Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:59, курсовая работа
Города, оставаясь основными местами концентрации промышленного производства, центрами разнообразных экономических связей, играют руководящую и организующую роль. Это узловые пункты во всей сети расселения. Для обеспечения научно обоснованного проектирования и функционирования осуществляется классификация городских поселений по признакам: численность населения, характер выполняемых функций, административно - политическому значению, форме расселения и характеру расселения, местным естественным и историческим условиям
Введение 3
1.Современное состояние городского хозяйства в России, проблемы и перспективы 4
2.Разработка расчетного алгоритма оценки социально-экономического развития города Челябинска 11
3.Анализ социально-экономического развития городского хозяйства города Челябинска 21
Заключение 28
Глоссарий 30
Список литературы 32
Кроме того, в большинстве городов имеется немало острых проблем развития городского хозяйства, к числу которых относятся: жилищная, энергетическая, транспортная, дорожная, некачественного водоснабжения, неудовлетворительного санитарного состояния территории и другие, которые не находят пока удовлетворительного решения. Но если говорить о перспективной политике, то нет другого пути для развития городов, как обеспечить подлинную экономическую самостоятельность и решать свои проблемы преимущественно собственными силами, не надеясь на помощь извне. И здесь серьезную поддержку может оказать эффективная система управления городом, включая систему управления городским хозяйством, которая призвана мобилизовать имеющийся потенциал и привлечь к решению актуальных задач всех участников социально-экономического процесса, включая городскую администрацию, предприятия, организации бизнеса и население.
Челябинская область находится на стыке двух частей света - Европы и Азии. По территории области проходят два участка условной границы «Европа-Азия»: горный по Урал-тау и Уральскому хребту и водный по реке Урал.
Общая площадь Челябинска составляет 500,9 кв. км. Численность постоянного населения города на 1 января 2014 года составила 1169,8 тыс. чел. Территориально город разделен на 7 районов.
Рисунок 1 – Распределение численности населения города Челябинска в 2013 г.
Социально-экономическое развитие города Челябинска в 2013 году соответствовало целям, задачам и направлениям, обозначенным в Стратегии развития города Челябинска до 2020 года и Прогнозе социально-экономического развития города Челябинска на 2013 год.
В таблице 1 представлены основные показатели социально-экономического развития г.Челябинска.
Таблица 1 - Основные показатели социально-экономического развития г. Челябинска
Показатели |
Единица измерения |
2013 год |
2013 год в % к 2012 году |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности в действующих ценах |
млн.руб. |
362128,5 |
95,2 |
Индекс производства |
в % к предыдущему году |
Х |
94,6 |
Объем инвестиций в основной капитал по «чистым» видам экономической деятельности (в сопоставимых ценах) |
млн.руб. |
62337,5 |
96,4 |
в фактически действовавших ценах |
% к предыдущему году |
Х |
102,2 |
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс.кв.м. общей площади |
902,8 |
90,0 |
Среднемесячная начисленная заработная плата (по крупным и средним организациям) |
руб. |
29322,6 |
111,9 |
Реальная заработная плата (по крупным и средним организациям) |
% |
Х |
105,9 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
0,65 |
Х |
Индекс потребительских цен (инфляция) ср/год |
% |
Х |
105,7 |
Промышленность - важнейший сектор экономики, определяющий социально-экономическое развитие города Челябинска. Промышленность города формирует более 35 % валового муниципального продукта (рисунок 2).
Замедление темпов экономического роста и, как следствие, - ослабление спроса на продукцию обрабатывающих отраслей, негативно повлияли на основные показатели промышленности. В результате индекс промышленного производства по итогам 2013 года составил 94,6 % против 100,4 % в 2012 году.
Рисунок 2 – Структура валового муниципального продукта города Челябинска в 2013 г.
Приоритетный вклад в общую сумму доходов бюджета города имеет налог на доходы физических лиц - 6198,3 млн. руб., по отношению к 2012 году его рост составил 10 %, как в сопоставимых условиях, так и в абсолютных значениях (рисунок 3).
