Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:51, доклад
Экономика Франции в 19 веке. Бурный характер политической истории Франции в последней трети XIX в. объяснялся не только политико-идеологическими причинами, рассмотренными выше, но и остротой социальных проблем. Весьма болезненными для широких слоев населения были последствия двух совпавших во времени явлений — начала модернизации экономической структуры и продолжительного экономического кризиса.
Экономика Франции в 19 веке
Экономика Франции в 19 веке. Бурный характер политической истории Франции в последней трети XIX в. объяснялся не только политико-идеологическими причинами, рассмотренными выше, но и остротой социальных проблем. Весьма болезненными для широких слоев населения были последствия двух совпавших во времени явлений — начала модернизации экономической структуры и продолжительного экономического кризиса.
70-е годы XIX в. были временем завершения промышленной революции. Основные отрасли промышленности Франции — хлопчатобумажная, химическая, металлургическая и машиностроительная — выпускали преобладающую часть продукции с применением машинной техники и индустриальной технологии. Однако еще далек от завершения был более широкий по масштабам процесс индустриализации страны. Основной отраслью экономики Франции в 19 веке (как по стоимости продукции, так в особенности и по числу рабочих рук) оставалось сельское хозяйство. А в промышленности все еще был значителен удельный вес ручного труда, главным образом в старых отраслях текстильного производства, работающих на традиционном сырье — льне, шерсти, шелке. Поэтому социальная структура промышленности отличалась двойственностью: наряду с фабриками и заводами широкое распространение имели разнообразные доиндустриальные и «протоииду-стриальные», т.е. переходные от ремесла и мануфактуры к машинной индустрии, формы промышленного производства, включая надомничество. В предшествующие десятилетия эта структура медленно эволюционировала, но принципиально не менялась. Машинное и ручное производство развивались параллельно, занимая ту социальную и технологическую нишу, которую им позволял удерживать относительно низкий уровень рыночной конкуренции.
Но после того как машинная
индустрия окрепла, а условия
конкуренции благодаря развитию
транспортной сети, особенно железных
дорог, выровнялись сначала на национальном
рынке, а потом — в результате
либерализации международной
Особый драматизм этому процессу придало то обстоятельство, что начиная с середины 70-х годов экономика Франции в 19 веке поразил глубокий кризис, связанный с общим понижением конъюнктуры мирового рынка — «великой депрессией». Его отправной точкой послужил приток в Европу дешевого зерна из США и Канады. Для Франции это было особенно чувствительным ударом, поскольку зерновое хозяйство было основной отраслью ее аграрного сектора. От падения цен (с 1879 по 1887 г. — на '/з) пострадали не только производители зерна — крестьяне и фермеры, но и земельные собственники (вследствие падения земельной ренты). Разразился аграрный кризис, тяжесть которого усугубила эпидемия филоксеры, в считанные годы уничтожившая виноградники — сырьевую основу виноделия.
Уменьшение доходности сельскохозяйственного производства, а следовательно, падение покупательной способности большинства населения имело неблагоприятные последствия для промышленности. Спрос на ее продукцию сократился, в результате чего вслед за сельскохозяйственными упали и промышленные цены (между 1865-1869 гг. и 1895-1899 гг. - на 29%). Среднегодовой темп роста промышленности, достигавший в середине XIX в. 3—4%, упал в 80-х годах до 1,5%, а экспорта — до 0,8%. Над многими предприятиями — не только отсталыми, т.е. заведомо слабыми, но даже вполне современными, реконструкция которых привела к большой задолженности, — нависла угроза закрытия.
Угнетающе действовало на развитие экономики Франции в 19 веке и замедление темпов роста народонаселения, объяснявшееся главным об
Финансовая политика правительства также отвечала ожиданиям вкладчиков. В целях ускорения экономического развития в 1879 г. был принят долгосрочный план строительства железных дорог и каналов («план Фрейсине»), потребовавший огромных расходов. За счет государственного бюджета в те же годы во исполнение «плана Ферри», т.е. закона об обязательном, бесплатном и светском обучении, развернулось строительство школ. Весьма дорогостоящими оказались и колониальные экспедиции и войны. Рост государственных расходов обусловил хронический дефицит бюджета, который приходилось систематически покрывать за счет увеличения государственного долга.
