Экономика Франции в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 15:51, реферат

Описание работы

Экономика Франции в 19 веке. Бурный характер политической истории Франции в последней трети XIX в. объяснялся не только политико-идеологическими причинами, рассмотренными выше, но и остротой социальных проблем. Весьма болезненными для широких слоев населения были последствия двух совпавших во времени явлений — начала модернизации экономической структуры и продолжительного экономического кризиса.

Файлы: 1 файл

эконом.docx

— 21.53 Кб (Скачать файл)

Экономика Франции в 19 веке

 

Экономика Франции в 19 веке. Бурный характер политической истории  Франции в последней трети XIX в. объяснялся не только политико-идеологическими причинами, рассмотренными выше, но и остротой социальных проблем. Весьма болезненными для широких слоев населения были последствия двух совпавших во времени явлений — начала модернизации экономической структуры и продолжительного экономического кризиса.

70-е годы XIX в. были временем завершения промышленной революции. Основные отрасли промышленности Франции — хлопчатобумажная, химическая, металлургическая и машиностроительная — выпускали преобладающую часть продукции с применением машинной техники и индустриальной технологии. Однако еще далек от завершения был более широкий по масштабам процесс индустриализации страны. Основной отраслью экономики Франции в 19 веке (как по стоимости продукции, так в особенности и по числу рабочих рук) оставалось сельское хозяйство. А в промышленности все еще был значителен удельный вес ручного труда, главным образом в старых отраслях текстильного производства, работающих на традиционном сырье — льне, шерсти, шелке. Поэтому социальная структура промышленности отличалась двойственностью: наряду с фабриками и заводами широкое распространение имели разнообразные доиндустриальные и «протоииду-стриальные», т.е. переходные от ремесла и мануфактуры к машинной индустрии, формы промышленного производства, включая надомничество. В предшествующие десятилетия эта структура медленно эволюционировала, но принципиально не менялась. Машинное и ручное производство развивались параллельно, занимая ту социальную и технологическую нишу, которую им позволял удерживать относительно низкий уровень рыночной конкуренции.

 

Но после того как машинная индустрия окрепла, а условия  конкуренции благодаря развитию транспортной сети, особенно железных дорог, выровнялись сначала на национальном рынке, а потом — в результате либерализации международной торговли в 60-х годах — и на мировом, началась самая серьезная за последние  столетия структурная перестройка  экономики. Старые отрасли промышленности, существовавшие в течение долгого  времени и обеспечивавшие доход  не одному поколению ремесленников, рабочих-надомников, купцов-оптовиков, розничных торговцев и пр., стали  постепенно приходить в упадок и  сокращать производство. Исчерпались  возможности их параллельного развития с фабриками и заводами, а следовательно, пробил час их коренной реконструкции, полностью менявшей условия труда и быта множества людей.

 Особый драматизм этому  процессу придало то обстоятельство, что начиная с середины 70-х годов экономика Франции в 19 веке поразил глубокий кризис, связанный с общим понижением конъюнктуры мирового рынка — «великой депрессией». Его отправной точкой послужил приток в Европу дешевого зерна из США и Канады. Для Франции это было особенно чувствительным ударом, поскольку зерновое хозяйство было основной отраслью ее аграрного сектора. От падения цен (с 1879 по 1887 г. — на '/з) пострадали не только производители зерна — крестьяне и фермеры, но и земельные собственники (вследствие падения земельной ренты). Разразился аграрный кризис, тяжесть которого усугубила эпидемия филоксеры, в считанные годы уничтожившая виноградники — сырьевую основу виноделия.

 Уменьшение доходности  сельскохозяйственного производства, а следовательно, падение покупательной способности большинства населения имело неблагоприятные последствия для промышленности. Спрос на ее продукцию сократился, в результате чего вслед за сельскохозяйственными упали и промышленные цены (между 1865-1869 гг. и 1895-1899 гг. - на 29%). Среднегодовой темп роста промышленности, достигавший в середине XIX в. 3—4%, упал в 80-х годах до 1,5%, а экспорта — до 0,8%. Над многими предприятиями — не только отсталыми, т.е. заведомо слабыми, но даже вполне современными, реконструкция которых привела к большой задолженности, — нависла угроза закрытия.

