Экономика древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 17:48, реферат

Описание работы

Ценность гомеровских поэм как исторического источника, однако, состоит не столько в том, что эти поэмы в сочетании с другими источниками проливают свет на события глубокой древности, сколько в том, что они иной раз с поразительной яркостью отражают социально-экономическую и политическую жизнь греческого общества периода их создания, т. е. XI—IX вв. до н. э.

Файлы: 1 файл

Экономика древней Греции.docx

— 22.39 Кб (Скачать файл)

Экономика древней Греции .

Сельское Хозяйство.

Ценность гомеровских поэм как исторического источника, однако, состоит не столько в том, что эти поэмы в сочетании с другими источниками проливают свет на события глубокой древности, сколько в том, что они иной раз с поразительной яркостью отражают социально-экономическую и политическую жизнь греческого общества периода их создания, т. е. XI—IX вв. до н. э.

В «Илиаде» и «Одиссее» греческое общество переживает уже период разложения первобытнообщинного строя и зарождения строя рабовладельческого. Поэтому гомеровская эпоха представляет собой переходный период со всеми характерными для таких периодов особенностями.

Экономическая жизнь гомеровского общества уже далека от первобытного примитивизма. Гомеровскому времени известны относительно развитые земледелие и скотоводство, составляющие основу хозяйства. Сцены сельской жизни той эпохи запечатлены на щите Ахилла, сделанном богом Гефестом. Этот щит подробно описывается в XVIII песне «Илиады». Гефест изобразил на нем картины сельской жизни.

Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню,

Трижды взрыхленную плугом. И много на ней землепашцев

Гнало парные плуги, ведя их туда и обратно;

Каждый раз, как они, повернувши, к меже подходили,

545 В руки немедля им кубок вина, веселящего сердце,

Муж подавал, подошедши. И пахари гнать продолжали

Борозду дальше, чтоб снова к меже подойти поскорее.

Поле, хотя золотое, чернелося сзади пахавших

И походило на пашню,— такое он диво представил.

550 Дальше царский участок  представил художник искусный,

Острыми жали серпами поденщики спелую ниву.

Горсти другие вязальщики свяслами крепко вязали.

Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,

555 Спешно сбирая колосья, охапками их подносили.

На полосе между ними, держа в руке своей посох,

Царь молчаливо стоял с великою радостью в сердце.

Вестники пищу поодаль под тенью готовили дуба;

В жертву быка заколов, вкруг него суетились; а жены

560 Белое тесто месили  к обеду работникам поля 1.

 

Сельские работы были трудными. Пахарь, возвращающийся с поля, выглядит усталым, жаждущим пищи и покоя. Тягловой силой служили не только волы, но и мулы. Поля вспахивали длинной бороздой («Длинные борозды плуг мой нарезал»), иногда два, три и даже четыре раза подряд, чтобы получить наилучший результат. Относительно высока была и рабочая норма пахоты. По вычислению французского экономиста Дюро де Ламаля, плуг с упряжкой в два вола распахивал в день одну треть гектара глубиной 25 сантиметров. Таким образом, поле площадью 12 гектаров могло быть обработано за 12 дней тремя упряжками.

Роль сельскохозяйственных орудий, кроме плуга, играли кирка и заступ. Ими разрыхляли землю и сажали садовые растения.

Из зерновых культур в поэмах упоминаются пшеница, ячмень, полба. Поля удобряли навозом. Жали серпами, молотили на гумне с помощью волов. Зерно размалывали на ручных мельницах. Наряду с разведением зерновых культур, занимались огородничеством и садоводством. В VII песне «Одиссеи» описывается дворец феакийского царя Алкиноя. Вокруг дворца раскинулись сад и огород, где произрастают во все времена года самые разнообразные плоды и овощи.

Сад у ворот вне двора простирался огромный, в четыре Гия1 пространством; со всех он сторон огражден был забором. Множество в этом саду деревьев росло плодоносных —

115 Груш, гранатных деревьев, с плодами блестящими яблонь,

Сладкие фиги дающих смоковниц и маслин роскошных

Будь то зима или лето, всегда там плоды на деревьях;

Нету им порчи и нету конца; постоянно там веет

Теплый Зефир, зарождая одни, наливая другие.