По итогам года фактическое исполнение бюджета города по расходам составило 30479,9 млн. руб., 96,8 % от плановых бюджетных назначений. Доля муниципальных, городских и отраслевых целевых программ в общем объеме расходов бюджета города составила 95,3 %. В 2013 году была утверждена в установленном порядке 71 муниципальная, городская и отраслевая целевая программа. К финансированию принято 70 программ, из них 3 муниципальные программы по реализации приоритетных национальных проектов – «Доступное и комфортное жилье», «Образование», «Здравоохранение».
Рисунок 3 – Структура доходов бюджета города Челябинска
Целевые индикаторы (показатели) в рамках программ позволяют выполнять мониторинг достижения планируемых значений результата, эффективности и результативности бюджетных расходов.
Приоритетными направлениями бюджетных расходов были расходы на образование 46,6 % от общего объема расходов, на национальную экономику - 22,3 %; на социальную политику - 13,8 %.
Данные после проведения горизонтального и вертикального анализа доходов бюджета г. Челябинска представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ доходов бюджета г. Челябинска за 2011 – 2013 гг.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
Абсолютные изменения, тыс. руб. |
Темп роста,% | |||||
тыс. руб |
Струк-тура % |
тыс. руб |
Струк-тура % |
Тыс. руб |
Струк-тура % |
2011 /2010 |
2012 /2011 |
2011/2010 |
2012 /2011 | |
Налоговые доходы |
4939134 |
44,9 |
5425580 |
50,9 |
6166988 |
52,7 |
486446 |
714408 |
109 |
114 |
Неналоговые доходы |
1698236 |
15,4 |
1280290 |
12 |
1271155 |
10,8 |
-417946 |
-9135 |
75 |
99 |
Итого |
6637370 |
60,3 |
6705870 |
63 |
7438143 |
64 |
68500 |
732273 |
101 |
111 |
Безвозмездные поступления |
3580363,5 |
32,5 |
3117610 |
29,2 |
3402444 |
29 |
-462753,5 |
284834 |
87 |
109 |
Доходы от предприним. и иной деят. |
781683,8 |
7,1 |
829750,4 |
7,8 |
853493,9 |
7,3 |
48066,6 |
23743,5 |
106 |
103 |
Итого доходы бюджета |
10999417,3 |
100 |
10653230,4 |
100 |
11694080 |
100 |
-346186,9 |
1040849,6 |
97 |
110 |
Доходы бюджета г. Челябинска представлены в виде налоговых, неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов.
Рассматривая период за три года с 2011-2013 гг., очевидно, что наибольший рост доходов был запланирован в 2013 г. – 1040849,6 тыс. руб. или увеличение на 10%, тогда как в 2012 г. запланировано уменьшение доходов от уровня 2011 г. на 3% (-346189,6 тыс. руб).
Анализ доходов бюджета г.Челябинска также показал, что рост доходов в 2013 году произошел за счёт увеличения налоговых доходов -714408 тыс. руб., при этом их доля в структуре доходов составляла - 52%. Среди налоговых доходов наибольший вес занимает налог на прибыль, в меньшей степени представлены платежи за пользование природными ресурсами. Увеличение налоговых доходов как связано с ростом инфляции, так и некотором экономическим ростом города. В бюджете 2011 г. значительная часть доходов состояла из налоговых доходов и безвозмездных поступлений, большая часть которых производилась из бюджетов других уровней.
