Экономика городского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Города, оставаясь основными местами концентрации промышленного производства, центрами разнообразных экономических связей, играют руководящую и организующую роль. Это узловые пункты во всей сети расселения. Для обеспечения научно обоснованного проектирования и функционирования осуществляется классификация городских поселений по признакам: численность населения, характер выполняемых функций, административно - политическому значению, форме расселения и характеру расселения, местным естественным и историческим условиям

Содержание работы

Введение 3
1.Современное состояние городского хозяйства в России, проблемы и перспективы 4
2.Разработка расчетного алгоритма оценки социально-экономического развития города Челябинска 11
3.Анализ социально-экономического развития городского хозяйства города Челябинска 21
Заключение 28
Глоссарий 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая по городскому хозяйству готова (3)1.doc

— 7.47 Мб (Скачать файл)

Кроме того, в большинстве городов имеется немало острых проблем развития городского хозяйства, к числу которых относятся: жилищная, энергетическая, транспортная, дорожная, некачественного водоснабжения, неудовлетворительного санитарного состояния территории и другие, которые не находят пока удовлетворительного решения. Но если говорить о перспективной политике, то нет другого пути для развития городов, как обеспечить подлинную экономическую самостоятельность и решать свои проблемы преимущественно собственными силами, не надеясь на помощь извне. И здесь серьезную поддержку может оказать эффективная система управления городом, включая систему управления городским хозяйством, которая призвана мобилизовать имеющийся потенциал и привлечь к решению актуальных задач всех участников социально-экономического процесса, включая городскую администрацию, предприятия, организации бизнеса и население.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разработка расчетного алгоритма оценки социально-экономического развития  города Челябинска.

 

Челябинская область находится на стыке двух частей света - Европы и Азии. По территории области проходят два участка условной границы «Европа-Азия»: горный по Урал-тау и Уральскому хребту и водный по реке Урал.

Общая площадь Челябинска составляет 500,9 кв. км. Численность постоянного населения города на 1 января 2014 года составила 1169,8 тыс. чел. Территориально город разделен на 7 районов.

Рисунок 1 – Распределение численности населения города Челябинска в 2013 г.

 

Социально-экономическое развитие города Челябинска в 2013 году соответствовало целям, задачам и направлениям, обозначенным в Стратегии развития города Челябинска до 2020 года и Прогнозе социально-экономического развития города Челябинска на 2013 год.

В таблице 1 представлены основные показатели социально-экономического развития г.Челябинска.

 

 

Таблица 1 - Основные показатели социально-экономического развития г. Челябинска

 

Показатели

Единица

измерения

2013 год

2013 год  в %

к 2012 году

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности в действующих ценах

млн.руб.

362128,5

95,2

Индекс производства

в % к предыдущему году

Х

94,6

Объем инвестиций в основной капитал по «чистым» видам экономической деятельности (в сопоставимых ценах)

млн.руб.

62337,5

96,4

в фактически действовавших ценах

%  к предыдущему году

Х

102,2

Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования

тыс.кв.м. общей площади

902,8

90,0

Среднемесячная начисленная заработная плата (по крупным и средним организациям)

руб.

29322,6

111,9

Реальная заработная плата (по крупным и средним организациям)

%

Х

105,9

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

0,65

Х

Индекс потребительских цен (инфляция) ср/год

%

Х

105,7


 

 

Промышленность - важнейший сектор экономики, определяющий социально-экономическое развитие города Челябинска. Промышленность города формирует более 35 % валового муниципального продукта (рисунок 2).

Замедление темпов экономического роста и, как следствие, - ослабление спроса на продукцию обрабатывающих отраслей, негативно повлияли на основные показатели промышленности. В результате индекс промышленного производства по итогам 2013 года составил 94,6 % против 100,4 % в 2012 году.

 

 

Рисунок 2 – Структура валового муниципального продукта города Челябинска в 2013 г.

 

 

Приоритетный вклад в общую сумму доходов бюджета города имеет налог на доходы физических лиц - 6198,3 млн. руб., по отношению к 2012 году его рост составил 10 %, как в сопоставимых условиях, так и в абсолютных значениях (рисунок 3).

