Экономика африканских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 21:25, реферат

Описание работы

Несовершенство политической системы, нестабильность власти и свойственные новоявленному примитивно-бюрократическому режиму административные пороки, такие, как непотизм, коррупция, злоупотребление служебным положением, неумение эффективно управлять и т. п.,- все это явилось в африканских странах следствием не только отсталой сети социальных связей и отсутствия сколько-нибудь развитой политической структуры, но также и отсталости экономического развития, низкого уровня образовательной и специальной подготовки тех, кто оказывался причастен к управлению. Все это следует считать естественным в молодых государствах, быстрыми темпами структурировавшихся на базе полупервобытности, пусть даже и обогащенной несколькими десятилетиями практики колониальной администрации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Ресурсы и экономический потенциал ………….……………………….…….4
2. Государство и экономика.………….……………………..……….…………..7
3. Социокультурные стандарты и ориентиры.……....….……………………...11
4. Кризис развития и иностранная помощь………………….…………………14
5. Стремление к сотрудничеству и компромиссам……………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиографический список……………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Экономика Африканских стран.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Как и когда, при каких обстоятельствах сумеет Африка добиться такого - это вопрос вопросов. Но иного выхода у нее нет. А возможности, при всех сложностях достижения желаемой цели, есть. Важным залогом успеха является решительный поворот «заблудших» было стран Африки в сторону капиталистического рынка, рыночно-частнособственнической экономики - имеются в виду тенденции к либерализации и приватизации, к многопартийности и плюрализму и т.п. Осознав постигшие их неудачи, те страны Африки, которые отдали дань поиску легких путей без кардинальной ломки внутренней структуры, возвращаются и начинают свой путь почти сызнова. И в этом - залог завтрашнего успеха, которому будет стараться содействовать внешний мир. Еще одним залогом успеха может считаться тенденция к кооперации и сотрудничеству между странами Африки.

5. Стремление  к сотрудничеству и компромиссам

Последние годы, особенно рубеж 80-90-х, были отмечены заметными изменениями на континенте именно в этом плане. Враждующие стороны в странах, разрывавшихся, казалось бы, непримиримыми противоречиями и ведших между собой многолетние регулярные или партизанские боевые действия, начали искать путь к примирению. Решительные шаги по такому пути делает многострадальная Ангола, хотя результатов пока мало. Большего успеха добились правящие круги Мозамбика. Успешно завершилась долгая партизанская война за освобождение Намибии, причем завершилась не в результате победы одной из сторон, а в ходе поиска мирного и удовлетворившего обе стороны решения проблемы. Все три примера - знамение времени, того самого времени, параметры которого были обусловлены ликвидацией противостояния двух миров в связи с крахом марксистско-социалистических режимов в одном из них. В этом смысле можно сказать, что поиски компромисса и прекращение внутренних войн в ряде стран Африки - да и не только Африки, вспомним Никарагуа,- явились результатом генерального изменения баланса сил в мире в связи с крахом идеи мирового коммунизма. Впрочем, стремление к компромиссу, пусть не в такой степени, проявляло себя и раньше, начиная с конца 70-х годов, когда в Лондоне за стол переговоров сели и достигли приемлемого результата враждующие стороны в стоявшем на грани внутренней войны Зимбабве. Завершились связанные с сепаратистскими выступлениями войны в Нигерии и Заире. На рубеже 80-90-х годов стало ощущаться постепенное затихание вооруженных конфликтов в Восточной Африке (Эфиопия - Сомали - Судан). Разумеется, нет оснований предаваться эйфории, но тенденция все же ощущается достаточно определенно: количество войн и конфликтов заметно снизилось, многие из них сошли на нет. Количество компромиссов и заметная тяга к решению проблем путем мирных переговоров нарастают. В общем, это может быть определено как некий поворот континента в сторону - сотрудничества ради выживания.

На этом фоне совершенно по-иному выглядят сегодня  и проблемы ЮАР. Еще совсем недавно  воинственные группы из АНК и так  называемые прифронтовые государства, окружающие ЮАР, делали откровенную ставку на конфронтацию. ЮАР в ООН подвергалась осуждению и бойкоту. И хотя многое в этой политике было справедливо, ибо апартеид как режим для XX в. решительно неприемлем, сам способ решения проблемы представлялся, очевидно, бесперспективным. ЮАР была заведомо сильнее всех прифронтовых государств, вместе взятых, вкупе с АНК, не говоря уже о том, что ее экономика питала многие из этих стран, тем самым на деле накрепко привязанных к ненавистной им ЮАР. Совершенно очевидно, что ставка на конфликт была бесперспективной, как ясно и то, что изменение мирового баланса сил сыграло свою роль в смягчении позиций африканских стран и всего мира по отношению к ЮАР. Но при всем том важнейшую роль в повороте к поиску компромисса внутри ЮАР сыграл приход к власти правительства де Клерка, ориентированного на слом одиозного апартеида. В итоге сочетание внутреннего и внешнего импульсов создало равнодействующую, направленную своим вектором на компромисс, что и является сегодня доминантой на юге Африки.