120 Г руша за грушей там зреет, за яблоком — яблоко, смоква

Следом за смоквой, за гроздьями вслед поспевают другие.

Дальше, за садом, насажен там был виноградник богатый.

В части одной на открытой для солнца и ровной площадке

Гроздья сушились, а в части другой виноград собирали.

125 Там уж давили его, там едва только он наливался,

Сбросивши цвет, а уже там начинал и темнеть из-под низу.

Вслед за последней грядой виноградной тянулись рядами

Там огородные грядки со всякою овощью пышной.

 

Велико было значение оросительных каналов. Орошение не один раз упоминается в «Илиаде» и «Одиссее». Ахилл сравнивается с быстро несущимся потоком, воды которого земледелец направляет к «пышно цветущему саду». В другом месте говорится, что бушующую реку не могут остановить и удержать никакие плотины и преграды, возведенные «на нивах цветущих». В XIII песне «Илиады» упоминается оливковод, который сажает молодые побеги плодоносной оливы в местах, изобильных водою. О важности сельского хозяйства в экономике гомеровской Греции свидетельствует обилие употребляемых в «Илиаде» и «Одиссее» метафор, связанных с сельскохозяйственным обиходом.

Скотоводство.

Наряду с земледелием в гомеровскую эпоху было развито и скотоводство. Одиссей, например, имел 12 стад «быков круторогих», столько же стад овец, коз и свиней. Скот служил даже мерилом ценности и заменял при обмене драгоценные металлы.

Так, каждый приз, выставленный Ахиллом для победителей состязаний, устроенных на тризне Патрокла (XXIII песнь «Илиады»), оценивается определенным количеством скота:

Первый приз — треножник большой для огня. Тот треножник

Между собой ахейцы в двенадцать быков оценили.

Для побежденного мужа он женщину вывел, в работах

705 Многих искусную; эту в четыре быка оценили...

В поэмах встречаются упоминания также о лошадях, ослах, мулах, козах, овцах и свиньях.

Гомеровское общество уже было знакомо с железом. Среди прочих наград для соревнующихся у могилы Патрокла имеется «круг из железа»:

830 Выложил после он круг из железа, недавно отлитый...

«Встаньте теперь, кто и эту награду оспаривать хочет,

Если бы тучные нивы его и далеко лежали,—

В пять круговратных годов не истратит никак он железа

Этого: если пастух у него или пахарь нуждаться

835 Будут в железе,— не в город пойдут, а получат и дома» 1.

О применении железа напоминают и такие метафоры, как «железная душа», «железное терпение», вкрапленные в текст поэм. Правда, железо, видимо, только еще начинало входить в обиход. Значительно чаще упоминаются оружие и различные орудия, сделанные из бронзы. При этом весьма показательно, что в «Одиссее», созданной позднее, чем «Илиада», упоминания о железе встречаются чаще.

Употребление в гомеровском обществе железа свидетельствует о том, что развитие производительных сил достигло уже такого уровня, который предполагает выделение из общественного производства отдельных его отраслей. Действительно, в обеих поэмах мы находим упоминания о ремесленниках. В XVII песне «Одиссеи» говорится о «бродячих» ремесленниках (демиургах), которых приглашают в дом для различных работ (к демиургам причисляются певцы, лекари и прорицатели):

...Приглашает ли кто  человека чужого

В дом свой без нужды? Лишь тех приглашают, кто нужен на дело:

Или гадателей, или врачей, или искусников-зодчих,

385 Или певцов, утешающих душу божественным словом...

Ремесло.

Из ремесленников в поэмах перечисляются также кузнецы, плотники, кожевники, горшечники, ткачи, золотых и серебряных дел мастера (золотоискусники) и др.

Строгого разделения труда и специализации профессий в гомеровском обществе все же еще не существовало. Плотник мог быть столяром и судостроителем, а также мог делать повозки и мебель. Кожевник изготовлял кожаную одежду, щиты и мячи для игр. Кузнец выковывал бронзовые копья, железные инструменты, выполнял некоторые ювелирные работы и т. д., медник был в то же время «золотых дел мастером».