По итогам года фактическое исполнение бюджета города по расходам составило 30479,9 млн. руб., 96,8 % от плановых бюджетных назначений. Доля муниципальных, городских и отраслевых целевых программ в общем объеме расходов бюджета города составила 95,3 %. В 2013 году была утверждена в установленном порядке 71 муниципальная, городская и отраслевая целевая программа. К финансированию принято 70 программ, из них 3 муниципальные программы по реализации   приоритетных национальных проектов – «Доступное и комфортное жилье», «Образование», «Здравоохранение».

 

Рисунок 3 – Структура доходов бюджета города Челябинска

 

 

Целевые индикаторы (показатели) в рамках программ позволяют выполнять мониторинг достижения планируемых значений результата, эффективности и результативности бюджетных расходов.

 

Рисунок 4 – Структура расходов бюджета города

Приоритетными направлениями бюджетных расходов были расходы на образование 46,6 % от общего объема расходов, на национальную экономику -    22,3 %; на социальную политику - 13,8 %.

Данные после проведения горизонтального и вертикального анализа доходов бюджета г. Челябинска представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Анализ доходов бюджета г. Челябинска за 2011 – 2013 гг.

Показатели

2011

2012

2013

Абсолютные изменения, тыс. руб.

Темп роста,%

тыс. руб

Струк-тура

%

тыс.

руб

Струк-тура

%

Тыс.

руб

Струк-тура

%

2011

/2010

2012

/2011

2011/2010

2012

/2011

Налоговые

доходы

4939134

44,9

5425580

50,9

6166988

52,7

486446

714408

109

114

Неналоговые

доходы

1698236

15,4

1280290

12

1271155

10,8

-417946

-9135

75

99

Итого

6637370

60,3

6705870

63

7438143

64

68500

732273

101

111

Безвозмездные поступления

3580363,5

32,5

3117610

29,2

3402444

29

-462753,5

284834

87

109

Доходы от предприним. и иной деят.

781683,8

7,1

829750,4

7,8

853493,9

7,3

48066,6

23743,5

106

103

Итого доходы бюджета

10999417,3

100

10653230,4

100

11694080

100

-346186,9

1040849,6

97

110


 

         Доходы бюджета г. Челябинска представлены в виде налоговых, неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов.

Рассматривая период за три года с 2011-2013 гг., очевидно, что наибольший рост доходов был запланирован в 2013 г. – 1040849,6 тыс. руб. или увеличение на 10%, тогда как в 2012 г. запланировано уменьшение доходов от уровня 2011 г. на 3% (-346189,6 тыс. руб).

Анализ доходов бюджета г.Челябинска также показал, что рост доходов в 2013 году произошел за счёт увеличения налоговых доходов -714408 тыс. руб., при этом их доля в структуре доходов составляла - 52%. Среди налоговых доходов наибольший вес занимает налог на прибыль, в меньшей степени представлены платежи за пользование природными ресурсами. Увеличение налоговых доходов как связано с ростом инфляции, так и некотором экономическим ростом города. В бюджете 2011 г. значительная часть доходов состояла из налоговых доходов и безвозмездных поступлений, большая часть которых производилась из бюджетов других уровней.

Данные после проведения горизонтального и вертикального анализа расходов бюджета г. Челябинска представлены в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Анализ расходов бюджета г.Челябинска за 2011 – 2013 гг.

Показатели

2011

2012

2013

Абсолютные изменения, тыс. руб.

тыс. руб

Струк-тура

%

тыс.

руб

Струк-тура

%

Тыс.

руб

Струк-тура

%

2011

/2010

2012

/2011

Общегосударственные вопросы

1140715,6

8,2

1098022,4

9,2

1190682,4

9,4

-42693,2

92660

Национальная оборона

211,9

0,015

211,9

0,001

211,9

0,01

0

0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

331805

2,2

295721

2,5

289143

2,3

-16083

-6578,2

Национальная экономика

1370921,6

9,9

680350,2

5,7

678436,4

5,3

-690571,4

-1913,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

1489653,8

10,7

1064581,9

8,9

1035631,2

8,1

-425071,9

-28950,7

Охрана окружающей среды

2930

0,02

2916,3

0,024

2775,7

0,02

-13,7

-140,6

Образование

4375044,1

31,5

4230938,5

35,5

4397514,2

34

-144105,6

166575,7

Социальная политика

2517486,4

18

2072901,8

17,4

2248662,1

17,7

-444584,6

175760,3

Итого расходов

13859785,4

100

11918880,4

100

12657898,9

100

-1940905

739018,5


 

