Экономическое сотрудничество России с Китаем в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Расцвет советско-китайских отношений приходится на 1949-1956 годы. Именно в этот период подписывается советско-китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи». Китаю оказывается помощь в строительстве государства, армии, обучении специалистов. После прихода к власти Хрущёва и XX съезда отношения между двумя странами ухудшаются. Мао Цзэдун обвиняет советское правительство в ревизионизме и уступкам Западу. После этого следуют различного рода конфликты между СССР и Китаем. Нормализованы отношения между странами были лишь в 1989 году.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….…..3
1.Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая…………4
1.1 Особенности экономических отношений между РФ и КНР на современном этапе...4
1.2 Проблемы российско-китайских взаимоотношений…………………………………….5
1.3 Перспективы российско-китайского экономического сотрудничества……………....7
2. Анализ двусторонних российско-китайских экономических отношений……………...8
2.1 Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Китаем..8
2.2 Инвестиционное сотрудничество России и Китая………………………………………10
2.3 Механизмы углубления межгосударственного сотрудничества………………………11
2.4 НП «Российско-Китайский деловой совет» (РКДС)…………………………………….11
2.5 Российско-китайское сотрудничество в научно-технической и инновационной сфере……………………………………………………………………………………………….12
3.Взаимоотношения России и Китая в рамках международного сотрудничества…...…13
3.1 Россия и Китай в ШОС……………………………………………………………………..13
3.2 Россия и Китай в BRICS……………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 58.52 Кб (Скачать файл)

И, наконец, проблема дефицита доверия и недостаток взаимопонимания  между народами двух стран. По мнению китайских коллег, характер этого  недоверия и недопонимания многообразен, как многообразно как российское, так и китайское общество. Они  считают, что многие люди в России не знают, не понимают китайские обычаи и привычки. Безусловно, здесь сказываются  трудности культурной адаптации, языковые, психологические и иные барьеры. Не увеличивает степень доверия  и тот факт, что между Россией  и Китаем после демаркации государственной  границы на всем ее протяжении и  решения всех спорных территориальных  вопросов пока не подписан новый Договор  о границе (взамен всех ранее существовавших российско-китайских договоров XVII-XX вв., большинство из которых многие в Китае по-прежнему считают «неравноправными»).

Вхождение в процесс глобализации, по мнению китайских политологов, сопряжен как с положительными, так и  с отрицательными моментами. И Россия, и Китай должны извлекать  для  себя пользу, войдя в мир глобализации. Кстати, китайские политологи ничего страшного не видят в том, что  Россия стала крупной сырьевой державой. «Что в этом плохого, - восклицал  в беседе с нами видный китайский  политолог Ли Фэнлинь. – Накапливайте средства и вкладывайте в инновации. Главное, чтобы народу стало лучше жить».

Сегодня у наших двух стран  нет выбора: жить или не жить в  глобальном мире? – современный  мир уже глобален, и Россия и  Китай стали его глобальными  игроками. По справедливому мнению китайских политологов, глобализация – это объективный процесс  развития мировой экономики, в котором  проявляется международное разделение труда. В связи с изменением за последние 15 лет соотношения экономической мощи двух стран в пользу Китая нельзя исключить, что у некоторых российских политологов может возникнуть  вопрос, связанный с подозрением о возможности проявления в подходах Китая, в том числе и к нашей стране, элементов «национального эгоизма» или «экономического национализма», о которых говорил российский президент Дмитрий Медведев на Петербургском экономическом форуме в июне 2008 г. Но ведь на эту проблему можно посмотреть и с другой стороны - пример бурно развивающегося Китая может и должен стать мощным стимулом для активного экономического роста России. Весь вопрос в том – как этот пример будет реализован в наших программах инновационного развития, которые мы, кстати, как и китайцы, стали выстраивать  до 2020 года.

 

 

1.3 Перспективы  российско-китайского экономического  сотрудничества.

 

Говоря о перспективах российско-китайского партнерства, гипотетически  нельзя исключить понижения места  России в стратегических приоритетах  Китая и места КНР в российских приоритетах, вплоть до появления в  краткосрочной перспективе, как  уже говорилось, даже конфронтационных элементов в наших отношениях. Однако наиболее вероятной и оптимальной представляется перспектива экстраполяции в будущем нынешнего уровня российско-китайского партнерства, его развитие и углубление, более того – переход к модели реального соразвития двух стран. Конечно, это требует усилий обеих сторон.

Сдерживающими факторами  развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества являются следующие  препятствия:

    • Незнание китайскими и российскими предпринимателями законодательства и условий деловой деятельности в наших странах, что проявляется в чрезмерной осторожности китайских предпринимателей.
    • Сложный инвестиционный климат в Китае для реализации проектов с российским капиталом.
    • Негибкость российского законодательства, которое ущемляет интересы иностранного капитала, не гарантирует его сохранность и безопасность.
    • Высокие ставки налогообложения в РФ по сравнению с более низкими ставками в КНР не стимулируют иностранное предпринимательство в России.
    • Несовершенство, сложность решения административных проблем, чрезмерная забюрократизированность процедур создания совместных предприятий.
    • Недостаточная защищенность китайского бизнеса в России.
    • Социально-психологические моменты, связанные с давлением в прессе на население по поводу так называемой китайской угрозы.