В XVIII песне «Илиады» необычайно реалистически описана оружейная мастерская бога Гефеста, в которой был изготовлен Ахиллов щит. Пылающие горны раздуваются мехами, и божественный кузнец может ковать то с большей, то с меньшей силой. В горнах обрабатывается медь, олово, серебро, золото и железо.

Однако такие мастерские были еще редкостью. Гомеровские ремесленники обычно переходили из одного дома в другой со своим несложным инструментом и работали из материала заказчика, о чем мы узнаем, например, из III песни «Одиссеи»:

...Медник

С медным пришел инструментом, пособьем в ковальном искусстве;

Крепкие клещи с собой он принес, наковальню и молот.—

435 Все, чем над золотом нужно работать.

Таким образом, хотя ремесло и начало уже выделяться в самостоятельную отрасль хозяйства, оно еще не отделилось окончательно от земледелия. Это непосредственно связано с типом хозяйства гомеровского времени. Продукты труда потреблялись здесь в основном в рамках того же хозяйства, в котором они были произведены. Об этом, в частности, свидетельствует примитивный характер и низкий удельный вес обмена.

Производство продуктов, предназначенных для обмена, в гомеровское время было развито еще очень слабо. Предметом обмена служила главным образом военная добыча, и он происходил только от случая к случаю. Поэтому-то в гомеровском обществе не было денег как постоянного средства обмена.

В VI песне «Илиады» повествуется о том, что в древнейшую эпоху меновые отношения выливались в форму взаимного обмена подарками.

215 Ты же мне, значит, старинным  приходишься дедовским гостем!

Некогда дед мой Ойней безупречного Беллерофонта

Двадцать удерживал дней у себя, угощая в чертогах.

Оба друг другу они превосходные дали гостинцы.

Дед мой Ойней подарил ему блещущий пурпуром пояс,

220 Беллерофонт преподнес золотой ему кубок двуручный.

Торговля

Меновой единицей, как говорилось выше, служил скот, в особенности быки. Использовались и другие мерила ценности, например куски бронзы и железа определенного веса, топоры, треножники и золотые таланты. Мерой длины служил локоть (пехюс), емкости — хойник, первоначально равнявшийся ежедневному рациону зерна, необходимого для взрослого человека.

Зародившийся обмен безусловно приносил выгоду. Особенно выгодно было обменивать у воинов только что захваченную ими добычу. При этом надо было, однако, задобрить начальников войска. Так поступает, например, Евней, сын Ясона, упоминаемый в VII песне «Илиады».

Прибыло много судов в это время, вином нагруженных, Посланных с Лемноса сыном Ясона Евнеем ахейцам;

470 Пастырь народов Ясон  с Гипсипилой его породили.

Двум Атрея сынам, Агамемнону и Менелаю,

Тысяча мерок вина посылалась Евнеем отдельно.

Все остальные ахейцы вино с кораблей получали,

Эти — медью платя, другие — блестящим железом,

475 Шкуры волов приносили, коров на обмен приводили

Или же пленных людей...

Торговля в это время еще не вошла органически в систему хозяйственной жизни и носила эпизодический характер. Обычно в Элладу ввозили предметы роскоши, предназначенные для удовлетворения прихотей узкого круга родовой знати. Так как Крит к этому времени уже утратил свое прежнее значение торгового посредника, а купцы из греческого общества еще не выделились, роль посредников играли финикийские купцы.

В XV песне «Одиссеи» приводится пример такой торговли, носившей тоже, очевидно, меновой характер:

Как-то причалили к нам финикийцы, народ плутоватый.

Много красивых вещей привезли в корабле они черном...

455 Целый год финикийцы  у нас оставались и, много

Наторговавши, в пустой свой корабль погрузили товары.

Нередко финикийские купцы сочетали торговую деятельность с грабежом, увозя с собой для продажи в рабство женщин и детей. В то далекое время торговля еще была неразрывно связана с разбоем и войной. Финикийские купцы поэтому пользовались дурной славой у греков.


Информация о работе Экономика древней Греции