Данные после проведения горизонтального и вертикального анализа расходов бюджета г. Челябинска представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ расходов бюджета г.Челябинска за 2011 – 2013 гг.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
Абсолютные изменения, тыс. руб. | ||||
тыс. руб |
Струк-тура % |
тыс. руб |
Струк-тура % |
Тыс. руб |
Струк-тура % |
2011 /2010 |
2012 /2011 | |
Общегосударственные вопросы |
1140715,6 |
8,2 |
1098022,4 |
9,2 |
1190682,4 |
9,4 |
-42693,2 |
92660 |
Национальная оборона |
211,9 |
0,015 |
211,9 |
0,001 |
211,9 |
0,01 |
0 |
0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
331805 |
2,2 |
295721 |
2,5 |
289143 |
2,3 |
-16083 |
-6578,2 |
Национальная экономика |
1370921,6 |
9,9 |
680350,2 |
5,7 |
678436,4 |
5,3 |
-690571,4 |
-1913,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1489653,8 |
10,7 |
1064581,9 |
8,9 |
1035631,2 |
8,1 |
-425071,9 |
-28950,7 |
Охрана окружающей среды |
2930 |
0,02 |
2916,3 |
0,024 |
2775,7 |
0,02 |
-13,7 |
-140,6 |
Образование |
4375044,1 |
31,5 |
4230938,5 |
35,5 |
4397514,2 |
34 |
-144105,6 |
166575,7 |
Социальная политика |
2517486,4 |
18 |
2072901,8 |
17,4 |
2248662,1 |
17,7 |
-444584,6 |
175760,3 |
Итого расходов |
13859785,4 |
100 |
11918880,4 |
100 |
12657898,9 |
100 |
-1940905 |
739018,5 |
Рассматривая период за три года с 2011 – 2013 гг., очевидно, что наибольший рост расходов запланирован в 2013 г. - 739018,5 тыс. руб. или 106% в сравнении с расходами 2012 г., тогда как в 2012 г. рост расходов от уровня 2011 г. представлялся гораздо менее значительным и составлял 86% (-1940905 тыс. руб). Анализ расходов бюджета Челябинска также показал, что рост расходов в 2013 г. произошел за счёт увеличения расходов на общегосударственные вопросы, большая часть которых придется на обеспечение проведения выборов и референдумов (в связи с предстоящими выборами в гос. думу), при этом доля расходов на общегосударственные вопросы в структуре расходов составляет 9,4%.
В качестве инструментария для бюджетного анализа были применены бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим (таблица 4).
Таблица 4 - Бюджетные коэффициенты
Показатель |
Ед. измер. |
2011 |
2012 |
2013 |
Коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных доходов |
Крс |
53,9 |
46,5 |
45,7 |
Коэффициент автономии |
Ка |
60,3 |
62,9 |
63,6 |
Коэффициент внешнего финансирования |
Квф |
32,5 |
29,3 |
29,1 |
Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами |
Кор |
80,3 |
91,8 |
97,5 |
Коэффициент бюджетного покрытия |
Кб.п. |
133 |
146 |
153,3 |
Коэффициент налогового покрытия |
Кн.п. |
57,6 |
74,2 |
80,8 |
Коэффициент неналогового покрытия |
Кнн.п. |
20,5 |
17,5 |
16,6 |
Коэффициент трансфертного покрытия |
Кт.п. |
43,3 |
42,7 |
44,6 |
Коэффициент дефицитности бюджета |
Кд |
20,6 |
10,6 |
7,6 |
Коэффициент бюджетной задолженности |
Кб,з. |
2,4 |
2,76 |
2,6 |
Коэффициент бюджетной обеспеченности |
Кб.о. |
23,1 |
19,8 |
21,1 |
Анализируя рассчитанные бюджетные коэффициенты, можно сделать следующие выводы:
Основными целями и задачами деятельности органов местного самоуправления в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: обеспечение нормативного качества предоставления услуг жилищно-коммунального комплекса, совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, реализация мероприятий по энергосбережению, привлечение инвестиций на модернизацию жилищного фонда и инженерной инфраструктуры.
Были произведены работы по капитальному ремонту общего имущества (внутридомовых инженерных сетей, кровель, фасадов, лифтового оборудования и др.) 47 многоквартирных домов, а также аварийно-восстановительные работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате падения метеорита, 2858 многоквартирных дома.
Согласно плану первоочередных мероприятий, в районах города Челябинска в 2013 году были выполнены работы на общую сумму 24,4 млн. руб. по благоустройству придомовых территорий многоквартирных домов, капитальному ремонту многоквартирных домов, освещению дворов, ремонту подъездов, установке почтовых ящиков в жилых домах по 139 адресам.
Объем выполненных работ в дорожной отрасли составил 5,7 млрд. руб. За счет выделенных финансовых средств построено, реконструировано и отремонтировано 951,4 тыс. кв. м дорог, в том числе выполнены объемы по видам работ (таблица 5).