Для нас важно осознать, что главный урок, который извлекли китайцы из XX века – необходимость мирного стабильного развития. Несмотря (а может быть и вопреки) нашему российскому проевропейски настроенному, отлаженному вековой историей менталитету, который упорно тянет нас к Европе, нам нужно понять место и роль Китая в стратегической перспективе нашего исторического развития. Одним словом, российско-китайское партнерство требует новых горизонтов. Процесс этот, однако, вряд ли будет быстрым.

Конечно, Китай – это  сложный партнер. Трудности в  двусторонних отношениях, естественно, возникают и будут возникать, ибо каждая из сторон стремится защищать прежде всего свои национальные интересы, исходя из собственного представления о них.

Основой стратегии нашего партнерства должны стать стремление наших народов к лучшей жизни, возможность взаимоучастия, совместной деятельности россиян и китайцев в достижении этой непростой задачи.

 

 

2.АНАЛИЗ ДВУСТОРОННИХ  РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ

 

2.1 Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Китаем.

По итогам 2011 года товарооборот между Россией и Китаем превысил 83 млрд долларов. Товарооборот с КНР составляет около 10% от объема внешней торговли России, По итогам 2011 г. Россия занимает 10-ое место среди внешнеторговых партнеров Китая.

Китай же занял 1-е место  среди внешнеторговых партнеров  России (за 2009 год - 3-е место), в т.ч. 6-е по экспорту и 1-е по импорту. Доля Китая во внешнеторговом обороте России составила 9,6%.

 

Российский экспорт в  Китай - 20,3 млрд. долл. США, увеличившись на 21,8%, российский импорт из Китая – 39,0 млрд. долл. США (+71,2%). Отрицательное  сальдо России – 18,7 млрд. долл. США.

В январе 2011 года товарооборот составил 4,6 млрд. долл. США (+ 85,5% к январю 2010 г.), при этом экспорт России в  Китай - 2 млрд. долл. США (+21,5%), импорт из Китая – 2,6 млрд. долл. США (+52,6%).

В структуре российского  экспорта в Китай основная доля поставок приходится на следующие товарные группы: минеральные продукты (в основном продукция ТЭК) – 55,6% объема экспорта, древесину и целлюлозно-бумажные изделия - 14,2%, продукцию химической промышленности - 14,0%, машины, оборудование и транспортные средства – 7,9%. Удельный вес металлов и изделий из них  составляет 3,4%, продовольственных товаров  и сельхозсырья - 4,7% объема российского экспорта.

Основные экспортные товары (свыше 84% всех поставок): продукция  ТЭК (нефть и нефтепродукты, уголь  каменный); лесоматериалы необработанные, пиломатериалы и целлюлоза древесная, сырье и полуфабрикаты для  металлургии (руды и концентраты  железные), рыба мороженая, минеральные  удобрения, авиационная техника  и ее части, никель необработанный, каучук синтетический, оборудование для  АЭС, лактамы, полимеры этилена.

Структуру импорта формируют: машины, оборудование и транспортные средства - 49,6%, текстиль, изделия из него, обувь – 18,5%. Доля металлов и  изделий из них составляет 8,6%, продукции  химической промышленности (7,3%), продовольственных  товаров и сельхозсырья (3,4%), кожевенного сырья, пушнины и изделий из них (1,8%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий (1,3%).

Основные импортные товары (свыше 67% всего объема импорта): товары легкой промышленности (трикотажно-текстильные  и кожгалантерейные изделия, обувь  и ее части), бытовая электроника (вычислительная техника, телефонная аппаратура, телевизоры, и др.), части и компоненты электронной аппаратуры, продукция  общего машиностроения (строительная техника, части и компоненты автотранспортных средств, насосно-компрессорное оборудование), электробытовые приборы (стиральные машины, холодильная техника, кондиционеры и др.), электросиловое оборудование, продукция металлургии (металлоконструкции, трубы, прокат плоский, метизы из нелегированной стали и пр.); мебель и ее части; игры и спортинвентарь; продовольственные товары (плодоовощная продукция, рыба и морепродукты).

В 2010 году объем торговли России с приграничными регионами  КНР (провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, АРВМ, СУАР) увеличился на 40,56% и составил 16,65 млрд. долл. При этом российский экспорт вырос на 37,14% до 11,77 млрд. долл., импорт возрос на 49,6% до уровня в 4, 86 млрд. долл. Положительное сальдо России составило 6,92 млрд. долл. с приростом на 29,6% к 2009 г.

Традиционно большой удельный вес торговли с приграничными  регионами Китая в общих внешнеторговых объемах двух стран продолжал  оставаться на высоком уровне - 30,03% против 30,52% в 2009 г. Восстановительная  динамика темпов прироста приграничной торговли позволила значительно  приблизиться к докризисному уровню.

