Экономика Южного Федерального Округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:47, реферат

Описание работы

ЮФО занимает 3,5 процента территории России, по предварительным итогам Всероссийской переписи населения на его долю приходится 15,8 процента населения страны, или 22,9 млн человек. В текущем году в пяти базовых отраслях экономики рост производства в целом составил 3,6 процента. Промышленностью округа произведено продукции в январе-августе 2003 года на 282,7 млрд рублей, или 6,4 процента от общего объема промышленного производства России. Наиболее велико значение ЮФО в агропромышленном комплексе страны.

Содержание работы

Общие сведения стр 1
Проблемы экономики стр 10
Экономика ЮФО: тенденции общие и частные стр 11
Список литературы стр 17

Файлы: 1 файл

Экономика южного федерального округа.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Южный федеральный округ  является важнейшим поставщиком  продукции сельского хозяйства для России. За пределы региона вывозятся зерно, сахарная свекла, фрукты, овощи, виноград, бахчевые культуры рыба, продукция животноводства. Соответственно, большое значение в экономике округа имеет пищевая индустрия.

Первостепенную роль в экономике ЮФО играет электроэнергетика. Во многих районах построены тепловые (Краснодар, Грозный, Новочеркасск, Невинномысск) и гидроэлектростанции (Цимлянская, Гизельдонская, Баксанская, Чиркейская, Ирганайская).

В ЮФО развиты нефтяная и газовая промышленности. При этом нефтяная промышленность является старейшей в регионе. На ее базе развивается химическая промышленность. Отраслями рыночной специализации являются также черная и цветная металлургия, сельскохозяйственное машиностроение и производство бурового оборудования.

К отраслям специализации  ЮФО относится также курортное  хозяйство Северного Кавказа.

Напряженная социальная ситуация в округе подчеркивается самыми низким в стране уровнем денежных доходов населения и самым  высоким уровнем безработицы. Благодаря сельскохозяйственной специализации округа в ЮФО самая низкая в России стоимость продуктовой части потребительской корзины и самый низкий в России индекс потребительских цен. Хотя темп роста цен производителя превысил среднероссийский уровень.  

Напряженная социальная ситуация в округе подчеркивается самыми низким в стране уровнем денежных доходов населения и самым  высоким уровнем безработицы. Благодаря  сельскохозяйственной специализации  округа в ЮФО самая низкая в  России стоимость продуктовой части потребительской корзины и самый низкий в России индекс потребительских цен. Хотя темп роста цен производителя превысил среднероссийский уровень.

Основной промышленный потенциал Южного ФО сконцентрирован  в Ростовской области, Волгоградской  области и Краснодарском крае. Специализацией Ростовской области является тяжелая промышленность: черная (металлический порошок, стальные трубы) и цветная металлургия, машиностроение (зерновые комбайны, электровозы, паровые котлы, оборудование для АЭС, кузнечнопрессовые машины), угледобывающая промышленность. Важную роль играет пищевая промышленность (мясомолочная, масложировая, кондитерская, табачная, плодоовощеконсервная).

В Ростовской области  развиты электроэнергетика, черная металлургия (сталь, прокат, стальные трубы), машиностроение, в том числе судостроение, химическая и нефтехимическая промышленности.

Основой промышленности Краснодарского края являются пищевая  промышленность (винодельческая, плодоовощеконсервная, маслобойная, мясная), машиностроение (приборостроение, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение), нефтеперерабатывающая и легкая промышленности.  

Ключевую роль производство Южного федерального округа играет в  основном в пищевой промышленности - производство растительного масла, сахара, соли, различных круп, минеральных вод, плодоовощных консервов, коньяков является ведущим в России. В российском масштабе производится ряд продукции машиностроение (комбайны, электровозы, дизели, прицепы), черной металлургии (подшипники качения) и легкой промышленности (брюки, тюлегардинные изделия).

 

Проблемы экономики

ЮФО, обладая наиболее благоприятными ресурсными возможностями, является самым проблемным в России. Основную часть внутреннего регионального  продукта округа - ВРП - (85 %) создают 5 территорий.

Доходный потенциал округа ниже среднего: 8 из 13 регионов являются высокодотационными. Самый доходный потенциал имеют Краснодарский край, Волгоградская и Астраханская области.

На сегодняшний день все субъекты округа имеют долговые обязательства. Для некоторых проблема долговых обязательств является очень острой. Это: Кабардино-Балкария, где объем долга в 1,5 раза больше, чем собственный доходы, Северная Осетия и Карачаево - Черкессия. При сравнении регионов ЮФО по темпам роста ВРП, соотношению расходов бюджетной системы, позитивную динамику ВРП имеют Ростовская и Волгоградская области, а также Ставропольский край. Самые негативные характеристики - в Ингушетии, Калмыкии, Адыгеи, а также Чеченской республике.

