Экономическое учение Дж. С. Милля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

В процессе исторического развития общества неизбежно появляются экономические идеи – представления о том, что такое экономика, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально использовать. Долгое время экономические идеи остаются отрывочными, разрозненными, но постепенно они формируются в определенные системы экономических взглядов – возникают экономические учения. При этом каждое экономическое учение выражает систему взглядов того или иного класса на хозяйственные явления, на те или иные вопросы хозяйственной деятельности, на экономические отношения в обществе.

Файлы: 1 файл

Istoria_ek_uch.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

 

Кафедра «Мировая экономика и логистика»

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «История экономических учений»

на тему: «Экономическое учение Дж. С. Милля»

 

 

Проверил

преподаватель:

 доцент

Борисов Л.В.

 

Выполнила:

Студентка

 гр. МТ-344

                        Иванова Карина

 

 

Екатеринбург

2014 
Оглавление

 

 

Введение

В процессе исторического развития общества неизбежно появляются экономические идеи – представления о том, что такое экономика, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально использовать. Долгое время экономические идеи остаются отрывочными, разрозненными, но постепенно они формируются в определенные системы экономических взглядов – возникают экономические учения. При этом каждое экономическое учение выражает систему взглядов того или иного класса на хозяйственные явления, на те или иные вопросы хозяйственной деятельности, на экономические отношения в обществе.

Если с именем А.Смита связывают становление политической экономии как науки, то с именем Дж. Милля связано опубликование трактата "Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии" (1848), который явился своеобразным путеводителем для тех, кого интересовали проблемы политической экономии. Сам Милль в предисловии к свой работе пишет, что его задача заключается в том, чтобы написать обновленный вариант "Богатства народов" с учетом возросшего уровня экономических знаний и самых передовых идей современности.

Цель работы: изучить экономические взгляды экономиста Дж. С. Милля.

 

 

 

 

 

 

  1. Биография Дж.С.Милля

Отец Джона Стюарта Милля – Джеймс Милль – экономист, ближайший друг Давида Рикардо, строго следил за воспитанием и образованием своего сына. Младшему Миллю уже в десять лет приходилось делать обзор всемирной истории, греческой и латинской литературы, а в тринадцать он даже написал историю Рима, продолжая также изучение философии, политической экономии и других наук. 
   Трудовая деятельность Дж. С. Милля была связана с Ост-Индской компанией, где он занимал высокий пост до самого её закрытия в 1858 году. В 1865-1868 гг. он был членом парламента. 
   После смерти жены помогавшей ему в научной работе, Джон Стюарт Милль переехал во Францию, где в Авиньоне провёл последние годы своей жизни. 
   Первая публикация Джона Стюарта Милля вышла в свет в 1829 году, то есть когда ему было ещё 23 года. В 1843 году он стал известным, выпустив философскую работу «Система логики». Главный его труд «Основы политической экономии» был издан в 1848 году – книга, семь раз переиздавалась при жизни автора и служила общепризнанным учебником политической экономии до конца девятнадцатого века. В соответствии с традициями классической политической экономии основные разделы книги посвящены производству, распределению, обмену, прогрессу капитализма и роли государства в экономике. Главная особенность и важнейший источник оригинальности Милля-экономиста заключаются в том, что экономику вообще и ее рикардианское толкование в частности он рассматривал в широком общественном контексте. 
Творчество Дж.Ст. Милля оставило заметный след и в других отраслях знаний – в философии («Утилитаризм», 1863), политологии («О свободе», 1859). [1]

 

 

  1. Предмет и метод изучения Дж. С. Милля.

Определяя предмет политической экономии, Дж. С. Милль выдвинул на передний план«законы производства» и «законы распределения». Причём он практически повторяет Давида Рикардо и своих предшественников, и указывает на то, что «в экономическом развитии нельзя не считаться с возможностями сельского хозяйства». 
   В методологии исследования Милль во многом повторяет своих предшественников, но также и движется дальше. Он соглашается со сложившейся концепцией «нейтральности» денег, но в последующих рассуждениях также принимает и положения количественной теории. В результате, из-за недооценки функции денег как меры ценности товарного запаса Дж. С. Милль даёт упрощённую характеристику богатства. Оно, по его мнению, определяется как сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ. 
   Специфическим в методологии Милля является противопоставление законов производства и законов распределения. Первые, по его мнению, неизменны и заданы техническими условиями, то есть также как и физические законы, они имеют естественный характер и не зависят от воли человека. А вторые таковы, «какими их делают мнения и желания правящей части общества, и весьма различны в разные века и в разных странах». Именно законы распределения, на которые влияют «законы и обычаи общества», предопределяют распределение собственности между основными классами общества. Выводя, таким образом, распределение богатства за рамки предмета «чистой», незаинтересованной науки, Милль санкционировал возможность и целесообразность социально-экономического реформирования и одновременно намечал как его направленность, так и его пределы. 
   Так же Милль пытается выявить различия в заимствованных им у О. Конта понятиях статики и динамики. Статическую часть теории, Милль определяет, как дающую одномоментную картину экономики, а ее динамическую часть, характеризующую процессы долгосрочного экономического развития. Он отмечает, что все экономисты всегда стремились изучать законы экономики «общества стационарного и неизменного» и что теперь следует добавить «динамику политической экономии к её статике». Ядро рикардианской теории он относил к «статике», тем самым оставляя себе значительный простор в интерпретации тенденций общественного прогресса. 
   Наконец, не отказавшись от утилитаристского образа человека как максимизатора полезности, Милль четко ограничил сферу применения такого подхода: подобная философия касается только деловой части общественных учреждений, распространять ее на всех людей - ошибка. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономическая мысль Дж. С. Милля.

