Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:22, доклад
Экономическое сотрудничество с государствами-участниками СНГ является одним из приоритетных направлений внешней политики России. Экономические связи со странами Содружества развиваются в двустороннем и многостороннем форматах на основе принципов прагматизма, взаимной выгоды и учета интересов партнеров. В двустороннем сотрудничестве ключевую роль играет организация деятельности межправительственных комиссий. В ходе заседаний принимаются решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.
Доклад
По предмету: «Внешнеэкономическая деятельность»
На тему:
экономическое сотрудничество России
и СНГ
Выполнили:
Ст.группы ВТЭ-360
Ким В., Шевчук К.,
Оганджанянц
Д.
Волгоград 2010
Экономическое сотрудничество с государствами-участниками СНГ является одним из приоритетных направлений внешней политики России. Экономические связи со странами Содружества развиваются в двустороннем и многостороннем форматах на основе принципов прагматизма, взаимной выгоды и учета интересов партнеров. В двустороннем сотрудничестве ключевую роль играет организация деятельности межправительственных комиссий. В ходе заседаний принимаются решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.
Интеграционные процессы на пространстве Содружества осуществляются в формате СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союзного государства России и Беларуси, Шанхайской организации сотрудничества.
Настоящая Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с положениями Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, принятых Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года.
Стратегия базируется на основополагающих документах, принятых в рамках Содружества, результатах научных исследований и анализа экономической ситуации, сложившейся в государствах – участниках СНГ в ходе экономических реформ и интеграционных процессов, и предполагает реализацию ее положений на период до 2020 года.
Стратегия – комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами – участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений.
Целью Стратегии являются придание дополнительных импульсов экономическому взаимодействию государств – участников СНГ, обеспечение устойчивого развития, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения на основе синергетического эффекта и эффекта масштаба, конкурентоспособности национальной экономики государств – участников СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной системе.
Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций – глобализации и регионализации.
Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами – участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.
Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств – участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях.
В 2007 году в СНГ было произведено 3,1 % мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт товаров из государств – участников СНГ составлял 3,6 % общемирового показателя.
Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств – участников СНГ.
По данным таможенной
статистики в январе-сентябре 2009 года
внешнеторговый оборот России составил
321,4 млрд. долларов США (с учетом данных
о торговле с Республикой Беларусь)
и по сравнению с январем-сентябрем 2008
года уменьшился на 43,9%, в том числе со
странами СНГ – 47,0 млрд. долларов США (снижение
на 45,0%).
Экспорт России в
январе-сентябре 2009 года составил 206,6 млрд.долларов
США и по сравнению с январем-сентябрем
2008 года уменьшился на 44,3%, в том числе
в страны СНГ – 32,2 млрд.долларов США (снижение
на 42,4%). Сокращение стоимостных объемов
экспорта вызвано снижением уровня средних
цен основных сырьевых товаров, экспортируемых
Россией, тогда как физические объемы
экспортных поставок остались на уровне
прошлого года.
Импорт России
в январе-сентябре 2009 года составил
114,8 млрд.долларов США и по сравнению
с январем-сентябрем 2008 года снизился
на 43,1%, в том числе из стран
СНГ – 14,8 млрд.долларов США (снижение
на 49,8%). Снижение стоимости импорта
обусловлено в основном падением физических
объемов импортных поставок, при этом
средние цены ввезенных товаров изменились
незначительно.
Сальдо торгового
баланса сложилось
В страновой структуре
внешней торговли России на страны
СНГ в январе-сентябре 2009 года приходилось
14,6% российского товарооборота (в январе-сентябре
2008 года – 14,9%), на страны ЕврАзЭС – 9,0%
(8,3%).
Объемы торговли со странами СНГ в январе-сентябре 2009 года
(миллионов долларов США)
|
Основными торговыми партнерами России, определяющими состояние торговых отношений с государствами Содружества, остаются Белоруссия, Украина и Казахстан, формирующие вместе с Россией Единое экономическое пространство (ЕЭП). На долю этих трех государств приходится более 90% товарооборота России со странами СНГ, или 16,2% общего объема российского внешнеторгового оборота.
Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ
К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая политика») и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.
Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Мы последовательно придерживаемся рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.
Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.
К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:
- продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и элементов единого экономического пространства;
- предложить странам
Содружества эффективные
- активизировать
участие российских
- сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);
- эффективно использовать
как важное конкурентное
- приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.
Мировой финансовый и экономический кризис оказывает существенное негативное влияние на экономическую ситуацию в странах СНГ, которые вплоть до последнего времени были одним из самых динамично развивающихся регионов мира. Сила воздействия кризиса на экономику стран СНГ проявляется по-разному в зависимости от степени их интеграции в глобальную экономику, состояния финансовой и банковской систем, фондового рынка. К концу 2008 года экономика ряда стран Содружества в полной мере ощутила влияние мирового финансово-кредитного кризиса - особенно заметным оно было в странах с относительно более высоким уровнем интеграции в мировую экономику.
Как и в других государствах, в странах СНГ от кризиса страдают реальный сектор экономики, государственные финансы, фондовый рынок, валютная и банковская сферы. Негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ оказало снижение мировых цен на нефть, металлы, зерно, а также сокращение внешнего спроса на ряд экспортируемых странами Содружества товаров.
Информация о работе Экономическое сотрудничество России и СНГ