Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 20:07, реферат
Экономика Японии — одна из самых развитых экономик мира.. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение.
1. Экономика Японии…………………………………………………………….3
2. Экономика Китайской Народной Республики………………………………..6
3. Список использованной литературы…………………………………….…..10
Экономика Японии
Экономика Японии — одна из самых развитых экономик мира.. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15 % от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей.
Структура экспорта: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты.
Структура импорта: машины и оборудование, топливо, продовольствие, химикаты, сырье.
Сельскохозяйственные угодья Японии составляют около 13 % ее территории. Более половины этих угодий — заливные поля, используемые для рисоводства. В среднем, одно фермерское хозяйство обладает 1,8 га пашни. Для Хоккайдо этот показатель составляет 18 га, а для остальных 46 префектур — 1,3 га. Японии присуще интенсивное сельское хозяйство, поскольку сельскохозяйственные угодья преимущественно малые. Они обрабатываются многими фермерами, как правило без применения большой сельскохозяйственной техники, с использованием природных или химических удобрений. Поскольку в стране не хватает равнинной земли, много угодий расположены на террасах на склонах гор, что также затрудняет использование техники.
С конца 20 века для Японии характерно быстрое сокращение пахотных площадей, особенно заливных полей. Причинами сокращения называют переход японцев от традиционного к западному образу жизни — уменьшение потребления риса и увеличение потребления пшеничных изделий, мяса, молочных продуктов и т. д. Другой причиной сокращения пахотных земель является урбанизация, а также развитие предприятий вторичного и третичного секторов экономики. Бывшие сельскохозяйственные угодья отводятся под строительство жилых помещений, заводов, офисов или дорог.
Рыболовство и переработка морепродуктов является традиционной отраслью хозяйства японцев со времен неолита. В среднем житель Японии потребляет 168 кг рыбы ежегодно, что является наивысшим показателем среди стран мира. Прибрежные воды Японского архипелага богаты рыбой, съедобными водорослями и другими морскими ресурсами. Долгое время самым прибыльным местом для рыболовства было море Санрику на северо-востоке острова Хонсю, где холодное Курильское течение встречается с теплым течением Куросио. Однако из-за аварии на соседней Фукусимской АЭС в 2011 году вылов рыбы и морепродуктов в этом ареале был временно остановлен. Другим местом, богатым рыбой, является северная и южная части Западного Тихого океана.
Основу вылова составляют рыбы семейства скумбриевых (14 %), тунцы (8 %), анчоусы (8 %), приморские гребешки (7 %), сайры (5 %), рыбы семейства лососевых (5 %), кальмары (5 %), минтай (4 %) и ставрида (4 %). Среди других видов ловят крабов, камбал, пагр и т. д. Вылов осуществляется в прибрежных и удалённых водах. По международному законодательству японские рыбаки имеют право заниматься рыболовством только в японских территориальных водах и японской исключительной экономической зоне радиусом 370 км в Тихом океане.
Япония является мировым лидером по импорту рыбы и морепродуктов. Она ввозит 20 % всей рыбы мира, экспортируемой другими странами. Объёмы японского импорта рыбы и морепродуктов начали расти после установления международных ограничений относительно территориальных вод и исключительных экономических зон. Эти ограничения сделали невозможным лов рыбы японскими рыбаками в далёких водах Тихого океана.
Промышленные районы: Токио — Иокогама, Осак
Главным структурным фактором является
наука и образование, поэтому им уделяется
особое внимание. Согласно государственной
программе развития национальной системы
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ (НИОКР) был осуществлен переход от импорта
технических достижений в разработке
собственной системы НИОКР. Осуществлены
кардинальные меры по совершенствованию
подготовки кадров и дальнейшего развития
международного научного сотрудничества.
Были созданы крупные научные центры,
занимающиеся разработками в области
физики твердого тела, атомной энергетики,
физики плазмы, новейших конструкционных
материалов, космических роботов и др..
К лидерам мировой экономики относятся
такие японские компании, как «Тойота Моторс», «Мацусита Электрик»,
«Сони корпорейшн»,
«Хонда Моторс», «Toshiba», «Фудзицу» и др.. Средний и малый бизнес эффективно
функционирует во всех сферах. Он является
самым активным и самым стабильным элементом
рынка в развитии конкуренции, повышении конкурентоспособност
Автомобилестроение — одна из основных отраслей промышленности, которая обеспечила стремительное развитие японской экономики во второй половине 20 века. В начале 21 века в этой отрасли было занято около 8 млн человек. Автомобильная продукция является одной из главных статей японского экспорта. Крупные автомобилестроительные районы расположены в префектурах Канагава, Сидзуока и Айти. Крупнейшие заводы находятся в городах Хиросима, Сидзука, Тойота, Хамамацу, Йокосука, Иокогама, Ота. Ведущими японскими автомобильными компаниями, работающими на международных рынках, являются «Мазда» (Хиросима), «Хонда» (Токио), «Тойота», «Ниссан» (Йокогама), «Судзуки» (Хамамацу), «Мицубиси» (Хамамацу) и другие.
