Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:00, контрольная работа
1. На основании данных таблицы определите валовую и предельную выручку фирмы и заполните таблицу. Ответьте на следующие вопросы: а) какую модель рынка представляет отрасль, в которой работает данная фирма, и почему? б) какая зависимость существует между изменением валовой выручки и количеством продукции, и с чем она связана?
2. Предположим, что чисто конкурентная фирма в краткосрочном периоде имеет валовые издержки, приведенные в таблице. Ответьте на следующие вопросы: а) используя оба подхода, рассмотренные в теме, какой оптимальный объем производства должна выбрать фирма, если рыночная цена продукта составит: 70 р.; 100 р.; 130 р.; 160 р.? б) почему фирме не следует закрываться при этих ценах? в) какую валовую прибыль (валовой убыток) и среднюю прибыль (средний убыток) получит фирма при оптимальном объеме выпуска, если рыночная цена товара составит: 70 р.; 100 р.; 130 р.; 160 р.? г) каким будет объем рыночного предложения, если в отрасли действуют 2000 одинаковых фирм?
Тема 5
Экономическое поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Определение цены и объема производства.
Максимизация прибыли и минимизация убытка
Задачи
1. На основании данных таблицы
определите валовую и
Количество продукции, ед. |
Цена, р. |
Предельная выручка, р. TR=P*Q |
Валовая выручка, р. MR=∆TR/∆Q |
0 |
20 |
0 |
20 |
1 |
20 |
20 |
20 |
2 |
20 |
40 |
20 |
3 |
20 |
60 |
20 |
4 |
20 |
80 |
20 |
Ответьте на следующие вопросы:
а) какую модель рынка представляет отрасль, в которой работает данная фирма, и почему?
Ответ. Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что фирма работает в условиях чистой конкуренции, поскольку любое количество однородной продукции фирма продает по одной и той же рыночной цене, которая сложилась в конкурентной отрасли. Предельная выручка MR при реализации всех единиц продукции одинакова и равна цене, что, в свою очередь, характерно только для чистой конкуренции (MR=P).
б) какая зависимость существует между изменением валовой выручки и количеством продукции, и с чем она связана?
Ответ. Валовая выручка при росте объема производства увеличивается равномерно, тк предельная выручка не изменяется. Каждая дополнительная единица продукции увеличивает валовую выручку фирмы на одну и ту же величину, равную цене.
2. Предположим, что чисто конкурентная фирма в краткосрочном периоде имеет валовые издержки, приведенные в таблице.
Количество продукции, ед. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Валовые издержки, р. |
200 |
240 |
260 |
300 |
360 |
440 |
560 |
710 |
Ответьте на следующие вопросы:
а) используя оба подхода, рассмотренные в теме, какой оптимальный объем производства должна выбрать фирма, если рыночная цена продукта составит: 70 р.; 100 р.; 130 р.; 160 р.?
б) почему фирме не следует закрываться при этих ценах?
в) какую валовую прибыль (валовой убыток) и среднюю прибыль (средний убыток) получит фирма при оптимальном объеме выпуска, если рыночная цена товара составит: 70 р.; 100 р.; 130 р.; 160 р.?
г) каким будет объем рыночного предложения, если в отрасли действуют 2000 одинаковых фирм?
Ответ. Имеется два подхода к определению оптимального выпуска продукции. Первый подход определения оптимального объема продукции фирмы основан на сопоставлении общего дохода с общими издержками. Второй подход основан на сопоставлении предельного дохода с предельными издержками, в том числе графически. Рассмотрим все 4 случая.
1. Цена за ед. составит 70р.
Объем продаж,ед. (Q) |
Валовая прибыль (TR), при Р=70 |
MR =∆TR/∆Q |
Валовые издержки, руб (TC) |
MC = =∆TС/∆Q |
Прибыль |
Сред. Издержки, АТС | |
0 |
0 |
70 |
200 |
40 |
-200 |
0 | |
1 |
70 |
70 |
240 |
20 |
-170 |
240 | |
2 |
140 |
70 |
260 |
40 |
-120 |
130 | |
3 |
210 |
70 |
300 |
60 |
-90 |
100 | |
4 |
280 |
70 |
360 |
80 |
-80 |
90 | |
5 |
350 |
70 |
440 |
120 |
-90 |
88 | |
6 |
420 |
70 |
560 |
150 |
-140 |
93,33 | |
7 |
490 |
70 |
710 |
101,43 |
-220 |
101,43 |
Для того чтобы определить оптимальный выпуск продукции, достаточно сопоставить предельный доход от реализации каждой единицы продукта с предельными издержками, связанными с выпуском этой единицы. Если предельный доход (при совершенной конкуренции MR — Р) превышает предельные издержки, то следует наращивать выпуск продукции. Если же предельные издержки начинают превышать предельный доход, то следует прекратить дальнейшее увеличение объема производства.