 

Наиболее значительным был  рост внешней торговли России с провинцией Хэйлунцзян (+57,32%), уже длительное время занимающей первое место по данному показателю среди всех регионов КНР.

В целом торговля китайских  приграничных регионов с Россией  в 2010 г. характеризовалась следующими данными:

По данным китайской статистики наиболее крупными позициями товарооборота  в рамках российско-китайской приграничной торговли в 2010 г. в российском экспорте были:

 

  • круглый лес 10,85 млн. куб. м. (+61,76%) , или 77,4% всего российского экспорта круглого леса.
  • распиленные лесоматериалы – 3,63 млн. куб. м. (+38,02%) или 90,5% всего российского экспорта распиленных лесоматериалов
  • хлорид калия – 1528,16 тыс. т. (+344,59%), или на сумму 533,4 млн. долл. (+188,61%);
  • сырая нефть – 427,2 тыс. тонн (-62,53%), или 2,8% всего российского экспорта сырой нефти;
  • руды – 2,64 млн. т. (-9,9%), или 14,88% всего российского экспорта руд, на сумму 340,54 млн. долл. (+66,26%).

 

Основные статьи приграничного  импорта из Китая в 2010 г.:

 

  • обувь на сумму 1109,7 млн. долл. (+178,1%);
  • одежда текстильная, 444,02 млн. долл. (+39,3%);
  • одежда из трикотажа, 363,37 млн. долл. (+114,9%);
  • машины и оборудование, 311,86 млн. долл. (+71,6%);
  • изделия из кожи, 260,31 млн. долл. (+14,1%);
  • фрукты, 141,4 млн. долл. (-9,4%).

 

       

2.2 Инвестиционное  сотрудничество России и Китая.

 

В области развития двустороннего  сотрудничества в инвестиционной сфере  действует межправительственная Постоянная рабочая группа по инвестиционному  сотрудничеству; активно используется механизм регулярных Российско-Китайских  инвестиционных форумов, организаторами которых являются Минэкономразвития  России и Госкомитет КНР по развитию и реформе.

Приоритетными направлениями  инвестиционной деятельности КНР в  России являлись энергетика, разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, торговля, легкая и текстильная промышленность, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг.

По данным Минкоммерции КНР, китайские прямые инвестиции в России за 2010 год увеличились на 43,8% и составили 594 млн. долл. против 410 млн. долл. в 2009 г. Общий объем накопленных прямых инвестиций достиг 2 млрд. 618 млн. долл. (+29,3%).

Российские прямые инвестиции в Китае по 2010 году увеличились  на 10,0% до 34,97 млн. долл. против 31,77 млн. долл. в 2009 г. Контрактные инвестиции уменьшились  на 33,4% до 120 млн. долл. Количество новых  зарегистрированных проектов с российскими  прямыми инвестициями - 59 (в 2009 г. - 94 проекта).

К концу 2010 г. суммарный объем  российских прямых инвестиции в КНР достиг 786,77 млн. долл. (+4,6%), контрактные инвестиции - 2,31 млрд. долл. (+5,4%). Общее количество российских проектов с прямыми инвестициями в КНР - 2328 (+2,6%).

 

 

2.3 Механизмы углубления межгосударственного сотрудничества.

 

Одним из основных механизмов межгосударственного сотрудничества является Российско-Китайская Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств (далее – МПК), в рамках которой действует ряд подкомиссий и рабочих групп.

В целях продвижения российско-китайского инвестиционного взаимодействия под  эгидой Минэкономразвития России действует  межведомственная рабочая группа по формированию региональных проектов для  представления заинтересованным китайским  инвестиционным компаниям. Китайской стороне переданы для изучения 16 наиболее перспективных инвестиционных проектов из 8 субъектов Российской Федерации. По итогам поездок китайских инвесторов в российские регионы (Рязанская и Орловская области, Чувашская Республика и Республика Алтай) для знакомства с инвестиционными проектами, рекомендованными правительствами областей и республик, в области сельского хозяйства, переработки древесины, экологии, туризма и строительных материалов между китайскими и российскими компаниями подписаны Меморандумы о сотрудничестве и протоколы о намерениях, а также соглашение о строительстве на территории Орловской области кирпичного завода и складского комплекса для хранения семян рапса.

Крупные китайские промышленные и инвестиционные корпорации проявляют  заинтересованность в участии китайских  компаний в запуске пилотного  проекта особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Новомичуринская» в Рязанской области, в планируемой ОЭЗ в Псковской области, а также в сотрудничестве с ОЭЗ «Зеленоград».

С целью разработки мер  по ликвидации «серых» схем во взаимной торговле в рамках МПК создана  Подкомиссия по таможенному сотрудничеству, в которой сформированы рабочие  группы по совершенствованию процедур таможенного оформления и контроля, таможенной статистике внешней торговли и таможенному сотрудничеству. Таможенные ведомства двух стран начали экспериментальный  электронный обмен информацией  о взаимной торговле. Подписан ряд межведомственных документов.

Информация о работе Экономическое сотрудничество России с Китаем в XXI веке