По мнению аудитора Счетной  палаты, анализ бюджетной системы субъектов ЮФО показывает, что большинство из них не имеют экономической базы для дальнейшего самостоятельного развития. Они и в перспективе останутся высокодотационными, а подавляющая часть их финансовых ресурсов будет расходоваться а поддержание минимального потребительского уровня жизни населения.

Возможным решением проблемы этих территорий, считает А. Пискунов, может стать укрупнение регионов: тогда появится реальная возможность  рационализации структуры расходов их консолидированных бюджетов за счет перераспределения расходов с госуправления в пользу реального сектора экономики или социальных расходов.

Экономика ЮФО: тенденции общие и частные

Руководитетель Ростоблстата Владимир Емельянов:

- Экономика не может  существовать в замкнутом пространстве, вне общих тенденций, - сразу подчеркнул Владимир Викторович, характеризуя экономическую ситуацию на Юге России.

Так что если говорить в целом, эта самая экономическая  ситуация для Российской Федерации  сегодня вполне благоприятна. Мировые  цены на нефть превышают все прогнозы. Отсюда - колоссальный стабилизационный фонд, беспрецедентный объем золотовалютных запасов, приближающийся к 160 миллиардам долларов.

Однако у каждой медали, по словам В.В. Емельянова, - две стороны. Профицит бюджета создает свои проблемы, в числе которых и невольное укрепление рубля. Однако денежная масса провоцирует и инфляционные процессы. Поэтому некой "расплатой" за крепкий рубль становится снижение темпов роста промышленного производства.

Юг России в отличие  от остальной страны обладает рядом особенностей. Здесь нет доминанты нефтегазодобывающей отрасли, играющей определяющую роль в российской экономике. Нефтепереработка в Волгоградской и газодобыча в Астраханской областях не влияют в целом на экономику округа. И потому за девять месяцев текущего года индекс промышленного производства в ЮФО вырос по сравнению с тем же периодом года прошлого на девять процентов, тогда как по РФ в целом - всего на четыре процента.

Однако внутри региона  мы наблюдаем резкую дифференциацию. Ведущую роль здесь играют Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская область и в какой-то мере Ставропольский край. Здесь сосредоточена львиная доля действующего промышленного производства Юга. Поэтому "отрицательный рост" индекса в Карачаево-Черкесии (91,1 %) и Северной Осетии (90 %) на ситуацию не влияет.

Причем надо учитывать  и такой парадокс. "Процентная ставка" индекса за девять месяцев  выше всего далеко не в самых развитых регионах: 134,3 % в Дагестане, 121 % в  Кабардино-Балкарии, 110,6 % в Адыгее. Впрочем, это понятно - здесь любое положительное движение вперед дает резкий процентный рост.

Однако опережающий  рост производства имеет, как и положено, оборотную сторону - в ЮФО самые  высокие темпы инфляции. За отчетные девять месяцев 2005 года цены выросли в Астраханской области на 12,1 %, в Волгоградской - на 11,3 %, в Кабардино-Балкарии - на 11,2 %, в Краснодарском крае - на 10,5 %, в Ингушетии - на 10,4 %, в Ростовской области - на 10,3 %.

В этом же ряду и опережающий  общероссийские показатели рост оборота розничной торговли (на 16,1 % против 11,7 по РФ) и объема платных услуг населению (на 11,9 % против 7 % по РФ).

Одним из парадоксов ЮФО  можно считать и рост денежных доходов населения. В течение  восьми месяцев текущего года по темпам их роста он значительно опережал все другие округа. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года номинальные денежные доходы на душу населения на Юге России возросли в целом на 34,1 %, в то время как по стране этот показатель - 22,1 %. Такой же резкий разрыв и в росте реальных денежных доходов (соответственно 17,5 % и 8 %).

Вместе с тем уровень  жизни населения ЮФО продолжает оставаться самым низким в стране. Среднедушевые доходы населения  округа составляют всего 71,3 % от сложившегося в среднем по стране уровня. Но и внутри самого ЮФО наблюдается значительный дисбаланс. Так, если Ростовская область, где среднедушевой доход составляет 6765,1 рубля, относительно близка к среднероссийскому показателю в 7611,8 рубля (то есть 88,9 %), а следующие за ней Волгоградская и Астраханская области держатся на рубеже 76,1 % (5790,5 рубля) и 74 % (5635,1 рубля), то в Адыгее, Калмыкии, Ингушетии среднедушевые доходы в августе составили соответственно 3420 рублей, 2177,9 рубля и 2146,1 рубля, то есть в 2,2 - 3,5 раза меньше, чем в среднем по России.

