Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:01, курсовая работа
Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки. По размеру территории она уступает только РФ, США, КНР и Канаде, обладает крупными запасами более 30 видов минерального сырья. Население превышает 160 млн. человек, составляя 2,6% населения планеты. Страна производит порядка 2% ВМП. На долю Бразилии приходится 2/3 промышленного потенциала Южной Америки, свыше половины научно-технического потенциала
Введение............................................................................................................................................. 3
Глава 1. Особенности экономического развития............................................................................ 3
1.1. Темпы роста.............................................................................................................................. 5
1.2. Условия и факторы роста........................................................................................................ 6
1.3. Структурные сдвиги в хозяйстве............................................................................................ 7
1.4. Региональные и социальные диспропорции........................................................................ 8
Глава 2. Этапы экономического развития....................................................................................... 9
Глава 3. Основные черты социально-экономической структуры............................................... 11
3.1. Общие черты.......................................................................................................................... 11
3.2. Роль государства.................................................................................................................... 12
3.3. Особенности структуры частного сектора........................................................................... 13
Глава 4. Внешнеэкономические связи Бразилии.......................................................................... 13
4.1. Позиции в мировой торговле............................................................................................... 13
4.2. Позиции страны в движении капитала............................................................................... 19
4.3. Позиции в международной миграции рабочей силы……………………………………..22
4.4. Позиции в международном разделении труда…………………………………………… 24
4.5. Позиции в международном движении капитала………………………………………….25
4.6. Наличие и особенности развития свободных экономических зон. …. 29
4.7. Участие Бразилии в процессах международной экономической интеграции…………..30
Список литературы………………………………………………………………………………...33
4.6. Наличие и особенности развития свободных экономических зон в Бразилии.
Свободные экономические зоны важный институт
мирового хозяйства, особая форма международной
экономической интеграции. СЭЗ используются
как реальный и достаточно эффективный
инструмент включения национальных экономик
в мировое хозяйство.
Правительство Бразилии использует создание
зон свободной торговли в качестве одного
из направлений государственной поддержки
экспорта в Бразилии. Основной из них является
СЭЗ Манауса, одной из главных задач которой
является производство экспортной продукции.
Для выполнения данной задачи предприятия
зоны освобождены от уплаты налогов на
экспортную продукцию и на прибыль.
Итак, деятельности Свободной Зоны Манаус
в 2004 году исполнилось 37 лет. На сегодняшний
день она занимает территорию 3,6 млн. кв.
км., объединяет 2 тыс. торговых фирм 22 отраслей,
которые обеспечивают занятость 50 тыс.
рабочих и служащих, производят разнообразную
готовую продукцию на сумму 13,2 млрд. долл.,
импортируют различные товары (главным
образом узлы, детали и компоненты) из-за
рубежа на сумму 3,1 млрд. долл., ввозят национальную
продукцию с внутреннего рынка в размере
3,6 млрд. долл. США. В отраслевом разрезе
75% стоимости продукции зоны приходится
на продукцию электронной и электротехнической
промышленности (включая средства информатики)
и на сборку мотоциклов. Кроме того, зона
Манаус является важным «полюсом» притяжения
иностранных инвестиции.
На территории зоны действует льготный
импортный режим на товары, ввозимые в
Свободную Зону Манаус, которые используются
на сборочных предприятиях (льготы не
распространяются на алкогольные напитки,
табачные изделия, духи и ароматические
вещества парфюмерного назначения, вооружения
и автомобили). Освобождаются от таможенных
пошлин сырье, полуфабрикаты, узлы и детали,
ввозимые в страну в рамках режима drawback,
импорт которых осуществляется для нужд
экспортно-ориентированных предприятий
и для производства экспортной продукции
(за исключением алкогольных напитков,
табачных изделий, духов, военной техники,
автомобилей).
