Экономика как наука и сфера деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 21:21, реферат

Описание работы

Экономика – это наука об оптимальном и эффективном использовании ограниченных ресурсов с целью удовлетворения потребностей людей, фирм и об-ва в целом.
Предмет экономики:
Хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества за счет создания благ.
Совокупность экономических отношений, складывающихся в общественном производстве.

Файлы: 1 файл

ekonomika_lektsii.docx

— 124.01 Кб (Скачать файл)

Закон замещения – при  полном использовании ресурсов и  неизменной технологии увеличение объема производства одного товара приводит к сокращению объема производства другого.

Закон возрастающих вмененных  издержек – по мере увеличения объема производства, вменённые издержки возрастают в связи с дополнительными расходами и увеличением риска.

Закон убывающей отдачи –  непрерывное увеличение использования  одного ресурса в сочетании с  неизменным количеством других ресурсов сначала снижает рост его производительности, а потом и сокращает ее.

 

Теория рынка

    1. Рынок – конкурентный механизм, управляющий движением спроса и предложения и отражающий з взаимодействие через систему цен.

Условия возникновения рынка:

  1. Свобода предпринимательской деятельности
  2. Наличие конкурентных механизмов
  3. Наличие необходимых структурных элементов – спроса, предложения и цены
  4. Наличие и развитие инфраструктуры рынка
  5. Стабильная финансовая и денежно-кредитная система

Функции рынка:

  1. Посредническая
  2. Ценообразующая
  3. Регулирующая
  4. Санирующая
  5. Информационная

Классификация рынков:

  1. По географическому признаку:
    1. Внешние – за регионом
    2. Внутренние – в регионе
  2. По экономическому назначению товаров:
    1. Рынок ресурсов
    2. Рынок конечных товаров
  3. По уровню насыщения:
    1. Равновесные
    2. Избыточные
    3. Дефицитный
  4. По характеру продаж:
    1. Оптовые
    2. Розничные
  5. По степени регулирования:
    1. Регулируемые
    2. нерегулируемые
  6. по уровню развития конкуренции:
    1. совершенной конкуренции
    2. несовершенной конкуренции.

 

Инфраструктура рынка  – комплекс предприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование рыночного  механизма (торговые компании, транспорт. компании, страховка и т.д.).

 

    1. Спрос – платежеспособная потребность в определенное время и на определённый товар.

Объем спроса – это определенное количество товаров в определённое время и по определенной цене.

Факторы спроса:

  1. Ценовые факторы – цена товара, доход потребителя.
  2. Неценовые факторы:
    1. Изменение потребительских предпочтений;
    2. Рекламные мероприятия;
    3. Число покупателей;
    4. Изменение цен на товары заменяющие и дополняющие;
    5. Изменение структуры населения и экономики в целом;
    6. Традиции и обычаи

 

Закон спроса – при прочих равных условиях повышение цены вызывает снижение объема спроса и наоборот.

Случаи, в которых закон  спроса не действует:

  1. Дефицитные товары
  2. Ажиотажный спрос, вызванный возможным повышением цен
  3. Продажа предметов роскоши и товаров первой необходимости

Парадокс Гиффена – при увеличении цены на товар, объем спроса на него также увеличивается.

Эффект Веблена – при снижении цен на товар, объем спроса на него также сокращается

Виды спроса:

  1. Индивидуальный – количество товаров, которое способен приобрести один покупателей.
  2. Рыночный – это объем всех покупок на определенном рынке определенных товаров.
  3. Совокупный – объем покупок в масштабах национальной экономики.

 

    1. Предложение – желание и способность производителя предлагать товар на рынке.

Объем предложения – это  количество товаров, вынесенных для продажи на рынке в определенное время т по определенной цене.

Факторы предложения:

  1. Цена товара
  2. Издержки производства и продажи
  3. Неценовые:
    1. Изменение затрат в результате внедрения достижений НТП;
    2. Выход новых фирм на рынок
    3. Изменение цен на товары дополняющие и заменяющие
    4. Технологические возможности производства
    5. Уровень доходов и дотаций
    6. Перспективы развития отрасли
    7. Природные катастрофы
    8. Политические изменения в стране

Закон предложения – при  прочих равных условиях повышения цены на товар будет вызывать увеличение объема его предложения

Виды предложения:

  1. Индивидуальное – количество товара, предлагаемое одним производителем
  2. Рыночное – количество товаров, предлагаемое всеми продавцами на одном рынке.
  3. Совокупное – весь объем товаров и услуг, предлагаемых в масштабах национальной экономики

Рыночное равновесие –  ситуация на рынке, когда объем спроса равен объему предложения и сформирована равновесная или рыночная цена.

Дефицит – ситуация на рынке, когда объем спроса превышает  объем предложения (ниже точки равновесия).

Перепроизводство – ситуация, когда объем предложения выше объема спроса.

Эластичность спроса –  это степень  изменения объема спроса, в зависимости от ряда факторов:

  1. Эластичность спроса по цене -  отношение изменения объема спроса к изменению уровня цен.

 

 

  1. По доходам – отношение изменение объема спроса к изменению доходов.

 

 

  1. Перекрестная эластичность – отношение изменения объема спроса на один товар к изменению цены другого товара.

 

 

Эластичность предложения  – относительное изменение объема предложения к изменению цен  на товар.

 

 

Значение коэффициентов  эластичности:

  1. >1 – спрос и предложение эластичны, значит подвержены серьезным изменениям.
  2. =1 – единичная эластичность – пропорциональное изменение цены или дохода, вызывает пропорциональное изменение спрос и предложения.
  3. < 1 – спрос и предложение не эластины, а значит изменение цены или дохода незначительно влияет на объем спроса и предложения.

Гос. регулирование в рыночной экономике проводится за счет косвенных методов, к которым относятся следующие:

  1. Налоговая политика – предусматривает изменение налоговых ставок и налоговых режимов
  2. Гос. финансовая поддержка в форме дотаций и субсидий
  3. Система гос. заказов

Прямые методы регулирования:

  1. Фиксация цен
  2. Установление квот на производство (продажу) товаров и услуг

 

 

Теория конкуренции  и монополии

    1. Конкуренция – это соперничество между участниками рынка за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью монемизации.

Условия возникновения:

  1. Полная хозяйственная (экономическ<span class="List_0020Paragraph__

Информация о работе Экономика как наука и сфера деятельности человека