    1. Теория производительного труда.

Дж. С. Миль начинает с теории производительного труда первую книгу «Основ политэкономии». Он целиком поддерживает идеи Адама Смита в том, что только производительный труд (то есть результаты, которого осязаемы) создаёт «богатство», «материальные блага». Милль рекомендует считать производительным трудом также труд по охране собственности и приобретению квалификации, позволяющей наращивать накопление. По его утверждению, доходы от производительного труда имеют производительное потребление, если это потребление «поддерживает и увеличивает производительные силы общества».  А любые доходы от непроизводительного труда – это только простое перераспределение дохода, созданного производительным трудом. Потребление заработной платы рабочих, по Миллю, производительно, если оно доставляет минимум средств для поддержания рабочего и его семьи, и непроизводительно в той части, в какой оно поставляет предметы роскоши. [3] 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теория доходов.

Джон Стюарт Милль определял заработную плату как плату за труд, предполагая, что она зависит от спроса и предложения на рабочую силу, или, что тоже самое, от соотношения между численностью населения и размерами капитала. Он повторил вывод Д. Рикардо и Т. Мальтуса о неизбежном минимальном размере оплаты труда рабочих, что и стало основой его доктрины «рабочего фонда». В соответствии с ней, ни классовая борьба, ни профсоюзы не могут предотвратить формирование заработной платы на уровне прожиточного минимума. Однако в 1869 году Дж. С. Милль официально отказался от доктрины «рабочего фонда», согласившись с тем, что профсоюзы могут влиять на уровень заработной платы, который может устанавливать конкуренция на рынке труда. Также Милль утверждал, что за менее привлекательный труд платится более низкая зарплата. Источником для выплаты заработной платы Дж. С. Милль назвал некий «капитальный запас». 
   Капитал у Милля характеризуется как «ранее накопленный запас продуктов прошлого труда».   Капиталообразование, как основа инвестиций  позволяет расширить масштабы занятости и может предотвратить безработицу, если, конечно, не учитывать «непроизводительные расходы богатых». 
В ренте Дж. С. Милль видит «компенсацию, уплачиваемую за пользование землёй». Но, по его мнению, следует учитывать, что в зависимости от формы использования земельного участка он может, как обеспечить ренту, так и потребовать издержек, исключающих этот доход. 
   В целом, говоря о теории доходов Милля, следует сказать, что он полностью поддержал Томаса Мальтуса и также считал, что доходы с ростом населения будут только снижаться и, следовательно, необходимо всячески ограничивать рождаемость. [3]

 

 

 

    1. Теория стоимости.

Рассмотрев понятия меновая стоимость, потребительная стоимость, стоимость и некоторые другие, он обращает внимание на то, что стоимость (ценность) не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость представляет собой понятие относительное. В дальнейшем он повторяет тезис Д. Рикардо о создании стоимости трудом, необходимым для производства товарных благ, заявив при этом, что именно количество труда «имеет первостепенное значение в случае изменения стоимости». 
   Проблемы ценообразования рассмотрены у Милля после анализа проблем распределения, где под стоимостью (ценностью) товара он понимает его покупательную способность по отношению к другим благам. Фактически Милль приходит к точке зрения, что меновая стоимость (и цена) товара устанавливается в точке, где уравниваются спрос и предложение. Примирить данную позицию с представлениями классической политической экономии, где «естественные цены» определяются издержками производства, Милль пытается ссылкой на то, что это утверждение справедливо для ситуации с совершенно эластичным предложением. Идеи Милля о функциональных связях между рыночной ценой, спросом и предложением в дальнейшем вылились в исследование категории «ценовой эластичности» у А. Маршалла. [3] 

 

 

 

 

 

 

    1. Теория денег, кредита и торговых кризисов.