 

Угнетающе действовало на развитие экономики Франции в 19 веке и замедление темпов роста народонаселения, объяснявшееся главным образом  сокращением рождаемости — с 26 промилле в 1866—1870 гг. до 22 промилле в 1896—1900 гг. В отдельные годы рождаемость  падала до уровня смертности. В итоге  за 35 лет (с 1866 по 1901 г.) население Фронции увеличилось менее чем на 2 млн (с 36,5 млн до 38,4 млн, причем без учета Эльзаса и Лотарингии, аннексированных Германией в 1871 г.). Медленный рост народонаселения не только сдерживал предложение на рынке труда, но и еще больше снижал спрос на потребительском рынке.

 Цепную реокцию банкротств вызвал в 1882 г. крах банка «Юньон женерпль». Он был создан в 1878 г. на капиталы, предоставленные в основном консервативными и католическими кругами, в противовес так называемому «высокому банку», т.е. группе старых частных банков, принадлежавших семействам Ротшильдов, Фульдов, Готтингеров и др., которые в середине XIX в. играли ведущую роль на финансовом рынке Парижа. Закрытие «Юньон женераль» разорило тысячи вкладчиков, вызвало панику на финансовых рынках и усилило недоверие владельцев капитала к рискованным вложениям.

 В условиях депрессии  привлекательность промышленных  инвестиций неизбежно должна  была уменьшиться. Между 1860—  1864 гг. и 1895—1899 гг. дивиденды предприятий,  акции которых котировались на  бирже, сократились вдвое. С  падением земельной ренты перестали  казаться надежными и капиталовложения  в недвижимость. Поэтому вкладчики  все чаще отдавали предпочтение  облигациям государственных займов, которые внушали большее доверие.  Какие бы правительства ни  сменялись у власти во Франции  в течение предыдущих десятилетий,  они неизменно признавали государственные  долги. К тому же держатели облигаций не боялись инфляции: золотой паритет франка, установленный еще Наполеоном I в 1803 г., оставался неизменным вплоть до 1914 г.

 

Финансовая политика правительства  также отвечала ожиданиям вкладчиков. В целях ускорения экономического развития в 1879 г. был принят долгосрочный план строительства железных дорог  и каналов («план Фрейсине»), потребовавший огромных расходов. За счет государственного бюджета в те же годы во исполнение «плана Ферри», т.е. закона об обязательном, бесплатном и светском обучении, развернулось строительство школ. Весьма дорогостоящими оказались и колониальные экспедиции и войны. Рост государственных расходов обусловил хронический дефицит бюджета, который приходилось систематически покрывать за счет увеличения государственного долга.

 Вкладчики охотно покупали  облигации займов не только  французского, но и иностранных  государств, прежде всего тех,  с которыми Франция была традиционно  связана тесными отношениями—Испании, Турции, Австро-Венгрии. В 1888 г. впервые была заключена сделка консорциума французских банков с Россией, гарантированная французским правительством. За ней последовали новые, и к 1914 г. государственный долг России фран цузским вкладчикам достиг 10 млрд франков. Но все же доля прямых инвестиций в общем объеме капиталовложений за границей была относительно невелика — около 25%. Например, прямые инвестиции в Россию возросли с 200 млн франков в 1888 г. до 2,2 млрд франков в 1914 г. и составили немногим более 10% государственного долга России Франции. Хотя именно «великая депрессия» дала толчок экспорту капиталов, самые высокие его темпы пришлись не на годы кризиса, а на период ускорения экономического роста начиная с 90-х годов.

 Депрессия поставила  в повестку дня вопрос о  пересмотре внешнеторговой стратегии.  Раньше она основывалась на  принципе свободы международного  обмена, закрепленном серией торговых  соглашений, образцом для которых  послужил англо-французский торговый  договор 1860 г. Эту стратегию Третья республика унаследовала от Второй империи. В 70-е и начале 80-х годов ее проводил в жизнь министр финансов ряда кабинетов Леон Сэй (крупный предприниматель и внук либерального экономиста Жана-Батиста Сэя). Однако чем дальше, тем больше эта стратегия стала подвергаться критике со стороны промышленников и аграриев. Падение мировых цен, столь болезненно отразившееся на экономике Франции в 19 веке, вызвало у них желание отгородиться от мирового рынка высокими таможенными барьерами и вернуться к политике протекционизма, которая проводилась в первой половине XIX в.