Рассматривая период за три года с 2011 – 2013 гг., очевидно, что наибольший рост расходов запланирован в 2013 г. - 739018,5 тыс. руб. или 106% в сравнении с расходами 2012 г., тогда как в 2012 г. рост расходов от уровня 2011 г. представлялся гораздо менее значительным и составлял 86% (-1940905 тыс. руб). Анализ расходов бюджета Челябинска также показал, что рост расходов в 2013 г. произошел за счёт увеличения расходов на общегосударственные вопросы, большая часть которых придется на обеспечение проведения выборов и референдумов (в связи с предстоящими выборами в гос. думу), при этом доля расходов на общегосударственные вопросы в структуре расходов составляет 9,4%.

В качестве инструментария для бюджетного анализа были применены бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим (таблица 4).

Таблица 4 - Бюджетные коэффициенты

Показатель

Ед. измер.

2011

2012

2013

Коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных доходов

Крс

53,9

46,5

45,7

Коэффициент автономии

Ка

60,3

62,9

63,6

Коэффициент внешнего финансирования

Квф

32,5

29,3

29,1

Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами

Кор

80,3

91,8

97,5

Коэффициент бюджетного покрытия

Кб.п.

133

146

153,3

Коэффициент налогового покрытия

Кн.п.

57,6

74,2

80,8

Коэффициент неналогового покрытия

Кнн.п.

20,5

17,5

16,6

Коэффициент трансфертного покрытия

Кт.п.

43,3

42,7

44,6

Коэффициент дефицитности бюджета

Кд

20,6

10,6

7,6

Коэффициент бюджетной задолженности

Кб,з.

2,4

2,76

2,6

Коэффициент бюджетной обеспеченности

Кб.о.

23,1

19,8

21,1


 

 Анализируя рассчитанные  бюджетные коэффициенты, можно сделать  следующие выводы:

  1. Уровень бюджетной самостоятельности города Челябинска оказался достаточно высоким, о чем говорит высокий коэффициент автономии и высокий коэффициент соотношения перераспредяемых и собственных доходов;
  2. Рассматривая коэффициент внешнего финансирования и коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами, можно сказать, что бюджет города на 29-33% финансируется внешними источниками;
  3. Бюджет оказался покрытым полностью в отчетном и плановом периоде;
  4. Бюджет города в среднем на 50-80% покрывается налоговыми источниками, на 1,5-2% неналоговыми источниками, и в остальной части (около 40-50%) за счет межбюджетных трансфертов;
  5. Профицит бюджета не наблюдался ни в одном из исследуемых периодов. В 2010-2012 имеет место бюджетный дефицит;
  6. Коэффициент бюджетной обеспеченности населения в плановом 2012 году должен составить 21,1тыс. руб /чел.

Основными целями и задачами деятельности органов местного самоуправления в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: обеспечение нормативного качества предоставления услуг жилищно-коммунального комплекса, совершенствование конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, реализация мероприятий по энергосбережению, привлечение инвестиций на модернизацию жилищного фонда и инженерной инфраструктуры.

Были произведены работы по капитальному ремонту общего имущества (внутридомовых инженерных сетей, кровель, фасадов, лифтового оборудования и др.) 47 многоквартирных домов, а также аварийно-восстановительные работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате падения метеорита, 2858 многоквартирных дома.

Согласно плану первоочередных мероприятий, в районах города Челябинска в 2013 году были выполнены работы на общую сумму 24,4 млн. руб. по благоустройству придомовых территорий многоквартирных домов, капитальному ремонту многоквартирных домов, освещению дворов, ремонту подъездов, установке почтовых ящиков в жилых домах по 139 адресам.

Объем выполненных работ в дорожной отрасли составил 5,7 млрд. руб. За счет выделенных финансовых средств построено, реконструировано и отремонтировано 951,4 тыс. кв. м дорог, в том числе выполнены объемы по видам работ (таблица 5).

Информация о работе Экономика городского хозяйства