Экономика Древнего Рима в период правления Юлия Цезаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Гай Юлий Цезарь, знаменитый римский военный и политический лидер, родился в Риме в 100 году до нашей эры в период необычного политического беспорядка. Во втором веке до нашей эры после победы над Карфагеном во Второй Пунической войне римляне создали огромную империю. Эти завоевания сделали многих граждан очень богатыми. Однако войны сильно подорвали социальную и экономическую основы Рима.

Содержание работы

Введение. 3
Экономика Древнего Рима. 4
Монетарная реформа Юлия Цезаря. 11
Административная реформа Юлия Цезаря. 1
Заключение. 1
Список литературы. 16

Файлы: 1 файл

История экономики.docx

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное

автономное образовательное учреждение  
         высшего профессионального образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт экономики  и управления

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«История  экономики» на тему:

«Экономика  Древнего Рима в период правления  Юлия Цезаря».

 

 

 

 

 

 

     Выполнил: студент группы ЗПД-208

Возчиков Никита Владимирович

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Оглавление

Введение. 3

Экономика Древнего Рима. 4

Монетарная  реформа Юлия Цезаря. 11

Административная  реформа Юлия Цезаря. 12

Заключение. 14

Список  литературы. 16

Введение.

Гай Юлий Цезарь, знаменитый римский военный и политический лидер, родился в Риме в 100 году до нашей эры в период необычного политического беспорядка. Во втором веке до нашей эры после победы над Карфагеном во Второй Пунической войне римляне создали огромную империю. Эти завоевания сделали  многих граждан очень богатыми. Однако войны сильно подорвали социальную и экономическую основы Рима. Многие крестьяне лишились собственности. Римский сенат, изначально некий  вид управляющего совета маленького города, доказал свою неспособность  честно и эффективно руководить огромной империей. Сильно распространилась политическая коррупция, и весь мир Средиземноморья  страдал от плохого правления  Рима. В самом Риме примерно с 133 года до нашей эры начался длительный период беспорядков. Политики, генералы и демагоги боролись за власть, а  партизанские армии (такие как армия  Мария в 87 году до нашей эры и  армия Суллы в 82 году до нашей  эры) прошли маршем через Рим. Хотя факт неспособности управлять был  ясен всем, большинство римских граждан  хотели восстановить республиканское  правительство.

Юлий Цезарь являлся, вероятно, первым важным политическим лидером, который  четко увидел, что такое правительство  в Риме сохранять больше не стоит. Сам Цезарь происходил из семьи патрициев. Он получил хорошее образование  и занялся политикой еще в  молодости. Подробности его службы, альянсов и политического восхождения  очень сложны, и никто не станет их здесь пересчитывать. В 58 году до нашей эры в возрасте сорока двух лет Юлия назначили губернатором трех римских провинций: Цизальпинской  Галлии (северная Италия), Иллирия (прибрежные районы современной Югославии) и  Нарбонская Галлия (южное побережье  Франции). В то время под его  командованием находились четыре римских  легиона, в общем около двадцати тысяч человек. В период с 58 по 51 год  до нашей эры Юлий использовал  эти силы для вторжения и захвата  всей Галлии — района, который примерно можно сравнить с современной  территорией Франции и Бельгии  вместе с частями Швейцарии, Германии и Голландии. Хотя войска Цезаря были малочисленными, он полностью разгромил  галльские племена и присоединил  к римским доминионам всю территорию до реки Рейн. Также он отправил две  экспедиции в Британию, но не смог ничего там завоевать. Захват Галлии сделал в Риме Цезаря, который уже являлся  выдающейся политической фигурой, популярным героем — по мнению его противников, слишком популярным и могучим. Когда  срок его военного командования истек, ему приказали вернуться в Рим как частному лицу — то есть без армии. Цезарь испугался — и, вероятно, правильно — что если он вернется в Рим без своих войск, противники воспользуются возможностью уничтожить его. В ночь с 10 на 11 января 49 года до нашей эры он бросил открытый вызов римскому сенату — перешел с армией через реку Рубикон в северной Италии и маршем направился на Рим. Это явно незаконное действие разожгло гражданскую войну между легионами Цезаря и силами сената. Она длилась четыре года и закончилась полной победой Цезаря. Последняя битва произошла под городом Мунда в Испании 7 марта 45 года до нашей эры.

Экономика Древнего Рима.

