Экономическое пространство социальной работы:понятие,структуры,функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

По определению учёных ( Яковлева А.И., Холостова Е.И. и др ), социальное пространство как форма общественного бытия предстаёт в виде обширного «поля», где на разных уровнях и в разных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, осуществляются социальные связи и отношения между общественными субъектами ( социальные группы, индивиды ). Это процесс, развёрнутый во времени, в непрерывном движении всех структурных элементов и преобразований.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономические связи в структуре социального пространства
4
2. Социально-экономическая составляющая в системе здравоохранения
6
3. Социально-экономическая составляющая в системе образования
9
4. Экономика и социальная работа в сфере труда и быта
12
5. Социально – бытовая инфраструктура
14
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социально-экономическая  составляющая в системе образования

 

Одним из субъектов экономического пространства социальной работы является система образования. В статье 43 конституции РФ записано, что каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях; каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.

Образование выполняет, по меньшей  мере, две важнейшие функции. Первая, в широком смысле, - развитие личности, включая её социализацию, а также духовное, нравственное и художественное развитие. Вторая – экономическая функция, подчинённая требованию воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Предпосылкой общественного прогресса является взаимосвязь этих функций. А условием реализации этой взаимосвязи – создание соответствующих ресурсных условий. При этом общество должно руководствоваться основным постулатом: инвестиции в человека, в его всестороннее развитие – наиболее эффективны и потому должны быть приоритетными.

Процесс становления  рыночных отношений в России сопровождается сохранением монополии государства  во многих социальных сферах, включая  и образование, при значительном сокращении его финансовых возможностей, как и известный консерватизм самой высшей школы при отсутствии такого инвестиционного института, как благотворительность. Качественно новой ступенью в развитии образования, объективно обусловленной требованиями экономики рынка, является его непрерывность. А это требует роста вкладываемых ресурсов.

Образование – это  и процесс, и результат творческой передачи накопленных предыдущими поколениями духовных, культурных и материальных ценностей. Целью его должно быть создание и всестороннее совершенствование индивидуальных и коллективных ценностей и накопление знаний, которые бы позволили человеку быть хозяином своей судьбы.

В переходный период наряду с традиционным государственным возникает и рыночный образовательный сектор. Начало ему было положено законом РФ «Об образовании». В настоящее время число негосударственных высших учебных заведений приближается к 200. развитие негосударственного сектора позволяет направить ограниченные бюджетные средства на поддержку приоритетных для государства направлений в системе образования.

До 1988 года высшее учебное  заведение считалось организацией, причисляемой к непроизводственной сфере, которая практически полностью финансировалась за счёт средств государственного бюджета. Финансирование производилось по утверждённым сметам, оплата труда работников – по действующим твёрдым ставкам, а развитие материально-технической и социальной базы – посредством целевых капитальных вложений на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение также из средств бюджета.

Начиная с 1989-1990 годов  на одно из первых мест вышла стратегия  частичного самофинансирования за счёт внебюджетных средств. Из бюджетной  организации вуз превратился в субъект смешанной экономики, у которого доля внебюджетных средств стала занимать всё большее место в активах. В средних специальных учебных заведениях платное образование также стало приметой переходного периода.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Совершенствование экономического пространства образования идёт в направлении сохранения основных фондов учреждений образования, их экономического обеспечения как за счёт государственного бюджета, так и за счёт привлечения дополнительных источников и перехода на многоканальную модель финансирования. В сфере образования предпринимаются меры по сохранению гарантий на получение бесплатного образования, но, в то же время, создан и расширяется рынок платных услуг.

Не менее важны и  вопросы социально-экономического воспитания, т.е. педагогически ориентированная  и целесообразная система общественной помощи подрастающему поколению  в период его включения в социальную жизнь. Воспитание как целостный процесс становления личности включает образование, обучение и развитие детей и подростков. Учитывая специфику экономической концепции воспитания, можно условно вычленить следующие основные функции заинтересованных в её осуществлении институтов:

- в семье: формирование  и закрепление экономических  качеств, навыков и умений посредством  привлечения всех её членов  к труду, ведения семейного  бюджета; воспитание экономически  осознанного отношения к материальным ценностям, природной среде, семейному и общественному достоянию; выработка разумных потребностей и умение сочетать их с общественными возможностями;

- в школе: насыщение  экономическим содержанием учебного  процесса и внеклассной работы, формирование экономических умений и навыков в области планирования, экономических расчётов, контроля и анализа результатов хозяйственной деятельности. Целью системы социально-педагогического воспитания является формирование экономически грамотной социально-активной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Экономика  и социальная работа в сфере  труда и быта

 

Важное место в экономическом  пространстве социальной работы занимает сфера труда и быта. Значение сферы  трудовых отношений определяется тем, что в народном хозяйстве занято 49% всего населения. Более 40% всех работников приходится на негосударственный сектор. В этих условиях действующее трудовое законодательство, созданное применительно к ситуации, когда государство-монополист выступает в качестве и нанимателя, и законодателя, и исполнителя законов, не способно эффективно выполнять роль регулятора трудовых отношений. Существующая база регулирования трудовых отношений не соответствует новым экономическим и социальным условиям. Государство не выполняет своей роли социального защитника права человека на труд, нормальные условия труда и доход от своей трудовой деятельности.

