Экономика Франции в 19 веке
Экономика Франции в 19 веке.
Бурный характер политической истории
Франции в последней трети XIX в.
объяснялся не только политико-идеологическими
причинами, рассмотренными выше, но и остротой
социальных проблем. Весьма болезненными
для широких слоев населения были последствия
двух совпавших во времени явлений — начала
модернизации экономической структуры
и продолжительного экономического кризиса.
70-е годы XIX в. были временем
завершения промышленной революции. Основные
отрасли промышленности Франции — хлопчатобумажная,
химическая, металлургическая и машиностроительная
— выпускали преобладающую часть продукции
с применением машинной техники и индустриальной
технологии. Однако еще далек от завершения
был более широкий по масштабам процесс
индустриализации страны. Основной отраслью
экономики Франции в 19 веке (как по стоимости
продукции, так в особенности и по числу
рабочих рук) оставалось сельское хозяйство.
А в промышленности все еще был значителен
удельный вес ручного труда, главным образом
в старых отраслях текстильного производства,
работающих на традиционном сырье — льне,
шерсти, шелке. Поэтому социальная структура
промышленности отличалась двойственностью:
наряду с фабриками и заводами широкое
распространение имели разнообразные
доиндустриальные и «протоииду-стриальные»,
т.е. переходные от ремесла и мануфактуры
к машинной индустрии, формы промышленного
производства, включая надомничество.
В предшествующие десятилетия эта структура
медленно эволюционировала, но принципиально
не менялась. Машинное и ручное производство
развивались параллельно, занимая ту социальную
и технологическую нишу, которую им позволял
удерживать относительно низкий уровень
рыночной конкуренции.
Но после того как машинная
индустрия окрепла, а условия
конкуренции благодаря развитию
транспортной сети, особенно железных
дорог, выровнялись сначала на национальном
рынке, а потом — в результате
либерализации международной торговли
в 60-х годах — и на мировом,
началась самая серьезная за последние
столетия структурная перестройка
экономики. Старые отрасли промышленности,
существовавшие в течение долгого
времени и обеспечивавшие доход
не одному поколению ремесленников,
рабочих-надомников, купцов-оптовиков,
розничных торговцев и пр., стали
постепенно приходить в упадок и
сокращать производство. Исчерпались
возможности их параллельного развития
с фабриками и заводами, а следовательно,
пробил час их коренной реконструкции,
полностью менявшей условия труда и быта
множества людей.
Особый драматизм этому
процессу придало то обстоятельство,
что начиная с середины 70-х годов экономика
Франции в 19 веке поразил глубокий кризис,
связанный с общим понижением конъюнктуры
мирового рынка — «великой депрессией».
Его отправной точкой послужил приток
в Европу дешевого зерна из США и Канады.
Для Франции это было особенно чувствительным
ударом, поскольку зерновое хозяйство
было основной отраслью ее аграрного сектора.
От падения цен (с 1879 по 1887 г. — на '/з) пострадали
не только производители зерна — крестьяне
и фермеры, но и земельные собственники
(вследствие падения земельной ренты).
Разразился аграрный кризис, тяжесть которого
усугубила эпидемия филоксеры, в считанные
годы уничтожившая виноградники — сырьевую
основу виноделия.
Уменьшение доходности
сельскохозяйственного производства,
а следовательно, падение покупательной
способности большинства населения имело
неблагоприятные последствия для промышленности.
Спрос на ее продукцию сократился, в результате
чего вслед за сельскохозяйственными
упали и промышленные цены (между 1865-1869
гг. и 1895-1899 гг. - на 29%). Среднегодовой темп
роста промышленности, достигавший в середине
XIX в. 3—4%, упал в 80-х годах до 1,5%, а экспорта
— до 0,8%. Над многими предприятиями —
не только отсталыми, т.е. заведомо слабыми,
но даже вполне современными, реконструкция
которых привела к большой задолженности,
— нависла угроза закрытия.