История Древнего Рима завершает историю античного  мира и рабовладельческого способа  производства в Европе - классической законченной формы рабовладения. 
 Древний Рим как государство сложился в VIII-VI вв. до н. э. Возвышению Рима способствовали благоприятные общеисторические и природные условия. Раннее исчезновение сельской общины ускорило становление античного типа рабовладельческого общества. Под влиянием греческой колонизации на юге Италии стало рано развиваться земледелие, садоводство и виноградарство, а в основанных греками городах развивались ремесло и торговля. 
 Перемещение центра экономического развития в Рим было обусловлено кризисом рабовладения в Греции и на Востоке. В истории Древнего Рима выделяют три периода: 
 
• царский (VIII-VI вв. до н. э.); 
• республиканский (VI вв. до н. э.); 
• императорский (I в. до н. э.-V в. н. э.). 
 Царский период - это время ликвидации первобытнообщинных порядков и их пережитков и становление рабовладельческого строя. В этот период рабство было на ступени патриархального, а имущественное неравенство только начало развиваться. 
 В период образования Римского государства произошло довольно сложное классовое деление общества на свободных и рабов; свободное население, в свою очередь, делилось на землевладельческую и рабовладельческую знать (патриции) и угнетенных бесправных мелких и средних собственников (плебеи). Кроме того, в зависимости от патрициев и плебеев находилась специфическая прослойка полусвободного эксплуатируемого населения - клиенты. 
 В VIII-VI вв. до н. э. патриции (члены родовых групп римской общины) еще сами занимались земледелием, хотя постепенно вся работа стала уделом плебеев (пришельцев из других местностей, освобожденных рабов и прочих лиц, не входивших в первоначальные родовые объединения) и рабов. 
 Земля считалась собственностью всей римской общины и находилась в условном частном владении отдельных патрицианских родов. Впоследствии эти владения превратились в частную собственность. В VI в. до н. э. возрастает имущественное неравенство, в результате чего развернулась борьба между патрициями и плебеями, приведшая к реформам Сервия Туллия. Сохранив формальное старое родовое деление, Сервий Туллий ввел имущественный ценз для формирования армии и государственных органов. Борьба патрициев и плебеев завершилась достижением равенства гражданских прав для всех свободных людей. В ходе этой борьбы разлагались и отмирали остатки родовых отношений и сформировалось Римское государство, направленное против неимущих. 
 Покорив почти все племена Италии, Рим превратил их в так называемых союзников, обязанных платить военные налоги, уступить часть земель для римских колонистов и выставлять свои отряды в римскую армию. Союзникам разрешалось самостоятельное внутреннее управление, но запрещались внешние сношения, т. е. Рим устанавливал политику "разделяй и властвуй". 
Основой хозяйства италийских племен с древнейших времен было земледелие, чему способствовали природные условия Апеннинского полуострова, не требующее, как правило, такого широкого применения искусственного орошения, как в странах Древнего Востока. В III-II вв. до н. э. в Италии произошел переход от зернового производства к виноградарству, оливководству и огородничеству. 
 После Пунических войн рабы стали основными непосредственными производителями, занятыми во всех отраслях сельского хозяйства. 
 Римские рабы делились на две группы: городские (главным образом домашняя прислуга и рабочие ремесленного производства) и сельские. 
 На первых порах широкое применение рабского труда способствовало развитию сельского хозяйства Италии. Однако древнеримская сельскохозяйственная техника развивалась слабо. Многие сельскохозяйственные орудия (мотыга, борона, коса, грабли) издавна изготовлялись из железа, но плуг долгое время оставался деревянным. Тягловой силой были быки. В эпоху империи были известны единичные факты использования довольно сложных для того времени машин и орудий: жатвенной машины, которую тянули быки, усовершенствованных плугов на колесах и даже механизированной молотилки-повозки с зубьями, выбивавшими зерно из колосьев. 
Скотоводство носило в основном пастбищный и перегонный характер. 
Ремесло в период республики переживало некий застой (кроме изготовления военной техники), ибо завоеванные страны имели более высокий уровень развития ремесленного производства, поставляли свои изделия в виде дани, а римские ремесленники пока еще не могли с ними конкурировать. 
 Спрос на рабов пополнялся в основном войнами, морским разбоем (пиратством), долговым рабством, действовавшим в провинциях. Положение рабов в Риме было более тяжелым, чем в Греции. Войны обеспечивали рабовладельцам легкость замены рабочей силы и сравнительную ее дешевизну. 
