Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:23, контрольная работа
По определению учёных ( Яковлева А.И., Холостова Е.И. и др ), социальное пространство как форма общественного бытия предстаёт в виде обширного «поля», где на разных уровнях и в разных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, осуществляются социальные связи и отношения между общественными субъектами ( социальные группы, индивиды ). Это процесс, развёрнутый во времени, в непрерывном движении всех структурных элементов и преобразований.
Введение 3
1. Экономические связи в структуре социального пространства
4
2. Социально-экономическая составляющая в системе здравоохранения
6
3. Социально-экономическая составляющая в системе образования
9
4. Экономика и социальная работа в сфере труда и быта
12
5. Социально – бытовая инфраструктура
14
Заключение 16
Список литературы 18
3. Социально-экономическая
составляющая в системе
Одним из субъектов экономического пространства социальной работы является система образования. В статье 43 конституции РФ записано, что каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях; каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.
Образование выполняет, по меньшей мере, две важнейшие функции. Первая, в широком смысле, - развитие личности, включая её социализацию, а также духовное, нравственное и художественное развитие. Вторая – экономическая функция, подчинённая требованию воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Предпосылкой общественного прогресса является взаимосвязь этих функций. А условием реализации этой взаимосвязи – создание соответствующих ресурсных условий. При этом общество должно руководствоваться основным постулатом: инвестиции в человека, в его всестороннее развитие – наиболее эффективны и потому должны быть приоритетными.
Процесс становления
рыночных отношений в России сопровождается
сохранением монополии
Образование – это и процесс, и результат творческой передачи накопленных предыдущими поколениями духовных, культурных и материальных ценностей. Целью его должно быть создание и всестороннее совершенствование индивидуальных и коллективных ценностей и накопление знаний, которые бы позволили человеку быть хозяином своей судьбы.
В переходный период наряду с традиционным государственным возникает и рыночный образовательный сектор. Начало ему было положено законом РФ «Об образовании». В настоящее время число негосударственных высших учебных заведений приближается к 200. развитие негосударственного сектора позволяет направить ограниченные бюджетные средства на поддержку приоритетных для государства направлений в системе образования.
До 1988 года высшее учебное
заведение считалось
Начиная с 1989-1990 годов на одно из первых мест вышла стратегия частичного самофинансирования за счёт внебюджетных средств. Из бюджетной организации вуз превратился в субъект смешанной экономики, у которого доля внебюджетных средств стала занимать всё большее место в активах. В средних специальных учебных заведениях платное образование также стало приметой переходного периода.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Совершенствование экономического пространства образования идёт в направлении сохранения основных фондов учреждений образования, их экономического обеспечения как за счёт государственного бюджета, так и за счёт привлечения дополнительных источников и перехода на многоканальную модель финансирования. В сфере образования предпринимаются меры по сохранению гарантий на получение бесплатного образования, но, в то же время, создан и расширяется рынок платных услуг.
Не менее важны и
вопросы социально-
- в семье: формирование
и закрепление экономических
качеств, навыков и умений
- в школе: насыщение
экономическим содержанием
4. Экономика и социальная работа в сфере труда и быта
Важное место в экономическом пространстве социальной работы занимает сфера труда и быта. Значение сферы трудовых отношений определяется тем, что в народном хозяйстве занято 49% всего населения. Более 40% всех работников приходится на негосударственный сектор. В этих условиях действующее трудовое законодательство, созданное применительно к ситуации, когда государство-монополист выступает в качестве и нанимателя, и законодателя, и исполнителя законов, не способно эффективно выполнять роль регулятора трудовых отношений. Существующая база регулирования трудовых отношений не соответствует новым экономическим и социальным условиям. Государство не выполняет своей роли социального защитника права человека на труд, нормальные условия труда и доход от своей трудовой деятельности.
Происходящие в экономике преобразования практически не отражены в действующем трудовом законодательстве, где отсутствует чёткое определение природы трудовых отношений, возникших в связи с возрождением частной и акционерной форм собственности. Остро стоит проблема обеспечения трудовых гарантий работников частных и кооперативных предприятий, на большинстве которых нет представительных органов власти, а также в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании.