Как мы видим, в этом случае, при цене 70р за ед., фирма не будет получать прибыль. Цена меньше средних общих издержек (Р < АТС). В таком случае фирма несет экономический убыток. На первый взгляд кажется, что выпуск продукции следует прекратить. Но это не совсем так. Надо сопоставить цену не только со средними общими издержками, но и с той их частью, которая выступает как средние переменные издержки. Так, в случае, если АТС < Р < AVC - это значит, что фирма за счет выручки от реализации продукции покрывает все переменные издержки и, кроме того, часть постоянных издержек, которые уже осуществлены фирмой (построено здание, приобретено или взято в аренду оборудование и т. п.). Предприниматель должен решить проблему: прекратить выпуск продукции или продолжать его, имея экономический убыток. Прекратив производство, фирма потеряет те средства, которые уже затрачены. Она понесет потери, превышающие по величине убытки от выпуска продукции. Поэтому обычно в такой ситуации необходимо принять решение о целесообразности выпуска продукции в краткосрочном периоде. Фирма окажется в равновесном положении, выпуская такой объем продукта, при котором убыток минимизируется. Разумеется, она будет принимать меры к снижению издержек и преодолению убыточной деятельности.
В случае если цена окажется ниже средних переменных издержек (Р < AVC), фирме придется прекратить выпуск продукции, поскольку какой бы объем продукции фирма ни выпускала, ее убытки превзойдут потери, связанные с прекращением выпуска.
2. Цена за ед. составит 100р.
Объем продаж,ед. (Q) |
Общий доход (TR), при Р=100 |
MR |
Валовые изд, руб (TC) |
MC |
Прибыль |
Сред. Издержки, АТС | |
0 |
0 |
100 |
200 |
40 |
-200 |
0 | |
1 |
100 |
100 |
240 |
20 |
-140 |
240 | |
2 |
200 |
100 |
260 |
40 |
-60 |
130 | |
3 |
300 |
100 |
300 |
60 |
0 |
100 | |
4 |
400 |
100 |
360 |
80 |
40 |
90 | |
5 |
500 |
100 |
440 |
120 |
60 |
88 | |
6 |
600 |
100 |
560 |
150 |
40 |
93,33 | |
7 |
700 |
100 |
710 |
101,43 |
-10 |
101,43 |
Сначала издержки превышают доход (фирма терпит убытки). При продаже 3 ед. фирма не получает прибыли, но и не терпит убытков, т е получает нулевую прибыль. Фирма получает максимальную прибыль, величине при выпуска 5 единиц продукции. При дальнейшем наращивании производства абсолютная величина прибыли постепенно уменьшается, вновь достигая отрицательного значение при выпуске 7 единиц (фирма вступает в область убыточной деятельности). Оптимальный объем производства равен выпуску продукции, при котором фирма максимизирует прибыль. В нашем случае он составляет 5 единиц продукта.
Правило определения оптимального выпуска продукции фирмой, когда цена продукции равна предельному продукту, выражается равенством: MR = MC.
Так как в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (Р = MR), то Р = МС, т. е. равенство цены продукции предельным издержкам ее производства является условием равновесия конкурентной фирмы.
При Q=5 МС=80 и MR-100, при Q=6 MC=120 a MR=100. т е предельные издержки начинают превышать предельный доход, и следует прекратить дальнейшее увеличение объема производства
3. Цена за ед. составит 130р.
Объем продаж,ед. (Q) |
Общий доход (TR), при Р=130 |
MR |
Валовые изд, руб (TC) |
MC |
Прибыль |
Сред. Издержки, АТС |
0 |
0 |
130 |
200 |
40 |
-200 |
0 |
1 |
130 |
130 |
240 |
20 |
-110 |
240 |
2 |
260 |
130 |
260 |
40 |
0 |
130 |
3 |
390 |
130 |
300 |
60 |
90 |
100 |
4 |
520 |
130 |
360 |
80 |
160 |
90 |
5 |
650 |
130 |
440 |
120 |
210 |
88 |
6 |
780 |
130 |
560 |
150 |
220 |
93,33 |
7 |
910 |
130 |
710 |
101,43 |
200 |
101,43 |
Следуя логике, оптимальный объем производства, равный выпуску продукции, при котором фирма максимизирует прибыль, в данном случае составляет 6 единиц продукта.
4. Цена за ед. составит 160р.
Объем продаж,ед. (Q) |
Общий доход (TR), при Р=160 |
MR |
Валовые изд, руб (TC) |
MC |
Прибыль |
Сред. Издержки, АТС |
0 |
0 |
160 |
200 |
40 |
-200 |
0 |
1 |
160 |
160 |
240 |
20 |
-80 |
240 |
2 |
320 |
160 |
260 |
40 |
60 |
130 |
3 |
480 |
160 |
300 |
60 |
180 |
100 |
4 |
640 |
160 |
360 |
80 |
280 |
90 |
5 |
800 |
160 |
440 |
120 |
360 |
88 |
6 |
960 |
160 |
560 |
150 |
400 |
93,33 |
7 |
1120 |
160 |
710 |
101,43 |
410 |
101,43 |
Оптимальный объем производства 7 ед.
Как видно из графика, фирме следует и дальше наращивать объемы выпуска продукции.
Тема 6
Экономическое поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.