 Войны вызвали важные изменения в хозяйстве Рима. Конкуренция дешевого зерна, привозимого из Северной Африки и Сицилии, способствовала переходу к более интенсивному типу хозяйства. Такой переход был не под силу крестьянскому хозяйству, подорванному длительными войнами. Попытка спасти мелкое землевладение путем реформ (аграрные реформы братьев Гракхов) оказалась бесплодной; победа крупного рабовладельческого хозяйства, рентабельного в условиях массового применения рабского труда, была неизбежной. 
 В начале нашей эры римская республика превратилась в империю, опорой которой стала армия. Огромные размеры Римской империи (в ее состав входила большая часть известного тогда мира) способствовали территориальному разделению труда, развитию торговли, росту ремесла и сельского хозяйства, распространению технических навыков. Были улучшены средства сообщения, строились дороги с каменным покрытием, каналы, мосты. Совершенствовались старые орудия производства и появлялись новые - коса, борона с зубьями, новые виды серпов и садовых ножей, жернов-бегун для переработки оливок и виноградный винтовой пресс. Появились также такие сложные орудия труда, как колесный плуг и жнейка. Высокого развития достигла агрономическая наука (сочинения Катона, Варрона, Колумеллы). 
 Основным типом рабовладельческого хозяйства была вилла площадью 100-400 югеров (25-100 га) с несколькими десятками рабов. Виллы вели многоотраслевое хозяйство, в котором сочетались полеводство и скотоводство с виноградарством, оливководством и плодоводством. Такие виллы с интенсивным типом хозяйства обычно возникали вблизи городов, куда сбывалась часть произведенной продукции. ^ 
 Преимущества рабовладельческой виллы по сравнению с хозяйством италийского крестьянина заключались в применении кооперации труда, лучшей организации и разнообразии используемых орудий. Однако возможности развития интенсивного хозяйства в условиях рабского труда оказались скоро исчерпанными. Попытки рабовладельцев повысить доходность имений путем увеличения их размеров не увенчались успехом: чем больше становилось земли, тем хуже она обрабатывалась. 
 Во II в. до н. э. начало расти крупное интенсивное хозяйство (полеводческое и скотоводческое). Государственный земельный фонд, увеличившийся за счет заброшенных во время войн полей и конфискации земли, переходит в руки крупных владельцев, создавших рабовладельческие латифундии. Некоторые латифундии располагались на площади в несколько тысяч гектаров и специализировались на производстве сельскохозяйственных продуктов путем эксплуатации огромной массы рабов. Сицилия и африканские районы специализировались на зерновом производстве, Италия - на виноградарстве и садоводстве. Значительная часть сельскохозяйственной продукции производилась на рынок, что ускорило разорение крестьян, товары которых не могли конкурировать с более дешевыми продуктами, производимыми рабским трудом в латифундиях. Мелкая земельная собственность окончательно уступила место крупным рабовладельческим латифундиям. 
 В отличие от крестьянских мелких хозяйств в латифундиях шире применялись тяжелые плуги, тягловая сила рабочего скота, удобрения. 
 Поскольку в латифундиях использовался малопроизводительный труд рабов, полезное использование орудий труда и перспективы технического прогресса были незначительными. Господство рабского труда, вытеснение труда свободных завели рабовладельческое общество в тупик, ибо исчезли перспективы развития производительных сил: рабский труд был менее производительным, чем индивидуальный труд свободных, и препятствовал совершенствованию техники. 
 В крупных латифундиях римской знати и огромных императорских владениях (сальтусах) хозяйство не могло вестись только за счет рабского труда. Земли латифундий стали дробить на мелкие участки и сдавать в аренду обедневшим крестьянам, отпущенным на волю рабам. Арендаторы-колоны были лично свободны, но экономически зависимы от своих хозяев или государства. За пользование землей и средствами производства (орудиями, инвентарем, рабочим скотом) они платили частью произведенного продукта. Так было возрождено мелкое индивидуальное хозяйство, но колоны были не самостоятельными, а зависимыми земледельцами. Во II в. н. э. колонат получил широкое распространение, арендаторы стали обязательным элементом и в крупных, и в мелких рабо-1 владельческих имениях. Колонат стал одной из главных форм экономического строя Рима в период перехода к феодальной системе. 
 До середины III в. н. э. период империи характеризовался некоторым развитием производительных сил. Но этот процесс происходил не вглубь, а вширь за счет грабежа новых захваченных территорий. 
