так и развивающихся стран инвестиционно-инновационные процессы характеризуются двумя противоречивыми тенденциями государственного регулирования: с одной стороны – усиление централизованного регулирования, с другой – активизация частнопредпринимательского сектора, уменьшение объемов прямого государственного финансирования. Данные тенденции применяется в практике инновационного развития стран в оптимальной пропорции посредством специальных органов государственного регулирования.

В целях реализации данной стратегии необходим комплекс взаимосвязанных  мероприятий по совершенствованию  направлений и механизмов государственного регулирования в области активизации инновационно-инвестиционных процессов, направленных на стимулирование устойчивого экономического роста, среди которых:

– улучшение инвестиционного  климата как на уровне национальной экономики в целом, так и на уровне регионов, в том числе за счет снижения уровня бюрократизации, повышения прозрачности деятельности компаний, ограничения монопольного давления крупных ФПГ и т.д.;

– передача предприятиям новых технологических разработок, созданных в госсекторе или при финансовой поддержке государства;

– стимулирование импорта  высокотехнологичного оборудования, в  том числе путем снижения ввозных  таможенных пошлин; увеличение затрат на проведение отечественных НИОКР  и подготовку высоквалифицированных кадров;

– развитие крупных холдингов (интегрированных бизнес групп, корпораций), способных брать на себя масштабные финансовые и технологические риски  инвестирования в новые технологии, что предполагает упрощение процедуры  корпоративных слияний (поглощений);

– привлечение в страну крупного наукоемкого зарубежного  капитала;

– повышение производительности труда, в том числе посредством  роста инвестиций в человеческий капитал;

– формирование национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие науки, бизнеса и государства;

– перераспределение  инвестиционных средств в пользу наиболее перспективных отраслей и  производств, отказ от инвестирования в развитие производств, базирующихся на устаревших технологиях;

– государственная экспертиза конкурентоспособности (в том числе международной) проектов и программ научно-технического развития с привлечением зарубежных экспертов (пример Финляндии).16

 

Заключение

Экономический рост измеряется темпами роста ВВП  или темпами  его прироста. В первом случае за основу берется объем ВВП  в предшествовавшем году, принятый за 100%, во втором – объем производства, равный на начало года нулю. Однако как сами абсолютные величины ВВП, так и их изменение с течением времени указывают на экономическую мощь страны и ее динамику. Однако социально-экономическое благополучие нации, уровень жизни населения измеряются удельными показателями. В частности, ВВП, приходящийся на душу населения. ВВП страны, разделенный на численность ее населения, позволяет определить величину ВВП, приходящуюся на одного человека (подушевой показатель). Экономический рост определяется такими факторами предложения, как природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технология. Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда; совершенствование технологии производства на основе достижений науки и техники; улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п.

Именно благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом численности населения и убывающей предельной производительностью факторов производства.

В условиях новых, еще  развивающихся, экономические отношениях он  ведет только в тупик, не давая  ни каких шансов на экономическое  возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство  на путь  интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких, как экологическая проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.

Список литературы

 

  1. Булатов А.С. Экономика: Учебник. –М.: Изд-во «Юрист», 2004.
  2. Вольский А. Условия совершенствования государственного управления экономики. //Экономист №7 2007.
  3. Государственное регулирование рыночной экономики/ Под ред. Н.А. Волгина. –М, 2005.
  4. Государственное регулирование  рыночной экономики. М.: РАГС, 2003.
  5. Губин Е. Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики. М., 2004.
  6. Елисеев В.С. О видах и месте экономических обязательств в системе методов государственного регулирования экономики//Государственная власть и местное самоуправление, 2009, № 5.
  7. Куликов Л. М. Основы экономической теории. Учебное пособие. – М. 2004 г.
  8. Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы//Нотариус, 2009, № 2.
  9. Мовчан В.Н., Александрова Е.Н. Роль государства в регулировании экономического роста в России // Проблемы экономики, науки и образования в сервисе: Сб. науч. трудов / Под ред. П.Д. Кравченко. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2005.
  10. Мовчан В.Н. Особенности инновационных систем развитых стран // Инновационная экономика в зеркале устойчивого развития: Сб. науч. тр. Ч. 2. – Краснодар: КубГУ, 2005.
  11. Ревина С.Н.Совершенствование правового регулирования экономических отношений//Журнал российского права, 2007, № 6.
  12. Сажина М.А. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2004.
  13. Чепурин М.Н. Роль государства в рыночной экономике. Киров, 2005.
  14. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. –М.: Волтерес Клувер, 2006.
  15. Шевчук Д. Экономический рост и экономический цикл// Финансовая газета. Региональный выпуск, 2009, № 11.
  16. Ясин Е.Г. Экономический рост как цель и средство//Вопросы экономики. – 2001.

1 Куликов Л. М. Основы экономической теории. Учебное пособие. – М. 2004 г.

2 Булатов А.С. Экономика: Учебник. –М.: Изд-во «Юрист», 2004.

3 Государственное регулирование рыночной экономики. М.: РАГС, 2003.

4 Елисеев В.С. О видах и месте экономических обязательств в системе методов государственного регулирования экономики//Государственная власть и местное самоуправление, 2009, № 5.

5 Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. –М.: Волтерес Клувер, 2006.

6 Сажина М.А. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2004.

7 Макаров О.В. Правовой режим государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности: содержание, проблемы, формы//Нотариус, 2009, № 2.

8 Ясин Е.Г. Экономический рост как цель и средство//Вопросы экономики. – 2001.

9 Мовчан В.Н., Александрова Е.Н. Роль государства в регулировании экономического роста в России // Проблемы экономики, науки и образования в сервисе: Сб. науч. трудов / Под ред. П.Д. Кравченко. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2005.

10 Шевчук Д. Экономический рост и экономический цикл// Финансовая газета. Региональный выпуск, 2009, № 11.

11 Вольский А. Условия совершенствования государственного управления экономики. //Экономист №7 2007.

12 Государственное регулирование рыночной экономики/ Под ред. Н.А. Волгина. –М, 2005.

13 Ревина С.Н.Совершенствование правового регулирования экономических отношений//Журнал российского права, 2007, № 6.

14 Мовчан В.Н. Особенности инновационных систем развитых стран // Инновационная экономика в зеркале устойчивого развития: Сб. науч. тр. Ч. 2. – Краснодар: КубГУ, 2005.

15 Чепурин М.Н. Роль государства в рыночной экономике. Киров, 2005.

16 Государственное регулирование рыночной экономики/ Под ред. Н.А. Волгина. –М, 2005.


Информация о работе Экономический рост