В настоящее время в предпринимательских
кругах Бразилии получила развитие дискуссия
относительно перспектив зоны, срок льготного
режима которой действует до 2013 года. Основным
объектом критики зоны является ее относительно
узкая специализация, а также сравнительно
невысокий процент участия в национальном
экспорте. Это, однако, не всегда входит
в планы иностранных ТНК, которые обосновались
в зоне с целью проникновения на рынок
Бразилии. Национальные резиденты зоны
указывают на достаточно высокие издержки
транспортировки продукции из зоны на
внешние рынки в качестве сдерживающего
фактора для наращивания экспорта.
Так же хотелось бы упомянуть, что в настоящее
время Бразилией ведутся переговоры об
условиях создания Американской зоны
свободной торговли (ALCA). Бразилия, как
и другие страны Лат. Америки, подвергается
нажиму США с целью досрочного (до 2005 года)
создания ALCA. До сих пор Бразилии удавалось
противостоять этому давлению США, отстаивая
свою позицию – важна не дата, а взаимовыгодные
условия участия всех стран в создаваемом
экономическом блоке. Позиция Бразилии
была поддержана руководителями других
стран-членов МЕРКОСУР (Аргентина, Уругвай,
Парагвай).
Кроме того, Бразилия играет важную роль
в процессе создания еще одной зоны свободной
торговли Америки – FTTA. Хотя этот процесс
вызывает у нее некоторую обеспокоенность.
Бразилия задается вопросом, какое влияние
открытие рынков для внутриконтинентальной
торговли окажет на ее производителей.
Данные исследования, проведенного Национальной
конфедерацией промышленников Бразилии,
не дают однозначного ответа на вопрос
о благотворном влиянии на ее экономику
участия в FTAA.
Так ряд отраслей ее экономики является
высоко конкурентоспособным и только
лишь выиграет от участия Бразилии в FTAA.
Это, в первую очередь, текстильная промышленность,
а также сельское хозяйство, металлургическая
отрасль и производство керамики. Однако
очевидно, что такие отрасли экономики
Бразилии, как автомобилестроение и производство
электроники, не смогут выстоять под напором
конкурентных сил на континенте в условиях
свободной торговли. Эти отрасли традиционно
защищались правительством Бразилии при
помощи высоких тарифных ставок, вследствие
чего у них не было особого стимула беспокоиться
о продуктивности, новых технологиях и
маркетинге.
Итак, в заключении, хотелось бы отметить,
что, несмотря на фин. кризисы последних
лет и связанные с этим экономические
трудности, Бразилия продолжает играть
ведущую роль в интеграционном процессе
на латиноамериканском континенте. Бразилия
успешно отстаивает свои позиции в качестве
лидера латиноамериканских стран на заседаниях
ВТО, на переговорах по образованию Зоны
свободной торговли на южноамериканском
континенте (AMERCOSUL), в процессе сближения
МЕРКОСУР с ЕС.
4.7. Участие Бразилии в процессах
международной экономической
Действенным средством
расширения внешних рынков правящие круги Бразилии
рассматривают создание региональных
экономических объединений. Бразилия
принимала активное участие в образовании
Ассоциации свободной торговли (ЛАСТ),
учрежденной в 1960 году, и преобразовании
ее в Ассоциацию латиноамериканской интеграции
(1980 год). Неудовлетворенность низкими
темпами хозяйственного сближения и медленным
развитием внутритональной торговли вызвала
активизацию отношений с Аргентиной. В
марте 1991 года было подписано соглашение
о создании общего рынка Южного Конуса
(МЕРКОСУР) в составе Аргентины, Бразилии,
Парагвая и Уругвая.
Итак, представляя собой, важнейший внешнеполитический
проект Бразилии, по прошествии десяти
лет со времени подписания «Ассунсьонского
договора» МЕРКОСУР превратился в политически
стабильную организацию регионального
сотрудничества со стремительно развивающейся
экономикой.
В настоящее время МЕРКОСУР обладает четвертой
по величине экономикой в мире, уступая
первенство лишь странам ЕС, США и Японии.
Сегодняшний МЕРКОСУР - это один из наиболее
динамично развивающихся потребительских
рынков мира с населением 200 млн. человек
и суммарным ВВП, превышающим 1 трлн. долларов.