 Основными ремесленными центрами издавна были италийские города. Уже со II в. до н. э. ведущей промышленной единицей была небольшая мастерская, где обычно работали мастер и несколько рабов. Своими металлоизделиями славились Этрурия и Кампания (здесь изготовляли ведра, урны для оливкового масла и вина, медные сосуды, предметы обихода и орудия труда), в Помпее делали сложные прессы для выжимания оливок и винограда, а Рим был известен своими тканями и столярными изделиями. Италийская промышленность почти не имела своей сырьевой базы (Апеннинский полуостров был беден металлом) и в значительной степени зависела от привозного сырья. 
 Горное дело и металлургия в эпоху Римской империи характеризуются рядом более совершенных технических приемов, чем в Древней Греции. Широко было распространено производство оружия и военного снаряжения, предметов роскоши и культа. 
 К ремесленникам в Древнем Риме причислялись врачи, архитекторы, механики, актеры, учителя и др. Большинство из них были иностранцами (рабы и вольноотпущенники). 
 В 1-11 вв. н. э. в Римской Империи осуществлялось широкое строительство дорог, была организована почтовая связь, проводились каналы. В Риме был построен Колизей, мосты, триумфальные арки, мавзолей. 
 Некоторые успехи были достигнуты и в технике. Прогрессировали те виды ремесел, которые были тесно связаны с производством оружия. Увеличилась и улучшилась выплавка металла, начало применяться лужение посуды, были внедрены простейшие водоотливные механизмы, водяная мельница, появилось стеклодувное производство. На базе этого расширения промышленного и сельскохозяйственного производства усилились значение и роль внешней торговли Римской империи. 
 Продукция италийского ремесленного производства сбывалась вне Италии, главным образом в Западных провинциях Римской империи (Галлии, Иберии). Морская торговля в доимператорский период носила посреднический характер и не могла конкурировать с греческой. Римские купцы занимались в основном перекупкой восточных товаров. В период империи усилилась внешняя торговля, которая велась морским или караванным путем. 
 В целом торговля Италии носила пассивный характер: стоимость экспорта была гораздо ниже стоимости импорта. В Италию ввозились рабы, хлеб и предметы роскоши в основном из Греции и стран эллинистического Востока. Пассивный торговый баланс с лихвой покрывался самым беззастенчивым грабежом провинций. 
 Налаживанию торговых связей с провинциями способствовали государственная почта, страхование грузов и наличие общеимперской монеты - золотой и серебряной. Непосредственное ведение торговли находилось в основном в руках кампанцев и италийских греков, так как римская аристократия, считая торговлю делом рискованным и малопочетным, участвовала в ней преимущественно своими капиталами. 
 Наивысшего расцвета торговые отношения между провинциями и римской метрополией достигли во II в. н. э.; в эту эпоху уже определилось районизирование римской торговли. Сирия была крупнейшим поставщиком ремесленных изделий (дорогие ткани, стекло, ювелирные изделия); Египет поставлял Риму льняные ткани, папирус, зерно; североафриканские провинции - пшеницу, золото и слоновую кость, диких зверей для римских цирков; Испания - золото, серебро, олово, медь, железо и вино; из Галлии (современная Франция) привозили керамические изделия и льняные ткани, из Далмации - древесный строительный материал. 
 Таким образом, как и во времена республики, торговый обмен в империи ограничивался прежде всего предметами роскоши и сельскохозяйственной продукцией (не считая металлов, необходимых для изготовления военного снаряжения). Причинами ограниченного торгового обмена являлись слабое развитие производительных сил (малый объем и низкая производительность труда рабовладельческого ремесленного производства) и большие транспортные расходы при неразвитости средств сообщения. 
 Особое место в экономике Древнего Рима занимала работорговля, тесно связанная с войнами и морским разбоем (пиратством). 
 Все денежные операции вели римские банкиры-аргентарии, владельцы меняльных лавок, имевшие постоянно наличные средства. Они вели размен монет и устанавливали их качество, хранили и переводили суммы с одного счета на другой и т. д., а также выступали в качестве торговых посредников и маклеров. Мировым центром денежных операций, аукционов и торговых сделок, мировой биржей был Рим. 
 Однако дальше развиваться производительные силы не смогли: рабский труд экономически себя изжил. Земледелие и ремесло стали приходить в упадок, а следствием этого явился возврат к полному натуральному хозяйству. 
 