Японское автомобилестроение получило развитие в 1960-х годах в эпоху японского экономического чуда. Начиная с 1970-х годов предприниматели начали экспорт собственной автомобильной продукции в США. Это привело к торговому конфликту между обеими странами в 1974 году. Для его решения японское правительство установило ограничения на вывоз японских автомобилей за границу, а японские предприниматели частично перенесли свое производство на территорию США. Решение конфликта успешно способствовало развитию японского автомобилестроения. Наивысшего пика оно достигло 1989 году, когда в стране было произведено около 13 млн автомобилей, из которых 6 миллионов были экспортированы за рубеж. В 1990—1995 годах наблюдался спад производства автомобилей до уровня 1979 года. Он сменился периодом стагнации, который закончился в2002 году восстановлением роста.
Судостроение является традиционной отраслью производства для Японии на протяжении многих веков. Основными судостроительными районами являются побережьеВнутреннего Японского моря, северные берега острова Кюсю и Тихоокеанское побережье. Крупнейшие заводы расположены в городах Сасебо, Нагасаки, Курэ, Ономичи, Сакаидэ, Кобе, Йокосука, Йокогама, Хакодате. Ведущими японскими судостроительными компаниями являются «Сасэбо» (Сасебо), «Мицубиси» (Нагасаки), «Кавасаки» (Кобе), «Юниверсал» (Кавасаки) и другие.
В 2012 г. ВВП Японии в номинальном выражении вырос до 475,9 трлн. иен (5,963 трлн. долл. США), составив 101,1% к уровню 2011 г. (470,62 трлн. иен). По этому показателю Япония уже третий год занимает третье место в мире после США (с ВВП 15,7 трлн. долл. США) и КНР (8,28 трлн. долл. США).
В реальном выражении ВВП Японии в 2012 г. оценивается в 519,6 трлн. иен, что составляет 102,0% к уровню 2011 г. (509,45 трлн. иен).
Возвращение экономики в плюсовую зону произошло, однако показатели роста ВВП оказались меньше прогнозировавшихся ранее.
Япония является крупнейшим в мире импортером нефти, СПГ, текстильных изделий, полупроводников, угля, аудио и видео аппаратуры. Основными странами – экспортерами товаров в Японию являются КНР, США, Австралия, Саудовская Аравия, ОАЭ и Республика Корея.
Япония – крупнейший экспортер транспортных средств, полупроводников, металлоизделий, автозапчастей, а также продукции энергетического машиностроения. Основными экспортными рынками для Японии являются КНР, США, Республика Корея, Гонконг и Таиланд.
Экономика Китайской Народной Республики
Китай располагает половиной мировых запасов валюты. За 2012 г. Китай получил 2 трл. долл. выручки, одновременно увеличились и госрасходы.
Летом 2011 Китайские банки продавали по 2 млрд долл. в день и большую часть вырученных средств конвертировали в евро. Также осуществлялся постепенный переход на национальную валюту контрагента (т.н. свот-контракт) (эта система работает сегодня и между Россией и Китаем). В апреле 2011 г. ЦБ КНР информировал о полном отказе от доллара в международных взаиморасчётах.
В последние 10 лет (2008) площадь пахотных земель в стране сократилась на 123 млн му /1 га = 15 му/[23]. Китай сильно страдает от нехватки воды, в первую очередь это относится к сельскому хозяйству.
Бурный экономический рост ставит КНР во всё большую зависимость от импорта энергоресурсов. Это двусторонний процесс, в результате которого Китай всё больше влияет на мировые рынки энергоресурсов, энергетическую политику других стран, мировые цены на энергоресурсы, стимулирует прирост производства, а также перераспределение и создание новых каналов поставок. Так, в настоящее время доля импорта Китая на мировом рынке нефти — 8%, а в мировом росте спроса с 2000 года — 30%. При этом по расчётам Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA), на всю Азию в течение следующих 15 лет придётся половина совокупного роста потребления нефти. Таким образом, можно с полной уверенностью говорить о том, что наметился постепенный переход доминирования в сфере энергетики от развитых к развивающимся странам.
Информация о работе Экономическое развитие Японии и Китайской Народной Республики