 

Настроения предпринимательских  кругов выражали их профессиональные организации, возникшие на основании  «закона Вальдека-Руссо» 1884 г., — предпринимательские союзы. Они оказывали сильное давление на правительство и парламент с целью ужесточения таможенной политики. Благодаря развернутой ими пропагандистской кампании вопрос о внешнеторговых тарифах стал одним из основных в ходе подготовки к всеобщим выборам 1889 г. Особой активностью отличалась Французская ассоциация промышленности и сельского хозяйства, руководимая Жюлем Мелином. Он возглавил в палате депутатов разношерстную коалицию сторонников протекционистской политики. Им безуспешно противостояли поборники свободы торговли, объединенные в Либеральный союз Л. Сэя.

 По докладу Мелина в 1892 г. был принят закон об общем повышении таможенных тарифов, которым ознаменовался поворот в области внешнеторговой стратегии Франции. Впрочем, поворот достаточно плавный, поскольку «закон Мелина» предусматривал два тарифа: максимальный и минимальный. Первый по существу был инструментом давления на торговых партнеров и практически не применялся. Второй был относительно низким (8% на промышленные товары и от 5 до 20% на сельскохозяйственные), но действовал лишь на основе взаимности по соглашению с другими странами. Хотя минимальный тариф не намного превышал старый (6,5% в 1880 г.), разница все же была достаточно ощутимой, чтобы ухудшить условия международной торговли. В дальнейшем таможенные тарифы неоднократно — в 1897 и 1910 гт. — повышались.

 

Поворот к протекционизму оказал двоякое влияние на экономику  Франции. Поставив заслон на пути иностранных  товаров, он в какой-то мерс способствовал преодолению депрессии и ускорению экономического роста. Но вместе с иностранной конкуренцией он ослабил и стимулы к повышению производительности труда и эффективности производства. Это, с одной сторо-ны, продлило существование большого числа слабых и отсталых предприятий, с другой — расслабляюще подействовало на передовые предприятия, которые под защитой государства могли работать и без напряжения. Свидетельством тому явилось усиление на рубеже веков тенденции картелирования предприятий, т.е. заключения между ними соглашений в целях поддержания высоких цен.

 Начиная с середины 90-х годов наметилось постепенное  ускорение промышленного роста,  которое в период с 1905 по 1914 г. достигло темпа, ранее отмеченного  лишь в период Второй империи, — в среднем почти 5% в год. Было бы преувеличением приписывать этот результат влиянию таможенного протекционизма. Сыграли роль гораздо более действенные факторы, и прежде всего активная инвестиционная политика, проводившаяся в годы кризиса.

 Импульс к повышению  инвестиций и на этот раз  пришел со стороны государства,  стремившегося привлечь частные  капиталы к осуществлению программы  работ по развитию транспортной  инфраструктуры. Программы общественных  работ, несомненно, помогли вытащить  экономику Франции в 19 веке из кризиса. Но и сами предприниматели проявляли понимание того, что условием преодоления кризиса является техническое обновление отсталых производств. Поэтому, несмотря на падение доходности предприятий и увлечение вкладчиков государственными ценными бумагами, нашлись ресурсы и для увеличения инвестиций. За все время кризиса лишь в 1883—1887 гг. наблюдалось их сокращение. В итоге этих усилий был достигнут значительный прогресс в техническом переоснащении промышленности, о чем свидетельствует резко возросший за годы кризиса темп роста ее энерговооруженности — с 9,5 тыс. л. с. о среднем за 1839—1869 гг. до 32,8 тыс. л. с. за 1871-1894 гг.

 Выход Франции из  затяжного экономического кризиса  способствовал упрочению республиканского  образа правления. Таким образом,  героическая эпоха «битв за  республику» окончательно отошла  в прошлое. В 90-х годах XIX в. в развитии страны на первый  план выдвинулись проблемы, связанные  уже не столь ко с трудностями  становления Третьей республики, сколько с противоречиями в развитии ее собственных учреждений.


Информация о работе Экономика Франции в 19 веке