Успешно завершено выполнение программы
либерализации взаимной торговли между
четырьмя странами-членами МЕРКОСУР, начало
которой было положено "Ассунсьонским
договором" в 1991 году. Сегодня в торговле
между странами-членами МЕРКОСУР не существует
квот на поставку товаров, за исключением
продукции автомобильной промышленности.
Постепенно снимаются другие нетарифные
меры регулирования торговли.
Программа либерализации дала мощный
толчок развитию торговли на региональном
уровне: с 1990 по 1998 года ее объем увеличился
на 300% и достиг 21 млрд. долларов. Средние
темпы роста внешнеторгового оборота
Бразилии с партнерами по МЕРКОСУР составили
около 20% в год. Совместно со своим главным
партнером по МЕРКОСУР, Аргентиной, Бразилия
инвестировала за последние годы около
2-х млрд. долларов в создание порядка 400
совместных предприятий.
Достигнутые успехи внесли весомый вклад
в процесс интеграции. Проект МЕРКОСУР
явился своего рода катализатором активизации
инвестиционной и предпринимательской
деятельности зарубежных компаний, которые
все более активно выходят на региональный
рынок, который открывает для них широкие
коммерческие и инвестиционные возможности.
В расчете на получение высоких прибылей
от общего рынка четырех государств транснациональные
компании расширяют свое присутствие
в странах-членах МЕРКОСУР.
1-го января 1995 года стал реальностью Таможенный
союз стран-членов МЕРКОСУР. Это качественно
новая ступень интеграции в сравнении
с зоной свободной торговли. Таможенный
союз действует на основе единой торговой
политики в отношении третьих стран. Основным
элементом Таможенного союза является
Единый внешнеторговый тариф (ЕВТ), устанавливающий
пределы защитного таможенного тарифа
в отношении товаров, происходящих из
третьих стран. Помимо ЕВТ в рамках Таможенного
союза действуют единые правила в отношении
происхождения товаров, единая конкурентная
политика и единые меры в отношении недобросовестной
практики во внешней торговле, что полностью
соответствует нормам ВТО.
Увеличилось значение МЕРКОСУР на международной
арене. На фоне впечатляющих результатов
роста товарооборота между странами-членами
МЕРКОСУР отмечается увеличение объема
торговли со странами, не входящими в этот
блок.
Со времени создания Таможенного союза
международная повестка МЕРКОСУР стала
еще более насыщенной. В 1996 году были заключены
соглашения с Чили и Боливией о создании
зоны свободной торговли; продолжаются
переговоры со странами-членами Андского
содружества; расширяется диалог с ЕС
о либерализации торговли; МЕРКОСУР является
активным участником переговоров о создании
Зоны свободной торговли обеих Америк.
Помимо этого идут консультации с другими
партнерами МЕРКОСУР, включая SADC (Южно-африканское
содружество по развитию), CER (Торговое
соглашение Австралии и Новой Зеландии),
Содружество Независимых Государств (СНГ),
Индию, Китай и Израиль.
Помимо Меркосула следует упомянуть следующие
международные объединения, членом которых
является Бразилия:
1. ALADI - Latin American Association of Integration (Латиноамериканская Ассоциация Интеграции). Способствует принятию торговых соглашений между членами ассоциации: Бразилия Уругвай, Аргентина, Парагвай, Чили, Перу, Боливия, Эквадор, Колумбия, Венесуэла и Мексика. Проводит политику создания общего внешнего тарифа стран Mercosur и принятия общей торговой политики относительно третьих государств.
2. IBERO - форум для обсуждения политических вопросов.
3. Группа Рио-де-Жанейро - механизм политической координации, был создан в 1986 в Рио-де-Жанейро. В состав входят: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Панама, Парагвай, Перу, Венесуэла, Уругвай и представители Карибского Сообщества (CARICOM). Главные цели: расширение и систематизация политического сотрудничества государств – участников; исследование возможных международных проблем и выработка общих решений; организация более эффективного Латиноамериканского сотрудничества и усиление интеграции.