Переходный период в сфере трудовых отношений выявил негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав и ослабление государственного контроля за их соблюдением. На одно из первых мест выходит проблема стабильной занятости населения, ибо она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой безработицы. Опасно то, что скрытая безработица не используется для переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего их рационального использования. А это в условиях возникновения массовой безработицы порождает опасность невозможности трудоустройства безработных.
Особую значимость приобретают вопросы адресной и социально ориентированной государственной поддержки безработных, приведение в соответствие размера пособия по безработице с фактической величиной прожиточного минимума. В этих условиях основные направления социальной политики государства в сфере трудовых отношений предполагают:
- предотвращение обвальной
безработицы и осуществление
социально-экономической
- восстановление и
укрепление системы контроля
за соблюдением
- ратифицирование конвенции
Международной организации
- принятие нового трудового законодательства, а также законов о коллективных трудовых спорах, о статусе профсоюзов и др.
нельзя забыть ещё об одном аспекте регулирования экономического пространства социальной защиты в трудовой сфере. Это – социальное страхование. Необходимо повышать ставки страховых отчислений на фонд оплаты труда тех предприятий, где не улучшаются условия труда и не снижается вредность производства. Защищать социальные права работающих следует не снижением возраста выхода на пенсию, а улучшением условий труда. А если это в данный момент невозможно, то должны быть соответствующие поступления в пенсионный фонд, компенсирующие досрочную выплату льготных пенсий.
5. Социально-бытовая инфраструктура
Для развития народного
хозяйства и отдельных его
регионов чрезвычайно важно
Социально-бытовая
В статье 40 Конституции РФ обозначено: каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В условиях катастрофического роста стоимости жилья всё более возрастает роль государства не столько в «выделении» бесплатных квартир, сколько в гарантированной направленности жилищной политики: доступности молодым и малоимущим семьям льготных кредитов и погашении их части после рождения ребёнка; в государственной гарантии исполнения контрактных договоров между строителями и заказчиками на приобретение жилья в рассрочку; в строительстве дешёвого муниципального жилья и т.д.
Кроме того, необходимо принятие в регионах и на местном уровне социальных программ предоставления жилищных субсидий. В них должно быть предусмотрено постепенное увеличение доли стоимости оплачиваемых гражданами жилищно-коммунальных услуг в их реальной стоимости; дифференцированный подход к различным социальным группам населения и выплата жилищных субсидий, исходя из социальных норм потребления этого вида услуг и скорректированного дохода семьи в соответствии с прожиточным минимумом и числом иждивенцев.
В марте 1997 г. Принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ. Об основах федеральной жилищной политики», который отражает реалии жизни. В целях создания необходимых условий для осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства правительством РФ в мае 1997 г, было принято постановление «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг».
Установлено, что при сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры оказываемой государством из средств федерального бюджета финансовой помощи рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих федеральными стандартами.
Заключение
Показатели состояния социальной системы и её экономики прямо и непосредственно влияют на развитие всего общества в государстве и являются определяющими в оценке социального благополучия всего населения как сложной динамически развивающейся биоэкосистемы. Таким показателем ООН определило индекс развития человеческого потенциала как обобщённый показатель результатов деятельности общества в его социальном пространстве.
Определённое место
в экономическом пространстве социальной
работы занимает система социального
обслуживания, включающая комплекс разнообразных
целевых услуг различным
На федеральном уровне эта сфера предоставляет минимальные социальные гарантии в виде пенсий, пособий, льгот и услуг в соответствии с законодательно установленными социальными нормативами. На региональном уровне, с учётом местных условий, обеспечивается социально-экономическая поддержка сверх государственного уровня.
Всё более значимое место в экономике социальной работы занимают благотворительные фонды, общественные и милосердные организации. Приоритетными становятся программы помощи незащищённым слоям населения, здравоохранению, образованию, культуре и искусству. Происходит профессионализация благотворительных организаций, накапливается опыт экономического взаимодействия с другими субъектами пространства социальной работы.
Таким образом, экономическое пространство социальной работы нуждается в изучении, оптимизации экономических связей его субъектов, совершенствовании экономических отношений между ними, с государством и обществом, а также координации этих взаимосвязей на основе правового регулирования в условиях формирования рыночных отношений.
Информация о работе Экономическое пространство социальной работы:понятие,структуры,функции