Экономика и организация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Социально-ориентированная экономика – эффективно функционирующее рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем. Целями социально-ориентированной экономики являются: соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния людей и социальной защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира.

Содержание работы

Вопрос 1. Функционирование социально-ориентированной рыночной экономики ……………………………………………..

3
Вопрос 2. Прибыль как факторный доход. Рисковое предпринимательство …………………………………………….

7
Вопрос 3. Банковская система и регулирование рынка …………
13
Список используемой литературы ………………………………
18

Файлы: 1 файл

Экономика и организация производства_Контр работа (1).doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Статичная экономика вполне предсказуема, экономическая неопределенность сведена к минимуму. В таких  условиях экономическая прибыль (сверх  вознаграждения за управленческий груд и дохода в форме чистой производительности капитала) должна исчезнуть.

Итак, нулевая экономическая прибыль является следствием статичной экономики и свободной конкуренции в чистом виде. Но в реальной действительности свободная конкуренция, полное равновесие рынка, статичная экономика существовать не могут. Всегда имеются определенная степень несовершенства конкуренции (монополизация рынка), рыночное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. Экономика всегда находится в состоянии динамики, поскольку изменяется население, открываются новые источники сырья, развиваются наука и техника, возникают новые потребности и т. д. Сама экономическая информация является редким благом, недоступной в одинаковой степени для всех участников экономических отношений. Иными словами, любая конкурентная рыночная ситуация характеризуется как известной неопределенностью в результате динамичности экономической системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате монополизации рынков.

Именно эта  неопределенность рынка, с одной  стороны, и монополизация рынка, с другой, и порождают экономическую прибыль, получаемую отдельными предпринимателями как дополнительный, избыточный доход, превышение полной выручки над полными издержками.

Причины появления этого дополнительного  дохода могут быть разнообразными: концентрация производства и дифференциация продукта, тайный сговор производителей и технические нововведения, новаторская деятельность предпринимателей, связанная с предвидением, оригинальностью мышления, смелостью и т. п.

Таким образом, если предпринимательство выступает  как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием открытия новых технологий, новых рынков и т. п., то и прибыль не может выступать как равновесная цена.

Вместе  с тем важно подчеркнуть, что  неопределенность, приносящая прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль.

Часть предпринимательского дохода называется нормальной прибылью. Это минимальный доход, или плата, необходимая для удержания предпринимателя в какой-то определенной сфере производства. По определению, выплата такой нормальной прибыли - суть издержки6.

Однако известно, что общий доход фирмы может  превышать ее общие издержки (явные, вмененные; последние включают нормальную прибыль). Это превышение, или избыток дохода над всеми издержками, и есть экономическая, или чистая, прибыль. Вот этот остаток, - который не является издержками, так как он превышает нормальную прибыль, необходимую для удержания предпринимателя в отрасли, - достается предпринимателю. Предприниматель, другими словами, является претендентом на этот остаток.

При рыночной экономики  хозяйственная деятельность принимает  характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Она состоит в организации и соединении факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.

Предпринимательство как фактор производства. В своей деятельности предприниматель обычно выполняет три основные функции. Во-первых, факторную, состоящую в мобилизации денежных накоплений, средств производства, работников и других факторов, необходимых для предпринимательской деятельности. Во-вторых, организаторскую, которая состоит в соединении и комбинировании факторов производства, чтобы обеспечить достижение поставленной цели. В-третьих, творческую, связанную с новаторством, инициативой, предприимчивостью и риском, роль, которых в условиях НТР и усиления конкуренции выросла.

Многообразие форм предпринимательской  деятельности, которая свойственна  современной рыночной экономике, содействует  развитию, как государственного, так  и частного сектора. При этом высокие  результаты предпринимательской деятельности зависят не только от форм собственности и хозяйствования, но и качества управления, организации труда и производства, эффективности использования факторов производства.

Многообразная деятельность предпринимателя отличается от деятельности менеджера. Он является самостоятельным субъектом рынка, который действует на свой страх и риск, под свою имущественную и другую ответственность. Главное, чем отличается предприниматель от других субъектов экономики,- это предпринимательский доход (прибыль предпринимателя), который меньше, чем валовая и чистая прибыль. Свой личный предпринимательский доход (прибыль) за свои услуги, творчество и риск предприниматель, являющийся собственником факторов производства, получает из чистой прибыли фирмы. Свою прибыль предприниматель должен получать после того, как из валовой прибыли будут сделаны внешние отчисления: налоги, проценты за кредит, арендная плата, отчисление в благотворительные фонды и др., а из оставшейся чистой прибыли будут выделены средства на внутренние потребности фирмы. Данная последовательность распределения валовой и чистой прибыли необходима, чтобы фирма выполнила свои обязательства перед государством, наемными работниками и предпринимателем, обеспечила накопление и индивидуальное расширенное производство.

 

Вопрос 3. Банковская система и регулирование рынка

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег7.

Банковская  система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк (далее – ЦБ), сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций8.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые  банковские системы. Верхний уровень  системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.)9.

Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизи-рующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так называемого “верблюда”10. Английский акроним “CAMEL” (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

  • достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);
  • качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;
  • качество менеджмента (квалификация управляющих);
  • ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);
  • доходность; 

ЦБ или другое государственное  учреждение (в некоторых странах действуют специальные банковские комиссии) следит прежде всего за указанными показателями деятельности банков, даже если официально установленные нормативы не существуют. Регулирующие органы требуют от банков представления значительной по объему статистической информации для того, чтобы быть в состоянии защитить общественные интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции.

Регулирование может  заключаться в требовании соблюдения правила “четырех глаз”, т.е. руководство  банком должно осуществляться как минимум двумя людьми. Важным считается также принцип “китайских стен”, т.е. различные подразделения банка во избежание конфликта интересов и злоупотреблений должны действовать как абсолютно независимые компании. В ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать увольнения управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего комиссара.

Государство может официально требовать от банков поддержания  определенного уровня наличности, ликвидности  активов, соотношения акционерного капитала с заемным.

Принципиальное значение имеет определение капитала банков, используемое в регулировании, так  как стремительное расширение круга  новых финансовых инструментов затрудняет регулирование. Важным элементом регулирования  во многих странах является система обязательного страхования депозитов, обеспечивающая возмещение убытков вкладчиков банков до определенного уровня.

Перед системой регулирования  равны все банки, независимо от того, чем они занимаются или кому принадлежат, т.е. государственные банки не имеют каких-либо преимуществ. Вместе с тем во всех странах есть банки разных типов - коммерческие, инвестиционные, сберегательные, кооперативные и акционерные, публичные и частные, и это требует внесения в систему регулирования определенных поправок.

Законодательное регулирование  банковской деятельности и денежно-кредитной  политики в развитых странах обычно основывается на большом числе специальных  законодательных актов, среди которых  выделяются закон о ЦБ (обоснование  его функций и полномочий) и  общий банковский закон.

Закон о ЦБ, как правило, первичен по отношению к другому  банковскому законодательству и  имеет принципиальное значение, так  как закладывает юридическую  базу под государственную денежно-кредитную  политику. В большинстве стран  такие законы приняты сравнительно давно (США - 1913 г., Японии - 1942 г., Великобритании - 1946 г., Финляндии - 1925 г. и т.д.), что отражает стабильность функций ЦБ.

Банковский закон чаще всего дает определение банковскому  учреждению, устанавливает порядок  создания и закрытия банков, защиту  клиентов и т.д. Такой закон носит в основном общий характер, а денежно-кредитная политика основывается, как правило, на законе о ЦБ или каком-либо специальном законе.

В конечном итоге вся  деятельность ЦБ, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормальных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений. Значительная часть деятельности государства в данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимализацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства. Опыт развитых капиталистических государств в условиях перестройки российской финансово-кредитной системы и всего народного хозяйства имеет огромное значение.

Пример  регулирования рынка государственной банковской системой

То, как на практике может  осуществляться деятельность центральных  управленческих органов рыночной экономики - министерства финансов и государственной  банковской системы - можно рассмотреть  на следующем примере: воздействие  государства на объемы производства и прибыли автомобилестроительных компаний.

Итак, мы рассмотрим действия:

а) центрального банка (ЦБ);

б) министерства финансов (МФ);

в) владельцев и управляющих  частными коммерческими банками (КБ);

г) владельцев и управляющих  автостроительными фирмами - автопромышленников (АП).

В производстве автомобилей  в стране N сложилось положение, когда  возможные объемы производства приведут к значительному избытку данной продукции (влияние мирового рынка, экспорт и импорт не учитываются). В этих условиях государство принимает меры по "охлаждению" бума. Определив годовые потребности в автомобилях, государство через МФ путем увеличения налогов на прибыль АП снижает частные капиталовложения в данную отрасль. Однако налоги нельзя повышать безмерно, их предельная величина берется на уровне 50% прибыли. Но это, по расчетам МФ, оказывается недостаточным для дестимулирования инвестиций. Поэтому в дополнение к налоговым применяются кредитные методы воздействия. ЦБ выпускает облигации, чтобы изъять избыточные кредитные ресурсы у коммерческих банков. Наряду с этим ЦБ повышает учетную ставку процента за кредиты, предоставляемые частным банкам. В свою очередь, КБ вынуждены поднять уровень процента за кредиты для АП. Автопромышленники, планировавшие взять в КБ значительную сумму кредита, после повышения процентной ставки ограничивают свои займы в банках. Все предпринятые меры снижают возможности капиталовложений АП в такой степени, какая необходима, по расчетам государственных органов, для недопущения перепроизводства и балансирования спроса и предложения на автомобильном рынке.

 

Список используемой литературы

1. Банковское дело. Экспресс-курс: Учебное пособие / коллектив авторов под ред. О.И. Лаврушина. 2-е изд., М.: Кнорус, 2007

2. Банковское дело: управление и технологии: Учебник/под ред. проф. А.М. Тавасиева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. Горшков М.К. Социология и общество: пути взаимодействия/ М.К. Горшков. М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Курс экономической теории: Учебник для ВУЗов / В. А. Амвросов и др.; под общей редакцией Чепурина М. Н. - Киров: АСА, 1997. - 624 с.

5. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. Киров: АСА. 2002 г. - 831 с.

Информация о работе Экономика и организация производства