Нельзя забывать и  то, отметил В.В. Емельянов, что ЮФО - это единственный в стране регион, имеющий в ряде субъектов с  одной стороны стабильный прирост  населения, а с другой - отсутствие источников развития налоговой базы.

Все это, по мнению В.В. Емельянова, требует самого серьезного отношения к развитию ситуации на Юге страны, имеющему значительный потенциал и тенденции к устойчивому развитию. Однако необходимо учитывать, что он развивается в очень противоречивых экономических условиях. Основная проблема Юга, считает В.В. Емельянов, - раскоординированность экономических механизмов. Поэтому необходим национальный комплексный проект "Юг России", принципиально отличающийся от не оправдавшей себя одноименной федеральной целевой программы, и обязательно скоординированный с другими национальными программами.

Подробно осветил В.В. Емельянов и проблемы такой важной отрасли экономики ЮФО, как сельское хозяйство. Наиболее сложной из них  является то, что рекордные урожаи последних лет привели к значительному падению цен на зерно, что ставит перед сельхозпроизводителями, особенно фермерами, немало вопросов. Постоянно запаздывающая и незначительная в общем объеме государственная интервенция их решить не может. Главная же причина избытка зерна, в первую очередь фуражного, по мнению В.В. Емельянова в продолжающемся падении животноводства. Только возродив эту отрасль, мы сможем установить соответствующий баланс в сельхозпроизводстве.

Важным шагом к этому, считает В.В. Емельянов, станет Всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая пройдет летом 2006 года. Впервые будет проведена полная инвентаризация того, что имеется в этом определяющем секторе экономики. Перепись позволит получить данные о состоянии и структуре сельского хозяйства страны, о наличии и использовании его ресурсов и потенциала. Ее результаты должны способствовать решению целого ряда управленческих задач, планированию аграрной политики и разработке механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса. А в конечном итоге речь идет об экономической безопасности страны, подчеркнул В.В. Емельянов.

Полпред президента в  Южном федеральном округе (ЮФО) Дмитрий  Козак, недовольный работой федеральных  органов в регионах, предлагает сократить  их число, а полномочия вместе с деньгами передать субъектам Федерации. Оценивать эффективность местных чиновников, получивших больше самостоятельности, центр будет с помощью специальных критериев, заодно согласуя назначение ключевых руководителей. Завтра комиссия по социально-экономическому развитию ЮФО во главе с Козаком обсудит, как поднять качество работы федеральных органов власти в регионах. Изучив их деятельность, группа замминистра экономразвития Андрея Шаронова пришла к неутешительному выводу: штат федеральных чиновников на местах разбухает, только за 2005 г. он вырос в стране почти на треть. В ЮФО сегодня числится 258 000 федеральных госслужащих, причем на одного сотрудника региональных органов приходится семь представителей центра. Платят им в 1,5 раза меньше, чем регионалам, поэтому лучшие специалисты не задерживаются, отмечается в заключении группы для комиссии Козака. По словам источника в комиссии Козака, на этот раз задумано делегировать вниз девять полномочий, включая контроль и надзор в сфере образования и образовательных стандартов, экологический контроль и технологический надзор, права собственности в федеральных унитарных предприятиях и госучреждениях, надзор в сфере охраны труда. “Мы лишь закрепим реальное положение, когда федералы де-юре подчиняются Москве, а фактически во всем зависят от губернатора”, — говорит чиновник. Часто полномочия для решения региональных проблем находятся у федеральных чиновников, которые местным властям не подчиняются, а перед федеральными структурами ответственности по факту не несут из-за того, что проблемы-то сугубо местные, рассказывает президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Он уверен, что делегирование полномочий упростит схему госуправления в регионах, сделает ее логичнее и эффективнее. Козак уже задумал ввести показатели эффективности работы губернатора, напоминает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. С помощью критериев оценки регионального органа власти центр сможет лучше контролировать динамику развития регионов, полагает он. Передача части полномочий не отменяет необходимости более слаженной координации деятельности федеральных и территориальных органов, говорит директор Института региональной политики Булат Столяров: “Умный губернатор формирует расширенное правительство, в котором руководители федеральных терорганов наравне с местными администрациями решают проблемы региона”.

 

 

Список литературы

 

  1. Газета "Южный Федеральный", N 40(115) от 22.10.2003 г.
  2. «Экономическая география мира (общий обзор)». – Н. В. Алисов, Б. С. Хорев // Москва, 2000 г.
  3. «Инфраструктура регионов мира (учебник)» М. П. Комаров // СПб, 2000 г.
  4. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2002.
  5. «Эксперт», 22 февраля 2004 г., № 6 (№ 407)



Информация о работе Экономика Южного Федерального Округа