Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 17:14, реферат
Несовершенство политической системы, нестабильность власти и свойственные новоявленному примитивно-бюрократическому режиму административные пороки, такие, как непотизм, коррупция, злоупотребление служебным положением, неумение эффективно управлять и т. п.,- все это явилось в африканских странах следствием не только отсталой сети социальных связей и отсутствия сколько-нибудь развитой политической структуры, но также и отсталости экономического развития, низкого уровня образовательной и специальной подготовки тех, кто оказывался причастен к управлению. Все это следует считать естественным в молодых государствах, быстрыми темпами структурировавшихся на базе полупервобытности, пусть даже и обогащенной несколькими десятилетиями практики колониальной администрации.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Ресурсы и экономический потенциал ………….……………………….…….4
2. Государство и экономика.………….……………………..……….…………..7
3. Социокультурные стандарты и ориентиры.……....….……………………...11
4. Кризис развития и иностранная помощь………………….…………………14
5. Стремление к сотрудничеству и компромиссам……………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список……………………………………………………..23
Последние годы, особенно рубеж 80-90-х, были отмечены заметными изменениями на континенте именно в этом плане. Враждующие стороны в странах, разрывавшихся, казалось бы, непримиримыми противоречиями и ведших между собой многолетние регулярные или партизанские боевые действия, начали искать путь к примирению. Решительные шаги по такому пути делает многострадальная Ангола, хотя результатов пока мало. Большего успеха добились правящие круги Мозамбика. Успешно завершилась долгая партизанская война за освобождение Намибии, причем завершилась не в результате победы одной из сторон, а в ходе поиска мирного и удовлетворившего обе стороны решения проблемы. Все три примера - знамение времени, того самого времени, параметры которого были обусловлены ликвидацией противостояния двух миров в связи с крахом марксистско-социалистических режимов в одном из них. В этом смысле можно сказать, что поиски компромисса и прекращение внутренних войн в ряде стран Африки - да и не только Африки, вспомним Никарагуа,- явились результатом генерального изменения баланса сил в мире в связи с крахом идеи мирового коммунизма. Впрочем, стремление к компромиссу, пусть не в такой степени, проявляло себя и раньше, начиная с конца 70-х годов, когда в Лондоне за стол переговоров сели и достигли приемлемого результата враждующие стороны в стоявшем на грани внутренней войны Зимбабве. Завершились связанные с сепаратистскими выступлениями войны в Нигерии и Заире. На рубеже 80-90-х годов стало ощущаться постепенное затихание вооруженных конфликтов в Восточной Африке (Эфиопия - Сомали - Судан). Разумеется, нет оснований предаваться эйфории, но тенденция все же ощущается достаточно определенно: количество войн и конфликтов заметно снизилось, многие из них сошли на нет. Количество компромиссов и заметная тяга к решению проблем путем мирных переговоров нарастают. В общем, это может быть определено как некий поворот континента в сторону - сотрудничества ради выживания.
На этом фоне совершенно по-иному выглядят сегодня и проблемы ЮАР. Еще совсем недавно воинственные группы из АНК и так называемые прифронтовые государства, окружающие ЮАР, делали откровенную ставку на конфронтацию. ЮАР в ООН подвергалась осуждению и бойкоту. И хотя многое в этой политике было справедливо, ибо апартеид как режим для XX в. решительно неприемлем, сам способ решения проблемы представлялся, очевидно, бесперспективным. ЮАР была заведомо сильнее всех прифронтовых государств, вместе взятых, вкупе с АНК, не говоря уже о том, что ее экономика питала многие из этих стран, тем самым на деле накрепко привязанных к ненавистной им ЮАР. Совершенно очевидно, что ставка на конфликт была бесперспективной, как ясно и то, что изменение мирового баланса сил сыграло свою роль в смягчении позиций африканских стран и всего мира по отношению к ЮАР. Но при всем том важнейшую роль в повороте к поиску компромисса внутри ЮАР сыграл приход к власти правительства де Клерка, ориентированного на слом одиозного апартеида. В итоге сочетание внутреннего и внешнего импульсов создало равнодействующую, направленную своим вектором на компромисс, что и является сегодня доминантой на юге Африки.
В Африке существуют
и за последние годы усиливают
свою активность и иные формы континентального
и регионального
Сотрудничество,
компромисс, интеграция - важнейшие способы решения
проблем Африки, тех самых, которые в состоянии
решить только она сама, пусть даже при
активной и существенной помощи извне.
В начале 90-х годов в мире сложилась обстановка,
благоприятствующая решению этих проблем.
Правда, озабоченность мирового сообщества
оказанием помощи бывшему Советскому
Союзу, этому рухнувшему колоссу с ракетно-ядерной
начинкой, потребовала внимания и огромных
финансовых затрат, что косвенно может
повлиять на возможности оказания финансовой
помощи отсталым странам, и в частности
Африке. Тем не менее, несмотря на все вышесказанное,
общая ситуация в мире сейчас благоприятна
для Африки и для всего развивающегося
мира в целом, ибо она сняла двойственность
и колебания в выборе пути, нацелила правящую
элиту этих стран и прежде всего беднейших
из них на теперь уже всеми осознанную
цель: идти по пути рынка, рыночно-
Заключение
Долгосрочное ускорение экономического развития континента произошло не только благодаря ресурсному буму, но возможно, в большей степени и вследствие ослабления конфликтогенного потенциала континента, улучшившимся макроэкономическим условиям и деловому климату. Это, в свою очередь, позволило распространить рост вширь и вглубь хозяйственной ткани континента.
Будущее экономическое развитие Африки может быть поддержано рядом внешних факторов мировой конкурентной гонкой за природным сырьем, а поэтому более легким доступом к капитальным ресурсам. Долгосрочному росту могут содействовать и внутренние социально демографические факторы численный рост трудовых ресурсов, урбанизация, связанный с ней рост числа потребителей, принадлежащих к среднему классу. Ожидается, что к 2020 г. суммарный ВВП стран Африки превысит $2,6 трлн. Потребительские расходы суммарно составят в 2020 г. $1,4 трлн ( в 2008 г. $860 млрд). При этом число домохозяйств, располагающих дискреционными доходами, достигнет 128 млн. Если эти прогнозы в основном сбудутся, то Африку ожидает бурный экономический рост, прежде всего отраслей, ориентированных на широкого потребителя (реального сектора, но также розничной торговли, банковской сферы и телекоммуникационных услуг), а также отраслей, связанных с развитием инфраструктуры, сельского хозяйства и разработки природных ресурсов.
Библиографический список