Вкладчики охотно покупали облигации
займов не только французского, но и
иностранных государств, прежде всего
тех, с которыми Франция была традиционно
связана тесными отношениями—
Депрессия поставила в повестку дня вопрос о пересмотре внешнеторговой стратегии. Раньше она основывалась на принципе свободы международного обмена, закрепленном серией торговых соглашений, образцом для которых послужил англо-французский торговый договор 1860 г. Эту стратегию Третья республика унаследовала от Второй империи. В 70-е и начале 80-х годов ее проводил в жизнь министр финансов ряда кабинетов Леон Сэй (крупный предприниматель и внук либерального экономиста Жана-Батиста Сэя). Однако чем дальше, тем больше эта стратегия стала подвергаться критике со стороны промышленников и аграриев. Падение мировых цен, столь болезненно отразившееся на экономике Франции в 19 веке, вызвало у них желание отгородиться от мирового рынка высокими таможенными барьерами и вернуться к политике протекционизма, которая проводилась в первой половине XIX в.
Настроения
По докладу Мелина в 1892 г. был принят закон об общем повышении таможенных тарифов, которым ознаменовался поворот в области внешнеторговой стратегии Франции. Впрочем, поворот достаточно плавный, поскольку «закон Мелина» предусматривал два тарифа: максимальный и минимальный. Первый по существу был инструментом давления на торговых партнеров и практически не применялся. Второй был относительно низким (8% на промышленные товары и от 5 до 20% на сельскохозяйственные), но действовал лишь на основе взаимности по соглашению с другими странами. Хотя минимальный тариф не намного превышал старый (6,5% в 1880 г.), разница все же была достаточно ощутимой, чтобы ухудшить условия международной торговли. В дальнейшем таможенные тарифы неоднократно — в 1897 и 1910 гт. — повышались.
Поворот к протекционизму оказал двоякое влияние на экономику Франции. Поставив заслон на пути иностранных товаров, он в какой-то мерс способствовал преодолению депрессии и ускорению экономического роста. Но вместе с иностранной конкуренцией он ослабил и стимулы к повышению производительности труда и эффективности производства. Это, с одной сторо-ны, продлило существование большого числа слабых и отсталых предприятий, с другой — расслабляюще подействовало на передовые предприятия, которые под защитой государства могли работать и без напряжения. Свидетельством тому явилось усиление на рубеже веков тенденции картелирования предприятий, т.е. заключения между ними соглашений в целях поддержания высоких цен.
Начиная с середины 90-х годов наметилось постепенное ускорение промышленного роста, которое в период с 1905 по 1914 г. достигло темпа, ранее отмеченного лишь в период Второй империи, — в среднем почти 5% в год. Было бы преувеличением приписывать этот результат влиянию таможенного протекционизма. Сыграли роль гораздо более действенные факторы, и прежде всего активная инвестиционная политика, проводившаяся в годы кризиса.
Импульс к повышению инвестиций и на этот раз пришел со стороны государства, стремившегося привлечь частные капиталы к осуществлению программы работ по развитию транспортной инфраструктуры. Программы общественных работ, несомненно, помогли вытащить экономику Франции в 19 веке из кризиса. Но и сами предприниматели проявляли понимание того, что условием преодоления кризиса является техническое обновление отсталых производств. Поэтому, несмотря на падение доходности предприятий и увлечение вкладчиков государственными ценными бумагами, нашлись ресурсы и для увеличения инвестиций. За все время кризиса лишь в 1883—1887 гг. наблюдалось их сокращение. В итоге этих усилий был достигнут значительный прогресс в техническом переоснащении промышленности, о чем свидетельствует резко возросший за годы кризиса темп роста ее энерговооруженности — с 9,5 тыс. л. с. о среднем за 1839—1869 гг. до 32,8 тыс. л. с. за 1871-1894 гг.
Выход Франции из затяжного экономического кризиса способствовал упрочению республиканского образа правления. Таким образом, героическая эпоха «битв за республику» окончательно отошла в прошлое. В 90-х годах XIX в. в развитии страны на первый план выдвинулись проблемы, связанные уже не столь ко с трудностями становления Третьей республики, сколько с противоречиями в развитии ее собственных учреждений.
Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий.