Дж. С. Милль придерживался количественной теории денег, в соответствии с которой увеличение или уменьшение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров. Он утверждал, что стоимость самих денег «меняется обратно пропорционально количеству денег: всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает её в совершенно одинаковой пропорции». Поскольку золотой запас настолько велик, что возможные изменения издержек на добычу золота не могут сразу повлиять на корректировку цен, то следует вывод, что цены на товары регулируются, прежде всего, количеством денег находящихся в данный момент в обращении. Характеризуя «нейтральность» денег Милль утверждал, что в «общественной экономике нет ничего более несущественного по своей природе, чем деньги, они важны лишь как хитроумное средство, служащее для экономии времени и труда. Это механизм, позволяющий совершать быстро и удобно то, что делалось бы и без него, хотя и не столь быстро и удобно, и, как у многих других механизмов, его очевидное и независимое влияние обнаруживается только тогда, когда он выходит из строя». 
   Норма процента определяется процентом на ссудные фонды и их предложением. Спрос на ссуды складывается из спроса на инвестиции, спроса государства и спроса землевладельцев для непроизводительного потребления. Предложение ссуд складывается из сбережений, банковских билетов и банковских депозитов. Количество денег как таковое не оказывает влияния на процент, однако изменение количества денег неизбежно ведёт к изменению нормы процента. 
   Инфляция, по Миллю, повышает норму процента, когда она вызвана государственными расходами, финансируемыми путём выпуска неконвертируемых в золото бумажных денег. Рост цен снижает реальную величину долгов и потому работает в пользу дебиторов и против кредиторов. 
   По мнению Милля: «кредит не увеличивает производительные ресурсы страны, но благодаря ему они полнее используются в производительной деятельности». Источником кредита служит капитал в денежной форме, не имеющий в данное время производительного употребления. 
   Кредит радикально меняет торговую конъюнктуру, расширяя платежеспособный спрос и воздействуя на предположения субъектов. Когда существует общее мнение, что цена какого-либо товара должна повыситься, торговцы проявляют желание получить прибыль от ожидаемого роста цен. Само по себе это желание способствует реализации ожиданий, то есть росту цен. Привлечённые спекулянты совершают новые покупки, увеличивая объём выданных ссуд, и тем самым провоцируют дальнейший безосновательный рост цен. Через некоторое время рост цен прекращается, и владельцы товара спешат его реализовать. В погоне за выручкой всё больше продавцов выходит на рынок и, в результате, цена падает быстрее, чем поднималась. 
Поддерживаемая таким образом спекуляция может охватить даже все товары сразу. В результате начинается торговый кризис, во время которого «общий уровень цен падает настолько же ниже обычного уровня, насколько он стал выше его в течении предшествовавшего периода спекуляции». Это стало первым в истории экономической мысли изложением денежной стороны динамики экономического спада. [3] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теория реформ.

Джону Стюарту Миллю принадлежат первые суждения и трактовки социализма и социалистического устройства общества среди значимых представителей классической политэкономии. Хотя он всячески отмежевывается от социалистов в том, что социальная несправедливость связана с правом частной собственности как таковой. По его мнению, задача состоит лишь в преодолении индивидуализма и злоупотреблений, возможных в связи с правами собственности. В дальнейшем Милль допускает мысль, что «трансформация общества» в сторону самопроизвольного превращения накопленных капиталов в собственность «тех, кто пользуется ими для производства», могла бы обеспечить «комбинацию, более всего подходящую к организации промышленности».  В итоге он приходит к главному выводу: хотя решение практических проблем требует «распространения социалистического мировоззрения», но «общим принципом должно быть laissez faire, и каждое отступление от него, не продиктованное соображениями какого-то высшего блага, есть явное зло». 
   Идеи активизации участия государства в социально-экономическом развитии общества и связанные с этим реформы охватывают в работах Милля большой спектр проблем. По его мнению, государству целесообразно ориентировать центральный банк на повышение банковского процента, так как за этим последует прилив в страну иностранного капитала и усиление национального валютного курса, а так же предотвращена утечка золота за границу. В дальнейшем он рассуждает о неэффективности выполнения законных государственных функций в Англии и переходит к вопросам государственного вмешательства. По прежнему считая «чистый рынок» единственно правильным, Дж.С. Милль приходит к тому, что существуют различные сферы общественной деятельности – сферы «бессилия рынка», где рыночный механизм не приемлем. Для того чтобы без ниспровержения «системы частной собственности» обеспечить «её улучшение и предоставление полного права каждому члену общества участвовать в приносимых ею выгодах» и чтобы утвердился порядок, при котором «никто не беден, никто не стремится стать богаче и нет никаких причин опасаться быть отброшенным назад из-за усилий других протолкнуться вперёд». Дж. С. Милль обращается к возможностям государства в части создания инфраструктуры, развития науки, отмены законов, запрещающих деятельность профсоюзов или ограничивающих её, и т.д. [3] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Доктрина социальных реформ Дж.С.Милля.

Информация о работе Экономическое учение Дж. С. Милля