В Африке существуют и за последние годы усиливают  свою активность и иные формы континентального и регионального сотрудничества. Многие годы функционирует Организация  африканского единства (ОАЕ), на ежегодных  сессиях которой рассматриваются важнейшие проблемы континента, вырабатывается общая позиция по многим из них, включая проблемы развития, задолженности, апартеида, региональных конфликтов. Существуют организации территориально-зонального характера - экономические сообщества, таможенные союзы, кредитные учреждения. Создаются время от времени, организации, ставящие своей целью решение какой-либо одной из важных проблем экономического или экологического характера, будь то Комиссия по освоению бассейна оз. Чад с 1964 р., Администрация бассейна р. Нигер (1964 г.), Организация по освоению бассейна рек Сенегал (1972), Мано (1973), Кагеры (1977), Гамбии (1982), Организация по борьбе с засухой (1973 и 1986). Каждая из этих организаций разрабатывает проекты, намечает планы совместных согласованных действий, формирует свою администрацию, договаривается о координации и т.п. Пусть межгосударственные и региональные связи в рамках перечисленных организаций еще слабы, как не имеют обязательной силы их рекомендации, особенно если они противоречат интересам какой-либо из заинтересованных сторон. Однако сам интеграционный импульс, стремление к сотрудничеству весьма существенны для Африки, для преодоления ее отсталости и раздробленности.

Сотрудничество, компромисс, интеграция - важнейшие способы решения проблем Африки, тех самых, которые в состоянии решить только она сама, пусть даже при активной и существенной помощи извне. В начале 90-х годов в мире сложилась обстановка, благоприятствующая решению этих проблем. Правда, озабоченность мирового сообщества оказанием помощи бывшему Советскому Союзу, этому рухнувшему колоссу с ракетно-ядерной начинкой, потребовала внимания и огромных финансовых затрат, что косвенно может повлиять на возможности оказания финансовой помощи отсталым странам, и в частности Африке. Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, общая ситуация в мире сейчас благоприятна для Африки и для всего развивающегося мира в целом, ибо она сняла двойственность и колебания в выборе пути, нацелила правящую элиту этих стран и прежде всего беднейших из них на теперь уже всеми осознанную цель: идти по пути рынка, рыночно-частнособственнического хозяйства или, проще, по капиталистическому, евро-капиталистическому пути.

 

 

 

Заключение

 

Долгосрочное  ускорение экономического развития континента произошло не только благодаря ресурсному буму, но возможно, в большей степени и вследствие ослабления конфликтогенного потенциала континента, улучшившимся макроэкономическим условиям и деловому климату. Это, в свою очередь, позволило распространить рост вширь и вглубь хозяйственной ткани континента.

Будущее экономическое  развитие Африки может быть поддержано рядом внешних факторов мировой  конкурентной гонкой за природным сырьем, а поэтому более легким доступом к капитальным ресурсам. Долгосрочному  росту могут содействовать и внутренние социально демографические факторы  численный рост трудовых ресурсов, урбанизация, связанный с ней рост числа потребителей, принадлежащих к среднему классу. Ожидается, что к 2020 г. суммарный ВВП стран Африки превысит $2,6 трлн. Потребительские расходы суммарно составят в 2020 г. $1,4 трлн ( в 2008 г. $860 млрд). При этом число домохозяйств, располагающих дискреционными доходами, достигнет 128 млн. Если эти прогнозы в основном сбудутся, то Африку ожидает бурный экономический рост, прежде всего отраслей, ориентированных на широкого потребителя (реального сектора, но также розничной торговли, банковской сферы и телекоммуникационных услуг), а также отраслей, связанных с развитием инфраструктуры, сельского хозяйства и разработки природных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Алексашкина Л.Н. Люди, события, факты: История зарубежных стран. 1945-1998. - М., 1999.
  2. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998 – 727 с.
  3. Моретт Ф. Экваториальная, Восточная и Южная Африка. М., 2010
  4. Страны Африки в системе экономических отношений Юг-Юг, "Наука". М., 2009 г.
  5. http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=152&type=news&top_menu=photo&sb=57&newsid=875



Информация о работе Экономика африканских стран