Несмотря на отставание от
основных мировых конкурентов, французская
экономика продолжала движение вперед,
хотя и крайне неравномерно. В конце
XIX века бурно развивались новые
отрасли - электроэнергетика, автомобилестроение,
строительство паровозов и
Тем не менее, по-прежнему главную роль в экономике играла легкая промышленность. Как и раньше, во всем мире ценились рассчитанные на богатых потребителей французские товары, производство которых было сосредоточено главным образом на мелких предприятиях с высоким уровнем ручного труда. Недостаточно высокие темпы развития французской экономики можно объяснить и бедной сырьевой базой для промышленного производства.
Для Франции на рубеже XIX и XX вв. германские и американские темпы промышленного развития были недостижимыми , сказывалась узость сырьевой базы. В 1913 г. Франция добывала лишь 2/3 необходимого ей угля, а дорогой импортный уголь вел к повышению стоимости французских фабрикатов и, соответственно, снижению их конкурентоспособности. Низкий промышленный потенциал определялся технологической сферой. Здесь повторилась в основных чертах английская история: физически и морально изношенное оборудование, вошедшее в строй в 50-60 гг., требовало замены, а для этого требовались соответствующие инвестиции, а они не были сделаны. Здесь сыграли роль, во-первых, экономический ущерб, нанесенный национальной катастрофой - поражением Франции в войне с Пруссией 1870 г. (общая сумма составила 16 млрд. франков, в том числе 5 млрд. контрибуции). Очень тяжело отразилась на состоянии французской экономики аннексия Германией весьма развитых экономических областей - Эльзаса и особенно Лотарингии с ее крупными запасами железной руды. Лотарингский бассейн стал железорудной базой германской металлургии, а Франция стала ввозить железную руду или готовый металл. Таким образом, война с Пруссией заметно затормозила развитие французской тяжелой промышленности.
Во-вторых, как отмечалось выше, французская буржуазия явно отдавала предпочтение банковской деятельности перед промышленной. В конце XIX — начале XX вв. ростовщические черты французского капитализма проступили еще более резко. Займы иностранным государствам давали французским банкирам гарантированный доход, не связанный с промышленным риском, отвлекая в то же время огромные средства от отечественной индустрии. Характерно, что после войны с Пруссией французский капитал озаботился прежде всего восстановлением не экономики своей страны, а своих зарубежных вложений. Для выплаты контрибуции пришлось в 1871 —1873 гг. сократить сумму заграничных капиталов Франции с 10 до 7 млрд. франков. Но уже в 1875 г. заграничные вложения составили 9 млрд. франков, т.е. почти достигли довоенного уровня. Ростовщическая политика французских капиталистов имела мощную опору в лице сугубо рациональной ментальности французов, предпочитающих гарантированный, пусть небольшой, доход, но без экономического риска.
В конце XIX в. вступила в период хронического кризиса ведущая отрасль французской экономики — сельское хозяйство. Имея редкую для того времени возможность полностью удовлетворять свои потребности в хлебе, Франция по урожайности сельскохозяйственных культур занимала всего 11-е место в Европе. Превосходя по посевным площадям Германию на 280 тыс. га, Франция собрала в 1913 г. зерновых на 25 млн. квинталов меньше. По количеству скота на 1 га земли Франция уступала Германии, Англии, Дании, Бельгии и другим странам. Слабая производительность земледелия в конечном счете упиралась в господство мелкокрестьянского производства, созданного революцией в конце XVIII в. Владелец крохотной парцеллы не мог применять сельскохозяйственные машины и искусственные удобрения. Французские сельскохозпродукты не выдерживали конкуренции на внешних рыках с дешевыми американскими, канадскими, аргентинскими продовольственными товарами. Низкий уровень развития сельского хозяйства во многом обусловливал и узость внутреннего рынка: нищее французское крестьянство вынуждено было обходиться без многих промышленных товаров.
К концу XIX в. центром интересов французского финансового капитала стала ссудно-ростовщическая деятельность за границей. За 1870--1913 гг. промышленное производство во Франции выросло примерно в 3 раза, а экспорт французского капитала — более чем в 4 раза. Хотя больше всего капитал вывозила не Франция, а Англия, именно Франция играла роль мирового ростовщика. Английский капитал представлял главным образом промышленные инвестиции, а французский — займы иностранным государствам. Перед Первой мировой войной из 104 млрд. франков, что стоили французские ценные бумаги, всего 9,5 млрд. относилось к французской промышленности и торговле, остальные представляли собой облигации различных вложений за рубежом. М