4. OAS - Организация Американских Государств. Организация, которая была создана решением IX межамериканской конференции по проблемам войны и мира в 1945 году сейчас работает над такими вопросами как торговля и интеграция, и такими проблемами, как распространение наркотиков, международный терроризм, коррупция и т.д. В настоящее время в OAS входит 35 государств, среди которых: Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Канада, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Доминиканская республика, Сальвадор, Эквадор, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мексика Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу.
5. SELA - Латиноамериканская Экономическая Система, была сформирована в 1975 году с целями: 1).координировать правительственные позиции государств – участников на международных форумах; 2). Поощрять сотрудничество между странами региона; 3). Поддерживать процессы интеграции в регионе и координировать взаимоотношения внутри них.
Список Литературы:
1. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для вузов.- М.: Финансы, 1998. - 717 с.
2. Новичков В.Б. Америка, Австралия, Океания. - М.: Современная педагогика, 2003. - 128 с.
3. Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А., Балдин Л.В. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 503 с.
4. Бадов А., Михальчук П. Долговой навес // Эксперт. - 2002. - № 38. - С. 65 - 68.
5. Килячков Н.А. Социально - экономические преобразования в Бразилии в 1990-е годы // Финансы и кредит. - 2000. - № 10. - С. 49-58.
6. Кривохита В.В. Влияние финансового кризиса в Бразилии на перспективы региональной интеграции // Латинская Америка. - 1999. - № 12. - С. 57 - 71.
7. На рынке кофе Бразилии // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2002.- № 41 - С. 6.
8. ОЭСР о перспективах экономического развития Бразилии и Мексики // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2002.- № 30 - С. 4.
9. Проблемы развития экономики Бразилии // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2002.- № 2 - 3. - С. 1,4.
10. Романова. Бразилия: опыт перестройки // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7.- С.- 11.
11. Семенов В., Симонова Л. Бразилия: через две кризисные волны // Мировая экономика и международные экономические отношения. - 1999.- № 8.- С. 81-85.
12. Шакиров А.Р. Иностранные инвестиции в Бразильской экономике // Внешнеэкономический бюллетень. - 2003. - № 3. - С. 26 - 34.
13. Шакиров А.Р.Бразильская экономика и финансовая система в 2001 - 2002 гг.// Латинская Америка.- 2003 - № 5 - С. 38 - 46.
14. Алтайского отделения Международной Академии информатизации. - http://www.aomai.ab.ru/
15. Аналитика. Информационная поддержка бизнеса. - http://www.analitika.fis.ru
16. Бразилия. Эмиграция
в Бразилию.- http://www.brazil.ru/
17. Всемирная торговая организация.- http://www.wto.org
18. Всемирный банк.- http://www.worldbank.org
19. Генеральное консульство Российской Федерации в Рио-де-Жанейро.- http://www.consrio.narod.ru/
20. Информационная система Мира, 180 стран.- http://www.infa.ru/map/world
21. Краткие и аналитические справки по странам мира.- http://www.geoport.ru/country
22. Международная торговая администрация (Intarnational Trade Administration). http://www.trade.gov/
23. Министерство Внешних Связей Бразилии.- http://www.mre.gov.br
24. Мировые дискуссии.- http://www.wdi.ru
25. Новости Бразилии и мира.- http://www.brazilpost.com
26. Новости для экспортеров.- http://www.polpred.com
27. Обширный сайт по Бразилии.- http://www.brazilia.com
28. Официальный сайт Бразилии.- http://www.brasil.gov.br
29. Официальный сайт центрального банка Бразилии.- http://www.bcb.gov.br
30. Посольство Бразилии в Вашингтоне.- http://www.brasilemb.org
31. Посольство Бразилии в Москве.- http://www.brazemb.msk.ru
32. Работа, поиск работы, подбор персонала.- http://www.zarplata.ru
33. Сайт о Бразилии.- http://www.brazil.com
34. Справочная информация
о Бразилии.- http://www.brasilia.polpred.
35. Справочник по странам мира.- http://www.allworld.wallst.ru
36. Торгово-промышленная Палата РФ.- http://www.rbcnet.ru/
37. Туристический сайт.- http://www.archieve.travel.ru
38. Энциклопедия кругосвет. Страны мира.- http://www.krugosvet.ru