Происходящие в экономике  преобразования практически не отражены в действующем трудовом законодательстве, где отсутствует чёткое определение природы трудовых отношений, возникших в связи с возрождением частной и акционерной форм собственности. Остро стоит проблема обеспечения трудовых гарантий работников частных и кооперативных предприятий, на большинстве которых нет представительных органов власти, а также в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании.

Переходный период в  сфере трудовых отношений выявил негативные тенденции: рост нарушений  трудовых прав и ослабление государственного контроля за их соблюдением. На одно из первых мест выходит проблема стабильной занятости населения, ибо она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой безработицы. Опасно то, что скрытая безработица не используется для переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего их рационального использования. А это в условиях возникновения массовой безработицы порождает опасность невозможности трудоустройства безработных.

Особую значимость приобретают  вопросы адресной и социально  ориентированной государственной поддержки безработных, приведение в соответствие размера пособия по безработице с фактической величиной прожиточного минимума. В этих условиях основные направления социальной политики государства в сфере трудовых отношений предполагают:

- предотвращение обвальной  безработицы и осуществление  социально-экономической поддержки  безработных с учётом количества  иждивенцев;

- восстановление и  укрепление системы контроля  за соблюдением законодательства  в области государственных гарантий  оплаты, режима и охраны труда;

- ратифицирование конвенции  Международной организации труда  (МОТ), устанавливающей международные  стандарты общепризнанных прав  работников наёмного труда;

- принятие нового трудового  законодательства, а также законов  о коллективных трудовых спорах, о статусе профсоюзов и др.

нельзя забыть ещё  об одном аспекте регулирования  экономического пространства социальной защиты в трудовой сфере. Это –  социальное страхование. Необходимо повышать ставки страховых отчислений на фонд оплаты труда тех предприятий, где не улучшаются условия труда и не снижается вредность производства. Защищать социальные права работающих следует не снижением возраста выхода на пенсию, а улучшением условий труда. А если это в данный момент невозможно, то должны быть соответствующие поступления в пенсионный фонд, компенсирующие досрочную выплату льготных пенсий.

 

 

5. Социально-бытовая  инфраструктура

 

Для развития народного  хозяйства и отдельных его  регионов чрезвычайно важно разграничение  инфраструктуры на производственную и социально-бытовую. Эти части инфраструктуры должны находиться в оптимальном соотношении во избежание диспропорции в развитии экономики государства.

Социально-бытовая инфраструктура – это совокупность отраслей, непосредственно  связанных с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения.

В статье 40 Конституции  РФ обозначено: каждый имеет право  на жилище; органы государственной  власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В условиях катастрофического  роста стоимости жилья всё  более возрастает роль государства не столько в «выделении» бесплатных квартир, сколько в гарантированной направленности жилищной политики: доступности молодым и малоимущим семьям льготных кредитов и погашении их части после рождения ребёнка; в государственной гарантии исполнения контрактных договоров между строителями и заказчиками на приобретение жилья в рассрочку; в строительстве дешёвого муниципального жилья и т.д.

Кроме того, необходимо принятие в регионах и на местном уровне социальных программ предоставления жилищных субсидий. В них должно быть предусмотрено постепенное увеличение доли стоимости оплачиваемых гражданами жилищно-коммунальных услуг в их реальной стоимости; дифференцированный подход к различным социальным группам населения и выплата жилищных субсидий, исходя из социальных норм потребления этого вида услуг и скорректированного дохода семьи в соответствии с прожиточным минимумом и числом иждивенцев.

В марте 1997 г. Принят Федеральный  закон «О внесении изменений и  дополнений в закон РФ. Об основах  федеральной жилищной политики», который отражает реалии жизни. В целях создания необходимых условий для осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства правительством РФ в мае 1997 г, было принято постановление «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг».

Установлено, что при  сохранении за органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему  оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры оказываемой государством из средств федерального бюджета финансовой помощи рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих федеральными стандартами.

 

Заключение

 

Показатели состояния  социальной системы и её экономики  прямо и непосредственно влияют на развитие всего общества в государстве и являются определяющими в оценке социального благополучия всего населения как сложной динамически развивающейся биоэкосистемы. Таким показателем ООН определило индекс развития человеческого потенциала как обобщённый показатель результатов деятельности общества в его социальном пространстве.

Определённое место  в экономическом пространстве социальной работы занимает система социального  обслуживания, включающая комплекс разнообразных  целевых услуг различным социальным слоям населения. В связи с кризисным состоянием экономики в период перехода к рынку сфера социального обслуживания находится в ведении государства и ограничивается категориями населения, находящимися в зоне риска.

На федеральном уровне эта сфера предоставляет минимальные социальные гарантии в виде пенсий, пособий, льгот и услуг в соответствии с законодательно установленными социальными нормативами. На региональном уровне, с учётом местных условий, обеспечивается социально-экономическая поддержка сверх государственного уровня.

Всё более значимое место  в экономике социальной работы занимают благотворительные фонды, общественные и милосердные организации. Приоритетными  становятся программы помощи незащищённым слоям населения, здравоохранению, образованию, культуре и искусству. Происходит профессионализация благотворительных организаций, накапливается опыт экономического взаимодействия с другими субъектами пространства социальной работы.

Таким образом, экономическое  пространство социальной работы нуждается  в изучении, оптимизации экономических связей его субъектов, совершенствовании экономических отношений между ними, с государством и обществом, а также координации этих взаимосвязей на основе правового регулирования в условиях формирования рыночных отношений.

Информация о работе Экономическое пространство социальной работы:понятие,структуры,функции