Реформы Юлия Цезаря.

Реформы Юлия Цезаря проводились в Древнем Риме в 49-44 годах до н.э.. На протяжении этого времени Юлий Цезарь несколько раз избирался диктатором, а также последовательно занимал несколько важных государственных должностей, что позволяло ему провести в жизнь ряд законов.

Во всей реформаторской деятельности Цезаря ясно отмечаются две основные идеи. Одна — необходимость  объединения римского государства в одно целое, необходимость сгладить различие между гражданином-хозяином и провинциалом-рабом, сгладить рознь национальностей; другая, тесно связанная с первой, — упорядочение администрации, тесное общение государства с подданными, устранение посредников, сильная центральная власть. Обе эти идеи сказываются во всех реформах Цезаря, несмотря на то, что проводил он их быстро и торопливо, стараясь использовать короткие промежутки своего пребывания в Риме. Ввиду этого последовательность отдельных мер случайна; Цезарь каждый раз брался за то, что казалось ему наиболее необходимым, и только сопоставление всего сделанного им, независимо от хронологии, позволяет уловить сущность его реформ и подметить стройную систему в их проведении. Объединительные тенденции Цезаря сказались прежде всего в его политике по отношению к партиям в среде руководящих классов. Его политика милости по отношению к противникам, за исключением непримиримых, его стремление привлечь к государственной жизни всех, без различия партии и настроения, допущение им в среду своих приближённых бывших своих противников, несомненно, свидетельствуют о желании слить все разномыслия около своей личности и своего режима. Этой объединительной политикой объясняется широкое доверие ко всем, которое и было причиной его гибели. Ясно сказывается объединительная тенденция и по отношению к Италии.

Известно, что Цезарь издал  в 45 году до н.э. так называемый закон  Юлия о муниципиях, регулирующий некоторые  моменты муниципальной жизни  в Италии.

Закон сразу дополнял для  всех муниципиев уставы отдельных италийских общин, служил для них для всех коррективом. С другой стороны, соединение в законе норм, регулирующих городскую  жизнь Рима и норм муниципальных, и значительная вероятность того, что нормы городского благоустройства  Рима были обязательны и для муниципиев, ясно указывает на тенденцию свести Рим до муниципиев, муниципии возвысить  до Рима, который отныне должен был  быть только первым из италийских городов, резиденцией центральной власти и образцом для всех ему подобных центров жизни. Общемуниципальный  закон для всей Италии при местных  различиях был немыслим, но некоторые  общие нормы были желательны и  полезны и явно указывали на то, что в конце концов Италия и  её города представляют одно объединённое с Римом целое.

Монетарная реформа  Юлия Цезаря.

Уже давно напрашивалось  в Риме введение, рядом с серебряной, золотой валюты: ей жил весь Восток; золото давно уже курсировало  рядом с серебром; не было только официального его признания и  специально римской золотой монетной единицы. Уступая потребностям мирового государства, Цезарь вводит римский aureus определённого веса и устанавливает  раз и навсегда его отношение  к серебряному денарию. Мера эта  для последующего времени имеет  почти такое же значение, как введение в 269 г. серебряной монеты в Риме; благодаря  ей все римское государство получило одну общую монету, низвело старые царские и городские чеканы на степень товара. Не менее важен  был и календарь. Римский календарь, ввиду его запутанности и отсталости сравнительно с научно-проверенными календарями эллинистического Востока, не мог с ними конкурировать и  претендовать на общегосударственное  значение. В 47 г. Ю. Цезарь, в своём  звании главного понтифика, при помощи комиссии специалистов, реформирует  календарь согласно наиболее точным вычислениям того времени. Новый  календарь, в силу его превосходства, можно было постепенно вводить во все провинции и добиваться не только официального, но и действительного  единства во времясчислении. Нетрудно представить себе, как облегчили  обе названные реформы чисто  эллинского образца (вспомним монетную реформу Александра Великого) экономическую  жизнь огромного государства  и торговое общение одних частей его с другими; это, в свою очередь, должно было сгладить противоречия между  Западом и Востоком и способствовать ещё более сильному притоку эллинства на почву романизовавшегося Запада. Важны были также статистические работы, предпринятые Цезарем. Прежде всего им была произведена на эллинистический, египетский лад перепись населения города Рима. Этот факт показывает лишний раз, что Цезарь видел в Риме лишь свою резиденцию, а отнюдь не сливал город Рим и римское государство в одно неразделимое целое, как то было основным принципом римской государственности до него. Одновременно урегулирована была статистическая работа во всей Италии; ценз произведён повсеместно во всех населённых центрах, и результаты его сводились в Риме. Этим население Италии слито было с Римом; до общего голосования по всем городам Италии оставался только один шаг. Ещё важнее был не приведённый в исполнение план общего государственного земельного кадастра. План этот возник явно под влиянием Египта, где такой кадастр давно уже существовал; он указывает на намерение провести одно общее земельное обложение во всех провинциях, начало чему уже было положено Цезарем в провинции Азии, где, несомненно, подобный кадастр существовал и раньше. Такая общеподатная реформа, уничтожая в корне финансовую мощь всадничества, низводя его на степень служилых людей нового режима, помимо своего общего значения имела несомненный нивелирующий и объединяющий характер. План одного общего гражданского уложения, также навеянный Востоком с его общеэллинистическим правом, был только задуман в самых общих формах.