Угнетающе действовало на
развитие экономики Франции в 19 веке
и замедление темпов роста народонаселения,
объяснявшееся главным образом
сокращением рождаемости — с
26 промилле в 1866—1870 гг. до 22 промилле в
1896—1900 гг. В отдельные годы рождаемость
падала до уровня смертности. В итоге
за 35 лет (с 1866 по 1901 г.) население Фронции
увеличилось менее чем на 2 млн (с 36,5 млн
до 38,4 млн, причем без учета Эльзаса и Лотарингии,
аннексированных Германией в 1871 г.). Медленный
рост народонаселения не только сдерживал
предложение на рынке труда, но и еще больше
снижал спрос на потребительском рынке.
Цепную реокцию банкротств
вызвал в 1882 г. крах банка «Юньон женерпль».
Он был создан в 1878 г. на капиталы, предоставленные
в основном консервативными и католическими
кругами, в противовес так называемому
«высокому банку», т.е. группе старых частных
банков, принадлежавших семействам Ротшильдов,
Фульдов, Готтингеров и др., которые в середине
XIX в. играли ведущую роль на финансовом
рынке Парижа. Закрытие «Юньон женераль»
разорило тысячи вкладчиков, вызвало панику
на финансовых рынках и усилило недоверие
владельцев капитала к рискованным вложениям.
В условиях депрессии
привлекательность промышленных
инвестиций неизбежно должна
была уменьшиться. Между 1860—
1864 гг. и 1895—1899 гг. дивиденды предприятий,
акции которых котировались на
бирже, сократились вдвое. С
падением земельной ренты перестали
казаться надежными и капиталовложения
в недвижимость. Поэтому вкладчики
все чаще отдавали предпочтение
облигациям государственных займов,
которые внушали большее доверие.
Какие бы правительства ни
сменялись у власти во Франции
в течение предыдущих десятилетий,
они неизменно признавали государственные
долги. К тому же держатели облигаций
не боялись инфляции: золотой паритет
франка, установленный еще Наполеоном
I в 1803 г., оставался неизменным вплоть
до 1914 г.
Финансовая политика правительства
также отвечала ожиданиям вкладчиков.
В целях ускорения экономического
развития в 1879 г. был принят долгосрочный
план строительства железных дорог
и каналов («план Фрейсине»), потребовавший
огромных расходов. За счет государственного
бюджета в те же годы во исполнение «плана
Ферри», т.е. закона об обязательном, бесплатном
и светском обучении, развернулось строительство
школ. Весьма дорогостоящими оказались
и колониальные экспедиции и войны. Рост
государственных расходов обусловил хронический
дефицит бюджета, который приходилось
систематически покрывать за счет увеличения
государственного долга.
Вкладчики охотно покупали
облигации займов не только
французского, но и иностранных
государств, прежде всего тех,
с которыми Франция была традиционно
связана тесными отношениями—Испании,
Турции, Австро-Венгрии. В 1888 г. впервые
была заключена сделка консорциума французских
банков с Россией, гарантированная французским
правительством. За ней последовали новые,
и к 1914 г. государственный долг России
фран цузским вкладчикам достиг 10 млрд
франков. Но все же доля прямых инвестиций
в общем объеме капиталовложений за границей
была относительно невелика — около 25%.
Например, прямые инвестиции в Россию
возросли с 200 млн франков в 1888 г. до 2,2 млрд
франков в 1914 г. и составили немногим более
10% государственного долга России Франции.
Хотя именно «великая депрессия» дала
толчок экспорту капиталов, самые высокие
его темпы пришлись не на годы кризиса,
а на период ускорения экономического
роста начиная с 90-х годов.
Депрессия поставила
в повестку дня вопрос о
пересмотре внешнеторговой стратегии.
Раньше она основывалась на
принципе свободы международного
обмена, закрепленном серией торговых
соглашений, образцом для которых
послужил англо-французский торговый
договор 1860 г. Эту стратегию Третья
республика унаследовала от Второй империи.
В 70-е и начале 80-х годов ее проводил в жизнь
министр финансов ряда кабинетов Леон
Сэй (крупный предприниматель и внук либерального
экономиста Жана-Батиста Сэя). Однако чем
дальше, тем больше эта стратегия стала
подвергаться критике со стороны промышленников
и аграриев. Падение мировых цен, столь
болезненно отразившееся на экономике
Франции в 19 веке, вызвало у них желание
отгородиться от мирового рынка высокими
таможенными барьерами и вернуться к политике
протекционизма, которая проводилась
в первой половине XIX в.