Административная реформа Юлия Цезаря.

Второй основной идеей Цезаря было, как сказано, создание прочной и регулярно функционирующей  административной машины, под руководством сильной центральной власти. Для  этого, прежде всего, увеличено было число провинций, то есть уменьшена компетенция каждого отдельного промагистрата. Число преторов увеличено с 8 до 16 и соответственно этому увеличено число квесторов; этим одновременно сильно подрывалось значение этих магистратур, так как отныне каждый претор имел в Риме только очень узкую судебную компетенцию. Пребывание проконсулов в провинции ограничено было двумя годами, пропреторов — одним годом. Если принять во внимание, что Ю. Цезарю предоставлено было право, во-первых, рекомендовать магистратов, во-вторых, решать без помощи сената, кто из бывших магистратов в какой провинции должен функционировать как промагистрат, то приведённые выше меры получат особый смысл. Откупщики-публиканы из большей части провинций были изгнаны и взимание налогов отдано в руки общин, причём за взиманием с городов наблюдали личные агенты Цезаря — его рабы. Вся провинциальная администрация, введённая в определённые, законные нормы, была, таким образом, сконцентрирована в руках одного руководителя — Ю. Цезаря, имевшего к тому же в лице своих легатов и своих личных агентов могучие средства контроля.                         Усилены были наказания за преступления по отношению к провинциям: лица, осуждённые по этим делам, удалялись из сенаторского сословия (реформа эта стоит в связи с общей судебной реформой Цезаря, мало нам известной и не имевшей принципиального значения). Наконец, существовал особый закон Цезаря (ещё 59 г.), усиливавший строгость контроля сумм провинциального управления и требовавший оставления отчёта в провинции, помимо представления его в Риме. В системе прямого обложения Азии вновь выдвинут, был эллинистический принцип самоуправляющегося и самооблагающегося города, только контролируемого государством, взамен принципа, игнорировавшего город как таковой и видевшего в провинции одно большое поместье римского народа, сдаваемое на откуп. То же стремление сказывалось и в постоянной поддержке городского хозяйства, в заботе о благоустройстве в красоте городов. Рядом с этими основными реформами идёт ряд мер экономического характера, вызванных постоянными язвами экономической жизни Рима: страшной задолженностью и богатых, и бедных, ростом крупных поместий в ущерб мелкой собственности, быстрым увеличением количества рабов, все более и более вытеснявших свободный труд. Коренного тут ничего предпринять было нельзя, но были моменты особого обострения отношений, когда не вмешаться было невозможно. Таков был момент после революции Целия Руфа и Долабеллы, когда Ю. Цезарь принуждён был зачесть проценты в счёт уплаты капитала и сложить часть квартирной платы с наиболее бедных квартиронанимателей. Борьба против латифундий шла так же, как и раньше, то есть путём надела бедных граждан землёй. Аграрный закон Ю. Цезаря 59 г. представляет собой одновременно борьбу с убылью населения в Италии, даруя особые права тем, кто имел более 3 детей. Надел ветеранов землёй в Италии, наряду с его политическим значением, также имел определённый экономический смысл. Для борьбы с рабством Ю. Цезарь опять-таки воспользовался старым трибунским арсеналом, потребовав сокращения числа рабов в крупных поместьях, установив обязательный процент свободных рабочих. Новее была мера, которой определённым категориям лиц запрещался выезд из Италии. Впрочем, в этом запрещении надо видеть скорее меру военного характера, облегчавшую набор (за время с 49 по 44 г. было набрано в Италии более 200000 рекрутов), чем меру экономическую. В связи с экономическими реформами Ю. Цезаря стоят и его реформы как praefectus morum, а именно воздействие на роскошь путем, так называемых leges sumptuariae, ограничивавшими, между прочим, роскошь стола. В связи с этим находится и установление таможенных пошлин на заморский привоз, главным образом на предметы роскоши.

Информация о работе Экономика Древнего Рима в период правления Юлия Цезаря