Настроения предпринимательских
кругов выражали их профессиональные
организации, возникшие на основании
«закона Вальдека-Руссо» 1884 г., — предпринимательские
союзы. Они оказывали сильное давление
на правительство и парламент с целью
ужесточения таможенной политики. Благодаря
развернутой ими пропагандистской кампании
вопрос о внешнеторговых тарифах стал
одним из основных в ходе подготовки к
всеобщим выборам 1889 г. Особой активностью
отличалась Французская ассоциация промышленности
и сельского хозяйства, руководимая Жюлем
Мелином. Он возглавил в палате депутатов
разношерстную коалицию сторонников протекционистской
политики. Им безуспешно противостояли
поборники свободы торговли, объединенные
в Либеральный союз Л. Сэя.
По докладу Мелина в
1892 г. был принят закон об общем повышении
таможенных тарифов, которым ознаменовался
поворот в области внешнеторговой стратегии
Франции. Впрочем, поворот достаточно
плавный, поскольку «закон Мелина» предусматривал
два тарифа: максимальный и минимальный.
Первый по существу был инструментом давления
на торговых партнеров и практически не
применялся. Второй был относительно низким
(8% на промышленные товары и от 5 до 20% на
сельскохозяйственные), но действовал
лишь на основе взаимности по соглашению
с другими странами. Хотя минимальный
тариф не намного превышал старый (6,5% в
1880 г.), разница все же была достаточно
ощутимой, чтобы ухудшить условия международной
торговли. В дальнейшем таможенные тарифы
неоднократно — в 1897 и 1910 гт. — повышались.
Поворот к протекционизму
оказал двоякое влияние на экономику
Франции. Поставив заслон на пути иностранных
товаров, он в какой-то мерс способствовал
преодолению депрессии и ускорению экономического
роста. Но вместе с иностранной конкуренцией
он ослабил и стимулы к повышению производительности
труда и эффективности производства. Это,
с одной сторо-ны, продлило существование
большого числа слабых и отсталых предприятий,
с другой — расслабляюще подействовало
на передовые предприятия, которые под
защитой государства могли работать и
без напряжения. Свидетельством тому явилось
усиление на рубеже веков тенденции картелирования
предприятий, т.е. заключения между ними
соглашений в целях поддержания высоких
цен.
Начиная с середины
90-х годов наметилось постепенное
ускорение промышленного роста,
которое в период с 1905 по 1914
г. достигло темпа, ранее отмеченного
лишь в период Второй империи, —
в среднем почти 5% в год. Было бы преувеличением
приписывать этот результат влиянию таможенного
протекционизма. Сыграли роль гораздо
более действенные факторы, и прежде всего
активная инвестиционная политика, проводившаяся
в годы кризиса.
Импульс к повышению
инвестиций и на этот раз
пришел со стороны государства,
стремившегося привлечь частные
капиталы к осуществлению программы
работ по развитию транспортной
инфраструктуры. Программы общественных
работ, несомненно, помогли вытащить
экономику Франции в 19 веке из
кризиса. Но и сами предприниматели проявляли
понимание того, что условием преодоления
кризиса является техническое обновление
отсталых производств. Поэтому, несмотря
на падение доходности предприятий и увлечение
вкладчиков государственными ценными
бумагами, нашлись ресурсы и для увеличения
инвестиций. За все время кризиса лишь
в 1883—1887 гг. наблюдалось их сокращение.
В итоге этих усилий был достигнут значительный
прогресс в техническом переоснащении
промышленности, о чем свидетельствует
резко возросший за годы кризиса темп
роста ее энерговооруженности — с 9,5 тыс.
л. с. о среднем за 1839—1869 гг. до 32,8 тыс. л.
с. за 1871-1894 гг.
Выход Франции из
затяжного экономического кризиса
способствовал упрочению республиканского
образа правления. Таким образом,
героическая эпоха «битв за
республику» окончательно отошла
в прошлое. В 90-х годах XIX
в. в развитии страны на первый
план выдвинулись проблемы, связанные
уже не столь ко с трудностями
становления Третьей республики, сколько
с противоречиями в развитии ее собственных
учреждений.